Главные вкладки

    «Разделительный мягкий знак» урок по русскому языку во 2 классе. Образовательная система «Школа России».
    план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

    Парамонова Любовь Владимировна

     

    Цель: Обучение правописанию слов с разделительным мягким знаком.

    Задачи: Рассмотреть случаи правописания слов с разделительным мягким знаком. Учить разграничивать функции мягкого знака в словах. Повторить звукобуквенный анализ слова, деление слов на слоги, выделение грамматической основы в предложении.

    Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь.

    Воспитывать интерес к предмету, умение видеть красоту слова.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 56»

    пгт. Промышленная Промышленновского района

    Кемеровской области

             

    «Разделительный мягкий знак»

    урок по русскому языку во 2 классе

    образовательная система «Школа России»

                                                                       

                                                                               

                                                                           Составитель:

                                                                     Парамонова Любовь Владимировна,

                                                                           учитель начальных классов

       

                                                                       

    Промышленная

    2013

    Тема: Разделительный мягкий знак. (Изучение нового)

    Цель: Обучение правописанию слов с разделительным мягким знаком.

    Задачи: Рассмотреть случаи правописания слов с разделительным мягким знаком. Учить разграничивать функции мягкого знака в словах. Повторить звукобуквенный анализ слова, деление слов на слоги, выделение грамматической основы в предложении.

    Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь.

    Воспитывать интерес к предмету, умение видеть красоту слова.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Минутка чистописания.

    (запись на доске)

    чьи чья чье чью чи чя че чю

    - Определите закономерность в написании данного ряда.

    - На какие бы две группы вы разделили данные буквосочетания?

    - Каких буквосочетаний при написании не должно быть?

    - Запишите данный ряд буквосочетаний в тетрадь.

    1. Словарно – орфографическая работа.

    - Прочитаем записанные на доске слова орфографически правильно:

    Учитель, мальчик, тетрадь, карандаш, девочка.

    - Сейчас я заменю слова иллюстрациями. С новой строки запишите слово, иллюстрация к которому отсутствует. (учитель)

    - Запишите слово, состоящее из трех слогов с безударной гласной в 1 и 2 слоге. (карандаш)

    - Запишите слово с сочетанием чк. (девочка)

    - Запишите слово, состоящее из двух слогов, в котором мягкость согласного обозначает ь знак. (тетрадь)

    - Поставьте в записанных словах ударение, подчеркните безударные гласные.

    - Что общего у записанной группы слов? (словарные слова, относятся к имени существительному)

    - На какие бы две группы вы разделили записанные слова? По какому признаку? (одушевленные и неодушевленные; с мягким знаком и без мягкого знака)

    1. Постановка цели и задач урока.

    - Сегодня на уроке мы продолжим работать над правописанием слов с разделительным мягким знаком и с ь знаком для обозначения мягкости согласных звуков.

    1. Изучение нового материала.

    - Какую роль выполняет мягкий знак в записанных вами словах? (обозначает мягкость согласного)

    - А в каких случаях ь знак будет разделительным? Давайте обратимся к примерам. Прочитайте:

    пю – пью бет – бьет чи – чьи семя – семья

    - В каких случаях мы прочитали слова, а в каких – только слог?

    - Что случится со словами, если убрать ь знак?

    -  Между какими буквами стоит мягкий знак?

    - как мы его называем в таком случае?

    - Сделайте вывод: (разделительный ь знак пишется перед буквами е, е, ю, я и показывают, что согласный звук не сливается с гласным)

    Перед е, е, и, ю, я

    Я в корнях стою, друзья!

    - Верно, ли мы сделали вывод? Давайте обратимся к учебнику стр. 139. Прочитайте правило, приведите примеры.

    1. Закрепление изученного материала.

    - Звукобуквенный анализ слова вьюга (один ученик работает на невидимой части доски)

    - Проверка по доске.

    - Ребята, кто сможет объяснить, что такое вьюга? (снежная буря)

    1. Физминутка.

    - А сейчас немного поиграем. Встаньте, пожалуйста. Если я назову слово, в котором ь знак – показатель мягкости согласного – вы выполняете наклоны вперед; если называю слово с разделительным ь знаком – приседаете; если называю слово без мягкого знака – хлопаете в ладоши. (слова записаны на карточках, учитель их показывает)

    дикабр, снижынки, вюга, хлопя, снек, метел

    - Вас что – то удивило в записи слов?

    - Давайте исправим ошибки, объясним встретившиеся орфограммы.

    - Какой темой объединены все слова?

    - Как вы понимаете значение слова хлопья? Хлопья чего могут быть? (хлопья – пушистые комья чего – нибудь; хлопья – размягченные зерна как пищевой продукт)

    - Объясните значение слова метель. (сильный ветер со снегом)

    - Какой вы представляете зиму?

    - Чтобы ярче представить картину зимы я попрошу вас закрыть глаза и мысленно нарисовать иллюстрацию к прочитанному. (музыка)

                  Хорошо в зимнем л(е, и)су! Дерев(ь)я стоят в серебристом инее. Хорош(и,ы) ели в красивом снежном наряде. В морозном воздухе слышен каждый звук. На вечернем небе зажглис(ь) звездоч(ь)ки. Они освещ(а, я)ют зеленоватым светом вес(ь) лес.

    - Какую картину зимнего леса вы представили, слушая этот текст?

    - Как вы понимаете выражение «серебристый иней»? (серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета; иней – тонкий слой ледяных кристаллов)

    - У вас на партах лежит текст, с которым мы сейчас работали. Работаете в парах. Вставьте на карточке пропущенные орфограммы, объясните их правописание.

    - Проверяем вслух.

    - Ребята, а ведь о том, какая зима, можно узнать еще и из пословиц и поговорок. Приведите примеры (это задание предусматривало домашнее задание предыдущего урока).

    1. Проверка домашнего задания.

    - Прошу вас привести примеры подобранных вами пословиц и поговорок о зиме, указывая встретившиеся орфограммы.

    - Одновременно я приглашаю на невидимой части доски поработать двух обучающихся:

    А) Выписать из текста второе предложение, выделить основу.

    Б) Списать слова, разделить их на слоги, подчеркнуть разделительный ь знак: коньки, сосульки, январь, вьюга, метель.

    1. Итог урока.

    - Итак, какую роль выполняет ь знак в словах? Приведите примеры.

    1.  Проверочная работа. Распределительный диктант.

    - Любите отгадывать загадки? Сейчас будете распределять отгадки в два столбика. В первый столбик будете записывать слова с разделительным ь знаком, во второй – где мягкий знак показатель мягкости согласного.

    А) Красногрудый, чернокрылый,

    Любит зернышки клевать,

    С первым снегом на рябине

    Он появится опять. (снегирь)

    Б) Хозяин лесной просыпается весной,

    А зимой под вьюжий вой

    Спит в избушке снеговой. (медведь)

    В) Осенью кружатся, на землю ложатся,

    С земли не встают, там и гниют. (листья)

    Г) Сладкоежек исцелит замечательное зелье,

    Даже Карлсон и тот, полагался на … (варенье)

    Д) Растет она вниз головою,

    Не летом растет, а зимою,

    Но, солнце ее припечет,

    Заплачет она и умрет. (сосулька)

    Е) Розовая спинка, на спинке щетинка

    Хвост крючком, нос пятачком. (свинья)

    Ж) Словно царскую корону, носит он свои рога

    Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга. (олень)

    З) На поляне возле елок дом построен из иголок.

    За травой не виден он, а жильцов в нем миллион. (муравьи)

    И) Назовите – ка, ребятки, месяц в этой вот загадке.

    Дни его – всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.

    На поля и на луга до весны легли снега.

    Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год. (декабрь)

    К) Есть, ребята, у меня два серебряных коня.

    Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (коньки)

    - Проводим взаимоконтроль по образцу:

    А) листья, варенье, свинья, муравьи;

    Б) снегирь, медведь, сосулька, олень, декабрь, коньки.

    1.  Домашнее задание.

    - Дома я попрошу вас подобрать стихотворение о зиме, в котором бы встречались слова на изученную орфограмму. Записать его на альбомный лист, на месте орфограмм оставить пробелы. Оформить иллюстрацией.

    - Урок окончен. Спасибо за работу!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка во 2 классе(Образовательная система «Школа 2100» авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева) Текст Урок 24 (20). Тема: Конструирование текстов.

    ТекстУрок 24 (20).Тема: Конструирование текстов.Цель:  – развитие умения устной речи – «достраивание» неоконченного текста (создание начала, концовки по имеющимся фрагментам текста)....

    Рабочая программа по русскому языку для 2 класса Образовательная система «Школа 2100»

    Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осоз...

    Рабочая программа по русскому языку для 2 класса Образовательная программа "Школа России"

    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на...

    Календарно-тематическое планирование во 2 классе. Образовательная система "Школа России"

    Календарно-тематическое планирование во 2 классе. Образовательная система "Школа России"...

    Календарно-тематическое планирование во 2 классе. Образовательная система "Школа России"

    Календарно-тематическое планирование во 2 классе. Образовательная система "Школа России"...