Урок русского языка (развитие речи): Использование имён прилагательных для образности речи.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Куликовская Оксана Петровна

 

Развитие эмоциональности у младших школьников на основе здовьесберегающих технологий.   Применение технологии развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений в урочной деятельности. УМК «Школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой  (подходит для любой программы по русскому языку по теме: Имена прилагательные). Урок русского языка 3 класс. Развитие речи.Тема: Использование имён прилагательных для образности речи.

Цель: формировать умение использовать в речи имена прилагательные для создания яркого образа с применением технологии образно- пластических движений.

<m� tx����-size:14.0pt;line-height:115%'="">

 

Задачи:

1.     Обогащение лексики учащихся: формировать умение подбирать имена прилагательные, составлять словосочетания,  подать синонимы и антонимы и использовать их в речи (предметные УУД, личностные УУД, познавательные УУД);

2.     Расширение кругозора учащихся по теме «Первоцветы» (личностные УУД, познавательные - общепредметные;

3.     Формировать умение структурировать свои знания в виде модели – кластера (познавательные – логические УУД).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональности у младших школьников на основе здовьесберегающих технологий.

Применение технологии развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений в урочной деятельности.

УМК «Школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой

(подходит для любой программы по русскому языку по теме: Имена прилагательные).

Урок русского языка 3 класс. Развитие речи.

Учитель начальных классов: Куликовская Оксана Петровна

МАОУ СОШ № 118 города Нижнего Новгорода

Тема: Использование имён прилагательных для образности речи.

Цель: формировать умение использовать в речи имена прилагательные для создания яркого образа с применением технологии образно- пластических движений.

Задачи:

  1. Обогащение лексики учащихся: формировать умение подбирать имена прилагательные, составлять словосочетания,  подать синонимы и антонимы и использовать их в речи (предметные УУД, личностные УУД, познавательные УУД);
  2. Расширение кругозора учащихся по теме «Первоцветы» (личностные УУД, познавательные - общепредметные;
  3. Формировать умение структурировать свои знания в виде модели – кластера (познавательные – логические УУД).

Оборудование:

  1. Компьютер;
  2. Проектор;
  3. Экран  или интерактивная доска;
  4. Презентация Microsoft Office PowerPoint;
  5. Музыкальный центр, аудиодиски;
  6. У детей значки, обозначающие варианты;
  7. Раздаточный материал для работы в группах;
  8. Толковые словари, энциклопедии, научная литература, Красная книга;
  9. Ноутбук для выхода в интернет;
  10. Атрибуты для инсценировки.

Ход урока.

1

Организация класса. Эмоциональный настрой.

УУД

(Слайд 1) - У  меня такое прекрасное настроение! Так хочется с вами поделиться! А знаете почему? Я увидела сегодня на пригорке жёлтые огоньки на коротеньких ножках? 

Как привет солнышка. Кто догадался? Что это?(Слайд 2)

-  А сможете показать ручками, как распускается весенний цветок на встречу солнцу? (упражнение цветок: образуем из пальцев бутон. Я дотронусь, а вы резко раскроете свой бутон.)

Учитель читает  стихи и идёт по классу:

Как прекрасны и просты
Мать-и-мачехи цветы,
Вырастают из-под снега,
Как забытые мечты.
Среди улиц и полей,
Средь берёз и тополей,
Словно солнечные брызги,
На проснувшейся земле.


- Конечно, мне хочется поделиться с вами не только эмоциями, но и знаниями, поработать с вами вместе. Как говорят одна голова хорошо, а две лучше.

-  Чтобы работать успешно, настройтесь на работу. Повернитесь к соседу, улыбнитесь и скажите «Буду рад твоей помощи», но мы сегодня будем ещё работать в четвёрках, четвёрки обменяйтесь улыбками и добрыми словами.

Коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. Детям даётся образец монолога, развивается умение слушать;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

2.

Актуализация знаний.

- Вот и зажглись в классе солнечные улыбки как цветочки мать- и – мачехи. А кто знает, почему так называется цветок? Ваши предположения. (Слайд 3)

- Правильно листья у цветка с одной стороны гладкие прохладные, холодные – как мачеха, а с другой стороны нежные, пушистые, мягкие, как родная мать. Как в сказках. А вы умеете писать сказки. Можно попробовать.

- Какие части речи помогли нам рассказать о мать и мачехе?

(прилагательные) что вы знаете об имени прилагательном? (Слайд 4)

-  Прилагательные станут нашими помощниками. Вырастить на уроке нам нужно будет необыкновенный  цветок. Какой он будет, я не знаю.

- когда появляется мать и мачеха? Как называются такие цветы? (первоцветы, подснежники)

- Что обозначает это слово (состав), что подскажет значение слова? Хочется вам стать настоящими  исследователями узнать больше о  значении слова? Какие бывают первоцветы?

Первая группа: ищет ответ в справочной литературе.

Вторая: интернет.

Третья: словарь.

Четвёртая: источник – люди комиссия.

Поделимся знаниями , что кто узнал. (Слайд 5)

Кто сам видел первоцветы? Представим, что вы идёте по лесу и вдруг видите полянку с подснежниками . Покажите, есть смельчаки. Постарайтесь передать какой походкой вы идёте, как ?

Задумчиво, весело, удивлённо или рассеянно.

Что вы сделаете? (2-3 ребёнка) (ситуация – абстрактная деятельность). (слайд 6, 7)

Приводим к выводу, что рвать нельзя. Подснежники занесены в красную книгу.

Красный – цвет опасности. Занесены редкие растения. (8)

Познавательные универсальные учебные действия: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; 

логические действия:

анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Коммуникативные;

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Личностные УУД: нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

3

 Постановка проблемы.

А как же  рассказать о  необыкновенной красоте этих цветов, о ваших впечатлениях маме, какие слова подобрать?

Нет ли у вас на столе того, что вам поможет (маркеры, прилагательные)

Поработайте в парах, выделите маркером подходящие имена прилагательные.

 Продолжить фразу :Мама,  я увидел(а)  …. Цветы. У них…стебель, …лепестки. (Слайд 9)

Юный, старый, нежный , грубый, бархатистый, мощный, хрупкий, крепкий, маленький, большой, миниатюрный, огромный, мелкий, тоненький , мощный, толстый, мрачный, светлый, зимний, весенний, тёмный, мрачный, серебристый, гордый, скромный, смущённый, хрустальный.

 Может кто-то заметил в словах что-то интересное.

 Мои умницы!

Вы подарили мне целый букет эмоций, в моей душе звучит необыкновенная мелодия.  Как- будто расцветает какой – то цветок. Может это подсолнух?  Нет, а почему?

(Чайковский. Апрель.  Подснежник.)

 Какая эта музыка?  Назовите 5 прилагательных передающих характер музыки.

 Почему вы использовали одинаковые прилагательные для описания музыки и цветов.

Музыка нарисовала нам такой же образ цветка звуками.

Познавательные универсальные учебные действия: Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации ;извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. Постановка и решение проблем.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

4

 Постановка и решение проблемы. Создание пластических образов.

Может, вы знаете ещё произведения, где описан первый весенний цветок.

Читали сказку Андерсена «Подснежник».

У каждой четвёрки есть задания:

1 группа: Выразительное чтение эпиграфа к музыке Чайковского.

"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином..."
А.Н.Майков

2, 3 ;4 , 5 группа: выбрать прилагательные - эпитеты, но только относящиеся к цветку.

Подснежник — самое раннее мелколуковичное растение, которое действительно пробивается из земли и зацветает с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Растение это изящное, хрупкое, нежное, с белоснежными лепестками.

Маленький, хрупкий, загадочный джин,
Разве не видишь — совсем ты один.
Сквозь снег пробиваешься ранней весной.
Забвенно любуешься сам ты собой.

Снег не растаял, вьюги могут мести,
  Кто же заставил тебя расцвести?
  Мерзнешь и тянешься к солнцу один,
 Средь снежной пустыни ты сейчас господин.

Весенний волшебник,
Мохнатый подснежник,
Напился из льдинки,
Раздвинул травинки,
Стоит возле шишки
Смущенным парнишкой,
Потупивши глазки
От солнечной ласки...

В небольшой проталине,
Рядышком с сосной,
На пригорке маленьком,
Раннею весной.
Самый-самый первый,
И смелый, и очень нежный,
Распустился с надеждой и с верой,
Синий цветок подснежный. 

Выглянул подснежник

    В полутьме лесной -
                       Маленький разведчик,
                          Посланный весной;

Что ещё понравилось в этих стихах?

6 группа: инсценировка (чтение по ролям).

 Как мне это надоело! — сказал цветок. — Все тело ноет! Я должен потянуться, выпрямиться и выйти на волю, я должен поклониться лету и пожелать ему доброго утра. Ах, какое это будет счастье! 

Цветок встал, потянулся и приналег на свою оболочку, размякшую от теплой земли, талой воды и солнечных лучей. Он рванулся вверх, неся на зеленом стебле бледно-зеленый бутон, бережно прикрытый узкими плотными листочками, и очутился в снегу. Снег был холодный, но весь просвечивал, и пробиться сквозь него было куда легче, а солнечные лучи были теперь совсем близко, так близко, как никогда прежде. Они звенели и пели: 

— Добро пожаловать! Добро пожаловать! И цветок поднялся из снега навстречу светлому солнечному миру. Лучи гладили и целовали его так нежно, что он совсем раскрылся. Он стоял, белый, как снег, смущенно и радостно склонив голову. 

Соединим образы музыкальный, литературный и пластический. (инсценировка) Вам понравились артисты?

Умницы!!

-Как захотелось увидеть целую поляну цветов!

Давайте вместе! Первый подснежник – разведчик! И за ним появляются прекрасные цветы, разные, каждый со своим характером! Покажите, как упорно пробивается хрупкий, но сильный цветочек к солнышку.  Не забывайте, что вы первые цветы,  они удивлённо смотрят на мир, ведь они видят его в первый раз. (Танцуют и плавно садятся на место)

 

Познавательные УУД: Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.

Коммуникативные;

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; определение функций участников, способов взаимодействия ( в инсценировке), владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные:  оценка - осознание качества и уровня усвоения, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий (упражнения на создание пластического образа с использованием выразительных

движений).

5

Подведение итогов. Рефлексия.

Пока мы любовались сказочной полянкой, у нас на доске тоже расцвёл необычный цветок. Цветок ваших мыслей и знаний.

Отправьте от каждой группы разведчика, который может быстро расшифровать послание.

 А в это время, каждая четвёрка  - команда работает над своим  зашифрованным текстом, посланием весны. Нужно вставить необходимые прилагательные.

 1. В (каком?) лесу под (каким?) снегом прячется (Какой?) подснежник. Он ждёт (какую?) весну.

2. В его (каком?) сердце живёт (какая?) надежда. Пригреет (какое?) солнце.

3. И его (какой?) стебелёк пробьёт (какой?) снег. Распустятся (какие?) листья.

4. Поднимет  весенний волшебник (какую?) головку.  Тронет (какой?) ветерок (какие?) лепестки.

5.Зазвенят они (какой?) песенкой.  И проснётся лес от (какого?) сна.

6. Такой маленький  (какой?) цветочек, а такой (какой?). Весь лес разбудил!

 Или 6 группа стих придумывает:  

на проталинке    цветочек маленький  

льдинки   травинки

бело – серебристый   искристый

весенний волшебник

маленький и нежный

- Разведчики готовы (зачитывают надписи на лепестках).

Лепестки необычные попробуйте перевернуть.

 Читают прилагательные с обратной стороны сразу.

 - зацветают ранней весной – первые, ранние

-другое название подснежники – белоснежные, нежные

- разные виды первоцветов – разные

- занесены в красную книгу – редкие и неповторимые.

- образы  в искусстве – удивительные

- форма  - хрупкие

 Что общего в словах? (прилагательные) Можете застыть на секунду в образе цветка. Составить букет.

 Прекрасно!

- Думаю, ваши товарищи прекрасно справились с заданием,  читаем по цепочке, не останавливаясь, чтобы получилась целостная картина.

-Молодцы!  Пока шёл урок, весна всё больше вступала в свои права.

- А когда весна наденет свой нарядный сарафан и зацветут сотни самых разных цветов. Попробуем почувствовать их волшебный аромат. Закройте глазки, представьте, что обнимаете охапку цветов и вдыхаете аромат. (Чайковский «Вальс цветов»)

 - Что у нас здесь, я уйду, а на память у вас останется не только умения и знания, но и полянка цветов.  Посадим полянку.  А мне на память оставьте свою полянку, на каждом подснежнике напишите одно прилагательное :какой? Урок.

- Вы мне очень помогли. Надеюсь, вам захотелось ещё узнать о подснежнике.  Прочитайте чудесную сказку латышской писательницы Анне Саксе «Подснежник» вместе с учителем.

- Спасибо.

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.  

Познавательные УУД: Общеучебные: структурирование знаний (создание кластера); моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (работа в группе).

Личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; умение выделить нравственный аспект поведения (воспитание бережного отношения к природе).

Раздаточный материал:

№ 6.  Текст сказки – отрывок Андерсен «Подснежник». Прочитать по ролям.

Как мне это надоело! — сказал цветок. — Все тело ноет! Я должен потянуться, выпрямиться и выйти на волю, я должен поклониться лету и пожелать ему доброго утра. Ах, какое это будет счастье! 

Цветок встал, потянулся и приналег на свою оболочку, размякшую от теплой земли, талой воды и солнечных лучей. Он рванулся вверх, неся на зеленом стебле бледно-зеленый бутон, бережно прикрытый узкими плотными листочками, и очутился в снегу. Снег был холодный, но весь просвечивал, и пробиться сквозь него было куда легче, а солнечные лучи были теперь совсем близко, так близко, как никогда прежде. Они звенели и пели: 

— Добро пожаловать! Добро пожаловать! И цветок поднялся из снега навстречу светлому солнечному миру. Лучи гладили и целовали его так нежно, что он совсем раскрылся. Он стоял, белый, как снег, смущенно и радостно склонив голову. 


№ 1. Выразительное чтение.

"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином..."
А.Н.Майков


Найди в тексте имена прилагательные, которые относятся только к подснежнику.

№ 2. Подснежник — самое раннее мелколуковичное растение, которое действительно пробивается из земли и зацветает с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Растение это изящное, хрупкое, нежное, с белоснежными лепестками.

№ 3. Найди в тексте имена прилагательные, которые относятся только к подснежнику.

Маленький, хрупкий, загадочный джин,
Разве не видишь — совсем ты один.
Сквозь снег пробиваешься ранней весной.
Забвенно любуешься сам ты собой.

Снег не растаял, вьюги могут мести,
  Кто же заставил тебя расцвести?
  Мерзнешь и тянешься к солнцу один,
 Средь снежной пустыни ты сейчас господин.


№ 4. Найди в тексте имена прилагательные, которые относятся только к подснежнику.

Весенний волшебник,
Мохнатый подснежник,
Напился из льдинки,
Раздвинул травинки,
Стоит возле шишки
Смущенным парнишкой,
Потупивши глазки
От солнечной ласки...


№5.  Найди в тексте имена прилагательные, которые относятся только к подснежнику.

В небольшой проталине,
Рядышком с сосной,
На пригорке маленьком,
Раннею весной.
Самый-самый первый,
И смелый, и очень нежный,
Распустился с надеждой и с верой,
Синий цветок подснежный. 

Выглянул подснежник

В полутьме лесной

Маленький разведчик, 

Посланный весной.

       

 Прочитайте текст. Вместо вопросов вставьте имена прилагательные.

1. В (каком?) лесу под (каким?) снегом прячется (Какой?) подснежник. Он ждёт (какую?) весну.

*Если хочешь, выполни дополнительное задание, попробуй сочинить мини- стихотворение о подснежнике. Слова тебе помогут.

на проталинке    цветочек маленький  

льдинки   травинки

бело – серебристый   искристый

весенний волшебник

маленький и нежный


Прочитайте текст. Вместо вопросов вставьте имена прилагательные.

2. В его (каком?) сердце живёт (какая?) надежда. Пригреет (какое?) солнце.

*Если хочешь, выполни дополнительное задание, попробуй сочинить мини- стихотворение о подснежнике. Слова тебе помогут.

на проталинке    цветочек маленький  

льдинки   травинки

бело – серебристый   искристый

весенний волшебник

маленький и нежный


Прочитайте текст. Вместо вопросов вставьте имена прилагательные.

3. И его (какой?) стебелёк пробьёт (какой?) снег. Распустятся (какие?) листья.

*Если хочешь, выполни дополнительное задание, попробуй сочинить мини- стихотворение о подснежнике. Слова тебе помогут.

на проталинке    цветочек маленький  

льдинки   травинки

бело – серебристый   искристый

весенний волшебник

маленький и нежный


Прочитайте текст. Вместо вопросов вставьте имена прилагательные.

4. Поднимет  весенний волшебник (какую?) головку.  Тронет (какой?) ветерок (какие?) лепестки.

*Если хочешь, выполни дополнительное задание, попробуй сочинить мини- стихотворение о подснежнике. Слова тебе помогут.

на проталинке    цветочек маленький  

льдинки   травинки

бело – серебристый   искристый

весенний волшебник

маленький и нежный

Прочитайте текст. Вместо вопросов вставьте имена прилагательные.

5.Зазвенят они (какой?) песенкой.  И проснётся лес от (какого?) сна.

*Если хочешь, выполни дополнительное задание, попробуй сочинить мини- стихотворение о подснежнике. Слова тебе помогут.

на проталинке    цветочек маленький  

льдинки   травинки

бело – серебристый   искристый

весенний волшебник

маленький и нежный


Прочитайте текст. Вместо вопросов вставьте имена прилагательные.

6. Такой маленький  (какой?) цветочек, а такой (какой?). Весь лес разбудил

*Если хочешь, выполни дополнительное задание, попробуй сочинить мини- стихотворение о подснежнике. Слова тебе помогут.

на проталинке    цветочек маленький  

льдинки   травинки

бело – серебристый   искристый

весенний волшебник

маленький и нежный

Подчеркни прилагательные, которые характеризуют подснежник.

Юный, старый, нежный, грубый, бархатистый, мощный, хрупкий, крепкий, маленький, большой, миниатюрный, огромный, мелкий, милый.

Подчеркни прилагательные, которые характеризуют подснежник.

Тоненький, мощный, толстый, мрачный, светлый, зимний, весенний, тёмный, мрачный, серебристый, гордый, скромный, смущённый, хрустальный.

Информационные ресурсы:

  1. Вербовская, Е.В., Лебедев, Ю.А., Филиппова, Л.В. Психомоторное и эмоциональное развитие шестилетнего ребёнка средствами выразительных экспрессивных движений: учебное пособие/ Е.В. Вербовская, Ю.А.Лебедев,Л.В.Филиппова. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2007.- 296 с.
  2. Занозин Дмитрий Александрович  «Формирование универсальных учебных действий школьников  в контексте ФГОС»: учебное пособие / Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2011 г.
  3. Иванов С.В.: Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2011г.
  4. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2010г.
  5. http://ru.wikipedia.org
  6. http://www.florets.ru
  7. http://www.countrysideliving.net/
  8. http://shkolazhizni.ru/
  9. http://www.hobbitaniya.ru
  10. http://www.numama.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

Урок русского языка 4 класс «Образование имён прилагательных».

Цель: познакомить с образованием имён прилагательных, формировать умение образовывать имена прилагательные, развивать орфографическую зоркость....

Урок русского языка по теме "Склонение имён прилагательных"

Урок по программе "Начальная школа XXI века", проведённый в 3 классе....

Конспект урока русского языка «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательн...

Технологическая карта урока русского языка «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» 2 класс УМК "Школа России"

Задачи урокаДидактические:Знать роль прилагательных, близких и противоположных по значению в текстеУметь подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.Развивающие:Раз...

Конспект урока русского язык на тему "Роль имён прилагательных в речи"

Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Урок составлен для 3 класса по образовательной программе «Школа России». Он относится к разделу «Имя прилагательное», ...