Рабочая программа по русскому языку 3 класс (2100)
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку разработана для 3 класса по программе "2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_3_kl.doc | 438 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение города Калининграда
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
начальная школа – детский сад №72
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
____________русский язык_____________
(наименование учебного предмета, курса дисциплины, модуля)
_____________________3______________________
(класс)
_________________2013 - 2014____________________
(срок реализации)
г. Калининград
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Русский язык для четырехлетней начальной школы» в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100». Нормативно-правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ №273 от 22.12.2009 года);
3.Основная образовательная программа МАОУ начальной школы – детского сада №72 на 2011-2015 годы;
4.Положение о рабочей программе педагога.
Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальная школа – детский сад №72 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся третьего класса.
Основная цель обучения русскому языку на этой ступени обучения состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка в соответствии с возрастной категорией.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры в соответствии с уровнем учащихся третьего класса;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка в соответствии с уровнем учащихся третьего класса;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Актуальность программы заключается в том, что:
1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
4) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Филология». Программа учебного курса рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю), в которые входит внутрипредметный модуль «Развитие речи» (41 ч.)
Введение данного модуля обусловлено тем, что у многих детей присутствуют нарушения компонентов языковой системы, такие как:
- нарушение звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок фонематического типа;
- ограниченный словарный запас;
- наличие многочисленных словесных замен;
-бедность и стереотипность синтаксического оформления речи; использование преимущественно простых распространенных предложений.
Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений из учебника «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться составлять план решения проблемы совместно с учителем;
- совместно с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация);
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и понимать речь других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения предмета «Русский язык» в 3 классе является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непро- износимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),
- образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Оценка усвоения знаний и умений в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.
Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать, или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
Положительные оценки и отметки за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым темам.
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебник «Русский язык» 3 кл.; «Проверочные и контрольные работы по русскому языку».
Тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Из них отведено на внутри-, межпредметные модули | Количество часов на лабораторные, проектные, проверочные, творческие работы | Количество часов на контрольные работы | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные | ||||||
1. | Вводный урок. | 2 | 1 | Познакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику | Познавательные: Использовать готовые знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов; -находить необходимую информацию в учебнике. Регулятивные: -уметь организовывать свое рабочее место и работу. Коммуникативные: -уметь задавать уточняющие вопросы | ||
2. | Повторение | 9 | 2 | Пров.- 1 | 1 | Называть отличительные признаки слова, предложения, текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Находить в словах изученные орфограммы, группировать слова с изученными орфограммами. Графически обозначать выбор написания, находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. | Познавательные: - сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям. Регулятивные: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклас- сниками и самостоятельно. Коммуникативные: -оформлять свою мысль в устной и письменной речи; -обосновывать высказанное суждение. |
Слово | |||||||
3. | Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне | 2 | Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из деформированных предложений. | Познавательные: сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям. Регулятивные: - сопоставлять свою работу с образцом; оценивать ее по критериям, выработанным в классе. Коммуникативные: - уметь задавать уточняющие вопросы | |||
4. | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | 5 | 1 | Пров.1 творч. -1 | Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. | Познавательные: - участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил. Регулятивные: - представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Коммуникативные: - работать в группе (паре). | |
5. | Удвоенные буквы согласных в корне слова | 5 | 1 | Пров.-1 | Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова. Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. | Познавательные: - задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного). Регулятивные: - уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; организовывать свою работу; Коммуникативные: - обосновывать высказанное суждение. | |
6. | Непроизносимые согласные в корне слова | 11 | 3 | Пров.-1 творч. -2 | 1 | Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. | Познавательные: - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Регулятивные: – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника Коммуникативные: - слушать и понимать речь других. |
7. | Безударные гласные в корне слова | 8 | 2 | Пров.-1 творч. -1 | 1 | Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Писать свободный диктант после предварительной подготовки. | Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника Коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) |
8. | Сложные слова и их правописание | 9 | 3 | Пров.-1 творч. -1 | Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней. Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп | Познавательные: – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях Регулятивные: – проговаривать последовательность действий на уроке Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) | |
9. | Части слова. Приставка | 6 | 1 | Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. Мотивировать слитное – раздельное написание. Различать приставки по- и па-, про- и пра-. Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. | Познавательные: -участвовать в открытии нового знания о составе слова Коммуникативные: -работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками. | ||
10. | Разделительные ъ и ь | 5 | 1 | Пров.-1 | 1 | Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. | Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Регулятивные: оценивать выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания |
11. | Части слова. Окончание и основа | 5 | 1 | Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. | Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Регулятивные: оценивать выполнение действия | ||
12. | Части слова. Суффикс | 2 | Находить в словах корень, суффиксы | Познавательные: -участвовать в открытии нового знания о составе слова | |||
13. | Разбор слова по составу | 5 | 1 | Пров.-1 | 1 | Находить в словах корень, суффиксы, приставки, действовать по алгоритму. | Регулятивные: систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. Коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. |
Части речи в русском языке | |||||||
14. | Имя существительное как часть речи | 24 | 7 | Пров.-1 творч. -3 | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Определять грамматические признаки имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Наблюдать за использованием имён существительных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с помощью имён существительных. Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологический разбор). | Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника. Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи. | |
15. | Местоимение как часть речи | 7 | 1 | Отличать местоимения от слов других частей речи. Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования). Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи. | Познавательные: сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям. Регулятивные: уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства | ||
16. | Имя прилагательное как часть речи | 15 | 4 | Пров.-1 творч. -2 | 1 | Группировать слова по частям речи. Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор). Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбирать по составу имена прилагательные. | Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты Регулятивные: сопоставлять свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – выразительно читать и пересказывать текст |
17. | Глагол как часть речи | 17 | 4 | Пров.-1 творч. -1 | 2 | Наблюдать за ролью глаголов в речи. Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола. Определять изученные грамматические признаки глагола. | Познавательные: открывать новые знания о грамматических признаках глаголов. Коммуникативные: участвовать в проблемном диалоге. |
18. | Наречие как часть речи | 2 | Наблюдать за ролью наречий в речи | Познавательные: -участвовать в открытии нового знания о неизменяемой части речи | |||
Предложение | |||||||
19. | Виды предложений по цели высказывания и интонации | 3 | 1 | Различать виды предложений по цели высказывания. Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные. Накапливать опыт постановки логического ударения. | Познавательные: уметь отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; - задавать вопросы, экспериментировать Коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им | ||
20. | Главные и второстепенные члены предложения | 6 | 1 | 1 | Различать слово, словосочетание и предложение. Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически. Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов. | Коммуникативные: совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения. Регулятивные: использовать этот порядок при разборе. Оценивать правильность работы. | |
21. | Предложения с однородными членами | 8 | 2 | Творч. -1 | Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами. Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложения с однородными членами. Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений. | Познавательные: -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты Регулятивные: уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме | |
22. | Простые и сложные предложения | 7 | 2 | Пров.-1 творч. -1 | Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая основа – две грамматические основы). Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. Конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу). | Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя. | |
23. | Повторение | 6 | 2 | 2 | Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц. | Познавательные: сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям; использовать готовые знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов. Регулятивные: -уметь организовывать свое рабочее место и работу. Коммуникативные: - оформлять свою мысль в устной и письменной речи; - обосновывать высказанное суждение; - стараться договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе; - уметь задавать уточняющие вопросы | |
Итого: | 170 | 41 |
Календарно-тематическое планирование
ИНМ – изучение нового материала
ЗИ – закрепление изученного
ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
КУ – комбинированный урок
ЗП – защита проекта
КР, СР, ПР – соответственно контрольная, самостоятельная, практическая работа
№ п/п | Дата | Тема | Характеристика деятельности учащегося | Оборудование |
1. | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове | ОСЗ | ||
2. | М. «Развитие речи». Рассказы о лете. | ПР | Иллюстрации | |
3. | Что мы знаем о тексте | ЗИ | ||
4. | Что мы знаем о слове, предложении, тексте | ЗИ | ||
5. | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами | ОСЗ | ||
6. | М. «Развитие речи». Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами. | ПР | ||
7. | Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение | ОСЗ | Плакаты с изученными орфограммами | |
8. | Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение | ОСЗ | ||
9. | Правописание заглавной буквы в словах. Проверочное списывание | КУ | ||
10. | Контрольный диктант № 1 по теме: «Повторение» | СР | ||
11. | М. «Развитие речи». Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст. | ПР | ||
12. | Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне | ОСЗ | ||
13. | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне | ИНМ | ||
14. | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова) | КУ | ||
15. | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | КУ | ||
16. | М. «Развитие речи». Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений | ПР | ||
17. | Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму | КУ | ||
18. | Проверочная работа № 1 по теме «Правописание согласных в корне слова». | СР | ||
19. | Понятие об удвоенных буквах согласных | ИНМ | ||
20. | М. «Развитие речи». Выделение признаков связного текста. | КУ | ||
21. | Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. | КУ | ||
22. | Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне | ОСЗ | ||
23. | Повторение. Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенные согласные» | СР | ||
24. | Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне | ИНМ | ||
25. | М. «Развитие речи». Творческая работа (сочинение по опорным словам) | СР | ||
26. | Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова | ИНМ | ||
27. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | ЗИ | ||
28. | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука | ИНМ | ||
29. | Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова | ОСЗ | ||
30. | М. «Развитие речи». Виды плана. Составление планов разных видов. | ПР | ||
31. | Повторение. Проверочная работа № 3 по теме «Непроизносимые согласные» | СР | ||
32. | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | ОСЗ | ||
33. | Контрольный диктант № 2 по теме «Правописание согласных в корне слова». | СР | ||
34. | Обобщение материала, повторение, работа над ошибками | ОСЗ | ||
35. | М. «Развитие речи». Свободный диктант | ПР | ||
36. | Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне | ОСЗ | ||
37. | Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных. | ЗИ | ||
38. | М. «Развитие речи». Схема построения повествовательного текста. | ПР | ||
39. | Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Проверочная работа № 4 по теме «Правописание безударных гласных» | КУ | ||
40. | Повторение по теме «Правописание безударных гласных». | ОСЗ | ||
41. | М. «Развитие речи». Сочинение по опорным словам | СР | ||
42. | Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание безударных гласных» | СР | ||
43. | Обобщение материала, повторение, работа над ошибками | ОСЗ | ||
44. | Знакомство с понятием «сложные слова» | ИНМ | ||
45. | Соединительные о и е в сложных словах | КУ | ||
46. | М. «Развитие речи». Связь между предложениями в тексте. | ЗИ | ||
47. | М. «Развитие речи». Повторы в тексте и пути их устранения. | ПР | ||
48. | Образование сложных слов | КУ | ||
49. | Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей | ОСЗ | ||
50. | Употребление в речи и правописание сложных слов. | ЗИ | ||
51. | Повторение. Проверочная работа № 5 по теме «Правописание сложных слов». | СР | ||
52. | М. «Развитие речи». Свободный диктант | ПР | ||
53. | Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов. Развитие умения находить в словах приставки | ОСЗ | ||
54. | Правописание букв безударных гласных в приставках | КУ | ||
55. | Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание | КУ | ||
56. | Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня | ИНМ | ||
57. | М. «Развитие речи». Стили речи: разговорный и книжный. | КУ | ||
58. | Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня | ОСЗ | ||
59. | Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ъ и ь | КУ | ||
60. | Повторение. Проверочная работа № 6 по теме «Правописание приставок». | СР | ||
61. | Правописание слов с разделительными ъ и ь | КУ | ||
62. | М. «Развитие речи». Разговорный стиль. Диалог. | ПР | ||
63. | Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание приставок». | СР | ||
64. | Понятие об окончании и основе слова | ИНМ | ||
65. | Развитие умения находить в слове окончание | КУ | ||
66. | Как найти в слове основу | КУ | ||
67. | М. «Развитие речи». Диалог и монолог. | КУ | ||
68. | Развитие умения находить в слове окончание и основу | ЗИ | ||
69. | Суффикс и его роль в слове | ОСЗ | ||
70. | Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова | КУ | ||
71. | Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу | КУ | ||
72. | М. «Развитие речи». Художественный стиль. Общее понятие. | ИНМ | ||
73. | Контрольное списывание | СР | ||
74. | Упражнения в разборе слов по составу | ПР | ||
75. | Повторение. Проверочная работа № 7 по теме «Разбор слова по составу». | СР | ||
76. | Части речи в русском языке | ИНМ | ||
77. | М. «Развитие речи». Творческая работа: составление текста | СР | ||
78. | Определение имени существительного | ИНМ | ||
79. | Роль имён существительных в речи. | КУ | ||
80. | Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных | КУ | ||
81. | Обобщение. Что мы знаем об именах существительных | КУ | ||
82. | М. «Развитие речи». Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет. | КУ | ||
83. | Имена существительные мужского, женского и среднего рода | ОСЗ | ||
84. | Род – постоянный признак имён существительных | КУ | ||
85. | Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода | КУ | ||
86. | Изменение имён существительных по числам | ПР | ||
87. | М. «Развитие речи». Изобразительно- выразительные средства языка. Метафора. Сравнение. | КУ | ||
88. | Образование множественного числа имён существительных | ПР | ||
89. | Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе. Разбор имени существительного как части речи | ПР | ||
90. | М. «Развитие речи». Изобразительно- выразительные средства языка. Олицетворение. | ИНМ | ||
91. | Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке | КУ | ||
92. | Образование имён существительных от основ существительных и глаголов | КУ | ||
93. | М. «Развитие речи». Сочинение сказки с использованием имён существительных с различными суффиксами | ПР | ||
94. | Разбор имён существительных по составу | ПР | ||
95. | Употребление имён существительных в речи | ОСЗ | ||
96. | Повторение. Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное». | ЗИ, СР | ||
97. | Обобщение материала, повторение, работа над ошибками | ОСЗ | ||
98. | М. «Развитие речи». Творческое редактирование текста. | ПР | ||
99. | М. «Развитие речи». Обучающее изложение «Мурлыка» | СР | ||
100. | Понятие о местоимении. Личные местоимения | ИНМ | ||
101. | Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями | КУ | ||
102. | Разбор местоимения как части речи | ПР | ||
103. | Роль личных местоимений в речи | ОСЗ | ||
104. | М. «Развитие речи». Обучающее сочинение «О себе» | СР | ||
105. | Закрепление знаний о местоимении. | ЗИ | ||
106. | Повторение. Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение». | ЗИ,СР | ||
107. | Определение имени прилагательного | ОСЗ | ||
108. | М. «Развитие речи». Свободный диктант «Паучок» | СР | ||
109. | Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными | ИНМ | ||
110. | Разбор имени прилагательного как части речи | КУ | ||
111. | Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе | КУ | ||
112. | Как проверить правописание буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных | ПР | ||
113. | М. «Развитие речи». Сочинение по опорным сочетаниям слов | СР | ||
114. | Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами | ПР | ||
115. | Словообразование имён прилагательных. | ИНМ | ||
116. | Повторение. Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное». | ЗИ, СР | ||
117. | М. «Развитие речи». Научный стиль речи. Научные слова. | КУ | ||
118. | Разбор имён прилагательных по составу | ПР | ||
119. | Контрольный диктант № 5 по темам «Имя прилагательное» и «Имя существительное»…. | СР | ||
120. | Обобщение материала, повторение, работа над ошибками | ОСЗ | ||
121. | М. «Развитие речи». Как написать письмо. | ПР | ||
122. | Определение глагола как части речи | ИНМ | ||
123. | Изменение глаголов по временам | КУ | ||
124. | Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам | КУ | ||
125. | Изменение глаголов по числам | ПР | ||
126. | М. «Развитие речи». Свободный диктант | СР | ||
127. | Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами | КУ | ||
128. | Развитие умения писать частицу не с глаголами. | ЗИ | ||
129. | Понятие о неопределённой форме глагола | ИНМ | ||
130. | М. «Развитие речи». Контрольное изложение «Перелётные птицы» | СР | ||
131. | Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы | ЗИ | ||
132. | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание глаголов». | СР | ||
133. | Обобщение материала, повторение, работа над ошибками | ОСЗ | ||
134. | М. «Развитие речи». Речевой этикет. | КУ | ||
135. | Образование форм времени от неопределённой формы глагола | ИНМ | ||
136. | Разбор глагола как части речи | КУ | ||
137. | Повторение. Проверочная работа № 11 по теме «Глагол». | ЗИ, СР | ||
138. | М. «Развитие речи». Речевой этикет. | КУ | ||
139. | Знакомство с наречием | ИНМ | ||
140. | Знакомство с наречием | ИНМ | ||
141. | Виды предложений по цели высказывания | ОСЗ | ||
142. | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. Восклицательные и невосклицательные предложения | КУ | ||
143. | М. «Развитие речи». Выразительное чтение. Интонация. | КУ | ||
144. | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое | КУ | ||
145. | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое | ЗИ | ||
146. | Понятие о второстепенных членах предложения | ИНМ | ||
147. | Составление схем предложений и предложений по схемам. Предложения распространённые и нераспространённые | КУ | ||
148. | М. «Развитие речи». Образные слова и выражения. Загадки. | ПР | ||
149. | Разбор предложений. Контрольный словарный диктант | СР | ||
150. | Однородные подлежащие и сказуемые | ИНМ | ||
151. | М. «Развитие речи». Фразеологизмы. Фразеологические обороты. | КУ | ||
152. | Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении | КУ | ||
153. | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами | ИНМ | ||
154. | М. «Развитие речи». Свободный диктант «Ёж» | СР | ||
155. | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | КУ | ||
156. | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения | КУ | ||
157. | Повторение изученного по теме «Простое предложение». | ОСЗ | ||
158. | Понятие о простом и сложном предложении | КУ | ||
159. | М. «Развитие речи». Свободный диктант | СР | ||
160. | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения | КУ | ||
161. | Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. | ЗИ | ||
162. | Разбор простого и сложного предложений | ПР | ||
163. | Повторение. Проверочная работа № 12 по теме «простое и сложное предложение». | ЗИ, СР | ||
164. | М. «Развитие речи». Крылатые слова и выражения. | КУ | ||
165. | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольное списывание | ЗИ | ||
166. | Повторение изученных орфограмм и состава слова | ОСЗ | ||
167. | М. «Развитие речи». Пословицы. Поговорки. Афоризмы. | КУ | ||
168. | Итоговый контроль | СР | ||
169. | Повторение | ОСЗ | ||
170. | М. «Развитие речи». Повторение | ОСЗ |
Программно-методическое обеспечение
учебного процесса
1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык. Учебник. 3 класс.- М.: «Баласс», 2012.
2. Е.В.Бунеева. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. –Изд.3-е, исправл. - М.: БАЛАСС, 2012.
3. Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.:Баласс, 2012.
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Технические средства обучения:
- DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
- Медиапроектор;
- Компьютер ( с выходом в Интернет).
Комплект плакатов по основным темам русского языка
Дополнительные обобщающие материалы
Литература
Методический комплект «Школа 2100» 3класс
Орфографический словарь
Слова с непроверяемыми написаниями (разрезные карточки)
О.Холодова. Юным умникам и умницам
Начальная школа. Интегрированные уроки
Веселые горошины. Сборник диктантов
Л.Тикунова. Сборник диктантов и творческих работ
В.Горецкий. Уроки обучения грамоте
365 задач для эрудитов
Электронные издания
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
Фасмер. Этимологический словарь.
Иллюстрированный энциклопедический словарь.
Энциклопедия русской литературы.
1100 афоризмов.
«Радуга +» Программа – тренажер для начальной школы.
Интернет-ресурсы
Рассмотрено и согласовано на
заседании методического совета
протокол №________
от «____» ________ 201__г.
Руководитель МС:
______________ А. Г. Пьянкина
Принято педагогическим
советом
протокол №________
от «____» ______ 201__г.
Утверждено приказом №_______
от «__» ________ 201 __ г.
Директор ______Е. В. Лебедева
Программа составлена:
___Горбуновой Е. В._______
(ФИО педагога)
__учителем начальных классов_____
(должность)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку ( " Школа 2100")
Рабочая программа по русскому языку ( " Школа 2100")...
Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС
Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" ФГОС 1класс
Рабочая программа с тематическим планированием...
Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 4 класс ФГОС
Рабочая программа по русскому языку, соответсвует положению о рабочей программе. Содержит: пояснительную записку, требования к результатам. УМК, тематическое планирование, календарно-тематическое план...
Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе "Школа 2100" для 2 класса, авторы Бунеевы. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку ОС 2100 2 класс
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса...
Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" на 153 часа в год
Программа составлена из расчёта 4,5 часа в неделю...