Рабочая программа по русскому языку 3 класс (2100)
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Горбунова Елена Владимировна

Рабочая программа по русскому языку разработана для 3 класса по программе "2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yaz_3_kl.doc438 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное автономное  образовательное учреждение города Калининграда

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа – детский сад №72

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

____________русский язык_____________

(наименование учебного предмета, курса дисциплины, модуля)

_____________________3______________________

(класс)

_________________2013 - 2014____________________

(срок реализации)

 

г. Калининград

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Русский язык для четырехлетней начальной школы» в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100». Нормативно-правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ №273 от 22.12.2009 года);

3.Основная образовательная программа МАОУ начальной школы – детского сада №72 на 2011-2015 годы;

4.Положение о рабочей программе педагога.

Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальная школа – детский сад №72 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся третьего класса.

Основная цель обучения русскому языку на этой ступени обучения состоит  в  том,   чтобы   заложить основу   формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка в соответствии с возрастной категорией.

В соответствии с этой целью ставятся задачи: 

1) развитие у детей  патриотического чувства по отношению к родному  языку: любви  и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры в соответствии с уровнем учащихся третьего класса;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;  

3) формирование у детей  чувства языка в соответствии с уровнем учащихся третьего класса;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством значит, и познавать его),  совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5)         сообщение необходимых знаний  и         формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для  того,  чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Актуальность программы заключается в том,  что:

1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»: овладение функциональной грамотностью; навыками  и  умениями  различных  видов   устной  и  письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания  и анализа текстов; приобретение и систематизация  знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей  чувства языка.

2) Предложен путь  формирования у детей  орфографической зоркости на  основе   целенаправленной  систематической  работы над составом и лексическим значением слова  в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития  на  этой  основе  языкового чутья детей.

3)  Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по  которым  дети   учатся  обнаруживать  орфограммы в  словах и между словами.

4) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе  письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём  изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

6) Выдержан единый методический подход к работе  с текстом на уроках литературного чтения и русского языка формирование у детей  типа  правильной читательской деятельности. Дети  осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Филология». Программа учебного курса рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю), в которые входит внутрипредметный модуль «Развитие речи» (41 ч.)

Введение данного модуля обусловлено тем, что у многих детей присутствуют нарушения компонентов языковой системы, такие как:

 - нарушение звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок фонематического типа;

- ограниченный словарный запас;

- наличие многочисленных словесных замен;

-бедность и стереотипность синтаксического оформления речи; использование преимущественно простых распространенных предложений.

Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие  у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.

Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Одним  из результатов обучения русскому языку является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

Ценность  добра  – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том  числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь  милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы  поступали с тобой).

Ценность  общения  – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как  одного  из  основополагающих элементов культуры.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание  любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры  человечества, проникновения в  суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе  социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого  познания как ценности.

Ценность  семьи.  Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих   корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду  в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность  гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за  настоящее и  будущее своего  языка;  интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  человечества – осознание себя  не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования и прогресса   которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения  предмета «Русский  язык» являются следующие умения:

осознавать роль  языка и речи  в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения  этих   результатов служат тексты литературных произведений из  учебника «Русский язык».

Метапредметными результатами изучения  курса  «Русский  язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать  тему и цель урока с помощью учителя;

            – проговаривать последовательность действий на уроке;

–  учиться высказывать своё  предположение  (версию) на  основе работы с материалом учебника;

учиться составлять план решения проблемы совместно с учителем;

- совместно с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями.

 Средством формирования регулятивных УУД  служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

–  ориентироваться в  учебнике (на  развороте, в  оглавлении,  в условных обозначениях);

     – извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация);

            – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

–  преобразовывать информацию из  одной  формы в  другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Средством формирования  познавательных  УУД  служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме  с учетом речевой ситуации;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

            – слушать и понимать речь  других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

            - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

            - задавать вопросы.

Средством формирования коммуникативных  УУД  служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

    Предметными результатами изучения  предмета  «Русский  язык» в 3 классе является сформированность следующих умений:

            – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

            – осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

– видеть в словах изученные орфограммы по их  опознавательным признакам, правильно писать слова  с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непро- износимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв  гласных и согласных в корне; писать слова  с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова  с соединительной буквой о и е; частицу не  с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

–  правильно  списывать слова, предложения,  текст,  проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова  с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

– находить в слове  окончание и основу, составлять предложения из  слов  в начальной форме  (ставить слова  в нужную форму),

- образовывать слова  с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том  числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих  частей речи  в объёме программы;

– определять вид  предложения по цели высказывания и интонации,  правильно  произносить  предложения  с  восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

–  разбирать предложения  по  членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к  второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять  из   предложения  сочетания  слов,  связанных  между собой;

– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с  однородными членами  (без  союзов,  c  одиночным союзом  и);

– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

–  читать художественные тексты учебника, осмысливая их  до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст  на  части  с  опорой  на  абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество   частей, задавать вопрос   к каждой части, составлять  план, пересказывать по плану);

–  письменно пересказывать  текст (писать подробное изложение доступного текста).

           Учащиеся должны осмысленно относиться к  изучению родного языка, сознательно наблюдать за  своей  речью,  стремиться к  употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов,  к совершенствованию своей речи.

 Оценка усвоения знаний и умений в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.

Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать, или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

Положительные оценки и отметки за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым темам.

Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Для  достижения целей обучения и решения поставленных задач используется  УМК   по   русскому  языку:  учебник  «Русский  язык»  3   кл.;  «Проверочные  и  контрольные работы по русскому языку».

Тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Из них отведено на внутри-, межпредметные модули

Количество часов на лабораторные, проектные, проверочные, творческие  работы

Количество часов на контрольные работы

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

1.

Вводный урок.

2

1

Познакомиться с  новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику

Познавательные:

Использовать  готовые знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

-находить необходимую информацию в учебнике.

Регулятивные:

-уметь организовывать свое рабочее место и работу.

Коммуникативные:

-уметь задавать уточняющие вопросы

2.

Повторение

9

2

Пров.- 1

1

Называть отличительные признаки слова, предложения, текста.

Отличать текст от  набора предложений, записанных как текст.

Находить  в   словах  изученные  орфограммы, группировать слова с изученными орфограммами. Графически    обозначать   выбор     написания, находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму.

Познавательные:

- сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям.

Регулятивные:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклас-

сниками

и самостоятельно. Коммуникативные:

-оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

-обосновывать высказанное суждение.

Слово

3.

Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне

2

Находить  корень в  группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из  деформированных предложений.

Познавательные:

сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям.

Регулятивные:

- сопоставлять свою работу с образцом; оценивать ее по критериям, выработанным в классе.

Коммуникативные:

- уметь задавать уточняющие вопросы

4.

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова

5

1

Пров.1

творч. -1

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать  несоответствие произношения и написания.

Находить в словах изученные орфограммы по их  опознавательным признакам,  правильно писать  слова,  графически  объяснять выбор написаний, находить и  исправлять орфографические ошибки.

Познавательные: 

- участвовать в  «открытии» и  формулировании орфографических  правил.

Регулятивные:

-  представлять  результат работы в  виде текста, схемы, опорных сигналов.

Коммуникативные:

- работать в  группе (паре).

5.

Удвоенные буквы согласных в корне слова

5

1

Пров.-1

Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один   долгий звук,  отражать это  при фонетическом разборе слова.

Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.

Познавательные:

- задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного).

Регулятивные:

- уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; организовывать свою работу;

Коммуникативные:

- обосновывать высказанное суждение.

6.

Непроизносимые согласные в корне слова

11

3

Пров.-1 творч. -2

1

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать  несоответствие произношения и написания.

Формулировать обобщённое правило правописания  букв,  обозначающих согласные звуки  на конце и в середине слова.

Познавательные:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

 Регулятивные:

–  учиться высказывать своё  предположение  (версию) на  основе работы с материалом учебника

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь  других.

7.

Безударные гласные  в корне слова

8

2

Пров.-1 творч. -1

1

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать  несоответствие произношения и написания.

Писать свободный диктант после  предварительной подготовки.

Регулятивные:

учиться высказывать своё  предположение  (версию) на  основе работы с материалом учебника

Коммуникативные:

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

–  учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

8.

Сложные слова и их правописание

9

3

Пров.-1 творч. -1

Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух  корней и соединительной буквы о (е).

Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается  из  значения  двух корней.

Использовать в речи  и правильно писать сложные   слова   разных  тематических  групп

Познавательные:

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Регулятивные:

– проговаривать последовательность действий на уроке

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста)

9.

Части слова. Приставка

6

1

Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. Мотивировать слитное раздельное написание.

Различать приставки по- и па-, про- и пра-. Различать и правильно писать слова  с удвоенной  буквой согласного в корне и  на  стыке приставки и корня.

Познавательные:

-участвовать в открытии нового  знания о составе слова Коммуникативные:

-работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.

10.

Разделительные ъ и ь

5

1

Пров.-1

1

Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков.

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Регулятивные: оценивать выполнение действия, ориентируясь на его содержательные

основания

11.

Части слова. Окончание и основа

5

1

Выделять в слове  окончание и основу, действовать  по алгоритму.

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Регулятивные: оценивать выполнение действия

12.

Части слова. Суффикс

2

Находить в словах корень, суффиксы

Познавательные:

-участвовать в открытии нового  знания о составе слова

13.

Разбор слова по составу

5

1

Пров.-1

1

Находить в словах корень, суффиксы, приставки, действовать  по алгоритму.

Регулятивные:

систематизировать знания  о  составе слова   в виде схемы, таблицы.

Коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Части речи в русском языке

14.

Имя существительное как часть речи

24

7

Пров.-1 творч. -3

Выделять  в  предложении самостоятельные и служебные части речи.

Определять  грамматические   признаки   имён существительных.

Определять начальную форму имени существительного.

Наблюдать за  использованием имён  существительных в речи.

Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу –  составление текста-описания  с помощью имён  существительных.

Анализировать  имена существительные: называть  их  грамматические признаки в определённой  последовательности (выполнять морфологический разбор).

Составлять в группе обобщённую схему «Части речи»,  сопоставлять свой  вариант с  вариантом учебника.

Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи.

15.

Местоимение как часть речи

7

1

Отличать  местоимения от  слов  других частей речи.

Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования).

Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль  личных местоимений в речи.

Познавательные: сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям.

Регулятивные: уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства

16.

Имя прилагательное как часть речи

15

4

Пров.-1 творч. -2

1

Группировать слова  по частям речи.

Находить  в  тексте  имена  прилагательные  по вопросу.

Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи.

Называть  признаки  имени  прилагательного (морфологический разбор).

Проверять  написание  безударного  окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбирать по составу имена прилагательные.

Познавательные: преобразовывать информацию из  одной  формы в  другую: подробно пересказывать небольшие тексты

Регулятивные: сопоставлять свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

– выразительно читать и пересказывать текст

17.

Глагол как часть речи

17

4

Пров.-1 творч. -1

2

Наблюдать за ролью  глаголов в речи. Выделять  начальную  (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Образовывать и употреблять в речи  глаголы в различных формах времени.

Выделять суффикс -л- в форме  прошедшего времени  глагола.

Определять изученные грамматические признаки глагола.

Познавательные: открывать новые  знания о грамматических признаках глаголов.

Коммуникативные: участвовать в проблемном диалоге.

18.

Наречие как часть речи

2

Наблюдать за ролью наречий в речи

Познавательные:

-участвовать в открытии нового  знания о неизменяемой части речи

Предложение

19.

Виды предложений по цели высказывания и интонации

3

1

Различать виды  предложений по цели высказывания.

Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и  невосклицательные. Накапливать опыт  постановки логического ударения.

Познавательные: уметь отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;

- задавать вопросы, экспериментировать

Коммуникативные:

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

20.

Главные и второстепенные члены предложения

6

1

1

Различать слово, словосочетание и предложение. Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически.

Различать грамматическую основу  и  второстепенные члены предложения.

Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов.

Коммуникативные: совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом   разборе  простого  предложения.

 Регулятивные:

использовать   этот     порядок   при     разборе. Оценивать правильность работы.

21.

Предложения с однородными членами

8

2

Творч. -1

Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами.

Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать  предложения  с  однородными членами.

Накапливать  опыт    нахождения  в   тексте  и использования в речи  таких предложений.

Познавательные:

-преобразовывать информацию из  одной  формы в  другую: подробно пересказывать небольшие тексты

Регулятивные: уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

22.

Простые и сложные предложения

7

2

Пров.-1 творч. -1

Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая  основа   –  две  грамматические основы).

Накапливать опыт  постановки запятой и  употребления в речи  сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью.  Конструировать   сложные   предложения   (по схеме, по данному началу).

Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя.  

23.

Повторение

6

2

2

Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц.

Познавательные: сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям;

использовать готовые знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

Регулятивные:

-уметь  организовывать свое рабочее место и работу.

Коммуникативные:

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

- обосновывать высказанное суждение;

- стараться договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;

- уметь задавать уточняющие вопросы

Итого:

170

41

 Календарно-тематическое планирование

ИНМ – изучение нового материала

ЗИ – закрепление изученного

ОСЗ – обобщение и систематизация знаний

КУ – комбинированный урок

ЗП – защита проекта

КР, СР, ПР – соответственно контрольная, самостоятельная, практическая  работа

№ п/п

Дата

Тема

Характеристика деятельности учащегося

Оборудование

1.

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове

ОСЗ

2.

М. «Развитие речи». Рассказы о лете.

ПР

Иллюстрации

3.

Что мы знаем о тексте

ЗИ

4.

Что мы знаем о слове, предложении, тексте

ЗИ

5.

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами

ОСЗ

6.

М. «Развитие речи». Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с  кроссвордами.

ПР

7.

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение

ОСЗ

Плакаты с изученными орфограммами

8.

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение

ОСЗ

9.

Правописание заглавной буквы в словах. Проверочное списывание

КУ

10.

Контрольный диктант 1 по теме: «Повторение»

СР

11.

М. «Развитие речи». Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

ПР

12.

Повторение  понятий  «корень  слова»,  «однокоренные  слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне

ОСЗ

13.

Однокоренные слова   с  чередующимися согласными звуками  в корне

ИНМ

14.

Правописание проверяемых букв  согласных в корне слова

конце и в середине слова)

КУ

15.

Правописание проверяемых букв  согласных в корне слова

КУ

16.

М. «Развитие речи». Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений

ПР

17.

Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова  и графически обозначать орфограмму

КУ

18.

Проверочная работа № 1 по теме «Правописание согласных в корне слова».

СР

19.

Понятие об удвоенных буквах согласных

ИНМ

20.

М. «Развитие речи». Выделение признаков связного текста.

КУ

21.

Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне.

КУ

22.

Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне

ОСЗ

23.

Повторение. Проверочная работа 2 по теме «Удвоенные согласные»

СР

24.

Наблюдение за  словами с непроизносимым согласным звуком в корне

ИНМ

25.

М. «Развитие речи». Творческая работа (сочинение по опорным словам)

СР

26.

Правило  правописания  букв,  обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова

ИНМ

27.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

ЗИ

28.

Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука

ИНМ

29.

Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых   букв  согласных в корне слова

ОСЗ

30.

М. «Развитие речи». Виды плана. Составление планов разных видов.

ПР

31.

Повторение. Проверочная работа 3 по теме «Непроизносимые согласные»

СР

32.

Правописание проверяемых букв  согласных в корне слова

ОСЗ

33.

Контрольный диктант 2 по теме «Правописание согласных в корне слова».

СР

34.

Обобщение материала, повторение, работа над ошибками

ОСЗ

35.

М. «Развитие речи». Свободный диктант

ПР

36.

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

ОСЗ

37.

Развитие умения видеть в словах орфограммы буквы безударных  гласных.

ЗИ

38.

М. «Развитие речи». Схема построения повествовательного текста.

ПР

39.

Упражнения в написании слов  с буквами безударных гласных в корне. Проверочная работа 4 по теме «Правописание безударных гласных»

КУ

40.

Повторение по теме «Правописание безударных гласных».

ОСЗ

41.

М. «Развитие речи». Сочинение по опорным словам

СР

42.

Контрольный диктант 3 по теме «Правописание безударных гласных»

СР

43.

Обобщение материала, повторение, работа над ошибками

ОСЗ

44.

Знакомство с понятием «сложные слова»

ИНМ

45.

Соединительные о и е в сложных словах

КУ

46.

М. «Развитие речи». Связь между предложениями в тексте.

ЗИ

47.

М. «Развитие речи». Повторы в тексте и пути их устранения.

ПР

48.

Образование сложных слов

КУ

49.

Сложные слова  – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи  для  характеристики людей

ОСЗ

50.

Употребление в речи и правописание сложных слов. 

ЗИ

51.

Повторение. Проверочная работа 5 по теме «Правописание сложных слов».

СР

52.

М. «Развитие речи». Свободный диктант

ПР

53.

Приставка, её роль в слове  (повторение). Различение приставок и предлогов. Развитие умения находить в  словах приставки

ОСЗ

54.

Правописание букв  безударных гласных в приставках

КУ

55.

Приставки про-  и пра-, по- и па-, их правописание

КУ

56.

Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня

ИНМ

57.

М. «Развитие речи». Стили речи: разговорный и книжный.

КУ

58.

Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня

ОСЗ

59.

Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ъ и ь

КУ

60.

Повторение. Проверочная работа 6 по теме «Правописание приставок».

СР

61.

Правописание слов с разделительными ъ и ь

КУ

62.

М. «Развитие речи». Разговорный стиль. Диалог.

ПР

63.

Контрольный диктант 4 по теме «Правописание приставок».

СР

64.

Понятие об окончании и основе слова

ИНМ

65.

Развитие умения находить в слове окончание

КУ

66.

Как найти в слове основу

КУ

67.

М. «Развитие речи». Диалог и монолог.

КУ

68.

Развитие умения находить в слове окончание и основу

ЗИ

69.

Суффикс и его роль  в слове

ОСЗ

70.

Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова

КУ

71.

Составление слов по схемам. Порядок разбора слова  по составу

КУ

72.

М. «Развитие речи». Художественный стиль. Общее понятие.

ИНМ

73.

Контрольное списывание

СР

74.

Упражнения в разборе слов по составу

ПР

75.

Повторение. Проверочная работа 7 по теме «Разбор слова по составу».

СР

76.

Части речи  в русском языке

ИНМ

77.

М. «Развитие речи». Творческая  работа: составление текста

СР

78.

Определение имени существительного

ИНМ

79.

Роль  имён   существительных  в  речи.   

КУ

80.

Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

КУ

81.

Обобщение. Что мы знаем об именах существительных

КУ

82.

М. «Развитие речи». Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет.

КУ

83.

Имена существительные мужского, женского и среднего рода

ОСЗ

84.

Род – постоянный признак имён  существительных

КУ

85.

Окончания имён  существительных мужского, женского и среднего рода

КУ

86.

Изменение имён  существительных по числам

ПР

87.

М. «Развитие речи». Изобразительно- выразительные средства языка. Метафора. Сравнение.

КУ

88.

Образование множественного числа имён  существительных

ПР

89.

Окончания имён  существительных в единственном и во множественном числе. Разбор имени существительного как части речи

ПР

90.

М. «Развитие речи». Изобразительно- выразительные средства языка. Олицетворение.

ИНМ

91.

Образование  имён   существительных  с   уменьшительноаскательным значением. Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён  в русском языке

КУ

92.

Образование имён  существительных от основ существительных и глаголов

КУ

93.

М. «Развитие речи». Сочинение сказки с использованием имён  существительных с различными суффиксами

ПР

94.

Разбор имён  существительных по составу

ПР

95.

Употребление имён  существительных в речи

ОСЗ

96.

Повторение. Проверочная работа 8 по теме «Имя существительное».

ЗИ, СР

97.

Обобщение материала, повторение, работа над ошибками

ОСЗ

98.

М. «Развитие речи». Творческое редактирование текста.

ПР

99.

М. «Развитие речи». Обучающее изложение «Мурлыка»

СР

100.

Понятие о местоимении. Личные местоимения

ИНМ

101.

Местоимения 1,  2,  3-го  лица.  Правописание предлогов с  местоимениями

КУ

102.

Разбор местоимения как части речи

ПР

103.

Роль личных местоимений в речи

ОСЗ

104.

М. «Развитие речи». Обучающее сочинение «О себе»

СР

105.

Закрепление знаний о местоимении.  

ЗИ

106.

Повторение. Проверочная работа 9 по теме «Местоимение».

ЗИ,СР

107.

Определение имени прилагательного

ОСЗ

108.

М. «Развитие речи». Свободный диктант «Паучок»

СР

109.

Роль имён  прилагательных в речи. Связь имён  прилагательных с именами существительными

ИНМ

110.

Разбор имени прилагательного как части речи

КУ

111.

Окончания имён  прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе

КУ

112.

Как проверить правописание буквы безударных гласных в окончаниях имён  прилагательных

ПР

113.

М. «Развитие речи». Сочинение по опорным  сочетаниям слов

СР

114.

Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён  прилагательных. Знакомство с антонимами

ПР

115.

Словообразование имён  прилагательных.  

ИНМ

116.

Повторение. Проверочная работа 10 по теме «Имя прилагательное».

ЗИ, СР

117.

М. «Развитие речи». Научный стиль речи. Научные слова.

КУ

118.

Разбор имён  прилагательных по составу

ПР

119.

Контрольный диктант 5 по темам «Имя прилагательное» и «Имя существительное»….

СР

120.

Обобщение материала, повторение, работа над ошибками

ОСЗ

121.

М. «Развитие речи». Как написать письмо.        

ПР

122.

Определение глагола как части речи

ИНМ

123.

Изменение глаголов по временам

КУ

124.

Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

КУ

125.

Изменение глаголов по числам

ПР

126.

М. «Развитие речи». Свободный диктант

СР

127.

Употребление частицы  не  с  глаголами.  Правило правописания частицы не с глаголами

КУ

128.

Развитие умения писать частицу не с глаголами.

ЗИ

129.

Понятие о неопределённой форме  глагола

ИНМ

130.

М. «Развитие речи».  Контрольное изложение «Перелётные птицы»

СР

131.

Неопределённая форма глагола.  Правописание ь в глаголах неопределённой формы

ЗИ

132.

Контрольный диктант 6 по теме «Правописание глаголов».

СР

133.

Обобщение материала, повторение, работа над ошибками

ОСЗ

134.

М. «Развитие речи». Речевой этикет.

КУ

135.

Образование форм  времени от неопределённой формы глагола

ИНМ

136.

Разбор глагола как части речи

КУ

137.

Повторение. Проверочная работа 11 по теме «Глагол».

ЗИ, СР

138.

М. «Развитие речи». Речевой этикет.

КУ

139.

Знакомство с наречием

ИНМ

140.

Знакомство с наречием

ИНМ

141.

Виды  предложений по цели высказывания

ОСЗ

142.

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. Восклицательные и невосклицательные предложения

КУ

143.

М. «Развитие речи». Выразительное чтение. Интонация.

КУ

144.

Грамматическая основа  предложения. Подлежащее и сказуемое

КУ

145.

Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое

ЗИ

146.

Понятие о второстепенных членах предложения

ИНМ

147.

Составление схем предложений и предложений по схемам. Предложения распространённые и нераспространённые

КУ

148.

М. «Развитие речи». Образные слова и выражения. Загадки.

ПР

149.

Разбор предложений. Контрольный словарный диктант

СР

150.

Однородные подлежащие и сказуемые

ИНМ

151.

М. «Развитие речи». Фразеологизмы. Фразеологические обороты.

КУ

152.

Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении

КУ

153.

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами

ИНМ

154.

М. «Развитие речи». Свободный диктант «Ёж»

СР

155.

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

КУ

156.

Главные  и  второстепенные  однородные  члены  предложения. Определение однородных членов предложения

КУ

157.

Повторение изученного  по теме «Простое предложение».

ОСЗ

158.

Понятие о простом и сложном предложении

КУ

159.

М. «Развитие речи». Свободный диктант

СР

160.

Запятая в сложном предложении без союзов. Схема  сложного предложения

КУ

161.

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые.

ЗИ

162.

Разбор простого и сложного предложений

ПР

163.

Повторение. Проверочная работа 12 по теме «простое и сложное предложение».

ЗИ, СР

164.

М. «Развитие речи». Крылатые слова и выражения.

КУ

165.

Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольное списывание

ЗИ

166.

Повторение изученных орфограмм и состава слова

ОСЗ

167.

М. «Развитие речи». Пословицы. Поговорки. Афоризмы.

КУ

168.

Итоговый контроль

СР

169.

Повторение

ОСЗ

170.

М. «Развитие речи». Повторение

ОСЗ

                  Программно-методическое обеспечение

учебного процесса

1. Р.Н.        Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык. Учебник. 3 класс.- М.: «Баласс», 2012.

2. Е.В.Бунеева. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. –Изд.3-е, исправл. - М.: БАЛАСС, 2012.

3. Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.:Баласс, 2012.

Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Технические средства обучения:

  • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
  • Медиапроектор;
  • Компьютер ( с выходом в Интернет).

Комплект плакатов по основным темам русского языка

Дополнительные обобщающие материалы

Литература

Методический комплект «Школа 2100» 3класс

Орфографический словарь

Слова с непроверяемыми написаниями (разрезные карточки)

О.Холодова. Юным умникам и умницам

Начальная школа. Интегрированные уроки

Веселые горошины. Сборник диктантов

Л.Тикунова. Сборник диктантов и творческих работ

В.Горецкий. Уроки обучения грамоте

365 задач для эрудитов

Электронные издания

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Фасмер. Этимологический словарь.

Иллюстрированный энциклопедический словарь.

Энциклопедия русской литературы.

1100 афоризмов.

«Радуга +»  Программа – тренажер для начальной школы.

Интернет-ресурсы

www.school2100.ru

www.pedsovet.su

www.zavuch-info.ru

www.nsportal.ru

Рассмотрено и согласовано на

заседании методического совета

протокол №________

от «____» ________ 201__г.

Руководитель МС:

______________ А. Г. Пьянкина

Принято  педагогическим

советом

          протокол №________

          от «____» ______ 201__г.

Утверждено приказом №_______

от «__» ________ 201 __ г.

Директор ______Е. В. Лебедева

Программа составлена:

___Горбуновой Е. В._______

(ФИО педагога)

__учителем начальных классов_____

(должность)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку ( " Школа 2100")

Рабочая программа по русскому языку ( " Школа 2100")...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" ФГОС 1класс

Рабочая программа с  тематическим планированием...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 4 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку, соответсвует положению о рабочей программе. Содержит: пояснительную записку, требования к результатам. УМК, тематическое планирование, календарно-тематическое план...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе "Школа 2100" для 2 класса, авторы Бунеевы. Программа составлена в соответствии  с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку ОС 2100 2 класс

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" на 153 часа в год

Программа составлена из расчёта 4,5 часа в неделю...