Развитие речи учащихся
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме

Павлова Жанна Владимировна

В данном разделе предлагается материал по развитию устной и письменной речи учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений. Подберите к тексту заголовок.

зимнее, заиграло, янтарным, зажгло, снега, светом, над, солнышко, взошло, лесом, и.

от, луча, солнечного, засверкал, снежный, на, узор, оконном, стекле, огоньком, ярким.

на, затейливом, следы, снегу, переплетаются, белом, узором, птиц.

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений. Подберите к тексту заголовок.

снег, едва, припорошил, мелкий, степь.

овцы, по, брели, степи, медленно, бескрайней.

чёрные, порхали, жаворонки, у, овец, ног.

вдруг, с, писком, они, тревожным, заметались.

чабан, старый, внимательно, посмотрел, птиц, на, взволнованных.

он, овец, погнал, в, быстро, кошару.

жаворонки, предупредили, чёрные, об, опасности.

начался, вскоре, буран, сильный.

Задержались бы овцы в степи – не миновать беды.

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Зелёная аптека

река Клязьма, прохладной, лентой, вьётся, голубой.

струи, ласково, перекатах, журчат, на, хрустальные

мелеть, последние, стала, за, река, но, годы.

ливни, берега, размывают, их, нужно, укрепить.

кустарников, юные, вдоль, деревьев, тысячи, и, натуралисты, берегов, посадили.

спокойны, но, берега, ребята, Клязьмы, за.

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Февраль на исходе

метель, после, началась, весенних, тёплых, дней.

снег, навалил, занёс, домов, крыши, сугробы.

копошится, серых, и, стога, только, у, стая, птиц, сена.

заставили, холод, их, жилью, поближе, и, прилететь, к, голод.

птицы, в, сена, стоге, устроились.

февраль, ведь, на, исходе.

тепло, скоро, будет, опять.

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Друг помог

денёк, ясный, стоял, зимний

из, играли, из, крепость, во, снега, снежки, дворе, ребята, в

а, побежал, на, Илюша, пруд

на, Илья, коньках, на, выехал, лёд

затрещал, лёд, тонкий

упал, в, мальчик, и, закричал, воду

помчался, на, Женя, пруд

бросил, длинный, другу, он, шест

Илья, шест, и, ухватился, из, вылез, за, воды

спас, так, товарища, Женя, своего

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Рысь

рысь, вечером, на, вышла, поляну, лесную

вечером, и, лесу, мрачно, в, глухом

ели, высокие, стоят, тёмные

крадётся, и, легко, под, тихо, ними, рысь, чуткая

листья, с, падают, сухие, деревьев

рябчик, чаще, в, свистит, лесной

шустрые, синицы, пищат

слышит, в, всё, лесу, глухом, рысь

звуки, рысь, слышит, тихие, очень

она, на, высокие, деревья, залезает, густые

враг, это, опасный, самый, для, зверюшек, маленьких

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений. Подберите заголовок.

аисты, на , дома, крыше, гнездо, свили

гнездо, однажды, не, вернулись, они, в, своё

аистята, родителей, остались, без

ребята, жалобные, услышали, крики, птенцов

накормили, их, лягушками, они

день, каждый, дети, ухаживали, птенцами, за

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

мальчик, фырканье, слышать, зверя

вот, травы, нос, из, зверь, высовывать, мокрый

долго, воздух, нюхать, дрожать, и, от, жадности, нос

из, показываться, сначала, травы, мордочка, острая, потом, а, шкурка, полосатая

зарослей, из, вылезать, барсук, маленький

поджимать, он, лапу, внимательно, и, смотреть, меня, на



Предварительный просмотр:

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ. Поставь недостающие знаки препинания.

Наши наблюдения

Мы видели нежные лепестки пиона, красные головки пиона.

Кончились они поздней осенью, когда опали листья с клёна ясеня вяза тополя и других деревьев.

Нам нравилось наблюдать, как на чистой лилии дрожат капельки росы.

Весной летом и осенью мы всем классом изучали растительность нашей местности.

Восхищались мы и пёстрым ковром полевых цветов.

Начались наши наблюдения ранней весной, когда мы увидели первые цветы.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ. Поставь недостающие знаки препинания.

На реке

Это пристань.

В жару можно покататься на лодке половить рыбу.

Вот стоит прямо на воде дом с красной крышей.

К ней подходит белый пароход.

Интересно посидеть на берегу и посмотреть, как живёт большая река.

Постоит он у пристани высадит пассажиров возьмёт других и отправиться дальше.

Хорошо летом на реке!

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ. 

Рассказ Пети

Хороший каток получился!

Дядя Гриша нас выручил.

Я придумал сделать во дворе каток.

Мы всю площадку очистили.

Больше всех нам помог дворник дядя Гриша.

Оставалось её водой полить.

Нам не пришлось вёдрами таскать воду.

Вместе с Вовкой мы снег расчистили и дрова убрали.

Дядя Гриша принёс длинный шланг.

Потом ещё подошли ребята и стали нам помогать.

Он привинтил шланг к трубе, открыл кран и полол водой нашу площадку.

Работа закипела.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ. Поставьте недостающие знаки препинания.

В лагерь

Вечером состоялся первый лагерный костёр.

В поезде мы заняли последний вагон.

На солнце пестреют колокольчики ромашки одуванчики.

К девяти часам все собирались на вокзале.

Вот мы и приехали.

Наш лагерь расположен в лесу.

На полях работают люди.

Было очень весело и интересно.

У ворот нас встретили вожатые.

За окном виднелись леса луга.

Зеленеют огороды с капустой свёклой картофелем.

Поезд тронулся.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Рыбалка

Я внимательно смотрел на поплавки.

Сильная рыба бросалась то в одну, то в другую сторону.

Потом стал медленно погружаться в воду.

Я никак не мог подтащить её к берегу.

Но вот и поплавок моей удочки будто ожил.

А они тихо лежали на поверхности воды.

Удилище согнулось в дугу, а леска, как струна, резала воду.

Он слегка шевельнулся.

Я быстро потащил.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ. Поставь недостающие знаки препинания.


Капельки воды

Но вот она опять выбралась на поверхность.

Капельки воды превратились в пар поднялись над рекой.

В небе пар охладился пошёл дождь.

Река влилась в море.

Часть воды просочилась под землю.

Яркое солнце сильно греет.

Побежала шумным ручейком в реку.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ. Поставь недостающие знаки препинания.

Гроза в лесу

Потом что-то ударило меня в голову.

Когда я был маленький, меня посылали в лес за грибами.

Над моей головой что-то затрещало и загремело.

Я дошёл до леса набрал грибов и хотел идти домой.

Я упал и лежал до тех пор, пока перестал дождь.

Блеснула молния, такая светлая, что глазам больно стало, и я зажмурился.

Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы, и играло солнышко.

Я испугался и сел под большой дуб.

Вдруг стало темно, пошёл дождь, и загремело.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ. 

Настоящая забота

Школьники носили им корм, ухаживали за лебедями.

На лесном озере остались зимовать прекрасные лебеди.

Они разобрали их по домам.

Озеро находилось в километре от деревни.

Ребятишки из деревни решили спасти редких птиц.

Холод сковал озеро ледяной корой.

Они жили там вместе с домашними птицами.

Зимние месяцы лебеди провели в сарае.

Без воды и пищи птицам грозила гибель.

В тепле чудесные птицы не погибли.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ. 

Неожиданное препятствие

Чистые, аккуратно одетые пришли они на стадион.

Во дворе одного дома каждый день бились стёкла.

У каждого был табель с отметками.

Им разрешили тренироваться на стадионе.

У него переэкзаменовка, и его не пустили на стадион.

Надо было записаться у дежурного.

Немытых и нечесаных на стадион не пускали.

Это две команды школьников играли в футбол во дворе.

Но вот радость.

Скоро они вернулись обратно.

Вратарь Тимоша стоит, как в столбняке.

Весело побежали молодые футболисты на стадион.

На его лице растерянность, отчаяние.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ. 

Живой подарок

Откуда завезли их?

Детворе пришла счастливая мысль.

Животных передали в лесное хозяйство.

За белками ухаживали, давали вкусную еду, чистили клетки.

Ребята решили поселить белок в лесу.

Живой подарок приехал из далёкой Сибири.

Но белочки скучали в неволе.

В лесах под Москвой появились голубые белки.

Семья хотела жить вместе.

Илья Васильевич Коровкин подарил белок знакомым ребятам из Москвы.

Стали зверьки пушистые, крупные.

Голубые белки украшали подмосковные леса.

Они не забыли друзей, узнавали их.

Мальчики разобрали белок по домам.

Хорошо жилось им в частом ельнике.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ. Поставь недостающие знаки препинания.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ. Поставь недостающие знаки препинания.



Предварительный просмотр:

Запиши ответы на вопросы.

Сапог великана

     Отец Андерсена был простым сапожником. Великий сказочник гордился этим.

     На одном празднике знатные господа посмеялись над сказочником.

     - Великий Андерсен, вы тоже умеете шить сапоги?

Сказочник стал грустным. Сын сапожника уже давно не брал в руки сапожные инструменты.

     Три месяца Андерсен сидел дома. А потом пригласил детей на новогоднюю ёлку.

     У входа гостей ожидало чудо. Большой блестящий сапог поклонился и сказал: «Здравствуйте, дети!»

     Люди поняли, что писатель три месяца шил сапог.

     Много лет сапог хранится в музее и ждет своего Великана.

Вопросы:


1. Чем гордился сказочник Андерсен?

2. Как знатные господа посмеялись над сказочником?

3. Почему сапог заговорил человеческим голосом?

4. Где хранится сапог Великана?

Запиши ответы на вопросы.

Враги змей

     Яд змеи очень опасен для всех животных. Но некоторые звери смело вступают со змеями в бой. Особенно ловко расправляется со змеями ёж. Он подставляет змее свои колючки. Когда змея устанет от прыжков, ёж вонзает зубы в тело змеи.

     Прославились победами над змеями мангусты. Это маленький зверёк. У мангуста жёсткая шерсть и толстая кожа.

     В борьбе с очковой змеёй зверьку помогают прыжки. Он прыгает очень высоко и в любом направлении. Прыжок – и зубки мангусты вонзаются в шею змеи. Мангуста победила.

Вопросы:


1.Как расправляется со змеёй ёж?

2. Каков внешний вид мангусты?

3. Как мангуста побеждает очковую змею?



Запиши ответы на вопросы.

Гнездо камышёвки

     В солнечный день я плыл в лодке по Днепру. Веслом я задел гнёздышко.

     Птички укрепили его между побегами тростника. Стенки гнезда привязаны к тростникам волокнами крапивы. Два широких листа держали дно гнезда. Птички наносили в гнездо шерстинки лис, зайцев, лошадей и коров. Гнездо получилось мягкое и тёплое.

     На дне лежали яички. Я наклонил стебли с гнездом. Но яички не выпали, потому что гнездо очень глубокое. Над  Днепром часто дуют сильные ветры. Если птичка сделает мелкое гнездо, то при первом же сильном ветре яички выпадут.

     Вот какие умные птички!

Вопросы:


1. Как камышёвки укрепили гнёздышко?

2. Почему в гнезде тепло и мягко?

3. Зачем птички сделали гнездо очень глубоким?

Запиши ответы на вопросы.

Лесной великан

     В лесной тишине послышался хруст снега. Из чащи березняка показался лось. Он вышел на полянку и огляделся.

     Как хорош был этот лесной великан. У него была длинная горбоносая морда, огромные рога. Сам он тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные. А какая красивая окраска шерсти! На ногах белые чулки.

     Лось чутко прислушался и зашагал к краю полянки. Он странно поматывал головой. Впереди росли толстые берёзки. Лось полез между стволами. Один рог у него отломился и застрял в ветвях берёзок. Так лесной великан сбрасывал свой головной убор.


Примерный план:


1. Нарушитель тишины.

2. Как хорош этот лесной великан!

3. Лось сбрасывает головной убор.

Запиши ответы на вопросы.

Нелюдим

     Мария Ивановна долго болела. Все ученики навещали учительницу, приносили цветы, рассказывали смешные истории и интересные новости.

     Один Вася Сапунов не навещали учительницу. Недаром он слыл нелюдимым и нечутким мальчишкой.

     Мария Ивановна выздоровела, пришла в класс и поблагодарила всех за внимание во время болезни. А Васю Сапунова поблагодарила отдельно и необычно. Она подошла, пожала ему руку и назвала настоящим мужчиной.

     Ребята удивились. И вот что рассказала учительница. Вася не навещал её. Но он каждый день приходил к её старенькой маме и приносил по два ведра воды и по две охапки дров.

     Каждый заботится как умеет. Разве это плохо?


План:


1. Дети навещали Марию Ивановну.

2. Нелюдимый и нечуткий.

3. Благодарность учительницы.

4. Рассказ Марии Ивановны.

5. Каждый заботится как умеет.

Запиши ответы на вопросы.

Кто?

     Заспорили как-то три  девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

     Люся сказала, что она будет лучшей, потому что ей купили школьную сумку.

     Катя назвала себя. Ей мама школьное платье с белым фартуком сшила.

     А Леночка спорила с ними и назвала себя лучшей. У неё и сумка есть, и пенал, и платье, две белые ленточки в косички.

     Спорили девочки, спорили и побежали к подружке Маше. А Маша за букварём сидит, буквы учит. Спросили девочки, зачем она это делает. А чтоб самой плохой, самой последней первоклассницей не быть.

     Притихли девочки. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.


План:


1. Спор.

2. Люся.

3. Катя.

4. Леночка.

5. Разговор с Катей.

6. Ясно.


Дополните текст своими выводами о том, почему ясно, кто будет лучшей первоклассницей.



Предварительный просмотр:

Допиши рассказ.

Посылка

     Звонок. К нам пришёл почтальон. Он принёс нам извещение на посылку. Кто прислал? Бабушка! Что же она прислала?..

Допиши рассказ.

Подарок

     Мне подарили собачку. Она была добрая и ласковая. Собачка охотно протягивала мне лапку…

Допиши рассказ.

Кем я буду?

     В нашей стране каждый человек может выбрать профессию по душе. Скоро я вырасту, закончу школу. Я хочу стать ______ .

______ - это самая лучшая профессия.

Допиши рассказ.

День рождения

     В день моего рождения в нашем доме всегда весело. Сегодня мне исполнилось 10 лет…

Допиши рассказ.

Встреча друзей

     Наступила весна. Скоро вернутся перелётные птицы…

Допиши рассказ, придумай заголовок.

     Выдался морозный денёк. Мы вошли в лес. Лучи зимнего холодного солнца скользят по пушистым вершинам сосен. Искрится серебристый иней на …

Допиши рассказ, придумай заголовок.

   Ёлку поставили на дворе перед окном. Дети развесили по веткам украшения и открытые пакетики с кормом. Ёлочка вышла на славу! Утром на ветках …

Допиши рассказ, придумай заголовок.

     Пришла весна. Распустились зелёные листочки на деревьях. Появилась первая зелёная травка. Небо стало яснее …

Допиши рассказ, придумай заголовок.

     Этим летом Витя с мамой отдыхали у моря. Он любил плавать в тёплой ласковой воде, а потом забираться в горы.

     Однажды у большой пещеры он позвал маму. Ему ответило таинственное эхо …

Допиши рассказ, придумай заголовок.

     Стоял тихий солнечный денёк. Ребята положили корм в птичью кормушку. Потом тихонько отошли, спрятались за деревом и стали глядеть. Гости сразу прилетели …

Допиши рассказ, придумай заголовок.

     Низк… солнце висело над соснов… лесом. Его свет падал на тёмн… воду. Я сидел над стар… деревом и следил за опадающими листьями.

     Вдруг….

Допиши рассказ.

     Неожиданная встреча

     Однажды утром я пошёл гулять в рощу. Было начало осени. Стояли тёплые дни. Под ногами расстилался ковёр из листьев и мха. Я неторопливо брёл по этому мягкому душистому ковру.

     И вдруг …

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

В данной статье представлены приемы работы над загадками на уроках ознакомления с окружающим миром, которые помогают наиболее успешно развивать речь учащихся с ДЦП. ...

Развитие речи учащихся в период обучения грамоте

Задание можно использовать в период обученияграмоте. Они обогощают и пополняют словарный запас детей, способствуют развитию устной и письменной речи. Занимательный материал включает ребусы, шарады, кр...

проектная работа "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"

В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....

доклад "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"

В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....

доклад "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"

В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....

Развитие речи учащихся. Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи.

Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи“Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное развитие детей: умение выражать свои мысли ...

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но ...