Урок русского языка в 3 классе по теме Разделительный твердый знак.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Наталья Дмитриевна Гильфанова

Урок  знакомит учащихся с правилом написания разделительного  твердого знака ;  позволяет выработать навык правописания разделительного твердого знака в словах; вспомнить  правописание разделительного мягкого знака; развивать умение правильно слышать  слово с разделительным твердым знаком ; логическое мышление, воспитывать любовь к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelitelnyy_tverdyy_znak._3klass.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Разделительный твердый знак.

Цели: Ознакомить учащихся с правилом правописания разделительного твердого знака.

Выработать навык правописания разделительного твердого знака в словах.

Развивать умение правильно слышать  слово с разделительным твердым знаком, логическое мышление, воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: экран, проектор, карточки с  твердым знаком, снежинки со словами с разделительным твердым  и мягким знаками, загадки Е. Благининой «Какой это мастер», карточки со словами : об_ явление, под_ езд, об_ яснение, под_ ем, об_ем, с_ ел, об_единение,с_езд , стихотворение И. Токмаковой «Крокодилы».

Ход урока

  1. Повторение изученного материала.

Слайды : «Зимушка –зима»

- Отгадайте загадки.

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз.)

Зимой белый, летом серый. (Заяц.)

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед.

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? (Коньки.)

Там в снежной пустыне

Царство матушки Зимы.

Только белые медведи

Населяют эти льды. (Север.)

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

- Ребята, давайте запишем эти слова у себя в тетрадях, поставим ударение и подчеркнем  непроверяемую согласную.

- Давайте сделаем фонетический разбор слова «заяц»--2 сл.2 гл.2 согл.4 буквы,5 звуков.

[зай’ иц] - первый слог ударный.

Ребята, давайте  с вами немного поиграем. Посмотрите на наши слова: мороз, коньки, заяц, север, медведь. Какие здесь слова лишние? Почему? (Заяц, медведь - животные,

мороз, коньки, север   можно объединить словом «зима».) А я считаю, что следует убрать слово «коньки». Почему ? («коньки» - предмет, а остальные слова - природа).

Мороз выписывает свои узоры на стеклах, а мы продолжим работу по чистописанию :

МИ  МО  МЯ          СИ  СО  СЯ

Ребята, внимательно послушайте стихотворение:

Вьюга снежная завыла,

Заплясала, закружила,

К воробьям в жилье попала,

 Птичьи  перья растрепала.          

Назовите слова, в которых присутствует разделительный мягкий знак. ( Вьюга, к воробьям, жилье ,птичьи, перья.) Запишите слова в тетрадь. (Комментированное письмо.)

Вывод: Когда пишется разделительный мягкий знак?  (После согласных букв в корне слова перед гласными - е,е,и,ю ,я , если в этих словах слышится звук -й-) Проговаривают правило друг другу - работа в парах.)

Записать под диктовку: Здоровье, счастье, медвежья, съели, воскресенье. Какое слово лишнее ?  (Съели ). Как вы думаете, какая тема нашего урока? (слайд №1) - правило.

II. Работа над новым материалом.

Актуализация знаний.

Сели, съели.

Догадаться вы сумели

Почему случилось так?
Кто виновник?
(Твердый знак.)

- Сегодня мы с вами познакомимся с разделительным твердым знаком.

Хвастал как-то твердый знак:

Без меня совсем никак!

Правлю звуки разделяя, как хочу слова меняю.

думал волк, что зайца съел,

Без меня ж он просто сел.

- Разберите по составу слово  - съел  ( корень - ел, приставка –с-).

Сейчас я прочитаю отрывок из  стихотворения, а вы послушайте и скажите, перед какими гласными ставится разделительный  твердый знак:

Я царю после приставок,

В корне он, вот красота!

Перед нами звук согласный,

После нас - е, е, ю, я.

                       -

Так перед какими гласными пишется разделительный твердый знак?

В чем отличие между разделительным твердым и мягким знаком ?

                       

 (Твердый  знак ставится после приставки, а мягкий в корне, твердый знак не ставится перед гласной и.)

Задание №1. 

- Назовите корень в слове  «ездить». (Езд -)

- Образуйте новые  слова с приставками об-, под -,в- , с-, от- Два ученика работают с обратной стороны доски , остальные  пишут в тетради .( Объезд ,подъезд ,въезд ,съезд, отъезд.) Ставим «+», если нет ошибок.

                       - На какие буквы оканчиваются приставки? (На согласные.)

                       - С какой  буквы начинается корень? (С гласной  е.)

Сейчас я буду  показывать карточки со словами. Ваша задача – вставить пропущенную букву, записать слово в тетрадь, выделить  приставку, подчеркнуть первую букву корня.

(Ребята записывают слова в тетради, 1 ученик комментирует.)

ФИЗМИНУТКА.

Прошу вас не надо съезжать по перилам.      

( Наклоны головы влево, вправо)

Вы можете в зубы попасть крокодилам!          

(Упражнение «ножницы» )

Они притаились на каждой площадке.        

(Приседают )

И всех, кто съезжает хватает за пятки    

 (Наклоняются ,стараются дотянуться до пяток )

И тащат на дно африканского Нила.        

( Берутся с соседом за руки и тянут друг друга.)

Прошу вас ,не надо съезжать по перилам !      

 (Тянут руки вверх.)  

III. Закрепление знаний:

- Мы немного отдохнули и можем продолжить работу. Ребята, а вы услышали слово  разделительным твердым знаком в нашей физкультминутке? (Съезжать.)

- Почему здесь мы поставили разделительный твердый знак.? ( Здесь нужно разделить приставку  с- и корень ,который начинается с гласной буквы е.)

Задание №2. Послушайте стихотворение. Первый вариант  будет запоминать и записывать  слова, в которых нужно поставить разделительный твердый знак, а второй вариант старается запомнить и записать слова, в которых нужно поставить разделительный мягкий знак.

                                               

                                                        В местной газете за воскресенье              

Дали с братом свое объявление :

«Внимание! Горе! Пропало варенье!

Верните скорее за вознаграждение!

 В литровом объеме с подъезда  тринадцать

Сбежало оно, не успев настояться!»
Этим же вечером в форточку прямо

Нам принесли воробьи телеграмму:

«Меня не ищите! На прошлой неделе

Случайно узнало  - меня  съесть  вы хотели!

Ах ,просто огромное мое удивление ,

Меняю жилье! Прощайте.  Варенье»

Давайте поставим  «+», если  нет  ошибок. Взаимопроверка (экран).

Кто выполнил работу без ошибок ? Молодцы !

Задание № 3. У вас на столах необычные тексты. Что в них необычного? (Есть ошибки.)

Ваша задача найти и исправить все ошибки.

Групповая работа.

1 группа. Не за то волка бют,что сер, а за то что овцу сел. Ручьи –солются—река будет, люди обеденятся-силу их не победить.

2 группа. Нет в лесу прежнего звонкого веселья. Лишь взерошенные воробьи сидят на ветках, да зайка сежился под елью.

3 группа. Подехал к стройке кран подемный. Вюга хлещет так и сяк бет в лицо крупой колючей

Один ученик  из группы комментирует результаты коррекции  текста.

IV. Подведение  итогов урока. Рефлексия.

  Что мы делали на этом уроке ?

  Что нового узнали ?

 Где теперь мы будем писать разделительный твердый знак ?

 Укажите результат своей работы на « полоске успешности».

Домашнее задание.

Придумать и записать10 слов с разделительным твердым знаком, выделить приставку и подчеркнуть первую букву корня слова. Составить предложение с одним из слов.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира потеме "Осень в жизни животных" УМК "Гармония" 3 класс

Урок по теме «Осень в природе. Изменения в жизни животных.» разработан в рамках УМК «Гармония». В ходе урока применены различные формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Урок построен с п...

Тема урокРусский язык.docx

Проблемный урок русского языка....

Карточки для индивидуальной работы потеме "Различие приставок и предлогов"

Данный материал  поможет учителю  организовать индивидуальную работу учащегося....

обобщение опыта потеме:" «Использование ИКТ в начальных классах».

обобщение опыта об использование ИКТ на уроках в начальной школе....

Тематическая работа по русскому языку, 2 класс потеме "Части речи"

Тематическая работа по русскому языку по теме "Части речи", 2 класс...

Конспект урока-игры по русскому языку потеме:"Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками."

Данный урок разработан на основе игровой технологии. С целями урока: наблюдение за позицией написания  ь  и ъ  закрепление правила правописания разделительных   ъ  и ...