Урок русского языка во 2 классе по теме "Большая буква в именах людей"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Крупченко Светлана Федосевна

Данная разработка урока была направлен на районный конкурс "Звездный урок учителя".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvyozdnyy_urok_uchitelya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс методических разработок

«Звездный урок учителя - 2013»


Номинация: лингвистика (урок русского языка 2 класс)



Крупченко Светлана Федосеевна


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сапоговская средняя общеобразовательная школа»












Тема. Развитие умений писать большую букву в именах людей.

Данный урок  является третий по теме «Алфавит. Написание большой буквы в слове»

Тип урока:

Урок развития умений и навыков.

Урок – диалог.

Цели и задачи урока:

развитие умений писать большую букву в именах и фамилиях людей, расставлять их в алфавитном порядке;

осознание себя носителями языка как части культуры;

применять полученные знания и умения на практике;

развивать зрительную память, самооценку, внимание; воспитывать любовь к природе, к родному краю.

Методы обучения:        

Проблемные; частично-поисковые; наглядные.
Средства обучения:

1.ИКТ.Презентация по теме.
2.Карточки (тест).

Оборудование:

1.Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;

2.Учебник «Русский язык» для 2 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;

3.М/м проектор.

УУД: Метапредметные:

Регулятивные:

  • Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • Определять степень успешности своей работы и работы других;
  • Проверять и оценивать друг друга.

Познавательные:

  • Умение ориентироваться в учебнике;
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Учиться работать в группе.

Коммуникативные:

  • Развивать умения договариваться о совместной работе;
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • Умение слушать других;
  • Предлагать помощь, сотрудничество.

Личностные:

  • Формировать умение высказывать своё отношение к работе;
  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Технологии:

  • Подводящий  диалог
  • Оценивания

Ожидаемые образовательные достижения (результаты):

  • Уметь писать без ошибок большую букву в именах.

Контроль: (текущий) диктант.

Содержание: употребление прописной буквы в именах собственных.

Этапы

Ход урока

Организационный  момент

Цель: включение детей в деятельность,

выделение содержательной области.



Актуализация знаний

Цель: актуализировать ЗУН, необходимых для открытия нового знания,

Фиксирование затруднения






























Начинается урок,

Он пойдёт вам,  дети, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы грамотно писать!

Прочитайте пословицу «Умеешь сам - научи другого».Она будет девизом нашего урока. (Слайд.)

-Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

(Комментированная запись числа.)

-Какую запись должны сделать дальше?

Напишите слова «Классная работа».

 Словарная работа.
- Отгадайте загадки, запишите словарные слова. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. 
(Воробей.)
Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? 
(Ворона.)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. 
(Сорока.)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. 
(Медведь.)
Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.
(Лисица.)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц.)

 Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. (Проверка.Слайд. )
- На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)
- Птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время?  (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их. Слайд.)
- Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их.

-Какое правило нужно вспомнить?

-Подчеркните большую букву в фамилиях.

 (Один ученик работает за доской.)
Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев. (Самопроверка.)

На что указывает большая буква в этих словах? (На принадлежность одному лицу и на важность.)

Постановка проблемы

«Открытие » нового знания: Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы

















Физмин.

- Прочитайте набор слов:

С, ПРИНЕСЛА, ПОЛЯ, ЦВЕТЫ, ПОЛЯ (Слайд.)

- Работая, в паре, составьте из данных слов предложение и запишите его на листочке.

- Какие трудности возникли?

- Что заметили?

* повторяются два слова.

- Какие будут предложения?

- А твое мнение?

- Что обозначает слово поля и слово Поля?

-Как будем писать ? Почему?

- Определите тему урока.

ТЕМА. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ

- Какова цель нашего урока?

- Что вы знаете по данной теме?

- Почему в нашем предложении слово поля пишется с маленькой буквы, а второе слово с большой?

  • Запись предложения на доске с комментированием, запись в тетрадях.
  • Найдите и подчеркните в предложении грамматическую основу.

 Вывод. Как пишутся имена людей?

- Будьте внимательны эти знания вам пригодятся в ф/м

Если услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы -  приседаете. Если  – с большой буквы – тянетесь вверх. Постарайтесь запомнить женские и мужские имена.

Юрий, космонавт, Андрей, пилот, Марина, ученица, солнце, Таня, Оля, тетрадь.

- Сколько было названо женских и сколько мужских имён?

Первичное закрепление:

Решение типовых заданий. Проговаривание способов решения







Д/з

О том, как произошли фамилии, мы уже говорили.

А знаете ли вы, что многие наши имена не только исконно русские, но и греческого и римского происхождения.

- Откройте д/материал на стр. 56,

найдите № 121

Прочитайте задание.

Читаем вслух греческие имена, римские имена.

Выделите опасные места, подчеркните большую букву в именах. Что общего в этих именах? Это мужские имена.

  • Закройте учебники и запишите по памяти любые 4 имени, которые запомнили.
  • Самопроверка.
  • Вывод: как пишутся имена людей? Где пригодятся полученные знания?

Дома выполните № 122, где вы узнаете о происхождении некоторых женских имен.

А желающие узнать больше, могут обратиться в библиотеку, где есть книга «Русские имена»



Самостоятельная работа

Взаимопроверка




Послушайте текст, который мы будем писать под диктовку, обратите внимание на опасные места.

 Наш класс светлый и чистый. Парты моют Лена и Вова. Петя и Таня убрали книги на полку. Цветы полила Катя.

  • Назовите слова из диктанта, которые обозначают имена людей.
  • С какой буквы вы их написали и почему?

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки) (Слайд.)

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Повторение:

Включить новое знание в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

Устно:

  • Вспомните и назовите имена, имеющие двойные согласные
  • Имена с разделительным Ь
  • Имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам
  • А знаете ли вы, кто такие тёзки?
  • Есть ли тёзки у нас в классе? Встаньте.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Итог урока.

- Что нового узнали?

- Для чего нужны полученные знания?

- где можешь применить их?

Литература:

1.        Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык", 2 класс, изд. М., "Баласс", 2012.

2.        Л.Ю. Комиссарова, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Дидактический материал" к учебнику "Русский язык" для 2 класса, изд. М., "Баласс", 2012.

3.        Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык", 2 класс, "Методические рекомендации для учителя", изд. М., "Баласс", 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Написание заглавной буквы в именах собственных"

Структура урока строится на основе электронной презентации по сказке «Гуси - лебеди». Иллюстрациисказки демонстрируются на экране и позволяют провести постановку проблемы и организовать ход прак...

урок русского языка "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"

Урок русского языка  "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"...

урок русского языка "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"

Урок русского языка  "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"...

Конспект урока по русскому языку 1 класс ПНШ "Большая буква в именах собственных"

Конспект урока по русскому языку 1 класс ПНШ "Большая буква в именах собственных"...

Урок русского языка "Собственные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей и географических названиях"

Представлена технологическая карта урока русского языка по теме "Собственные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей и географических названиях"....

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Употребление заглавной буквы в именах собственных», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: закрепление представлений о различии между именами существительными собственными и нарицательными, умения употреблять имена существительные собственные и нарицательные в речи, заглавную бу...