методический материал по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Шапошникова Марина Александровна

Разработка урока по русскому языку для 4 класса на тему: "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени". Урок сопровождается презентацией и музыкальными физминутками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon russkiy_yazyk_4_klass.zip2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Цель: обобщить имеющиеся знания о глаголе, продолжить обучение правильному

написанию окончаний глаголов в прошедшем времени

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Создать оптимальные условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о глаголе.
  • Учить правильному написанию окончаний глаголов в прошедшем времени.
  1. Развивающая:
  • Формировать умение рассуждать, произвольное внимание, активизировать мыслительную деятельность учащихся; формирование гибкости мышления.
  1. Воспитательные:
  • Дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
  • Учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.

Тип урока: Урок – обобщение по теме “Правописание окончаний глаголов в прошедшем

времени”

Оборудование: печатные листы для групповой работы;

индивидуальные печатные листы для самостоятельной работы.

Ход урока:

ЭТАПЫ УРОКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

I

Организационный момент

Создание эмоционального фона урока

Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Тихо сели – раз, два, три…

Приветствие. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Приветствие

II

Физминутка

Подготовить пальцы к письму

«Ладошки» - музыкальная физминутка

1 -  медленно водить согнутым указательным  пальцем по ладошке

2 -  дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки

3 -  указательным пальцем «нарисовать» солнышко

4 -  потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак

5 -  осторожно переступать пальцами  обеих рук

III

Каллиграфическая минутка.

Подготовка к введению нового этапа

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение; они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

(Франческо Петрарка)

Подчеркните все глаголы, определите время глаголов.

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение; они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

(Франческо Петрарка)

IV

1.

Актуализация знаний учащихся

Словарно-орфографическая работа

Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока

На экране слова, записанные в транскрипции:

[пл’исал]

[сонцэ]

 [угащ’ай’эт]

[павар’иха]

[обуф’]

 [стр’ила]

[би’р’оза]

Вопросы учителя:

- Прочитайте слова и объясните орфограммы.

Читают слова, находят орфограммы, объясняют написание безударных гласных в корне (плясал, угощает, повариха, стрела, берёза) и приставке (повариха), парных согласных (обувь), сочетания ча – ща (угощает), непроизносимая согласная в корне (солнце)

2.

Систематизация и обобщение знаний учащихся.

Систематизировать языковые понятия

На какие группы – части речи можно разделить слова?

 

- Что такое имя существительное? Что такое глагол?

 

- Запишите слова в два столбика. В первый – глаголы, во второй – имена существительные.

 

- Что вы знаете о глаголах?

 

- Прочитайте слова первого столбика. Что вы можете сказать об этих глаголах?

- Что обозначают глаголы прошедшего времени, и на какие вопросы отвечают? Найдите в записанных глаголах глаголы прошедшего времени.

Прошедшее время –то, что прошло:

- Как образуются глаголы прошедшего времени?

- Найдите в словаре три глагола, поставьте их в прошедшее время и покажите как они образовались.

 

- Что вы знаете о глаголах прошедшего времени?

 

- Как можно определить род глаголов прошедшего времени?

Анализ слов, классификация по частям речи (имена существительные и глаголы)

Проговаривание определений имени существительного и глагола.

Самостоятельная работа. Два человека работают у доски (первый записывает глаголы, второй - имена существительные)

Ехала                    собака         лает                     деревня лежало                руки                   дует                     плечо говорить             кошка                    сидел                    дуб

Ответы детей. (Глагол имеет лицо, вид, спряжение, наклонение, время)

Ответы детей.

Ответы детей.

 Самостоятельная работа.

Поиск слов.

желать – желал

решать – решал

сверкать- сверкал

Ответы детей.

Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам: мужской род (без окончания), женский род - (окончание –а), средний род – (окончание –о).

Ответы детей.

(По окончанию и по связанному с ним по смыслу имени существительному.)

V

Выборочный слуховой диктант.

Повторение алгоритма нахождения грамматической основы предложения, написания окончаний глаголов в прошедшем времени и других орфограмм.

Выписать основу предложения, выделить окончания глаголов, определить число и род:

Зимой солнце поздно вставало. Трещал мороз. На земле лежал снег. Берёзка сверкала серебром. Дул сильный ветер.

- Прочитайте глаголы, назовите окончания, докажите, почему вы так написали.

Солнце вставало (ед. ч., ср. р.), трещал мороз (ед. ч., м. р.), лежал (ед. ч., м. р.) снег, берёзка сверкала (ед. ч., ж. р.), дул ветер(ед. ч., м. р.).

VI

Работа в парах.

Работа над правильным написанием окончаний глаголов в прошедшем времени.

- Запишите основы предложений, исправляя ошибки. (Задание на карточках)

Огонь мерцала, река замерзал, вьюга бушевало, солнце припекал, облако плыла, трава зеленел, ветер дула.

Проверка:

 

- Прочитайте сначала глаголы в женском роде, затем в мужском и среднем.

 

- Составьте и запишите одно предложение, используя одну основу.

 

- Объясните, почему так говорим: имя существительное река женского рода, а глагол замерзала в женском роде?

- Глагол – настоящий богатей среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид – ни у одной части речи нет столько форм. Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем-то связан. Но как ему согласоваться с существительным и местоимением, если у них нет ни лица, ни времени, ни наклонения, ни вида? Приходится глаголу в прошедшем времени брать взаймы род и число у этих частей речи, чтобы с ними согласовываться. Эти части речи охотно делятся с глаголом своими формами.

Огонь мерцал, река замерзала, вьюга бушевала, солнце припекало, облако плыло, трава зеленела, ветер дул.

 

Женский род:

Замерзал, бушевала, зеленела.

Мужской род:

Мерцал, дул.

Средний род:

Припекало, плыло.

Записывают предложение.

Имена существительные имеют род, а глаголы в прошедшем времени изменяются по родам.

VII

Физминутка.

Эмоциональная разгрузка

VIII

Работа по развитию речи.

Развитие речи. Формирование умения правильно употреблять слова в речи.

- Откройте учебник на странице 18. Спишите предложения, выбирая нужные окончания. Подчеркните в каждом предложении слово, которое помогло вам сделать правильный выбор окончания.

На кухне висела красивая лампа.

В прихожей висело огромное зеркало.

В гостиной висел старинный светильник.

На ёлке висели чудесные игрушки.

IX

Работа в группах.

Проверка усвоения изучаемого материала.

Развитие речи.

1-я группа.

  • Измените текст так, чтобы действия были в прошедшем времени.
  • Определите род и число глаголов.

(Устно. Текст на карточке)

Солнце касается вершин Алтая. Оно погружается в далёкий синий мир. Всё отчётливее рисуются горы. В долине тихо угасает красноватый сумрак. От гор надвигается задумчивая мягкая тень.

По В. Шукшину

2-я группа.

  • Образуйте словосочетания с глаголами в прошедшем времени.
  • Назовите окончания, определите род и число глаголов.

(Устно. Задание на карточке)

Река, облако, ребёнок, мальчики (бежал).

Портрет, зеркало, груша, ягода (висел).

3-я группа.

Подбери к данным словам подходящие глаголы. Определи род и число глаголов.

Куст, клубника, дерево, цветы.

(Устно. Задание на карточке)

4-я группа.

Выполнение теста (ИКТ) Найдите в тексте глаголы прошедшего времени, определите род и число глаголов.

Какой глагол вы не назвали? Почему?

Солнце касалось (ед. ч., ср. р.) вершин Алтая. Оно погружалось (ед. ч., ср. р.) в далёкий синий мир. Всё отчётливее рисовались (мн. ч.)-горы. В долине тихо угасал (ед. ч., м. р.) Красноватый сумрак. От гор надвигалась (ед. ч., ж. р.) задумчивая мягкая тень.

 

Река бежала (ед. ч., ж. р.), облако бежало (ед. ч., ср. р.), ребёнок бежал (ед. ч., м. р.), мальчики бежали (мн. ч.)

Портрет висел (ед. ч., м. р.), зеркало висело (ед. ч., ср. р.) , груша висела (ед. ч., ж. р.), ягода висела (ед. ч., ж. р.).

Например:

Куст отцвёл (ед. ч., м. р.), клубника отцвела (ед. ч., ж. р.), дерево отцвело (ед. ч., ср. р.), цветы отцвели (мн. ч.).

И чайник шепнул утюгу: «Я дальше идти не могу». И заплакали блюдца: «Не лучше ль вернуться?» И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!»

(К. Чуковский)

X

Письмо по памяти.

Развитие внимания и зрительной памяти.

Повторение алгоритма написания окончаний глаголов в прошедшем времени.

- Найдите глаголы в прошедшем времени, назовите окончания, докажите их написание.

За низкие крыши

Солнце зашло.

Ночь наступила.

Уснуло село.

XI

1.

2.

3.

Итог урока.  

Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка результатов работы.

Домашнее задание

Обобщение знаний о правописании окончаний глаголов в прошедшем времени.

- Над какой темой сегодня работали на уроке?

-Удалось ли нам сегодня открыть секрет правописания глаголов прошедшего времени?

 Как правильно определить окончание глагола прошедшего времени?

- Сегодня на уроке мы усвоили всё, о правописании окончаний глаголов в прошедшем времени. И это удалось сделать в результате вашей активной работы.

Страница 20 учебника, упражнение 5, 6 (устно)

Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам: мужской род (без окончания), женский род - (окончание –а), средний род – (окончание –о)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по русскому языку в 4 классе

Тесты, итоговые срезы по русскому языку в 4 классе....

Методический материал по русскому языку для 3 класса. Орфография.Правописание удвоенных согласных в корне слова.

Методический материал поможет учителю организовать работу со словами , которые нельзя или трудно проверить правилами....

Методический материал по русскому языку (по изученным орфограммам)

Методический материал по русскому языку. 2 класс. Тема "Правописание парной звонкой глухой согласной, безударной гласной в корне слова. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"...

Методический материал "Обучение русскому языку, как неродному "

Дети коренных народов Севера, поступая в начальную школу, не получив дошкольного образования, не всегда на должном уровне владеют русским языком. Поэтому специфика нашей школы заключает в себе необход...

методический материал по русскому языку

Представлен методический материал в помощь учителю....

Учебно-методический материал по русскому языку с применением инновационных технологий «Слова-предметы. Слова-действия».

Учебно-методический материал по русскому языку с применением инновационных технологий  «Слова-предметы. Слова-действия»....

"Методический материал по русскому языку по темам "Непроизносимы согласные", "Парные согласные". 4 класс.

Методический материал помогает систематизировать материал по пройденным темам "Непроизносимые согласные", "Удвоенные согласные"....