Конспект урока русского языка в 4 классе "Поговорим о значении слов"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

На  уроке учащиеся рассмотрели многозначность слов, учились работать со словарём, учились использовать в своей речи многозначные слова. Урок можно использовать учителям, работающим по разным УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogovorim_o_znachenii_slov.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык  

4 класс

Тема. Поговорим о значении слов.

Задача: дать понятие о явлении многозначности, учить работать со словарём; учить использовать в речи многозначные слова; развивать орфографические и пунктуационные умения.

Ход урока.

  1. Орг. момент
  2. Словарно – орфографическая работа

- Посмотрите на доску. Внимательно прочитайте предложение.

На тр.ве играют з.л.тые лучи в.сен.его со.нца лё.кий в.терок ш.лестит в з.лен. д.рев?ев.

- Кто готов объяснить выбор букв? Постановку знаков препинания?

- Запишем предложение в тетрадь.

3. Актуализация знаний

(Предлагаю упражнение-игру. Содержание соотносится с новой темой. На столе лежит коробка, на которой написано: «Всё свежее!»)

- Ребята, предположите, что может быть в этой коробке?

(Достаю полотенце, хлеб, фрукты, газету)

- А что сюда не положили, но тоже может быть свежим? (воздух, ветер, идеи…)

- Что можем сказать о слове свежий?

- О чём мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему урока.

(На доске – Многозначные слова).

- Знакомо ли вам это понятие?

- Какие слова называют многозначными?

- Да, ребята. Например, у слова идти их 25, у слова рука – 8, бить – 11.

4. Постановка первой учебной проблемы.

- Сформулируем значения слова свежий.

Свежее полотенце – чистое

Свежий хлеб – только испечённый

Свежие фрукты – не приготовленные

Свежая газета – только выпущенная

- А как вы определили значения слова свежий? (употребляли с разными словами)

- А где узнать точное значение слова? (в толковом словаре).

- Что нужно знать и уметь, чтобы работать со словарём?

- Откроем словарь (по закладке – в целях экономии времени) и прочитаем.

- Как определить, не читая, сколько у слова свежий значений?

- Как построена словарная статья? Читайте первое значение. Что это?  (толкование)

- Дальше. Что это?  (примеры)

- Прочитайте словарную статью до конца. Подтвердились ли наши значения?

- Давайте вернёмся к предложению, с которым работали вначале урока. Может в нём тоже есть многозначные слова?  (играют, золотые, …)

- Как доказать, что они многозначные?  (составить с/с)

- Придумайте словосочетания.

Играют дети                золотая монета

Играют в куклы                золотая осень

Играют роль…                золотые руки        

Играет музыка                золотая пора

- Запишите в тетрадь словосочетания: 1 вариант – 3 словосочетания со словом играют, 2 вариант – 3 словосочетания со словом золотой.

- Составьте предложение с понравившимся словосочетанием.

- Кто хочет зачитать свое предложение.

5. Открытие нового знания

- Как получается, что у слова появляется новое значение? Какие есть предположения?    (общий признак)

(Просмотр слайдов)

- По каким признакам произошёл перенос значения слова?

Слайд 1. Золотая рожь - золотые монеты (цвет)

Слайд 2. Плывут облака -  плывут утки (действие)

Слайд 3. Дворник с метлой - дворники машины (функция)

Слайд 4. Хвост кометы – хвост самолёта – хвост белки (расположение)

- Могут ли быть другие общие признаки?  (размер, качество и др.)

- Какой вывод сделаем? Как связаны многозначные слова?

6. Постановка второй учебной проблемы.

- А зачем языку нужны многозначные слова?

- Как влияет использование многозначных слов на речь? Попробуем прочитать наше первое предложение без многозначных слов. Что пропало?

- Какой вывод сделаем?  (использование многозначных слов делает речь богатой и выразительной)

- Давайте вспомним и прочтём стихотворение С.Есенина «С добрым утром»:

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

- Вы правы, что многозначные слова делают речь яркой, образной, поэтичной.

7. Рефлексия.

- Что нового и важного узнали о многозначных словах?

- Как оцениваете свою работу?

8. Домашнее задание.

- Для домашней работы я предлагаю задания по выбору.

Одно – наиболее трудное, исследовательское. Вам нужно узнать, каких слов в русском языке больше – многозначных или однозначных. Для этого необходимо посчитать их количество в заданном тексте и сделать вывод.

Второе – более простое. Составить предложения с предложенными словосочетаниями.

- Спасибо за урок. Приятно было видеть лес рук. Вы замечательно работали! Глазки у вас горели! Вы золотые ребята!

1. Используя толковый словарь, определи, каких слов больше в тексте: однозначных или многозначных.

Бежал краб по песчаному дну. Остановился. Задумался. Что-то неудобно стало в старой одежде. Пора её сбросить. Ведь за новым панцирем в магазин не идти. Сам вырастет. Напрягся краб, приподнял жёсткую крышку, продвинул в узкую щель тело. Дёрнулся неосторожно, и длинная нога сломалась. Не беда. Вырастет новая нога.

2.Составь предложения, используя словосочетания.

серебряный колокольчик – лиловый колокольчик

острый нож – острое слово

море впечатлений – бескрайнее синее море


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: Лексическое значение слов. Многозначность слова.

Материал содержит урок русского языка и презенацию к нему. Задачи урока:Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.Уметь находить в толковом словаре справки при определении многознач...

урок русского языка 2 класс "Лексическое значение слова"

урок русского языка во 2 классе "Лексическое значение слова"...

Урок русского языка «Что такое лексическое значение слова»

Цель :  создать  условия  для  знакомства с  понятием «лексическое значение слова».Задачи урока: -  способствовать формированию   лексического запас...

Конспект урока русского языка по теме "Лексическое значение слова" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «лексическое значение слова», формирование умения определять лексическое значение слова; умения находить в толковом словаре определен...

Конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение слова" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Тема: «Прямое и переносное значение слова»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о прямом и переносном значениях слов; формирование умений находить слова с прямым и перено...

Технологическая карта урока русского языка «Как можно объяснить значение слова» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока «Как можно объяснить значение слова»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование условий для знакомства обучающихся с понятием «лексическое знач...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс...