Конспект урока по русскому языку, 4 класс "Глагол как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Долгополова Раиса Григорьевна

Конспект урока+ презентация  по русскому языку автора С.Ивванова, 4 класс, тема "Глагол как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol_kak_chast_rechi.docx41.65 КБ
Файл glagol_kak_chast_rechi.pptx905.19 КБ

Предварительный просмотр:

    Тема «Глагол как часть речи.».

Цели: - развитие коммуникативных навыков, комплексного подхода к изучаемому материалу;

            - формирование навыков коллективной работы;

            - расширение знаний о глаголе.

Задачи: совершенствовать навык работы с учебником;  способствовать развитию и обогащению речи; формировать развитие орфографической зоркости;

 Ход урока.

1.Орг. момент- слайд. (Приложение)

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

-Дети, вам тепло? (Да!)

В нашем классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)—

Только начался урок? (Да!)

 А хотите   вы  учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

2.  Актуализация знаний

-Посмотрите на доску.

Б…седа, зап…дный, шел…ст, к…ртоф…льный, п…бедить, с…лдат, п…рог,  …птека, пр…красный, …бычный, св…ркать, м…линовый.

-Какие задания можно предложить к этой группе слов?

1 вариант  -Запишите имена существительные.

2 вариант –Запишите имена прилагательные.

-Проверим по цепочке, вставляя букву.

-Как определили имена сущ.? Прил.?

-Какие слова не вошли в группы?

-Почему? Докажите.

-Чем они отличаются от других частей речи?(оценить ответы учеников)

3. Определение темы

-Посмотрите на ребус. Прочитав слово, вы определите тему урока.

                                    ,        

Сегодня мы продолжим изучение раздела «Морфология» и начнём расширять свои знания о глаголе.

- Что вы уже знаете о глаголе?

- Значение слова глагол несколько шире известного вам. Обратите внимание на экран. На основании 3 цитат предположите, что такое глагол.

1. А.Пушкин призывал поэтов, обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей.

2. Герой рассказа И.С. Тургенева учит азбуку: «Аз, буки, веди, глаголь, добро »

3. У А.Толстого читаем: « Мужики разглагольствовали….»

- Итак, глагол –  это слово…,    ( сравнить своё высказывание со сведениями из истории возникновения слова + учебник стр. 63)

 

-Перед вами кластер «глагол».

-  Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.

(Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)

Сначала пишем слово «глагол» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.

                                                               вид                                              

                                                                                                                        время        

              вопрос   ---- что обозначает.   ------ глагол------------наклон------  род  

                                                                                       

                                                       

                                                  в предложении является

   Возьмите зелёный карандаш и закрасьте всё, что знаете о глаголе.

Покажите. Возникло желание узнать о глаголе больше?

-Кластер будет сопровождать вас в течение всей темы.

-А на какие вопросы мы сегодня должны ответить, чтобы правильно отличать глаголы от других частей речи?

На какие вопросы отвечают?

Что обозначают?

Чем являются в предложении?

Какую роль играют  в речи?

4. Выберите и запишите вопросы, на которые отвечает глагол.

Что?  Что делает? Кому? Что сделал? Что будет делать? Откуда?

Задание:  Один ученик у доски выполняет действия, которые называет учитель.

   Мальчик хлопает(показывает)

                 топает(показывает)

                 поднимает руку(показывает)

        кивает головой(показывает)

        мечтает

        злится

Значит глаголы обозначают не только действие предмета, но и что? ( его состояние.)

Работа по учебнику: упр. № 1, стр. 62

- Вспомните и назовите, что обозначает глагол?   (действие предмета)

- Все ли эти слова называют действия?  (нет, называют состояние)

- К какой же части речи их можно отнести? (глагол)

-Почему? (вопрос)

Вывод:

Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? и др.

+ ПРАВИЛО: стр. 63

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ! с. 63-64, с.63, № 2

ФИЗПАУЗА

5.  Работа в парах. Учебник, стр. 63-64, № 3: запиши предложения, используя нужные по смыслу глаголы.

* Придумай предложения, в которых глаголы движения будут обозначать разное направление.

_ Разобрать по членам предложения.

6.  Составить из слов белое, покрывало, всю, землю, покрывало, загадку. Отгадайте.(снег)

Что интересного заметили? (два одинаковых слова)

Но чем- то они отличаются?

Подчеркните главные члены, подлежащее и сказуемое.

Вывод:

Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? и др. В предложении глагол обычно является сказуемым.

+ ПРАВИЛО на стр. 64

7.   Глагол-самая огнедышащая, самая живая часть речи…..

-Почему ?

Работа в группах. Образуйте группы.

На парте лежит листок с текстом.

Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег   на ветках деревьев. Смолистые шишки  вершины елей. На сугробах   узоры заячьих и лисьих следов. Вот   через дорогу белка.  

 

- Прочитайте ,внимательно, текст.

- Что удивило?

- Полностью понятен смысл текста?

- Вы согласитесь, что в тексте нет действий, он неживой?

«Оживите картину, добавив в каждое предложение действие.

(проверка текстов: Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветках деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Вот бежит через дорогу белка. )

Оригинал (презентация)

- Какова же роль глаголов? (оживляют речь, помогают точно передать смысл)

8. Итог( Рефлексия)

- Какие знания подтвердили?

- Что нового узнали о слове глагол?

- Как расширилось ваше представление о глаголе, как части речи?

-О чём задумались?

В начале урока вы сформулировали вопросы.

Кто может ответить на все вопросы? (оценить ответ ученика)

У вас на парте листок с утверждениями. Заполните его.

  1. На уроке я работал

активно/пассивно

  1. Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

  1. Урок для меня показался

коротким/длинным

  1. За урок я

устал/не устал

  1. Моё настроение стало

лучше/хуже

  1. Материал урока был

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

  1. Домашнее задание мне кажется

лёгким/трудным

интересным/ неинтересным


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глагол как часть речи Долгополова Раиса Григорьевна учитель начальных классов МБОУСОШ № 1 города Каменска-Уральского Свердловской области

Слайд 3

Раздели слова на группы. Б…седа , зап … дный , шел… ст , к… ртоф … льный , п… бедить , с… лдат , п…рог, … птека , пр…красный, … бычный , св… ркать , м… линовый .

Слайд 4

Проверка Б е седа, шел е ст, с о лдат, п и рог, а птека. Зап а дный, к а ртоф е льный, пр е красный, о бычный, м а линовый. П о бедить, св е ркать.

Слайд 5

Ребус ГЛАГОЛ ,

Слайд 6

А.С. Пушкин призывал поэтов, обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей. Герой рассказа И.С.Тургенева учит азбуку: «Аз, буки, веди, глаголь , добро…» У А. Толстого читаем: « Мужики разглагольствовали …»

Слайд 7

КЛАСТЕР глагол вопросы что обозначает чисто род время вид наклонение в предложении является

Слайд 8

Что? Что делает? Кому? Что сделал? Что будет делать? Откуда?

Слайд 9

Проверка Что делает? Что сделал? Что будет делать ?

Слайд 10

Поморгаем …

Слайд 11

Чтоб глагол в предложении найти, Совсем не надо далеко идти! Кто? что? Предмет найди, И действие его определи. Глагол всегда в движении На месте не сидит. Он прыгает и бегает, смеётся и шалит. То красит, то рисует, то песенки поёт, Как маленький ребёнок спокойно не живёт.

Слайд 12

Составь предложение всю, покрывало, белое, покрывало, землю, Белое покрывало всю землю покрывало.

Слайд 13

Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветках деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Вот бежит через дорогу белка. )

Слайд 14

Глагол глагол вопросы что обозначает чисто род время вид наклонение в предложении является

Слайд 15

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 2 класс "Части речи. Закрепление"

Конспект урока с целью закрепления знаний учащихся 2 класса по теме "Части речи"...

Конспект урока по русскому языку "Наречие, как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Наречие, как часть речи.» по программе "Школа России". Представлен конспект урока с презентацией, урок открытия новых знаний в условиях деятельнос...

Конспект урока по русскому языку «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлоге, как частью речи; умения видеть предлог, писать предлоги с другими словамиПланируемые результатыПредметные:- знать: что такое предлог, ...

Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте." ( 2 класс)

Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте."...