Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр.
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме

Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр.

Скачать:


Подписи к слайдам:

УМК «ГАРМОНИЯ»
Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр.
Учитель начальных классов МБОУ гимназии № 18.Василенко Таисия Олеговна
Хорошо известно, что язык- это средство общения. Поэтому развитие речи - одна из важнейших задач начальной школы. Научить ребенка говорить, значит научить его мыслить.
Цель предлагаемого курса русского языка – совершенствование речевой деятельности детей: обучение построению высказываний, правильному, умелому использованию средств языка и в целом эффективному устному и письменному общению в различных жизненных ситуациях.
Как пишет Л.С. Выготский: «Задолго до школы он (ребёнок) практически владеет всей грамматикой родного языка, но он не знает что... владеет. Эти операции неосознанны...»
Цель изучения русского языка в начальной школе и виделась авторам Соловейчик Марине Сергеевне и Кузьменко Надежде Сергеевне в том, чтобы сделать для детей язык, который в целом им давно известен, предметом наблюдения и анализа. Помочь понять его устройство, узнать действующие в нём правила и научить осознанному их применению при решении различных языковых и речевых задач, в том числе и при письме.
Такой посылкой было подсказано и название учебника - «К тайнам нашего языка». На протяжении четырёх лет обучение ведется как открытие «секретов» языка.
Главное повлиять на отношение школьников к предмету «Русский язык». Вызвать интерес к урокам русского языка и к нему самому.
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку...»
К.Г. Паустовский.
На уроках русского языка, особенно в 1 классе, частые гости Антон и мальчик-иностранец. Вопросы, которые они задают, заставляют детей думать, рассуждать, доказывать, объяснять, находить выход из проблемной ситуации.
Работа по развитию речи в учебнике русского языка для 1-го класса начинается с первых страниц учебника, с обсуждения схемы, которую "не понял" Антон – один из двух персонажей, помогающих ставить учебные задачи, мотивировать введение той или иной информации и в целом организовывать учебную деятельность младших школьников на уроках русского языка.
Модель вводится для того, чтобы: - сделать для малышей более наглядным само понятие речь, - в схематическом виде зафиксировать ряд важнейших правил речевого поведения: когда один говорит, другие слушают; на говорящего надо смотреть, помогая ему своим вниманием; тот, кто говорит, тоже должен смотреть на своих собеседников... Схема помогает детям понять главную особенность речи: мы говорим (и пишем) не для себя, а для других, для тех, к кому обращаемся. Вот почему основное требование к речи – она должна быть понятной и вежливой.Эта мысль положена в основу всей дальнейшей работы не только по развитию речи, но и в целом по изучению языка.
Для развития речи и творческих способностей, я использую: дидактические игры и игровые приемы, загадки, пословицы, поговорки, ребусы, головоломки, кроссворды, викторины,подбор синонимов и антонимов.
Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, способствуют формированию орфографической зоркости,стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Я стараюсь систематически накапливать и отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.
Сколько слов можно прочесть, читая по часовой стрелке?
(Око, лес, лесок, сок, сокол, колесо, село.)
Из букв, написанных на каждой строчке,составьте слова и напишите их.
о, р, у, к; а, р, у, к;д, р, а, г; т, а, л, п, и;о, н, к, о; к, а, л, о, ж.
Детям очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания одним словом: - промежуток времени в 60 минут, - военнослужащий, стоящий на посту, - ребенок, любящий сладкое, - очень смешной фильм.
Составить слова из букв:Соствбннеые меиан (Собственные имена) так может быть зашифрована тема урока.
Составь рассказ по опорным словам: зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Составить новые слова из большого слова:
Если взять большое слово,Вынуть буквы раз и два,А потом собрать их снова.Выйдут новые слова.Например, первоклассник – лак, класс, веник, лесник, сон, полка, волк, санки и т.д.
Подобрать антонимы ( слова, противоположные по значению)
Широкий пояс – узкийСтарый человек – молодойСтарый дом – новыйСкучный рассказ – интересныйБесполезный подарок – ценныйНеряшливый ученик – аккуратный.А теперь давайте посмотрим. Что у нас получилось по вертикали?
Подобрать синонимы ( слова, близкие по значению)
БОЛЬШОЙ – здоровый, громадный, гигантский, огромный, значительный, астрономический и т.д.Умение употреблять синонимы помогает нам избежать повторов, сделать нашу речь разнообразной, выразительной.
Заменить фразеологизм - одним словом.
Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.
Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Они делают нашу речь более образной, эмоциональной и колоритной.
Например: заморозить червячка – перекусить; змея подколодная – коварный, опасный человек; черепашьим шагом – медленно
«Круг» Подбирая слоги, записанные в круге, со­ставьте слова с сочетаниями чу-, -щу-.
Ответ: чугун, молчу, чудо, щука, качу, чужой, тащу, кричу, ищу, лечу, пищу, ' чучело, щурить, чудак, чулок, свищу, кручу.
Важная роль занимательных дидактических игр в том, что они способствуют снятию у детей излишней напряженности и тревожности при письме, в ходе изучения той или иной темы, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:

 «Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр».

          Хорошо известно, что язык - это средство общения. Поэтому развитие речи - одна из важнейших задач начальной школы. Научить ребенка говорить, значит научить его мыслить.

       Цель предлагаемого курса русского языка – совершенствование речевой деятельности детей: обучение построению высказываний, правильному, умелому использованию средств языка и в целом эффективному устному и письменному общению в различных жизненных ситуациях.

  Как пишет Л.С. Выготским: «Задолго до школы он (ребёнок) практически владеет всей грамматикой родного языка, но он не знает что... владеет. Эти операции неосознанны...»

Цель изучения русского языка в начальной школе и виделась авторам Соловейчик Марине Сергеевне и Кузьменко Надежде Сергеевне  в том, чтобы сделать для детей язык, который в целом им давно известен, предметом наблюдения и анализа. Помочь понять его устройство, узнать действующие в нём правила и научить осознанному их применению при решении различных языковых и речевых задач, в том числе и при письме.

Такой посылкой было подсказано и название учебника - «К тайнам нашего языка». На протяжении четырёх лет  обучение ведется как открытие «секретов» языка.

 Главное повлиять на отношение школьников к предмету «Русский язык». Вызвать интерес к урокам русского языка и к нему самому.  Вспомним слова К.Г. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку...»

На уроках русского языка, особенно в 1 классе, частые гости Антон и мальчик-иностранец. Вопросы, которые они задают, заставляют детей думать, рассуждать, доказывать, объяснять, находить выход из проблемной ситуации.

Работа по развитию речи в учебнике русского языка для 1-го класса начинается  с первых страниц учебника, с обсуждения схемы, которую "не понял" Антон – один из двух персонажей, помогающих ставить учебные задачи, мотивировать введение той или иной информации и в целом организовывать учебную деятельность младших школьников на уроках русского языка.

 


Модель вводится для того, чтобы:

 сделать для малышей более наглядным само понятие речь,

  в схематическом виде зафиксировать ряд важнейших правил речевого поведения: когда один говорит, другие слушают;

 на говорящего надо смотреть, помогая ему своим вниманием;

тот, кто говорит, тоже должен смотреть на своих собеседников...

Схема помогает детям понять главную особенность речи: мы говорим (и пишем) не для себя, а для других, для тех, к кому обращаемся. Вот почему основное требование к речи она должна быть понятной и вежливой.

Эта мысль положена в основу всей дальнейшей работы не только по развитию речи, но и в целом по изучению языка.

 Для развития речи и творческих способностей,  я использую: дидактические игры, загадки, пословицы, поговорки, ребусы, головоломки, кроссворды, викторины.

Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника, стимулирует речь.

 В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку.

     Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Я стараюсь систематически накапливать и отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.

Сколько слов можно прочесть, читая по часовой стрелке?

Из букв, написанных на каждой строчке,
составьте слова и напишите их.

о, р, у, к;        а, р, у, к;

д, р, а, г;        т, а, л, п, и;

о, н, к, о;        к, а, л, о, ж.

 Детям очень нравятся такие задания, как:

Заменить словосочетания одним словом:

  • - промежуток времени в 60 минут,
  • - военнослужащий, стоящий на посту,
  • - ребенок, любящий сладкое,

- очень смешной фильм.

Составь рассказ по опорным словам:

  • зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Составить слова из букв:

Соствбннеые меиан  (Собственные имена) так может быть зашифрована тема урока.

Составить новые слова из большого слова:

Если взять большое слово,

Вынуть буквы раз и два,

А потом собрать их снова.

Выйдут новые слова.

Например, первоклассник – лак, класс, веник, лесник, сон,полка, волк, санки и т.д.

Подобрать антонимы ( слова, противоположные по значению)

Широкий пояс     –           узкий

Старый человек    –         молодой

Старый дом    –                новый

Скучный рассказ  –         интересный

Бесполезный подарок  – ценный

Неряшливый ученик  –   аккуратный.

А теперь давайте посмотрим. Что у нас получилось по вертикали?

Подобрать синонимы ( слова, близкие по значению)

Умение употреблять синонимы помогает нам избежать повторов, сделать нашу речь разнообразной, выразительной.

БОЛЬШОЙ – здоровый, громадный, гигантский, огромный, значительный, астрономический и т.д.

СМЕЛЫЙ - храбрый, мужественный, отважный, безбоязненный, бесстрашный, решительный, героический и т.д.

КРАСИВЫЙ – прекрасный, интересный, хорошенький, очаровательный, привлекательный, миловидный.

Заменить фразеологизм -  одним словом. Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.

 Например: заморозить червячка – перекусить; змея подколодная – коварный, опасный человек; черепашьим шагом – медленно. Мартышкин труд- бесполезные усилия, ненужная работа.

Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Изучение фразеологии составляет необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи. Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность, меткость, образность.

Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Они делают нашу речь более образной, эмоциональной и колоритной.

«Круг»

1. Подбирая слоги, записанные в круге, составьте слова с сочетаниями чу-, -щу-.

Ответ: чугун, молчу, чудо, щука, качу, чужой, тащу, кричу, ищу, лечу, пищу, '   чучело, щурить, чудак, чулок, свищу, кручу.

       Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию у детей излишней напряженности и тревожности при письме, в ходе изучения той или иной темы, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

     Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи на уроках русского языка.

Остановимся подробнее на основных направлениях в развитии речи младших  школьников и рассмотрим конкретные формы и методы обучения, связанные  прежде всего с развитием детского речевого твор...

Развитие речи на уроках русского языка

Данная проблема является актуальной в наше время и необходимо направить свою работу на ее решение...

Развитие речи на уроках русского языка во 2 классе

В работе даны упражнения по развитию речи во 2 классе по программе "Начальная школа ХХI века" ( синонимы, антонимы, омонимы). Может быть использована в других УМК....

Развитие речи на уроках русского языка.

 Развитие речи учащихся на уроках  русского языка...

Дидактические игры для развития речи на уроках русского языка в начальной школе

Сегодня в научно-педагогической и методической литературе учитель может найти много пособий, рекомендаций по использованию игр в учебной деятельности. Дидактическая игра является ценным средством восп...

Дидактические игры для развития речи на уроках русского языка в начальной школе

Сегодня в научно-педагогической и методической литературе учитель может найти много пособий, рекомендаций по использованию игр в учебной деятельности. Дидактическая игра является ценным средством восп...