Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание предлгов и приставок"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Соловьева Светлана Александровна

Конспект урока русского языка по теме "Правописание предлгов и приставок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_soloveva1.docx54.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе по теме

«Правописание предлогов и приставок»
с элементами технологии эвристического обучения

Учитель Соловьева Светлана Александровна

ГБОУ СОШ №883 г.Москвы

Цели.

1. Научить распознавать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать.

2. Продолжать работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся

•        развивать память, мышление, внимание;

•        воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе;

3. Воспитывать бережное отношение к родному языку, интерес к предмету.

Ход урока

I.Организационный момент

1.Эмоциональный настрой на урок

-Какое у вас настроение?

-Давайте создадим хорошее настроение на нашем уроке.

-Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик: медленный вдох через нос, надуваем щеки, выдох.

-Теперь представьте и изобразите, что вы как будто завязываете шарик. Завязывайте крепко.

-А теперь подарите свой шарик друг другу.

2.Оформление тетрадей

Запишите в тетрадях число, «Классная работа»

3.Чистописание

Чистописание: Написание буквы Оо с верхним и нижним соединением,  на второй строчке сочетания букв от-ото-по-около-со-подо

Мы начнем сейчас урок
С этих строк.
Вы на строчки посмотрите,
Что заметили, скажите?

-Посмотрите внимательно на вторую строку. Что написано? (предлоги и приставки).

-Так приставки или предлоги?

Кто сможет поспорить с….? ( уч-ся в активное восприятие речи одноклассников).

- Где приставка? Где предлог?

Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!

4. Постановка темы урока:

- Чему будем учиться на уроке ,какие цели ставим перед собой,? (Ответы детей)

- Если есть одинаковые предлоги и приставки, то как их различать? Давайте искать ответ на этот вопрос.

Вот задача, которая стоит перед нами: научиться различать предлоги и приставки, то есть понять, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой.

II.Работа по теме урока.

  1. Словарно-орфографическая работа.

На доске записаны словосочетания, прочитайте их:

(до)ехал                        (до)деревни

(по)бежал                        (по)дороге

(про)читал                        (про)завод

(под)полз                        (под)стол

(на)кричал                        (на)товарища

–На какие группы можно разделить слова ?

1) На глаголы и существительные.

2) На слова с приставками и слова с предлогами.

Беседа по вопросам:

– Еще раз прочитайте словосочетания. Назовите слова с приставками.

– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

– Как пишется приставка в слове? (Приставка пишется слитно.)

– Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: доехал – ехал, приехал; побежал – бежал, подбежал и т. д.)

– Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами.

(До деревни, по дороге, про завод, под машину, на собаку.)

– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении.)

– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)

– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним, словом вставить вопрос или другое слово.

(До (чего?) деревни, до нашей деревни

По (чему?) дороге, по узкой дороге

Про (что?) завод, про тракторный завод и т. д.)

– Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.)

-Ребята, посмотрите внимательно на словосочетания. Какие еще орфограммы «спрятались» в словах с приставками? (безударный гласный звук в приставке и в корне)

-А как написать такие слова без ошибок, что для этого нужно знать? (Если орфограмма в приставке, нужно вспомнить как пишется приставка, а если в корне, то подобрать однокоренное с ударным гласным).

-Спишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

-Подчеркните предлог и выделите приставку.

2.Работа с учебником

Давайте проверим, верни ли мы сформулировали правила. Откройте учебники на с.145. (Проверяем, верно ли мы «открыли»

-Прочитайте правила

-Кто напомнит, чему мы учимся сегодня на уроке? (Различать предлоги и приставки).

3. Упр. 341

1.Ребята  весело скатились с горки.

2.Девочки  побежали по узкой  тропинке.

3.Все гости уже вошли во дворец.

Физминутка

Давайте проверим, всё ли вы усвоили. Я называю слова, частью которых является приставка и слова с предлогами. Если в слове есть приставка – хлопаете 1 раз, если слова с предлогом – 2 раза.

Учитель называет слова: нарисовать, на берег, по траве, посвистел, подбежал, пронёс, про кота, слетел, сорвал с дерева, со двора, на правую, за горой, забежал, свернула, с крыши, на бумаге, нарезать, на листе, начертили.

Продолжение работы по теме урока.

Работа в парах.

-У вас на столах лежат листочки с заданиями. Выполните задание письменно в тетрадях.

Найдите в тексте слова с приставками, выделите приставки. Найдите в тексте слова с предлогами и с приставками, подчеркните предлог, выделите приставки.

На стройке.

Нашему классу(об)ъявили (об)экскурсии (на)стройку. Мы стояли

(у)(под)ъезда жилого дома и смотрели, кака идёт строительство нового (об)ъекта. (К)дому всё время (под)ъезжали грузовики. Они (при)возили готовые детали: стены, потолки. (На)площадке стояли (под)ъёмные краны. (На)наших глазах (вы)рос целый этаж.

Проверка

Дифференцированная работа (работа с индивидуальными карточками)

-Выберите себе задание, с которым справитесь.

1 уровень

-Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

  1. Лодка (от)плыла (от)берега.
  2. Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
  3. Солнце (за)шло (за)тучу.
  4. Всадник (с)лез (с)коня.
  5. (По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
  6. (До)лагеря мы(до)брались только ночью.
  7. Весной снег (с)брасывают (с)крыш.

2 уровень.

-Вставьте подходящие по смыслу предлоги.

Воробей забился … крышу.

Ваза сделана … стекла.

Лось спрятался … деревом.

Грачи разгуливали … полю.

3 уровень.

Найди слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены.

На поляну приземлился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи нашли нефть в тайге.

Проверка заданий и выводы.

Работа в группах. Слова , одинаково звучащие, но имеющие различное значение, зависящее от написания.

1.Решили лисы кролика (за)печь,  

А кролик из духовки прыг (за)печь.  

2.Зависело б (от)мыла,

Веснушки я б я (от)мыла.

3.Сугробы снега вьюги (на)мели,

И грузовик, как баржа (на)мели.

4.Я правило бубня (под)нос,

в альбоме рисовал (под)нос

5.Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.

Проверка заданий.

IV.Итог урока:

Составление памятки.

На доске находятся опоры:

  • часть слова
  • отдельное слово
  • отдельно
  • слитно
  • для связи слов в предложении
  • для образования новых слов

Указать опоры, которые относятся к приставке и предлогу.

написал

на доске

1. приставка

1. предлог

2. часть слова

2. отдельное слово

3. слитно

3. отдельно

4. для образования новых слов

4. для связи слов в предложении

Между приставкой и корнем нельзя поставить вопрос или другое слово.

Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.

- Какое задание вас заинтересовало?

Рефлексия.

Возьмите в руки мордочки, которые лежат на ваших столах.

- Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился, и я доволен своей работой,
-  урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

Что затруднило в новой теме?

-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.

Список литературы

  1. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3-й класс.Учебник. М.: Дрофа, 2012.
  2. Гуркова И.В.«Русский язык». 3 класс. Тесты.М., Дрофа,2012.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2004.
  4. Лебедев В.А., Мишуринская Г.И. Поурочные разработки к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс».Методическое пособие. М., Дрофа,2013.
  5. Нечаева Н. В., Яковлева С. Г. Русский язык: Учебник для 3 класса: в 2 частях. – 2-е изд., пересмотр. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.
  6. Развивающие задания 3 класс /сост. Е.В. Языканова – М.:Издательство «Экзамен», 2010.
  7. Рамзаева Т.Г., Щеголева Г. С .Русский язык. 3 класс. Книга для учителя.Методическое пособие. М., Дрофа,2003.
  8. Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. – Москва: Издательство «Грамотей», 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Образование слов с помощью приставок".

Урок русского языка во 2 классе УМК "Начальная школа 21 век" по теме "Образование слов с помощью приставок" разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Приставка, ее роль в слове. Различение приставок и предлогов".

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Приставка, ее роль в слове.  Различение приставок и предлогов"....

урок русского языка по теме: " Образование слов с помощью приставок" (Перспективная начальная школа)

Распознавание родственных слов с приставками и овладение умений составлять слова с помощью приставок...

Урок русского языка 3 класс "Правописание приставок и предлогов".

Ценностное отношение к культуре русского языка (Формирование умения различать и правильно писать предлоги и приставки)....

Урок русского языка 3 класс "Правописание суффиксов и приставок"

Урок русского языка с технологической картой в 3 классе по программе "Школа России"...

Урок русского языка, 3 класс, тема:«Правописание приставок и предлогов.»

Познакомить учащихся с правилом написания приставок и предлогов; развитие умения различать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать; учить сравнивать, классифицировать....