Игровые технологии в начальной школе
план-конспект урока по русскому языку по теме

Мареева Наталья Сергеевна

Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе

СОСТАВИТЕЛЬ: учитель начальных классов МОУ »Средняя школа №16»

г.Кимры.

Мареева Наталья Сергеевна

…Игра -   пространство «внутренней социализации"ребенка,          

           средство усвоения социальных установок…

                                                                                                                            (Л.С.Выготский).

 

Русский  язык, пожалуй,  один из наиболее сложных предметов в курсе средней школы. Но это и один из наиболее необходимых предметов! С помощью устной или письменной речи люди общаются ежеминутно, ежесекундно. Задача учителя – сделать эту речь

правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен!

Итак: как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка?  Ответ на этот вопрос существует, и он прост – это игра!

Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Приведу некоторые дидактические игры, которые я применяю на своих уроках.

I. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

I

рыбка

вьюга

чулок

II

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей

 

II . Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
  2. Составить предложения, используя данные слова.

III . Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил

ански

кьоинк


лыжи

санки

коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
  2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

IV. Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематичности их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями и игровыми приёмами.

Вот некоторые из них.

1. Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК

РОМАШКА

РОЗА

ЛУК

КОШКА

СОБАКА

ВОРОБЕЙ

КОРОВА

БЕРЕЗА

ДУБ

МАЛИНА

ОСИНА

КОРОВА

ЛИСА

ВОЛК

МЕДВЕДЬ

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

2. Детям очень нравятся такие задания, как:

  • Заменить словосочетания одним словом:
    • - промежуток времени в 60 минут,
    • - военнослужащий, стоящий на посту,
    • - ребенок, любящий сладкое,
    • - очень смешной фильм.
  • Распредели слова на две группы.
  • Найди родственные слова. Выдели корень.
  • Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть …………. 
Однажды они пошли …………. 
Вдруг из кустов…………….. 
Потом ребята долго вспоминали как……..

  • Составь рассказ по опорным словам:
    • зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

                  Игры - упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для них служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, только преподносимые особым образом. Обычно дети получают задания довольно трудные и скучные, но необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков.  

И здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности.

Ценность таких игр и приёмов заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

На данный момент у меня 3 класс .Одной из основных тем 3-4 класса является изучение частей речи. Учащиеся при изучении имени существительного, имени прилагательного, глагола, испытывают трудности. Для того, чтобы детям легче было запомнить изучаемый материал, стараюсь сделать урок интересным, доступным, понятным, что помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение. После таких уроков у детей надолго остаются в памяти каждое разобранное на уроке слово, последовательность выполненных операций, правила, способы проверки слов. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Приведу примеры игр по теме «Глагол»

Закрепление понятия о глаголе

Игра “Найди глаголы” 

Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.

Содержание. На доске записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.

Материал для игры:

В понедельник я стирала

Чашки в пятницу помыла,

Пол во вторник подметала,

А в субботу торт купила,

В среду я пекла калач,

Всех подружек в воскресенье

Весь четверг искала мяч.

Позвала на день рожденья.

 

( П. Башмаков).

 

Игра “Кто больше?” 

Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения образовывать глаголы с помощью приставок.

Содержание. Играют 3 команды по 5-6 человек. Капитаны получают конверты, в которые вложены карточки с глаголом. Задача команд: за 3 минуты образовать как можно больше новых глаголов при помощи приставок. Каждый игрок может образовать несколько глаголов, все предложенные глаголы записывает один из игроков на одном общем листе бумаги. По сигналу учителя команды начинают и заканчивают работу, после чего капитаны читают образованные глаголы. Побеждает команда, которая правильно образовала наибольшее число глаголов.

Материал для игры:

1/ ходить, 2/ лить, 3/ писать.

 

Игра “Что делать? Что сделать?” 

Цель. Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?

Содержание. Играют 2 команды (мальчики и девочки). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

 Материал для игры:

Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.

Игра “Объясни значение” 

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с многозначностью слова.

Содержание. Играют 3 команды по 3 человека. На доске записаны слова в 3 столбика словосочетаний с многозначными глаголами. Задача игроков: объяснить значение глагола в каждом словосочетании. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

 

Изменение глаголов по числам

Игра “Кто как кричит?” 

Цель. Закрепление понятия о числе глагола, умения употреблять глагол в нужном числе.

Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн. ч.. Задача: дописать к каждому подходящему по смыслу глагол во мн.ч. Побеждает команда, которая правильно и быстрее справится с заданием.

Материал для игры:

Коровы - (мычат),

куры - (кудахчут),

Свиньи – (хрюкают),

вороны - (каркают),

Собаки – (лают),

воробьи - (чирикают),

Кошки -(мяукают),

кукушки - (кукуют),

Утки - (крякают),

соловьи - (поют),

Гуси - (шипят),

лягушки – (квакают),

Игра “Кто что делает?” 

Цель. Закрепление умения употреблять глагол в нужном числе.

Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн.ч. Задача игроков: дописать к каждому существительному глагол, подходящий по смыслу и обозначающий действие данного предмета. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее справиться с заданием.

Материал для игры:

Повара - (варят)

ветры – (дуют)

Кузнецы - (куют)

ручьи – (текут)

Маляры - (красят)

цветы - (цветут)

Строители - (строят)

травы - (зеленеют)

Врачи – (лечат)

дожди – (идут)

Изменение глаголов по временам

Игра “Какое время?” 

Цель. Закрепление понятия о времени глагола, умения определять время глагола.

Содержание. Соревнуются 3 ученика. На доске записаны 3 загадки. Каждый из играющих должен отгадать загадку и определить время глаголов в ней. Класс оценивает работу игроков.

 Летит без крыльев и поёт, 
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.

Длинной шеей поверчу -
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут – положу:
Человеку послужу.

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

Игра “Кто внимательнее?” 

Цель. Закрепление понятия о прошедшем времени глагола.

Содержание. В игре участвует весь класс. Текст стихотворения предварительно записан на доске.

Осторожно ветер

Пожурил за что-то

Из калитки вышел,

Воробьёв знакомых

Постучал в окошко,

И, расправив бодро

Пробежал по крыше,

Молодые крылья,

Поиграл немного

Полетел куда-то

Ветками черёмух,

Вперегонку с пылью.

Работа ведётся в форме выборочного диктанта. Учащимся предлагается выбрать и записать только глаголы прошедшего времени и обозначить в них суффикс - “л”. Побеждает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Неопределённая форма глагола

Игра “Найди неопределённую форму глагола” 

Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.

Содержание. Игра проводится в форме выборочного диктанта, который пишет весь класс. Детям предлагается записать только глаголы в неопределённой форме из стихотворения, которое читает учитель. Побеждает ученик, который правильно записал все глаголы в неопределённой форме.

Хорошо ночевать нам в палатке,
Через лес проходить напрямик.
Знать до тонкостей птичьи повадки,
Понимать их весёлый язык.

Нас приветствуют звонкие птицы,
Шум листвы и журчанье ручья.
Так шагать по земле и учиться
До чего интересно, друзья!

Если очень стараться, ребята,
Если очень хотеть и мечтать,
Мы из школьных кружковцев – юннатов
Можем завтра учёными стать.

Подчинять человеку природу,
Чтоб земля процветала твоя,
И трудиться на благо народа
До чего интересно, друзья!

(М. Матусовский). 

Игра “Аукцион” 

Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.

Содержание. В игре участвует весь класс. За определённое время учащимся предлагается записать как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога (дать, пить, бить, вить, петь, мыть, лить, и т.д.) или из двух слогов (рубить, писать, читать, пилить, сидеть и др.). Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов за указанное время. 

 Игра “Замени одним глаголом ” 

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с фразеологическими оборотами.

Содержание. В игре принимают участие 2 команды по 6 человек. На доске записаны фразеологические обороты, задача игроков – заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу, например, была такова - убежала. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

Совать нос,

дать стрекача,

Клевать носом,

выходить из себя,

Зарубить на носу,

чесать языки,

Унести ноги,

бить баклуши,

Надуть губы,

ломать голову,

Заговаривать зубы,

водить за нос.

Игра “Закончи пословицу” 

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с глаголами, противоположными по смыслу.

Содержание. В игре участвует 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

Мир строит, а война……..(разрушает).

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

Труд кормит, а лень……..( портит).

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Лето припасает, а зима…….(подъедает).

Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).

Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).

Легко друга потерять, но трудно …..(найти).

По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).

Ласточка день начинает, а соловей….(кончает). 

Игра “ Измени число” 

Цель. Закрепление умения изменять число глагола.

Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика глаголов в ед. и мн. числе. Задача игроков: изменить число глагола и записать справа, рядом с данным глаголом. Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.

Материал для игры:

1/ идёт, увёз, скажет, принёс, встанет, пьёт;

2/ пришли, сидят, возьмут, намокли, спешат, найдут. 

НЕ с глаголами

НЕ

Завести велели мне

Я согласен даже не

Новые привычки:

Рисовать на карте,

Никогда девчонок не

И согласен даже не

Дёргать за косички!

Танцевать на парте!

Никогда с братишкой не

Но не смейте делать мне

Драться за обедом!

Никаких упрёков,

На уроках больше не

Если даже я и не

Говорить с соседом!

Выучу уроков.

.

Ю. Вронский.

Игра “Раскрой скобки” 

Цель. Закрепление навыка раздельного написания частицы не с глаголами.

Содержание. Играют 2 человека или 2 команды по 5 человек. На доске записано 2 текста, в которых есть глаголы с частицей не.

Частица не взята в скобки. Задача – раскрыть скобки и сказать, как нужно писать частицу не, вместе или раздельно, и почему. Класс оценивает работу игроков. Если играют 2 команды игроков по 5 человек, то каждый игрок раскрывает только одну скобку.

Материал для игры:

Нам сказали: в Новый год 
Дед Мороз к нам в дом придёт.
Мы /не/ ели, мы / не/ пили,
Никуда мы /не/ ходили,
/Не / гуляли, /не/ играли-
Дед Мороза в гости ждали.
Оказался он не дед,
А дядя Стёпа, наш сосед!

Береги книгу! /Не/ бери её грязными руками

И /не/ клади на грязный стол.

/Не/ перегибай книгу и

/ Не/ загибай у неё листов.

Если ты взял книгу в библиотеке,

То /не/ забудь её вернуть в срок..  

Игра “Найди своё слово” 

Цель. Повторение и закрепление знаний о частях речи.

Содержание. В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Учитель диктует слова, а команда первого ряда записывает только существительные, команда второго ряда - прилагательные, команда третьего ряда - глаголы. Победителями считаются все ученики, которые правильно записали все продиктованные слова данной части речи.

Материал для игры:

Чёрный, доброта, чистить, чернеть, добрый, чистый, зелень, звонить, синька, звонкий, зелёный, звон, синий, синить, чистота, зеленеть, чернота, грусть, грустить, подобреть, грустный.  

Игра “Что? – Какой? – Что делает?” 

Цель. Повторение и закрепление изученного о частях речи, умения образовывать однокоренные слова.

Содержание. В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). На доске записан столбик корней, от которых нужно образовать 1-я команда – существительные, 2-я – прилагательные, 3-я – глаголы.

В каждой команде победитель считается тот, кто первым и правильно образует и запишет все слова.

Материал для игры:

Бел, блед, ясн, пуст, сказ, болт, лет, сад, ход, бег, цвет, ночь, груб.

Экспериментальную работу по введению игровых технологий в уроки русского языка в начальной школе проводила в течение четырёх лет. Эксперимент показал, что игры, игры-путешествия, игры-экскурсии, игры-спектакли – позволяют сделать урок интересным, доступным, понятным, помогают повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение, создают на уроке благоприятный эмоциональный фон. Всё это способствует лучшему усвоению детьми учебного материала и, как следствие, повышению уровня грамотности учащихся.

Главный результат своей работы я вижу в том, что дети начинают по-другому относиться к слову и сами становятся авторами языковых игр, то есть активными творцами.

Я уверена, что обучать ребёнка необходимо радостью, воспитывать его с большей любовью, а всю работу строить на интересе, поощрении и похвале.

Модели игр с глаголом, которые учитель может наполнить необходимым материалом и использовать по своему усмотрению во время орфографических пятиминуток, при объяснении новой темы, закреплении её, на обобщающих уроках.

Уже в 4 классе наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. В это время уже можно использовать деловые игры.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В начальной школе необходимо использовать игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школ

СОСТАВИТЕЛЬ: учитель начальных классов МОУ »Средняя школа №16»

г.Кимры.

…Игра -   пространство «внутренней социализации"ребенка,                

           средство усвоения социальных установок…

                                                                                                                            (Л.С.Выготский).

 

Русский  язык, пожалуй,  один из наиболее сложных предметов в курсе средней школы. Но это и один из наиболее необходимых предметов! С помощью устной или письменной речи люди общаются ежеминутно, ежесекундно. Задача учителя – сделать эту речь

правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен!

Итак: как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка?  Ответ на этот вопрос существует, и он прост – это игра!

Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Приведу некоторые дидактические игры, которые я применяю на своих уроках.

I. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

I

рыбка

вьюга

чулок

II

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей

 

II . Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
  2. Составить предложения, используя данные слова.

III . Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил

ански

кьоинк

лыжи

санки

коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
  2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

IV. Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематичности их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями и игровыми приёмами.

Вот некоторые из них.

1. Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК

РОМАШКА

РОЗА

ЛУК

КОШКА

СОБАКА

ВОРОБЕЙ

КОРОВА

БЕРЕЗА

ДУБ

МАЛИНА

ОСИНА

КОРОВА

ЛИСА

ВОЛК

МЕДВЕДЬ

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

2. Детям очень нравятся такие задания, как:

  • Заменить словосочетания одним словом:
  • - промежуток времени в 60 минут,
  • - военнослужащий, стоящий на посту,
  • - ребенок, любящий сладкое,
  • - очень смешной фильм.
  • Распредели слова на две группы.
  • Найди родственные слова. Выдели корень.
  • Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть …………. 
Однажды они пошли …………. 
Вдруг из кустов…………….. 
Потом ребята долго вспоминали как……..

  • Составь рассказ по опорным словам:
  • зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

                  Игры - упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для них служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, только преподносимые особым образом. Обычно дети получают задания довольно трудные и скучные, но необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков.  

И здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности.

Ценность таких игр и приёмов заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

На данный момент у меня 3 класс .Одной из основных тем 3-4 класса является изучение частей речи. Учащиеся при изучении имени существительного, имени прилагательного, глагола, испытывают трудности. Для того, чтобы детям легче было запомнить изучаемый материал, стараюсь сделать урок интересным, доступным, понятным, что помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение. После таких уроков у детей надолго остаются в памяти каждое разобранное на уроке слово, последовательность выполненных операций, правила, способы проверки слов. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Приведу примеры игр по теме «Глагол»

Закрепление понятия о глаголе

Игра “Найди глаголы” 

Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.

Содержание. На доске записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.

Материал для игры:

В понедельник я стирала

Чашки в пятницу помыла,

Пол во вторник подметала,

А в субботу торт купила,

В среду я пекла калач,

Всех подружек в воскресенье

Весь четверг искала мяч.

Позвала на день рожденья.

 

( П. Башмаков).

 

Игра “Кто больше?” 

Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения образовывать глаголы с помощью приставок.

Содержание. Играют 3 команды по 5-6 человек. Капитаны получают конверты, в которые вложены карточки с глаголом. Задача команд: за 3 минуты образовать как можно больше новых глаголов при помощи приставок. Каждый игрок может образовать несколько глаголов, все предложенные глаголы записывает один из игроков на одном общем листе бумаги. По сигналу учителя команды начинают и заканчивают работу, после чего капитаны читают образованные глаголы. Побеждает команда, которая правильно образовала наибольшее число глаголов.

Материал для игры:

1/ ходить, 2/ лить, 3/ писать.

 

Игра “Что делать? Что сделать?” 

Цель. Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?

Содержание. Играют 2 команды (мальчики и девочки). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

 Материал для игры:

Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.

Игра “Объясни значение” 

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с многозначностью слова.

Содержание. Играют 3 команды по 3 человека. На доске записаны слова в 3 столбика словосочетаний с многозначными глаголами. Задача игроков: объяснить значение глагола в каждом словосочетании. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

 

Изменение глаголов по числам

Игра “Кто как кричит?” 

Цель. Закрепление понятия о числе глагола, умения употреблять глагол в нужном числе.

Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн. ч.. Задача: дописать к каждому подходящему по смыслу глагол во мн.ч. Побеждает команда, которая правильно и быстрее справится с заданием.

Материал для игры:

Коровы - (мычат),

куры - (кудахчут),

Свиньи – (хрюкают),

вороны - (каркают),

Собаки – (лают),

воробьи - (чирикают),

Кошки -(мяукают),

кукушки - (кукуют),

Утки - (крякают),

соловьи - (поют),

Гуси - (шипят),

лягушки – (квакают),

Игра “Кто что делает?” 

Цель. Закрепление умения употреблять глагол в нужном числе.

Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн.ч. Задача игроков: дописать к каждому существительному глагол, подходящий по смыслу и обозначающий действие данного предмета. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее справиться с заданием.

Материал для игры:

Повара - (варят)

ветры – (дуют)

Кузнецы - (куют)

ручьи – (текут)

Маляры - (красят)

цветы - (цветут)

Строители - (строят)

травы - (зеленеют)

Врачи – (лечат)

дожди – (идут)

Изменение глаголов по временам

Игра “Какое время?” 

Цель. Закрепление понятия о времени глагола, умения определять время глагола.

Содержание. Соревнуются 3 ученика. На доске записаны 3 загадки. Каждый из играющих должен отгадать загадку и определить время глаголов в ней. Класс оценивает работу игроков.

 Летит без крыльев и поёт, 
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.

Длинной шеей поверчу -
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут – положу:
Человеку послужу.

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

Игра “Кто внимательнее?” 

Цель. Закрепление понятия о прошедшем времени глагола.

Содержание. В игре участвует весь класс. Текст стихотворения предварительно записан на доске.

Осторожно ветер

Пожурил за что-то

Из калитки вышел,

Воробьёв знакомых

Постучал в окошко,

И, расправив бодро

Пробежал по крыше,

Молодые крылья,

Поиграл немного

Полетел куда-то

Ветками черёмух,

Вперегонку с пылью.

Работа ведётся в форме выборочного диктанта. Учащимся предлагается выбрать и записать только глаголы прошедшего времени и обозначить в них суффикс - “л”. Побеждает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Неопределённая форма глагола

Игра “Найди неопределённую форму глагола” 

Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.

Содержание. Игра проводится в форме выборочного диктанта, который пишет весь класс. Детям предлагается записать только глаголы в неопределённой форме из стихотворения, которое читает учитель. Побеждает ученик, который правильно записал все глаголы в неопределённой форме.

Хорошо ночевать нам в палатке,
Через лес проходить напрямик.
Знать до тонкостей птичьи повадки,
Понимать их весёлый язык.

Нас приветствуют звонкие птицы,
Шум листвы и журчанье ручья.
Так шагать по земле и учиться
До чего интересно, друзья!

Если очень стараться, ребята,
Если очень хотеть и мечтать,
Мы из школьных кружковцев – юннатов
Можем завтра учёными стать.

Подчинять человеку природу,
Чтоб земля процветала твоя,
И трудиться на благо народа
До чего интересно, друзья!

(М. Матусовский). 

Игра “Аукцион” 

Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.

Содержание. В игре участвует весь класс. За определённое время учащимся предлагается записать как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога (дать, пить, бить, вить, петь, мыть, лить, и т.д.) или из двух слогов (рубить, писать, читать, пилить, сидеть и др.). Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов за указанное время. 

 Игра “Замени одним глаголом ” 

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с фразеологическими оборотами.

Содержание. В игре принимают участие 2 команды по 6 человек. На доске записаны фразеологические обороты, задача игроков – заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу, например, была такова - убежала. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

Совать нос,

дать стрекача,

Клевать носом,

выходить из себя,

Зарубить на носу,

чесать языки,

Унести ноги,

бить баклуши,

Надуть губы,

ломать голову,

Заговаривать зубы,

водить за нос.

Игра “Закончи пословицу” 

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с глаголами, противоположными по смыслу.

Содержание. В игре участвует 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

Мир строит, а война……..(разрушает).

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

Труд кормит, а лень……..( портит).

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Лето припасает, а зима…….(подъедает).

Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).

Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).

Легко друга потерять, но трудно …..(найти).

По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).

Ласточка день начинает, а соловей….(кончает). 

Игра “ Измени число 

Цель. Закрепление умения изменять число глагола.

Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика глаголов в ед. и мн. числе. Задача игроков: изменить число глагола и записать справа, рядом с данным глаголом. Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.

Материал для игры:

1/ идёт, увёз, скажет, принёс, встанет, пьёт;

2/ пришли, сидят, возьмут, намокли, спешат, найдут. 

НЕ с глаголами

НЕ

Завести велели мне

Я согласен даже не

Новые привычки:

Рисовать на карте,

Никогда девчонок не

И согласен даже не

Дёргать за косички!

Танцевать на парте!

Никогда с братишкой не

Но не смейте делать мне

Драться за обедом!

Никаких упрёков,

На уроках больше не

Если даже я и не

Говорить с соседом!

Выучу уроков.

.

Ю. Вронский.

Игра “Раскрой скобки” 

Цель. Закрепление навыка раздельного написания частицы не с глаголами.

Содержание. Играют 2 человека или 2 команды по 5 человек. На доске записано 2 текста, в которых есть глаголы с частицей не.

Частица не взята в скобки. Задача – раскрыть скобки и сказать, как нужно писать частицу не, вместе или раздельно, и почему. Класс оценивает работу игроков. Если играют 2 команды игроков по 5 человек, то каждый игрок раскрывает только одну скобку.

Материал для игры:

Нам сказали: в Новый год 
Дед Мороз к нам в дом придёт.
Мы /не/ ели, мы / не/ пили,
Никуда мы /не/ ходили,
/Не / гуляли, /не/ играли-
Дед Мороза в гости ждали.
Оказался он не дед,
А дядя Стёпа, наш сосед!

Береги книгу! /Не/ бери её грязными руками

И /не/ клади на грязный стол.

/Не/ перегибай книгу и

/ Не/ загибай у неё листов.

Если ты взял книгу в библиотеке,

То /не/ забудь её вернуть в срок..  

Игра “Найди своё слово” 

Цель. Повторение и закрепление знаний о частях речи.

Содержание. В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Учитель диктует слова, а команда первого ряда записывает только существительные, команда второго ряда - прилагательные, команда третьего ряда - глаголы. Победителями считаются все ученики, которые правильно записали все продиктованные слова данной части речи.

Материал для игры:

Чёрный, доброта, чистить, чернеть, добрый, чистый, зелень, звонить, синька, звонкий, зелёный, звон, синий, синить, чистота, зеленеть, чернота, грусть, грустить, подобреть, грустный.  

Игра “Что? – Какой? – Что делает? 

Цель. Повторение и закрепление изученного о частях речи, умения образовывать однокоренные слова.

Содержание. В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). На доске записан столбик корней, от которых нужно образовать 1-я команда – существительные, 2-я – прилагательные, 3-я – глаголы.

В каждой команде победитель считается тот, кто первым и правильно образует и запишет все слова.

Материал для игры:

Бел, блед, ясн, пуст, сказ, болт, лет, сад, ход, бег, цвет, ночь, груб.

Экспериментальную работу по введению игровых технологий в уроки русского языка в начальной школе проводила в течение четырёх лет. Эксперимент показал, что игры, игры-путешествия, игры-экскурсии, игры-спектакли – позволяют сделать урок интересным, доступным, понятным, помогают повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение, создают на уроке благоприятный эмоциональный фон. Всё это способствует лучшему усвоению детьми учебного материала и, как следствие, повышению уровня грамотности учащихся.

Главный результат своей работы я вижу в том, что дети начинают по-другому относиться к слову и сами становятся авторами языковых игр, то есть активными творцами.

Я уверена, что обучать ребёнка необходимо радостью, воспитывать его с большей любовью, а всю работу строить на интересе, поощрении и похвале.

Модели игр с глаголом, которые учитель может наполнить необходимым материалом и использовать по своему усмотрению во время орфографических пятиминуток, при объяснении новой темы, закреплении её, на обобщающих уроках.

Уже в 4 классе наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. В это время уже можно использовать деловые игры.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В начальной школе необходимо использовать игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

 

Resource id #1246


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова» (урок обобщения и систематизации знаний).
Обучение осуществляется по системе Л.В. Занкова по учебнику А.В. Поляковой «Русский язык», 2 класс (2 часть).

УЧИТЕЛЬ: МАРЕЕВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА.
Цель урока: 
• Обобщить знания детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов. Выявить уровень знаний детей по данной теме. 
Задачи урока:
• Совершенствовать умение выделять корень в слове; 
• Практически знакомить с механизмом образования слов;
• Развивать умение находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
• Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
• Отрабатывать каллиграфию письма;
• Воспитывать умение общаться и работать в группах.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, разноуровневые карточки, цветочки, цветные карандаши.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Ещё земли печален вид, 
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветка шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась... (Ф. Тютчев)
- Ребята, давайте и мы улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
- За окном весна – пора оживления природы, пора цветения. И сегодня на уроке каждый из вас сможет вырастить свой необычный цветок. 
- Скажите, а с каким настроением вы начинаете урок? Свое настроение я предлагаю каждому из вас выразить, раскрасив лепесток №1 у цветка, который лежит перед вами на столе. 
(Красный цвет - настроение отличное, желтый - хорошее, синий - грустное.)

- И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель помещает на доску лепесток соответствующего цвета.) 
- Ребята, я вижу, что не у всех настроение в начале урока отличное, давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у вас настроение было прекрасное.

II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните ее пожалуйста. (Корень слова. Однокоренные слова).
- Какая задача стоит перед нами при изучении этой темы? Чему вы должны научиться? (Учиться выделять корень, находить однокоренные слова).

III. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, что же такое корень?

- Какие слова называются родственными?
- Как по-другому называются родственные слова?

- Как найти в слове корень?

IV. Чистописание.
- А теперь посмотрите, какой загадочный цветок распустился в нашем классе. В нем букву, которую будем прописывать на минутке чистописания.

- Какие времена года вы знаете?
- Какое сегодня число? Что оно обозначает? Какое время года наступило?
- Да, действительно сегодня первый день весны - 1 марта, и поэтому мы отправляемся к ней в гости.
- Откройте тетради и запишите число.
- А в гости мы ходим с каким настроением? (С весёлым, весенним.)
- И, наверное, вы догадались, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания? (Вв)
- Какой звук обозначает буква «Вэ» в слове весна? (Согласный, звонкий, мягкий).

- Пропишите в тетрадях заглавную и строчную буквы.
- Прочитайте слова.
Весна, веснушки, весёлый.
- Что вы можете сказать о данных словах? (Они однокоренные)
- А все ли они являются однокоренными? (Нет)
- Какое слово лишнее? (Весёлый) А почему? (Оно не является родственным, т.к. нет общей части – корня).
- Запишите однокоренные слова. Выделите корень. Но не забывайте о правиле письма. Сядьте ровно, возьмите правильно ручку.
Учитель:

Если ручкой я пишу, 
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке 
Аккуратно вывожу.
- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием. Давайте раскрасим лепесток №2: красный цвет – правильно и аккуратно написаны все буквы и соединения; желтый – работа выполнена не очень хорошо; синий – неаккуратное выполнение работы).
V. Словарно-орфографическая работа.
СЛАЙД с названием месяцев.
- Назовите только весенние месяцы.
- У нас сегодня наступил месяц март. Запишите название месяца. МАРТ
- Почему его так называют? Слово "март" не русское. Оно пришло к нам из Византии. Март, мартиус, первый месяц весны, назван так по имени бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая и скотоводства, мирного труда.
- А на Руси его называли протальник, почему? (Протальником звали его из-за быстрого таяния снегов и появления проталин).
- Также его называли капельником и грачевником. Почему? (В этом месяце сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи). (Грачевник, потому что март – время прилёта птиц).
- Запишите то название месяца, которое вам больше всего понравилось.

- Говорят так: март и снегом сеет, и солнцем греет. Что обозначает эта пословица? (В марте тепло и холодно).
- Найдите орфограмму, спрятанную в пословице. (В слове солнце – непроизносимая согласная «л»).

- Как её можно проверить? (Подобрать проверочное слово – солнышко).

- Спишите пословицу и подчеркните орфограмму.
- Очень хорошо. Давайте закрасим третий лепесток нашего цветка: красный цвет – пословица списана правильно; желтый – работа выполнена с ошибками; синий – неаккуратное выполнение работы. 
VI. Упражнение в подборе родственных слов. 
- Хоть весна и наступила, но зима ещё злится, не пускает её к нам.
- Давайте вспомним строчки из стихотворения Ф. Тютчева, которые вы недавно учили. 
Взбесилась ведьма злая 
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

- Посмотрите, ребята, что натворила зима. Снегом запорошила части слов, а оставила один корень.
- Давайте поможем весне одолеть зиму, улыбнёмся и растопим снега. Подберём родственные слова. Работать будем по вариантам. 1, 2, 3, 4. 
1 вариант - Сад -; 2 вариант - Лёд -; 3 вариант -Снег - ; 4 вариант - Вода -. 
Четыре человека работают у доски, а остальные на местах. Проверка: (Сад, садик, садовник, садовод, садовый, посадка, рассада, посадить). (Лёд, ледок, ледник, ледоход, заледенеть, обледенеть, ледовый). (Снег, снеговик, снегурочка, снежок, снежный, снегопад). ( Вода, водный, подводный, водолаз, подводник, водяной, водянка, водоросли). Мы помогли красавице-весне побороть зиму.
- Она разрешает нам закрасить четвёртый лепесток весеннего цветочка: красный – работа выполнена правильно, жёлтый – допущены ошибки, синий – работа не выполнена). 
Физкультминутка.
- А сейчас немножко отдохнём. Весеннее солнышко с нами поиграет.

VII. Упражнение в определении родственных слов. 
- А кто первые вестники весны? (Грачи)
Слайд с голосом грача. Вестник весны принёс вам задание.
1 ряд – выписывают родственные слова к слову "лес".
2 ряд – выписывают родственные слова к слову "лиса".
Лес, лиса, лестница, лисичка, лесочек, лисонька, залесье, перелесок, лист, лесник, лисица, лисий. Будьте внимательны, так как слова похожи. 
Взаимопроверка.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища. Правильные ответы показаны на экране.
- Теперь закрасим лепесточек №5. У кого нет ошибок – закрасьте лепесточек красным цветом, одна ошибка – жёлтым, более двух ошибок – синим цветом.
Физкультминутка. 
Прослушивание музыки П. И. Чайковский "Март".
VIII. Дифференцированная самостоятельная работа.
- Зима нам приготовила ещё несколько заданий. Давайте все вместе поможем весне. Выберите то задание, с которым вы легко справитесь. Задания на экране.
• 1 группа: Подбери пару однокоренных слов. Запиши пары, выдели корень.
буква зимний
ходить букварь
зима поход

• 2 группа: Прочитайте. Выпиши из стихотворения родственные слова. Дополни свои.
Летят перелетные птицы
Прошедшее лето искать,
Летят они в дальние страны,
А я не хочу улетать.

М. Исаковский

• 3 группа: Запиши, как называют человека, который: строит дом; кладет печи; убирает двор; учит детей; работает на тракторе. Выдели корень.
Самопроверка. Правильные ответы на экране.
- Раскрасьте лепесток №6: красный – с заданием справился самостоятельно, правильно; желтый – с заданием справился, есть 1 ошибка; синий – с заданием не справился.

IX. Подведение итогов урока.
- Прочитайте стихотворение на странице 58, упражнение 361.
- Какие глаголы близки по смыслу, но их нельзя назвать однокоренными? Почему?
- А кто же вас любит и голубит? (Мама).
- Давайте поиграем в игру «Ласковое слово для мамы».
- Назовите ласковые однокоренные слова для мамы.
Мама, мамочка, мамуля, мамулечка, мамик, мамсик.

X. Рекфлексия.

- Все ли мы хорошо усвоили? Над чем еще нужно поработать?
- Какие задания вам понравились больше всего?
- Ну что, ребята, нам осталось раскрасить серединку вашего цветка. Раскрасьте его таким цветом, которое вам подсказывает ваше настроение. Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок? 
X. Домашнее задание.
- Мы не случайно раскрашивали цветочек.
- Ребята, какой приближается праздник? (Международный женский день).

- Кого поздравляют в этот день? (Женщин, девочек, бабушек).

- Поэтому я приготовила вам открытки-бланки, с обратной стороны напишите поздравление для мамы, а в день 8 марта подарите свои яркие цветочки и открытки.
- Спасибо за работу. Урок закончен.

Резерв.
1. Игра «Верно ли что…?»
Верно ли что…
1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными, т.к. имеют общую часть?
2. Корень – общая часть родственных слов?
3. Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?
- Если верно – хлопните в ладоши, а если нет – помашите головой. Выбери ту карточку, которую сможешь выполнить.

 

 

Resource id #1946

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в начальной школе

Статья об определении эффективности внедрения современных игровых технологий в процессе обучения....

Практическая реализация игровых технологий в начальной школе на уроках гуманитарного цикла

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по из...

Игровые технологии в начальной школе

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по из...

Доклад "Игровые технологии в начальной школе на уроках гуманитарного цикла"

статья об использовании игровых технологий на уроках гуманитарного цикла...

Игровые технологии в начальной школе

Игровые технологии в начальной школе....

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье говорится об игровой технологи, которая очень важна для начальной школы. Ведь именно в самом начале  обучения школьников важно не потерять их интерес к учебе и познанию нового, в ...