Русский язык "Спряжение глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку "Спряжение глаголов" 2 урок. УМК "Начальная школа 21 века" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_4-b.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка «Спряжение глаголов». (2 урок)

Цели: совершенствовать умения учащихся определять спряжение глаголов, познакомить учащихся с глаголами «исключениями».

Задачи:

- совершенствовать умение определять спряжение глаголов по окончанию (лицу и форме),

- развивать орфографическую зоркость,

- познакомить с глаголами исключениями,

- развивать внимание,

- развивать умение анализировать,

- развивать умение делать выводы.

Оборудование: учебник С.В.Иванов 4 класс 1 часть, наглядный материал (глаголы исключения).

 

Ход урока

1. Организационный момент. 
Урок начинается с речёвки  «Как живёшь?» (дети хором отвечают на вопросы учителя, показывая соответствующие движения вместе с учителем).

- Как живешь? Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь? Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь? Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь? Вот так! («бинокль»)
- Машешь вслед? Вот так! (помахать кистью руки)
- А как спишь? Вот так! (обе руки под щеку)

- Как молчишь? Вот так! (указательный палец приложить к губам)
- А сидишь? Вот так! (садятся на места)

- На доске записаны вопросы из речевки:

- Как живешь?
- Как плывешь?
- Как бежишь?
- Вдаль глядишь?
- Машешь вслед?
- А как спишь?

- Как молчишь?
- А сидишь?

- Каким общим вопросом их можно заменить? (Что делаешь?)

- Какая часть речи отвечает на этот вопрос? (Глагол.)

- Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (спряжению глаголов)

2. Каллиграфическая разминка.

Открываем тетрадь, записываем число, классная работа.

  1. пропишите всю строчку ел, ер, рер…
  2. словарный диктант: ведем, жгут, зовут, открывают, едут.

3. Актуализация знаний о глаголе.

- Давайте выделим окончания, укажем спряжение и посмотрим, что общего у слов, которые мы записали? (Это глаголы 1 спряжения).

- Что такое спряжение? (Спряжение глаголов - это изменение глаголов по лицам и числам и система его личных окончаний).

- Правильно, посмотрите на доску:

- Как живешь?
- Как плывешь?

- Что мастеришь?

- С кем дружишь?

- Что объединяет глаголы в этих вопросах? (они все стоят в единственном числе, во 2-м лице.)

- Почему у глаголов разные окончания? (Эти глаголы относятся к разным спряжениям.)

- Как можно определить спряжение глагола?

- Назовите глаголы 1-го спряжения. Назовите глаголы 2 спряжения.

- Как вы это определили?

- Давайте откроем учебник на с.108 и прочитаем спор девочек.

- Кто из девочек не прав и в чем ошибка?

- На с.108 упр.1. Запиши в два столбика: глаголы с ударным личным окончанием и  с безударным личным окончанием.

(Двое пишут у доски, остальные в тетради, сверяют с доской).

Физкультминутка.
Ветер дует
 нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

4. Знакомство с глаголами исключениями.

- Мы с вами теперь знаем: если личные окончания глаголов ударные, то мы можем легко определить спряжение.

- А если личные окончания глаголов безударные, то, как нам определить окончание? (ответы детей)

- Если у глагола безударное личное окончание, то его спряжение определяется по начальной форме.

На доске:

- Как беж…шь?

- Вдаль гляд…шь?

- А как сп…шь?

- Как молч…шь?

- А сид…шь?

- Давайте определим спряжение вот у этих глаголов?

- Проверим?

- Как бежишь?

- Вдаль глядишь?

- А как спишь?

- Как молчишь?

- А сидишь?

- Как же так? Почему не сработало правило?

- Оказывается, есть такие интересные глаголы, которые называются исключениями.

- У вас на партах лежат памятки, на которых написаны глаголы исключения, давайте прочитаем их вместе.

Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на "-
ить",
Кроме слов "стел
ить" и "брить".
А
ещё: "смотреть", "обидеть",
"Слыш
ать", "видеть", "ненавидеть",
"Гн
ать", "дышать", "держать", "терпеть"
И "завис
еть" и "вертеть".

- Посчитайте, сколько здесь глаголов-исключений, оканчивающихся на – ить, сколько – на – ать, а сколько на- еть.

- Итак, ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить и стелить, 4-е глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать; и 7-мь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть. ненавидеть, видеть, смотреть. Все остальные глаголы относятся к 1-му спряжению.

- К какому спряжению относятся глаголы брить и стелить? (1 спр.), к какому спряжению относятся глаголы смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, зависеть и вертеть? (2 спр.)

- Давайте посчитаем, сколько глаголов исключений всего? – 13.  

- Теперь вы знаете все о спряжении глаголов, поэтому давайте прочитаем памятку на с.109 «Как определить спряжение глагола».

5. Закрепление.

- А сейчас посмотрим, как вы освоили тему: «Спряжение глаголов». Если услышите глагол 1 спряжения, поднимаете руки вверх, 2 спряжения – делаете хлопок.

Платить, ужинать, видеть, ловить, играть, летать, стелить, спешить, тянуться, рыть, учиться, сеять,гнать, держать.

- Какие вы молодцы, давайте закрепим наши знания и выполним на с.110 упр. 2. Определи спряжение глаголов с безударным личным окончанием. Запиши по образцу.

6. Заключение.

- Итак, с какой орфограммой мы сегодня познакомились?

- Что нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе этой орфограммы?

- Что называется спряжением?

- Как определить спряжение глагола?

- Домашнее задание с. 110 упр. 3, выучить глаголы исключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по русскому языку. Глаголы. Окончания глаголов в прошедшем времени. 4 класс

Проверочная работа по русскому языку. Глаголы. Окончания глаголов в  прошедшем времени. 4 классУМК Полякова А.В....

Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...

Конспект урока по русскому языку «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». (3 класс УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу г...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...