Диктанты, изложения (начальная школа)
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Москвитина Татьяна Васильевна

Диктанты, изложения (начальная школа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_diktanty_izlozheniya.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Подробное изложение « Летом»

       Летом мальчики часто ходили в лес за грибами. Однажды Лёша набрал полную корзину грибов. Потом он стал помогать  друзьям.  

        Ребята долго гуляли по лесу. Они пели весёлые песни и играли в прятки. Вечером они вернулись домой с полными корзинами.  

Вопросы к тексту:

  1. Куда ходили мальчики летом?
  2. Сколько грибов набрал Лёша?
  3. Кому он помогал искать грибы?
  4. Как развлекались ребята в лесу?
  5.   Когда они вернулись домой?

Контрольное списывание

Ночка

                Во дворе стояла лошадь. Её звали Ночка. Все любили Ночку. На боку лошади была рана. Ей было больно. Из глаз лошади текли слёзы. Игорёк дал лошади кусочек сахара. Она стояла смирно. Тётя Даша промыла рану и смазала её йодом. Скоро Ночка выздоровела.

Контрольный диктант по теме: «Имена собственные»

Летом

       На каникулах Оля была у бабушки. Бабушка Мария Ивановна живёт в селе Жуковка. За лесом течёт речка Любимовка. Оля часто ходила на речку с собакой Булькой. Там они купались и играли. Дома их ждала кошка Мурка.

Задания

1.Раздели слова на слоги I вариант – 4 предложение,

II вариант – 2  предложение.

2. Подчеркни грамматическую основу предложения I вариант – 1 предложение,

II вариант – 4  предложение.

Контрольная работа по теме: «Твёрдые и мягкие согласные»

Дата __________           Фамилия___________________________        I вариант        

  1. Напиши буквы, обозначающие гласные звуки:

__________________________________________________________________

  1. Напиши пары звонких и глухих согласных:

  1. Напиши буквы, обозначающие

всегда твёрдые звуки:_______________  всегда мягкие: _________________

  1. Напиши 3 слова, в которых звуков меньше, чем букв:

  1. Напиши 3 слова, в которых букв меньше, чем звуков:

__________________________________________________________________

  1. Подчеркни в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки:

предложение, пушистый, цепочка

  1. Подчеркни в словах буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки:

чудесная, прозрачная, животное

  1. Сделай звукобуквенный анализ слов:

Поставь ударение

картофель

товарищ

вьюга

Запиши кол-во слогов

Кол-во звуков

Гласные звуки

Мягкие согласные

Твёрдые согласные

Контрольная работа по теме: «Твёрдые и мягкие согласные»

Дата __________           Фамилия___________________________       II вариант      

  1. Напиши буквы, обозначающие гласные звуки:

__________________________________________________________________

  1. Напиши пары звонких и глухих согласных:

  1. Напиши буквы, обозначающие

всегда твёрдые звуки:_______________  всегда мягкие: _________________

  1. Напиши 3 слова, в которых звуков больше, чем букв:

  1. Напиши 3 слова, в которых букв больше, чем звуков:

__________________________________________________________________

  1. Подчеркни в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки:

приехали, щавель, цветочки

  1. Подчеркни в словах буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки:

чучело, циркуль, мороженое

  1. Сделай звукобуквенный анализ слов:

Поставь ударение

морковь

цепочка

друзья

Запиши кол-во слогов

Кол-во звуков

Гласные звуки

Мягкие согласные

Твёрдые согласные

Изложение с элементами описания

Лисёнок

           Дедушка принёс домой маленького лисёнка. Лисёнок был рыженький, глазки чёрненькие, пушистый хвостик торчком.                                

             Малыша посадили в ящик. Ему дали молока и мяса. Лисёнок забился в угол и ничего не ел. Ночью лисёнок стал шуметь, тявкать. Он мешал всем спать. Дедушка вынес ящик с лисёнком в сарай. Утром лисёнка не было.

Его унесла лисица-мать.

Вопросы для устной беседы:

- Кого дедушка принёс из леса?

- Какой был лисёнок?

- Куда посадили малыша?

- Что ему дали?

- Почему лисёнок не ел?

- Как вёл себя лисёнок ночью?

- Что увидели утром?

Изложение с элементами сочинения

Пушистые комочки

     Бабушка Дарья Петровна купила гусят. За гусятами ухаживали всей семьёй.

         Наступили тёплые майские дни. Малышей стали выпускать на лужайку. Гусята любили ходить на озеро. Пушистые комочки хорошо плавали и ныряли. Самого маленького гусёнка назвали Филькой. Он часто отставал от других гусят. Однажды…

Вопросы для устной беседы:

  1. Кто купил гусят?
  2. Кто ухаживал за гусятами?
  3. Когда малышей стали выпускать на лужайку?
  4. Куда любили ходить гусята?
  5. Что они  делали на озере?
  6. Как назвали самого маленького гусёнка?
  7. Что с ним случилось?

Контрольный диктант по теме «Парные звонкие и глухие согласные»

Пурга

       Ночью разгулялась пурга. Дед Илья слушал шум тайги и тяжело вздыхал.  Снег с силой бил в стекло. Окно избушки завалил сугроб. Утром вьюга стихла. Старик отправился на озеро. Искрился снег. Над озером клубился пар.

Слова для справок: отправился, вздыхал

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам предложения и частям речи:

Iвариант – 1-е предложение;

II вариант – 5-е предложение

  1. Выписать по 2 слова с парным согласным на конце, записать проверочные слова.
  2. Продолжить предложение:

I вариант – Из маленькой норки…;

II вариант – На солнечной полянке...

Контрольная работа по теме: «Имя прилагательное»

Дата __________           Фамилия________________________ I вариант

  1. Распредели слова в столбики по вопросам:

дубовый, жирная, жаркий, голубое, чудесная, сладкое, ручная, красивый, белое

Какой?

Какая?

Какое?

  1. Напиши по 3 имени прилагательных к данным именам существительным:

берёза

дождик

солнце

  1. Образуй имена прилагательные от данных имён существительных:

Липа -

Яблоко -

Холод -

Ночь -

Дерево -

Дом -

Дождь -

Малина -

Урожай -

Зима -

  1. Составь и запиши словосочетание:

Белый (день, ткань, окно)_______________________________________

Красное (цветок, кофта, яблоко)__________________________________

Железная (гараж, крыша, колесо)_________________________________

  1. Составь и запиши  предложения:

Белый, Мурка, был, и, снег, была, белая.

На, снегу, сосновые, лежали, пушистом, шишки.

Контрольная работа по теме: «Имя прилагательное»

Дата __________           Фамилия________________________IIвариант

  1. Распредели слова в столбики по вопросам:

дубовая, жирное, жаркое, голубая, чудесный, сладкая, ручной, красивое, белый

Какой?

Какая?

Какое?

  1. Напиши по 3 имени прилагательных к данным именам существительным:

липа

ветер

цветок

  1. Образуй имена прилагательные от данных имён существительных:

берёза -

вишня -

жара -

день -

осина -

сад -

солнце -

лес-

морковь -

лето -

  1. Составь и запиши словосочетание:

Белая (день, ткань, окно)_______________________________________

Красный (цветок, кофта, яблоко)_________________________________

Железное (гараж, крыша, колесо)_________________________________

  1. Составь и запиши  предложения:

Пушистый, елочка, был, и, Васька, была, пушистая.

На, висели, зелёные, ёлке, пушистой, шишки.

Контрольный тест  по теме: «Однокоренные слова»

Дата __________           Фамилия________________________I вариант

  1. Выбери правильное утверждение:

А) Корень – это общая часть родственных слов.

Б) Корень – это часть речи, отвечающая на вопросы: кто? что?

В) Корень – это второстепенный член предложения.

2. Выбери и распредели по столбикам однокоренные слова. Выдели корень.     Вода, дуб, зелень, водичка, дубовый, сад, водяной,  зелёный, зеленеет, дубок, садовник, садовый.

3.Выбери однокоренные слова, записанные в следующем порядке:

имя существительное, имя прилагательное, глагол

А) садовый, садик, садовник;

Б) грибники, грибной, грибок;

В) разговор, разговорчивый, разговаривает.

4. К каким словам правильно подобраны проверочные слова:

А) вода – водичка;      б) зима – зимует;     в) несут – нёс

5. Найди группу однокоренных слов:

А) чернота, чёрный, чернеет;

Б) морской, море, морские;

В) зима, зимушка, зимы

6. Напиши по 2 однокоренных слова с корнем

Мороз  -

Снег -

Составь 2 предложения с данными словами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольный тест  по теме: «Однокоренные слова»

Дата __________           Фамилия________________________II вариант

  1. Выбери правильное утверждение:

А) Корень – это второстепенный член предложения.

Б) Корень – это часть речи, отвечающая на вопросы: кто? что?

В) Корень – это общая часть родственных слов.

2. Выбери и распредели по столбикам однокоренные слова. Выдели корень.   Гриб, зуб, желтизна, грибной, зубной, осина, грибник,  жёлтый,  желтеет, зубной, осинник, осиновый.

3.Выбери однокоренные слова, записанные в следующем порядке:

имя прилагательное, имя существительное, глагол

А) красный, краснота, краснеет;

Б) грибники, грибной, грибок;

В) разговор, разговорчивый, разговаривает.

4. К каким словам правильно подобраны проверочные слова:

А) вода – водичка;      б) зима – зимний;     в) несут – принесли

5. Найди группу однокоренных слов:

А) белизна, белый, белеет;

Б) вода, водоём, водоёмы;

В) снег, снега, снежок

6. Напиши по 2 однокоренных слова с корнем

Вода  -

Сад -

Составь 2 предложения с данными словами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изложение

Птенчик

      Над окном дома было ласточкино гнездо. В гнезде сидели птенчики.

      Вдруг один птенчик упал из гнезда. Ласточки заметили это. Они кружили над бедным детёнышем и громко щебетали.

       Мимо шёл мальчик. Он поднял птенчика и посадил его в гнездо. Ласточки успокоились и полетели кормить птенцов.

Вопросы к  тексту:

  1. Где было гнездо ласточки?
  2. Что случилось с одним из птенчиков?
  3. Как вели себя ласточки?
  4. Кто помог птенчику вернуться в гнездо?
  5. Что сделали ласточки, когда опасность миновала?

Контрольный диктант по теме:

«Правописание безударного гласного в корне слова»

В горах

Хорошо весной в горах. На зелёных склонах пестреют цветы. Они тянут свои головки к солнцу и жадно пьют его лучи. Вот из-за серых скал выползла туча. Посыпался колючий снег, потом град. Но вот туча прошла. Запылало солнце. Запели птицы. Цветы раскрыли свои вазочки. Весело зажужжали жуки и пчёлы.

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам предложения и частям речи:

Iвариант – 2-е предложение;

II вариант – 9-е предложение

  1. Разобрать слова по составу:

I вариант – зелёные, головки;

II вариант – хорошие, вазочки.

Словарные слова

I полугодие

Барабан, берёза, воробей, ворона, город, горох, девочка, деревня, заяц, календарь, карандаш, класс, мальчик, машина, медведь, мороз, овощи, пирог, пенал, ребята, собака, ученик, учитель, ягода.

 

Автобус, альбом, арбуз, билет, быстро, вдруг, весело, ветер, виноград, газета, дежурный, директор, железо, завод, иней, канава, карман, картофель, концерт, корабль.

II полугодие

 

Ладонь, лопата, машина, мебель, молоко, Москва, народ, облако, овраг, одежда, пальто, пассажир, пенал, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, пятница, коридор, корова.

 

Сапоги, сахар, стакан, суббота, тетрадь, товарищ, хорошо, яблоко, работа, рабочий, Родина, русский, язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарные диктанты в начальной школе по английскому языку

Словарные диктанты в начальной школе по английскому языку для проверки лексики в 1 четверти для 3 и 4 классов. Разработчик: учитель английского языка МБОУ г. Кургана СОШ № 41 Самкова С.В....

Математические диктанты для начальной школы.

Математические диктанты на разрезных карточках....

Математические диктанты в начальной школе

Возможные варианты математических диктантов по темам: «Нумерация»,«Сложение и вычитание чисел»....

Распределительные диктанты в начальной школе

Без диктантов не обходится ни один учитель, обучая русскому языку. Это касается и обучения и в начальных, и в средних, и в старших классах. Современная методика может предложить разнообразные ви...

Статья "Зрительные диктанты в начальной школе"

помощь учителям начальных классов...

Входные контрольные диктанты для начальной школы

Входные контрольные диктанты для начальной школы (с 1 по 4 класс)....

Диктанты, изложения начальные классы

Диктанты, изложения начальные классы...