Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

Бажутова Наталья Викторовна

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточнят правило переноса слов; закрепят действие постановки вопросов к словам; совершенствовуют умение проводить звуковой анализ, закрепят умение работать в среде ПервоЛого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_s_komp.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бажутова Н.В.,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 546

Тема: Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина).   Перенос, звуковой анализ

Цели урока:  продолжать знакомить с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточнить правило переноса слов; закрепить действие постановки вопросов к словам; совершенствовать умение проводить звуковой анализ, закреплять умение работать в среде ПервоЛого.

Оборудование: учебник: С. В. Иванов, А. О. Евдокимова,  М. И. Кузнецова. Русский язык : 1  класс:  учебник  для  учащихся  общеобразовательных  учреждений    -  М. :  Вентана – Граф, 2011; ЭОР по русскому языку для 1 класса, макбуки для учащихся и учителя, проектор, экран.

УУД: целеполагание; самоорганизация; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; использование знаково-символических средств  представления информации.

Ход урока:

  1. Организационный момент. 

Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?  (А. Жигулин)

Ребята, а вы можете ответить на этот вопрос?

  1. Формирование темы урока.

- Как вы думаете, почему я начала урок со стихов о Родине?  ( Мы будем  говорить о малой и большой Родине.)

    III.    Актуализация опорных знаний

  1. Наблюдение за записью адреса,  в котором указано название страны (ЭОР: Русский язык, 1 класс, урок 15, упр.1).

Учитель. Ребята, прочитайте адреса на конверте. Сравните первый конверт со вторым. На каком конверте есть дополнительная информация? Какая? (Указаны названия стран – Россия и Республика Беларусь.)

Учитель.  С какой целью в этом адресе названа страна?  (Если твои близкие или друзья живут в другой стране, то в адресе необходимо указывать название страны.)

Учитель. Скажите, как называется страна, в которой мы живём?  (Россия.)

IV.  Чистописание

Учитель. Как вы думаете, ребята, какую букву мы  будем писать  на чистописании? (Рр)

Учитель. Что вы можете сказать о звуке,  который обозначается буквой «Р»? (Согласный,  звонкий,  непарный.)  

Почему на ленте букв  буква «Р» закрашена в два цвета? (Она может обозначать мягкий звук [р`], твердый звук [р].)

Учитель. Какое слово здесь зашифровано?

На доске надпись – Ссияро (Россия)

V. Словарная работа.

Учитель. Давайте запишем новое словарное слово в тетрадь – Россия. Поставим ударение, подчеркнём безударные гласные. На что нужно обратить внимание, чтобы правильно писать это слово? (В слове Россия две буквы «с».)

На доске табличка со словарным словом – Россия

Учитель. Ребята, придумайте предложение со словом Россия.

VI.  Новый материал.  Работа по учебнику

  1. Знакомство со случаями различного написания многозначных слов

Учитель. Многие слова в нашем языке имеют несколько значений. Так, у слова родина два значения: 1) Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является (в этом значении слово пишется с прописной буквы); 2) родина – место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь (в этом значении слово пишется с маленькой буквы).

  1. Первичное закрепление. Чтение текста упражнения № 2 о России и списывание выделенных предложений (с. 49)
  2. Уточнение правила переноса

Учитель. Ребята, давайте вспомним, как переносят слова с одной строки на другую? (Слова переносят с одной строки на другую по слогам. При переносе нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя одну букву переносить на другую строку).

Учитель. На странице 50 найдите рубрику «Тайны языка» и прочитайте её. (Самостоятельное чтение детей.)

А теперь скажите, что нового вы узнали о переносе слов?  (Буквы й, ь, ъ при переносе не отделяются от буквы, после которой они стоят: май-ский, трой-ка, коль-цо, маль-чик, объ-езд, подъ-ём.)

  1. Отработка материала предшествующей рубрики (упр.3, с.50)

Учитель.  Разделите слова для переноса. Какие слова нельзя перенести? (язык, въезд) Почему?

Анализируется каждое слово и записывается на доске деление для переноса: стра-на, ро-ди-на, на-род, па-льто (паль-то), лей-ка, де-ньки (день-ки).

               

  VII. Физминутка

                 

VIII. Закрепление навыка постановки вопросов к словам, наблюдение за значением и сочетаемостью слов (упр.4, с.50)

Учитель. Подберите к каждому слову подходящие по смыслу слова. Используйте слова-подсказки.

Выполняется фронтально, три примера записывают на доске и в тетрадях:

адрес (какой?) точный, правильный

страна (какая?) большая, прекрасная

город (какой?) красивый, нарядный

XI. Совершенствование  проведения  звукового анализа. Работа с компьютерами в среде ПервоЛого

Учитель.  Ребята, в программе ПервоЛого откройте чистый лист, с помощью инструмента «новый текст» (буква А) напечатайте слово родина.

Затем с помощью инструмента «карандаш» цветными фишками составьте звуковую схему слова родина.

Красными точками обозначьте звонкие согласные.

С помощью инструмента «линейка» разделите слово родина на слоги и поставьте ударение.

X. Рефлексия

- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что вам особенно понравилось?

- В каком случае слово Родина напишите с прописной буквы? А в каком случае – со строчной?

- Какие буквы при переносе нельзя отделять от буквы, после которой они стоят?

- При каком условии в адресе необходимо указывать название страны?

ЛИТЕРАТУРА

  1. С. В. Иванов, А. О. Евдокимова,  М. И. Кузнецова. Русский язык :         1  класс:  учебник  для  учащихся  общеобразовательных  учреждений    -  М. :  Вентана – Граф, 2011.
  2. Русский язык. Обучение грамоте : методические комментарии к урокам / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова,  М. И. Кузнецова. – М. : Вентана – Граф, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс ПНШ ФГОС "Слова-названия предметов разного рода"(2 урок)

Конспект урока с презентацией по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" во 2 классе...

Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода

Тема урока: Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода Цели:развивать умение распознавать падежи  имён прилагательных, формировать навык правописания окончаний прилагательных ...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне, которые проверяются ударением, и которые нельзя проверить ударением» (с использованием мультимедийного оборудования)

Данный урок русского языка проводился как открытый урок для родителей учащихся 2 класса. Целью урока было ознакомление родителей с возможностями применения мультимедийного оборудования  в на...

урок русского языка 1 класс«Родина. Правила переноса слов.» 21 век

Урок русского языка на тему «Родина. Правила переноса слов.» составлен в соответствии с требованиями ФГОС по учебному комплекту 21 век. Автор С.Иванов....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...

Родина. Страна, в которой родился. Место рождения

План-конспект урока по русскому языку (программа «Начальная школа XXI века» 1 класс, С.В. Иванов, А.О. Евдокимова)...