Личные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Москаленко Нина Владимировна

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме " Личные местоимения".

Программа «Школа России».                                                                                                                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык   по программе «Школа России».                                                                                                                                                                 Класс: 4                                                                                                                                                                                                 Тема урока: личные местоимения                                                                                                                                            Цель: ознакомление учащихся с личными местоимениями и ролью их в речи; развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять и определять их число; повышать уровень внимания, мышления и орфографическую зоркость.

                                                                   Ход урока.      

I.  Актуализация знаний.                                                                                                                                Орфографическая минутка.                                                                                                                                                 Прочитайте текст и вставьте пропущенные орфограммы, объясните их.                                                                           

    Вася с..дел на реч..ке, л..вил пескарей. Вокруг Васи носились к..мары. К  Васи на удоч..ку присела стрек..за. Стрек..за см..трела на Васю. Вдруг сорвалась стрек..за и пол..тела над Васей.

-  Определите стиль текста. (Художественный).

II.  Введение в тему урока.                                                                                                                                                                                            – О ком говорится в тексте? (Вася и стрекоза).                                                                                                                  – Часто  ли употребляются эти слова в тексте?                                                                                                             - Как можно их заменить?                                                                                                                                                     - Попробуйте изменить текст так, чтобы не было слов повторов.

    Я сидел на речке, ловил пескарей. Вокруг меня носились комары. Ко  мне на удочку присела стрекоза. Она смотрела на меня. Вдруг сорвалась стрекоза и полетела надо мною.

- Какие слова вы использовали для изменения текста? (Я, меня, она, мною).                                                                  – Кто знает, что это за слова? (Местоимения).                                                                                                                              

II.  Постановка темы и цели урока.                                                                                                                                        – С чем же мы познакомимся сегодня на уроке? (С местоимениями).                                                                                – А чему научимся? (находить местоимения в тексте).                                                                                                     -  Сегодня мы начинаем изучать тему «Личные местоимения».                                                                                            III.  Формирование новых знаний.                                                                                                                                       - Прочитайте отрывки из стихотворений  А.Л.  Барто по карточкам.  (Каждому ребенку дается карточка с текстом).

№1.             Я ЛИШНИЙ

Окапывали вишни.                      Сергей сказал: - Я лишний.            Пять деревьев, пять ребят  –  Я напрасно вышел в сад.                              А как поспели вишни,                   Сергей выходит в сад.                                  –  Ну нет, теперь ты лишний! – Ребята говорят!

- Как говорит Сергей о себе?  (Я).                                                                                                                                          – Какими словами называют ребята Сергея, обращаясь к нему? (Ты).                                                                                 – Выпишите в тетрадь эти слова.                                                                                                                                                 – Прочитайте еще одно стихотворение.

№2.      МЫ С ТАМАРОЙ

 Целый день                                  Трезвонит Таня:                                    - Мы заведуем бинтами,                         Мы  с Тамарой ходим парой, Санитары                                                   Мы с Тамарой.                                         Если что-нибудь случится, Приходите к нам лечиться.                   Мы умеем класть компресс;                  Мы с Тамарой                                Красный Крест.

-  Какими словами называют себя девочки? (Мы).

-  Запишите в тетрадь это слово. Как называются эти слова?  (Местоимениями).

- Каким членом предложения являются эти местоимения? (кто? мы - существительным)

- Ребята, а какие ещё есть местоимения?  (Он, оно, они, вы)

- Запишите под диктовку два предложения.

Я беду читать.   Мы будем писать.

- Назовите местоимения в этих двух предложениях. Что означает местоимение Я? (один), а Мы (несколько).

- Какой можно сделать вывод? (местоимения изменяются по числам)

IV. Закрепление полученных знаний

- На доске записаны предложения. Спешите их заменяя выделенные существительные местоимениями.

Наши школьники горячо любят свою школу.

Школьники с любовью украшают школу.

Ребята посадили в ящик семена.

Семена уже проросли.

Рано пришла в школу ученица.

Ученица сегодня дежурная.

    Физкультминутка.

- Какими местоимениями вы заменили эти существительные? (они, они, она)

- Чем различаются эти местоимения?  (числом).

Работа группами.

- Ребята, у вас на столах лежат конверт с местоимениями. Вы сейчас должны высыпать эти местоимения и разделить  в два столбика на единственное и множественное число.

(1. я, ты, он, она, оно.)  (2. Мы, вы, они.)

- Составьте и запишите  по одному предложению к каждому местоимению.

По цепочки дети читают составленные предложения и определяют местоимения.

V. Рефлексия.

- Какую новую тему начали изучать?

- Что же такое местоимения?

- На что они указывают?

- Что вам понравилось на уроке?

Домашнее  задание.

Выполнить упражнение 3 (с.27).

                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Понятие о местоимении, личные местоимения"

Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели:  1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у...

Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"

Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа   личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица»...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Личные местоимения 1,2,3 лица. Личные местоимения единственного и множественного числа". ("УМК Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, умения определять лицо и число местоимений.Планируемые результатыПредметные:Знатьграмматические признаки личных местоимений;уметь ...

Русский язык. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по родам.

Цели деятельности учителя: Формирование понимания о личных местоимения как часть речи. Формирование умений изменять местоимения по родам.Планируемы результаты:Знать правило о личных местоименияхЗнать ...

Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений» Тип урока: «открытие» нового знания Ц...