Конспект урока русского языка "Обозначение звука [й] на письме при помощи ъ и ь знаков.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Этот конспект поможет учителям провести урок по системе "Гармония" во 2 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЗОУО ДО г. Москвы

ГБОУ СОШ   № 1605

Конспект открытого урока

 

УМК  «Гармония»

Предмет русский язык

Класс  2-4

Тема урока Знакомство с назначением разделительных знаков (ь и ъ).

   

                                                                                                                             Учитель Леусова Н.М.

                                                                             2012 год сентябрь

                                                       

Тема урока: Знакомство с назначением разделительных знаков (ь и ъ).

Цель урока:  познакомить учащихся с функцией разделительных знаков – мягкого и твердого;

                        продолжить работу над формированием  комплекса языковых и речевых умений, необходимых для    

                        осознания и верного решения, возникающих при письме вопросов правописания  и в целом для контроля  

                        за качеством своей речи.

 

Планируемый результат:  расширение и дополнение уже имеющихся у учеников знаний о способах обозначения звука  

                                             [й,] при различных его положениях в слове.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:  самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в  

                                    учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для

                                           регуляции своего действия.

Основные понятия: звуки речи, буквы, разделительные знаки (ь и ъ).

Ресурсы:  презентация «Звук [й,]  играет в прятки», опорная интерактивная схема «Обозначение звука [й,] на письме»,  

                  индивидуальные Мак буки.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организацион

ный момент 2 мин.

Коммуникативные УУД, регулятивные

Ребята, поздоровайтесь с гостями и пожелайте  друг другу успехов на этом уроке.

Дети здороваются, улыбаются друг другу, создавая положительный эмоциональный настрой.

II Фонетическая разминка 4

УУД

 Начнем урок с фонетической разминки.

Какую характеристику звуков я учла, составляя пары ? Приведите свои примеры

 [б] [б,]

 [г] [к]

[ж] [ш]

А теперь называю буквы а-я. Что их объединяет?

 

 Выполняют артикуляционная гимнастику.

Вы называете  парные звуки по твердости-мягкости.

Вы называете  парные звуки по глухости-звонкости.

Это шипящие звуки.

Они называют один и тот же гласный звук.

Приводят свои примеры для каждого случая.

III Целеполагание и мотивация

вопроса 2

Коммуникативные УУД, познавательные УУД, личностные УУД.

Угадаете, о каком звуке будем сегодня говорить? Приготовьте доски и слушайте. Это согласный мягкий непарный, а также звонкий непарный. Правильно. Сегодня мы узнаем нечто новое об этом удивительном звуке.

 

Дети пишут на индивидуальных досках [й,]

                

IVАктуализация знаний 7

Коммуникативные УУД, познавательные УУД, личностные УУД.

 На какой вопрос отвечает слово, обозначающее этот предмет?

Это …? (юбка) За какой буквой спрятался звук [й,]? И т.д.

Какое слово лишнее? Почему?

Так за какими буквами может прятаться звук [й,]?

 

 Ставят вопросы к словам , отвечают на них и определяют, за какой буквой спрятался звук.

 

Поёт.  Это слово-действие, а остальные предметы.

Если он последний в слове или звучит перед согласным, то обозначается буквой й. А, если в начале слова или между гласными, то буквами е, ё, ю, я.

Заполняют схему на доске и в тетрадях на печатной основе.

V Постановка учебной задачи.7

Регулятивные УУД, коммуникативные УУД,

личностные УУД.

 Распределите слова в два столбика по способу обозначения в них звука [й,]

Сарай, Яна, роет, лейка, юркий.

Что обозначает слово юркий?

 Сколько слов получилось в каждом столбике?

Поработайте в парах и объясните друг другу, почему распределили слова именно так.

 Вы справились, а вот у Майкла опять проблемы.  

Сделаем разминку и поспешим на помощь Майклу.

Дети записывают слова в два столбика

сарай

Яна

лейка

роет

юркий

юркий

  Быстрый, шустрый, увертливый.                          3

Работа в парах.

Ученики объясняют друг другу свои решения и выясняют причины ошибок.

VI Физминутка 2

Коммуникативные УУД.

 

VII Решение учебной задачи 8 мин.

Регулятивные УУД, коммуникативные УУД,

личностные УУД.

 Прочитайте звуковые записи в упражнении 67.   

Все ли звуки он обозначил?

 Какой звук пропал?

Между какими звуками располагается звук  [й,]?

Но ведь после буквы согласного буквы  е, ё, ю, я не обозначают звук  [й,].

Какой же вывод можно сделать?

Правильно. Это разделительные знаки, их еще называют предупредительными.  Они предупреждают, что следующие за ними буквы будут обозначать два звука.

 

Нет.

,]

Между согласным и гласным.

Высказывания  предположений, систематизация знаний.  

Заполняют таблицу.

Буквы е,ё, ю, я стоят не после буквы согласного, а после букв ь или ъ.

VIII Итоговое наблюдение

Регулятивные УУД, коммуникативные УУД,

личностные УУД.

Обратитесь к учебнику, упражнение 68. Подтвердится ли наш вывод?

 

   

Дети  читают слова и говорят,  между какими звуками   находится [й,], а также какими буквами он обозначен.

В слове хлопья звук [й,] стоит между согласным и гласным звуками. Обозначен буквой я с помощью разделительного ь.

Дополнение таблицы.

 IХ Лингвистический опыт и наблюдение. 5

Регулятивные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД.

Насколько же важно знание, которое мы сегодня получили?

Соедините рисунок со словом.

 На доске рисунки семьи и семени, а также два слова семья, семя.

Дети соединяют рисунки со словами.

Х Рефлексия 6

 

Регулятивные УУД  Коммуникативные УУД Личностные УУД        

   Хотите  проверить, как вы поняли сегодняшнюю тему?

Тогда заходите на сайт, ищите 3 неделю, задание «Звук [й,

Да.

Дети выполняют задание и проверяют, сколько баллов набрали. Общие результаты высвечиваются н6а экране.

ХI Домашнее задание 2

Дома заполните таблицы в тетради упр. 64 и 69, а также упр.75

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 2 класс "Проект. Письмо Деду Морозу"

Тема: «Наши проекты. Пишем письмо Деду Морозу»Цель: обучение  правильному написанию письмаЗадачи: Показать учащимся, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистическ...

План - конспект урока русского языка в технологии "Мастерская письма"

Методическая разработка урока русского языка в технологии "Мастерская письма"....

Конспект урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв З,з"

Конспект урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв З,з"...

Конспект урока русского языка 3 класс, «Составление письма другу», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Составление письма другу»Цели деятельности учителя: формирование способности излагать свои мысли письменно через построение предложений. Планируемы...

Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв» (УМК "Школа России"1 класс)

Цели: формирование знаний о существенных признаках звуков и букв; обучение сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов....

Конспект урока русского языка «Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов» .2 класс

Тип урока: изучение нового материалаЦель: дать представление о суффиксе, как значимой части слова.Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в слове суффикс; определять значение, которое суффи...

Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и буквах в слове, знаний об изобразительных возможностях языка, о смыслоразличительной роли звуков и букв в словеПланируемые результатыПред...