Главные вкладки

    Технологическая карта открытого урока по русскому языку 3 класс "Правописание суффиксов и приставок"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Волкова Ирина Ивановна

    Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx193.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предметная область: русский язык

     УМК: «Школа России»

    Тип  урока: урок решения частных задач

    Тема: Правописание суффиксов и приставок

    Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах.

    Учебные задачи:

    1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

    • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
    • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
    • формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим.

    2.Учебные задачи, направленные  на достижение метапредметных результатов обучения:

    • коммуникативных УУД:
    • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
    • формирование умения   грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;
    • развитие навыков сотрудничества в статичных  парах и группах сменного состава;
    • формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов).
    • регулятивных УУД:
    • формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,
    • формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
    • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
    • познавательных УУД:
    • формирование навыков работы с учебной информацией;
    • формирование умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений с получением информации из учебной и научной литературы;
    • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и тех приращений, которые возникли в ходе коммуникации);
    • формирование способности решать проблемы поискового характера;
    • формирование умения работать с ИКТ;

    3.Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

    • включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;
    • создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные или парные по глухости-звонкости согласные звуки в корне, суффиксе или приставках на письме;
    • включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.

    Оборудование урока: Проектор, экран, ноутбуки, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», карточки для групп, для игры «Разведчики», иллюстрация ели, елочных шаров для рефлексии.

    Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, групповая, дифференцированная, фронтальная, индивидуальная.

    Прогнозируемый результат: учащиеся научатся находить в словах орфограммы; объяснять написание слов с изученными орфограммами; работать со словарями и памятками, с электронным приложением к УМК «Русский язык»; оценивать результаты выполненного задания.

    Содержание взаимодействия педагога и учащихся

    № п/п

    Этапы  урока

    Деятельность  учителя

    Деятельность  учащихся

    Формируемые УУД

    1.

    Самоопределение к деятельности.

    Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

    Прозвенел звонок и смолк –

    Начинается урок.

    Все за парты тихо сели,

    На меня все посмотрели.

    Пожелайте успехов глазами

    И вперёд,  за новыми знаниями!

    Ум и сердце в работу вложи,

    Каждой секундой в труде дорожи.

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

    Регулятивные:

    -нацеливание на успешную деятельность.

    Личностные:

    формирование положительного  отношения  к процессу познания;

    Коммуникативные:

    - формирование  умения слушать и слышать.

    2.

    Проверка домашнего задания.

    Выявляет степень усвоения уч-ся заданного учебного материала.

    - Какое задание выполняли дома?

    - Назовите слова с приставками.

    - Что вы скажите о гласном звуке в приставке?

    - Как пишутся приставки?

    - Умение определять части слова, находить  в словах орфограммы понадобятся вам сегодня на уроке.

    Отвечают на вопросы учителя, находят нужные слова, формулируют правила.

    Упражнение  253. Списать пословицы, вставить подходящие по смыслу приставки.

    -Осудит, рассудит, заварил, расхлебывай, заговорил, договаривать.

    - Он безударный.

    -Всегда одинаково, независимо от произношения.

    Личностные:

    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

    Регулятивные:  формирование начальных форм рефлексии;

    Познавательные:

    - самостоятельное  выделение нужных слов и формулирование правил

    Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;

    3.

    Чистописание.

    Предлагает записать число, дать характеристику согласному звуку.

    На доске запись: 

    ЛлЛ    лЛл
    ал    ел   ол  ил

    -По образцу напишите букву Лл строчную и заглавную, а также её соединение с другими буквами.

    -Подчеркните соединения, которые, как вам кажется, удалось написать хорошо. Оцените свою работу. (!, +,-)

    Развивают навык плавного, каллиграфически правильного письма.

    Самостоятельно оценивают свою работу по критериям: «правильно», «красиво», «аккуратно».

    Регулятивные:

    - формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

    Коммуникативные:

    - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

    Предметные: включение учащихся в деятельность по формированию навыков каллиграфического письма

    4.

    Актуализация знаний. Целеполагание.

    Лексико-орфографическая работа

    Подводит детей к формулированию темы и задач урока.

     На слайде слова:

    Ёлочка, холод, ель, захолодало.

    - Назовите орфограммы в данных словах.

    - Найдите лишнее слово. Докажите свой ответ.

    - По какому признаку слова можно разделить на две группы?

    - Запишите однокоренные слова через дефис. Выделите в них корень.

    - Какая часть слова участвовала в образовании слов?

    - Сформулируйте тему урока.

    - Какие задачи будем решать?

    Тема: Правописание суффиксов и приставок.

    Задачи: находить в словах суффиксы и приставки, правильно обозначать буквами безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные звуки.

    Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы,

    записывают однокоренные слова, выделяют корни, приставки и суффиксы.

    Учащиеся в сотворчестве с учителем формулируют тему и задачи урока.

    Познавательные:

    самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели

    Регулятивные:  развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;

    Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в отношении предмета исследования;

    Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме;

    5.

    Закрепление знаний и способов действий по теме: Правописание суффиксов и приставок

    а) Работа над предложением.

    б) Работа по учебнику упр. 254

    Организует подводящий диалог, уточняет правило правописания приставок и суффиксов.

    - Расшифруйте строчку из известной песни, заменив слова противоположными по смыслу:

    Большой берёзе жарко летом.

    (Слайд 1)

    - Как называются слова противоположные по смыслу? Что может помочь в выполнении этого задания?

    - Какие слова вы можете сразу заменить антонимами?  Составьте предложение.

    -О каком празднике идет речь в этой песне?

    Отрывок из этой песни находится в учебнике на с. 130, упр. 254.

    - Прочитайте.

    -В какой части слова пропущены буквы: в корне? В суффиксе? Объясните их написание.

    - Пользуясь памяткой 6 на стр.146-147, подготовьтесь к письму по памяти.

    Самопроверка по учебнику. (!, +, -)

    Вступают в диалог, подбирают антонимы, используя словарь.

    -Словарь антонимов

    -Маленькой елочке холодно зимой.

    Находят и отмечают наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.  

    Записывают текст по памяти, осуществляют самопроверку.

    Регулятивные: освоение доступных способов       изучения   (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации из учебной литературы; формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

     Коммуникативные: умение слушать,    грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;

    Познавательные: самостоятельное  выделение  нужной информации;

    развитие умения активно использовать   памятки и словари,

    Предметные:  развитие орфографической зоркости, обогащение словарного запаса.

    6.

    Работа в группах. Игра «Разведчики»

    Организует игру «Разведчики» с учетом ошибок, допущенных учащимися при выполнении предыдущих работ.

    Детям раздаются карточки, на которых написано:

     ник, в, ист, лес, при, свет, под, ик и т.д.

    У капитанов карточки со схемами:

    В результате получается 3 группы: «Приставка», «Корень»,  «Суффикс».

    - Вспомним правила работы в группе:

    Группой работайте,

    Дружно, согласно,

    Тогда все получится

    Просто прекрасно.

    Чтоб работу выполнять,

    Нужно всем заданья дать.

    Всю работу разделить,

    Никого не позабыть.

    Помогать друг другу нужно

    И работать вместе дружно.

    А когда закончим дело,

    Поднимаем руки смело.

    - Критерии оценивания работ:

    1. Справились с работой.

    2. Работа выполнена  аккуратно.

    3. Содержание соответствует заданию.

    4. Выступали грамотно.

    Подготавливает предметную среду для каждой группы.  Выполняет роль консультанта - фасилитатора.

    - Возьмите инструкционные карты и, следуя пунктам плана, начните работу.

    Содержание групповой работы (см. Приложение)  

    Вступают в диалог с одноклассниками, распределяются по группам.

    Повторяют правила работы в группе.

    Знакомятся с критериями оценивания.

    Работают по инструкционной карте.

    Обсуждают алгоритм действий для решения орфографических задач, используют его в практической деятельности

    Записывают слова с заданной орфограммой. Объясняют, доказывают правильность написания слов с изученными орфограммами.

    Работают с орфографическим словарём.

    При необходимости помощи учителя поднимают знак: ?.

    Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы и отчете о проделанной работе.

    Личностные:

    -формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

    - готовность к сотрудничеству и дружбе;

    Регулятивные:

    Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

    Познавательные:

    умение работать с информацией,   развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации;

    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

    Коммуникативные:

    развитие умений работать в группах сменного состава, распределять роли и функции совместной деятельности;

    формирование умения слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее, ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    7

    Отчет групп.

    Самооценка и оценка проделанной работе.

    Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями.

    Отчитываются о проделанной работе, используя карточку-помощник.

    Личностные:

    - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

    Коммуникативные:

    - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

    7

    Контроль и оценка знаний.

    Работа с ноутбуками.

    Организует КОД.

    -Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке?

    -Смогли ли мы её достичь?

    Организует деятельность по проверке знаний с учетом индивидуальных особенностей детей на индивидуальных ноутбуках.

    - Выполните проверочную работу в ноутбуках. Оцените свою работу.

    Соотносят результат работы на уроке с целями и задачами, поставленными в начале урока.

    Выполняют самостоятельную работу, проверяют и оценивают её.

    Подводят итог

    Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

    Коммуникативные:

    - формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, материалов, инструментов).

    Познавательные:

    - самостоятельное решения проблем  поискового характера;  развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;  формирование умения работать с ИКТ;

    Регулятивные:

    формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,

    планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

    формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

    - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

    8

    Домашнее задание.

    Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

    Выбрать  одно из заданий:

    упр. 256. в учебнике списать, вставив пропущенные буквы,

    составить свой текст – описание;

     упр. 178 в рабочей тетради

    Записывают задание на дом, задают вопросы.

    Личностные:

    развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт; 

    Регулятивные:

     - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

    Познавательные:

    - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

    - самостоятельное формулирование познавательной цели;

    - построение логической цепи рассуждений;

    - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

    Коммуникативные:

    - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе

    9

    Рефлексия.

    Учитель предлагает детям оценить свое эмоциональное состояние.

    - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на плакат, который я для вас приготовила. Как вы думаете, чего не хватает елочке?

    - Оцените свои впечатления от сегодняшнего урока. Если вам все удалось, все понравилось, то выбирайте красный шарик, а если вам всё понравилось, но не всё получилось,  ёщё допускаете ошибки – желтый, если у вас остались неразрешимые проблемы, вам нужна помощь – синий.

                          

    Получают позитивный настрой от урока

    Регулятивные:

     - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

    Личностные:

    - умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

    Коммуникативные:

    - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

    - проявлять активность в деятельности.

    Приложение

    Инструкционная карта для 1 группы

    1. Распределите обязанности в вашей группе:
    • Чтец (читает задания для группы);
    • Исследователь (находит нужные слова в упражнении);
    • Критик (ищет недостатки, докладывает о них группе, предлагает способы устранения недостатков);
    • Художник (оформляет материал);
    • Докладчик (выступает перед классом от имени своей группы, докладывает о результатах работы группы, т.е. преподносит «продукт» работы группы.)
    1. Прочитайте слова упр. 255
    2. Найдите и выпишите слова с приставками.
    3. Подготовьте отчет о работе группы.

    Карточка - помощник

    Наша группа работала над правописанием _________________. Написание ____________ не зависит от произношения. Чтобы правильно обозначить буквой ___________________ _______________ или ________________________________________, надо вспомнить как пишется эта ____________________ или проверить её написание по ______________.

    Инструкционная карта для 2 группы

    1. Распределите обязанности в вашей группе:
    • Чтец (читает задания для группы);
    • Исследователь (находит нужные слова в упражнении);
    • Критик (ищет недостатки, докладывает о них группе, предлагает способы устранения недостатков);
    • Художник (оформляет материал);
    • Докладчик (выступает перед классом от имени своей группы, докладывает о результатах работы группы, т.е. преподносит «продукт» работы группы.)
    1. Прочитайте слова упр. 255
    2. Повторите правило стр. 123
    3. Найдите и выпишите слова с пропущенными буквами в корне.  
    4. Подготовьте отчет о работе группы.

    Карточка - помощник

    Наша группа работала над правописанием _______________________ согласных. ________________________ согласные встречаются в словах _______________________

    ___________________________________________________________________________

    Написание слов с _________________________________ надо ______________________

    Инструкционная карта для 3 группы

    1. Распределите обязанности в вашей группе:
    • Чтец (читает задания для группы);
    • Исследователь (находит нужные слова в упражнении);
    • Критик (ищет недостатки, докладывает о них группе, предлагает способы устранения недостатков);
    • Художник (оформляет материал);
    • Докладчик (выступает перед классом от имени своей группы, докладывает о результатах работы группы, т.е. преподносит «продукт» работы группы.)
    1. Прочитайте слова упр. 255
    2. Найдите и выпишите слова с пропущенными буквами в суффиксе.  
    3. Подготовьте отчет о работе группы.

    Карточка - помощник

    Наша группа работала над правописанием _________________. Правописание _______________________ надо ___________________  или проверить её написание по ____________________. В суффиксе _____ при изменении формы слова гласная _____________________. В суффиксе _____ при изменении формы слова гласная ______________________________. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

    Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

    Технологическая карта открытого урока по русскому языку 3 класс "Однокоренные слова.Обобщение"

    Материал рекомендуется для проведения урока обобщения по теме "Однокоренные слова"...

    Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе.

    Тема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.Цель: создать условия для формирования умения определять прошедшее, настоящее и будущее время глаголов.Задачи:1. Ознакомить с категорией времен...

    Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс

    Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «ОТКРЫТОГО» УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    Тема урокаУпражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Свободный диктант...

    Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний о частях речи".

    Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Обобщение знаний о частях речи"....

    Технологическая карта открытого урока по русскому языку на тему: "Слова- антонимы". УМК "Начальная школа XXI века"

    Урок соответствует всем требованиям ФГОС. Учащиеся в занимательной форме повторяют изученное, подбирают ключи к открытию новых знаний, составляют алгоритм действий и, открыв тайны русского языка,.знак...