Урок-исследование "Глаголы с возвратным значением"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Урок-исследование "Глаголы с возвратным значением", презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie_glagoly_s_vozvratnym_znacheniem.rar2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование по русскому языку в 4-м классе с применением ИКТ "Глаголы с возвратным значением"

Система развивающего обучения Л.В. Занкова.
Тип урока: Урок сообщения новых знаний. 

Цели:

Образовательная:

Способствовать формированию учебно-познавательной компетенции учащихся через создание оптимальных условий для исследовательской деятельности с целью выяснения понятия «глаголы с возвратным значением», умения различать, и образовывать такие глаголы;

Стимулировать учащихся к творческим действиям по осознанию противоречий, постановке проблемы и поиску её решения.

Развивающая:

  • Создать условия для развития учебно-информационных компетенций, умения работать с интерактивной доской, умения сравнивать, сопоставлять, наблюдать;

Воспитывающая:

  • Создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся через воспитание навыков совместной деятельности, работы в парах, а также овладение приёмами действий в ситуациях общения: взаимоподдержки, взаимовыручки, сплочённости коллектива.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Ребята, желаю вам на уроке плодотворной и интересной работы!

(Слайд 1.)  Откройте тетради. Запишите сегодняшнюю дату и вид работы.

2.  Актуализация опорных знаний.

Определение темы урока

Что без меня предметы? Лишь названия.
А я явлюсь – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады, и хлеб в полях растет.

        - Что это ?

 Ученики. Это глаголы.


Учитель. Что вы знаете о глаголе? Какие грамматические  признаки глагола? Слайд № 2
(Дети называют признаки, определяют глагольные орфограммы)

Дальше открывается слайд №3.

встречаем
качает
желать
рисовала
торопит

- Прочитайте глаголы? Какой глагол можно считать лишним? (желать, инфинит.)

- Еще какой глагол можно исключить? (рисовала – пр.в.).

- Что еще можно убрать? (встречаем – мн. ч.)

Остались глаголы качает, торопит. 

- Почему? Что у них общего?(Время, лицо, число, разные спряжения.)

Давайте придумаем с этими глаголами предложение.

         Мягкий ветерок торопит облака и  качает верхушку дерева.

Назовите грамматическую основу. Ветерок торопит и качает.

Глаголы разберите по составу.  Что он торопит?  Что качает? Действие ветра направлено на облака и на верхушку.

Ветер торопит облака, а облака что делают?  Облака торопятся.

Верхушка дерева качается.

Запишем и эти  предложения под первым. Разница в содержании есть?

 Ученики. В первом предложении – действие выполняет ветер, направлено на другой предмет, на облака,  на верхушку.

Во втором предложении – действие возвращается на сам предмет.

Облака торопятся, верхушка качается. Слайд 4

Облака сами себя торопят, а верхушка  сама себя качает.

- А как  различаюся глаголы по составу? Разберите их.

 (У глагола торопятся и качается  появилось -ся) Что это?

Учитель. Как называются такие глаголы? (Ученики вносят различные предложения.)

Слайд 3, прочитайте.

Учитель. Это шуточное объяснение Татьяны Рик, но глаголы с -ся именно так и называются – возвратные. Это новое понятие. Возврат, возвратный, возвращать – то есть вернуть назад, вернуть себе. А на письме к глаголу приклеивается частичка  -ся, и он становится возвратным.

        Что  такое –ся?  Где  она употребляется и как пишется  - это и есть тема нашей работы сегодня.

– Сегодня у нас урок - исследование, а вы – исследователи.

 Любое  исследование проводится по плану. Вспомните этот план. 

(Ответы детей + слайд 5)

3. План исследования

  1. Выбор объекта исследования. (Что будем исследовать)
  2. Цель и задачи исследования. (Для чего?)
  3. Исследование объекта. (Как?)
  4. Результаты исследования. (Что получилось)
  5. Выводы. (Озвучить результаты)

В работе нам поможет карта исследования. Эта карта предполагает  работу в парах. Возьмите карту исследования.

Давайте определим задачи нашей работы.

4. Задачи исследования

  1. Чем является -ся, -сь?
  2. Какое значение придает глаголу?
  3. Место в слове.
  1. Когда пишем -ся, когда  -сь?

 

Чем является

-ся, -сь

Смысловая роль

Место суффикса в слове (особенность - постфикс)

Когда  -ся?

когда  -сь?

-ся

-сь

 Суффикс

Суффикс

 Возвратное действие

 Стоит после окончания

Стоит после окончания

После буквы согласного звука

После буквы гласного звука

 5. Ход исследования

1)  -ся влияет на смысл глагола?

Она возвращает действие на сам предмет.

Значит это  значимая часть слова?

Да, она придает ему такой смысл, которого без нее у слова не было, т.е. возвращение действия.

2)  А часть слова, которая образует новые по смыслу слова, наз. суффиксом.  Значит –ся – это суффикс.

 На первый вопрос исследования  «Чем являеся ся,сь» мы отвечаем, что это суффикс.

Учитель. Внимание! Историческая справка.
Суффикс -ся раньше был словом и писался отдельно. Обозначал он «себя». Поэтому глагол и называется возвратным, действие возвращается к себе, направлено на себя.

         Мыться – т.е. мыть себя.
        Одеваться – т.е. одевать себя.
        Умываться – т. е. умывать себя.

Смысловая роль суффикса тоже доказана.

Суффикс указывает на то, что действие направлено на сам предмет,

 то есть действие возвратное. Запишем и это в карту исследования.

3) Третий вопрос  о месте суффикса в глаголе.  Где он стоит?

Ученики. После окончания. 

Это непривычно, потому что суффикс (прикрепленный) должен следовать  за корнем и предшествовать  окончанию,

 а  окончание указывает, что после него ничего не должно быть в слове.

И снова историческая справка это необычное явление нам может объяснить. Суффиксы –ся, -сь исторически пришли в глагол позже их личных или родовых окончаний.

Эти суффиксы называются еще постфисками. (Прикрепленный после)

Вывод в учебнике. Стр.78

 - Заглянем в учебник (стр. 78),  что говорится в нем.

«Среди глаголов есть глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на другой предмет, а как бы «возвращается к самому действующему лицу. «Возвращение» действия обозначается суффиксом -ся (-сь).»

 Учитель. Итак, в чем особенность глаголов с возвратным значением? 
Ученики. Действие возвращается к самому действующему лицу.

Учитель. 

А в чем особенность суффиса –ся?

 Он является постфиксом, потому что стоит после  окончания.

Хорошо.  Это надо записать в карту исследования?

Да. Запишите.  Стоит после окончания (постфикс).

Если в глаголе нет окончания, значит стоит после суффикса прошедшего  времени или инфинитивных суффиксов -ть, -ти)

4) Продолжаем наше исследование.  Поработаем с глаголами.

Сейчас  назовите глаголы с возвратным значением.  

Как мы будем поступать?  (На доске записаны слова.) слайд 8

веселит

огорчает

разрушает

строит

поднимала

опускала

грею

охлаждаю

Ученики.

веселится

огорчается

разрушается

строится

поднималась

опускалась

греюсь

охлаждаюсь

 

Учитель.  Глаголы  разделите на группы. 
Ученики. Глаголы I и II спряжения.
Учитель. А можно ли объединить глаголы парами?
Ученики. Да, слова-антонимы.

А еще как разделить на 2 группы?

Частица ся и сь. Слайд 9

Появилась  -сь. Какое у нее значение?  Она тоже возвращает действие.

Вписываем в карту исследования частицу сь.

        Ее  роль, место,  как и у суффикса –ся.

Почему же тогда  -сь?  

Зачем она понадобилась? Без нее можно обойтись?

Да,  но неудобно, непривычно.

А если так, то когда она занимает место –ся?

        (Дети должны заметить, что после буквы согласного звука пишется -ся, а после  буквы гласного звука   -сь. )

        -А когда в глаголах окончания являют собой буквы гласных  звуков? (1-е лицо наст. и простого буд. врем., женск. и средн. род прошедшего времени )

Значит,  постфикс -сь пишем после буквы гласного звука в глаголах 1-го лица, а также в глаголах женского и среднего рода в прошедшем времени.

        Правы ли мы в своих наблюдениях? Учебник, стр.78.

Запишем  это в карту наблюдения.

        -ся - после буквы согласного звука.

        -сь – после буквы гласного звука.

6. Итоги исследования.

Как вы считаете, мы закончили наше исследование?  слайд 10-11

Что можем сказать о  постфиксах -ся, -сь?

(Употребляются с глаголами, придают им возвратное значение,  стоят после окончания, если окончание глагола на согласный, то употребляется  –ся, а если на гласный,  то  -сь)

Спасибо! Карту исследования положите перед собой. Она нам пригодится в работе.

        

7.Физкульт минутка 

                         Колыбельная

В тундре стало тихо – тихо.
Ветер к морю убежал…
Задремала мать-зайчиха,
И зайчонок задремал.
Потянулся и зевнул.
Улыбнулся и заснул.
Мальчик тоже лег в кроватку.
Он набегался, устал.
И, как зайчик сладко – сладко
Рядом с дедом задремал.  

                                        Юрий Анко

Поэт в своих стихах использует глаголы с возвратным значением?

При повторном прочтении прохлопайте глаголы с возвратным значением, как вы их определяли?

 Проверка.

 Ученики. Улыбнулся, потянулся,  набегался.

8. Первичное закрепление во внешней речи.

- Выводы мы сделали. Чем надо заняться? (Потренироваться)

1)  Диктовка                

Учитель: А теперь давайте поиграем в волшебников.

Возьмите ученические  ручки – волшебные палочки -  и превратите данные глаголы в возвратные:

Радуешь, удивляешь, возмущаешь, блестишь, пляшешь, смотришь, веселишь, собираешь, шепчешь, бормочешь. (Орфограмма – ешь, -ишь.)

        Проверка выполнения.

При проверке обязательно отмечаем различия в произношении и написании.

        - Как слышим?

        - Как пишем?

        - Что поможет ?

Радуешься, удивляешься, возмущаешься, блестишь, пляшешь, смотришься, веселишься, собираешься, шепчешься, бормочешь.

- Оказывается мы не всемогущие волшебники. Не все глаголы смогли превратить в возвратные. Что же это значит?

        Не все глаголы могут иметь возвратное значение.

В русском языке есть глаголы, которые без суффиксов -сь и -ся не употребляются. Назовите их. Смеяться, становиться, бояться, появляться, стремиться, нуждаться и пр. А есть глаголы, которые никогда не примут возвратного значения: стою, блестишь, гремит, бормочет, ползешь.

  2)   Работа с учебником.

       Упр. № 341.  Разбор последнего предложения по членам и по частям речи с  характеристикой.  

        Что нужно вставить? сердила__-?  сочили__ -? распрямили __-?

Предложение  «Белые лепестки распрямились на солнце и вздрагивали» разбираем по членам предложения и по частям речи.

Распрямились – что сделали? глагол.

Н.ф. – распрямиться, сов.вид, II спр., возвратный глагол(Это ещё один неизменяемый признак глаголов, который мы теперь будем указывать при морфологическом разборе глагола.)

Пр. вр, мн.ч.

Сказуемое.

        9.  Дифференцированные задания по выбору учащихся (предоставлена возможность выбора задания посильного уровня сложности)

Чтобы не ошибаться, что надо помнить,  какие орфограммы?

 а) Самостоятельно. (Учащиеся выбирают индивидуальную карточку с заданием, которое им понравилось.)

         Применение полученных знаний в новой ситуации.

 б) Самопроверка. ( На доске ответы )

  1. (Зеленый.) Выпишите только те глаголы, которые можно употребить с суффиксом -ся. Запишите их с суффиксом -ся.
    Запутаешь, развлекаешь, гонит, завянет, чистит, ездить, посмотришь, портить, чертить, нарядит.

ОТВЕТЫ: запутаешься, развлекаешься, гонится, чистится, посмотришься, портиться,  нарядиться.

  1. (Желтый.) Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся.
    Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

ОТВЕТЫ: Струится, серебрится, лучится; смеется, печалится, трудиться, торопиться, бояться.

  1. (Красный.) Заменить фразеологические обороты возвратными глаголам.
    Ждать у моря погоды, не верить своим глазам, надуть губы, вешать нос, хлопать глазами, сидеть как на иголках.

ОТВЕТЫ: Надеяться, удивляться, обидеться, огорчаться, растеряться, беспокоиться.

10.  Рефлексия.  

Редактирование текста с использованием возвратных глаголов.

Составьте предложения, выбрав подходящий по смыслу глагол.

Посоветуйтесь друг с другом. (На каждой парте индивидуальная карточка со сказкой.)

Работа в парах.

Сказка про одуванчики

         (Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко.
(Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом.
(Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки.
(Засветились, засверкали, заблестели, заискрились) на земле маленькие желтые огоньки – одуванчики.
        Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу.
(Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек.(Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима.
(Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (ушла, убежала, скрылась) на севере.
        Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.

        (По Н.Толмачёвой).

-Ребята, прочитайте, что у вас получилось. Отлично.

        11.  Итог урока                                                                                                                                                 Учитель:    - Что нового узнали? Возвратные глаголы.

    - Какие глаголы называются возвратными? Почему? 

- Чем занимались на уроке? Что понравилось?

-Мне понравилось, как вы работали. Молодцы. Оценки…

-Домашнее задание: правило на с.185, упр.461.

 12.  Домашнее задание:              

  Правило, стр. 77, упр. № 342,  пословицы с –ся, -сь, карта исследования.

На Бога надейся, а сам не плошай.
Век живи, век учись.
Не давши слово - крепись, а давши - держись.
Где тонко, там и рвется.
Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьет.
Веселись, да дело разумей

Смеяться, становиться, бояться,

появляться, стремиться, нуждаться и пр.

Стою,

блестишь,

гремит,

бормочет,

ползешь.

Карта исследования по теме «Глаголы с –ся, -сь»

 

Чем является

-ся, -сь

Смысловая роль

Место суффикса в слове (постфикс)

Когда  -ся?

Когда  -сь?

Карта исследования по теме «Глаголы с –ся, -сь»

 

Чем является

-ся, -сь

Смысловая роль

Место суффикса в слове (постфикс)

Когда  -ся?

Когда  -сь?

Карта исследования по теме «Глаголы с –ся, -сь»

 

Чем является

-ся, -сь

Смысловая роль

Место суффикса в слове (постфикс)

Когда  -ся?

Когда  -сь?

Сказка про одуванчики

         (Встало, взошло, поднялось) весен__  солнышко.
(Взмахнуло, встряхнуло) солнышко з_л_тым рукавом.
(Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки.
(Засветились, засверкали, заблестели, заискрились) на земле маленьк__ желт__ огоньки – одуванчики.
        Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремуч__  лесу.
(Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима.
(Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (ушла, убежала, скрылась) на севере.
        Так теперь одуванчики сначала в ж_лтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку над_вают.

        (По Н.Толмачёвой).

Сказка про одуванчики

         (Встало, взошло, поднялось) весен__  солнышко.
(Взмахнуло, встряхнуло) солнышко з_л_тым рукавом.
(Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки.
(Засветились, засверкали, заблестели, заискрились) на земле маленьк__ желт__ огоньки – одуванчики.
        Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремуч__  лесу.
(Выглянула, посмотрела) она. В тр_ве бл_стели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима.
(Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (ушла, убежала, скрылась) на севере.
        Так теперь одуванчики сначала в ж_лтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку над_вают.

        (По Н.Толмачёвой).

Сказка про одуванчики

         (Встало, взошло, поднялось) весен__  солнышко.
(Взмахнуло, встряхнуло) солнышко з_л_тым рукавом.
(Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки.
(Засветились, засверкали, заблестели, заискрились) на земле маленьк__ желт__ огоньки – одуванчики.
        Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремуч__  лесу.
(Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима.
(Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (ушла, убежала, скрылась) на севере.
        Так теперь одуванчики сначала в ж_лтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку над_вают.

        (По Н.Толмачёвой).

1.  Выпишите только те глаголы, которые можно употребить с суффиксом -ся. Запишите их с суффиксом -ся.
        Запутаешь, развлекаешь, гонит, завянет, чистит, ездить, посмотришь, портить, чертить, нарядит.

1.  Выпишите только те глаголы, которые можно употребить с суффиксом -ся. Запишите их с суффиксом -ся.
        Запутаешь, развлекаешь, гонит, завянет, чистит, ездить, посмотришь, портить, чертить, нарядит.

1.  Выпишите только те глаголы, которые можно употребить с суффиксом -ся. Запишите их с суффиксом -ся.
        Запутаешь, развлекаешь, гонит, завянет, чистит, ездить, посмотришь, портить, чертить, нарядит.

1.  Выпишите только те глаголы, которые можно употребить с суффиксом -ся. Запишите их с суффиксом -ся.
        Запутаешь, развлекаешь, гонит, завянет, чистит, ездить, посмотришь, портить, чертить, нарядит.

1.  Выпишите только те глаголы, которые можно употребить с суффиксом -ся. Запишите их с суффиксом -ся.
        Запутаешь, развлекаешь, гонит, завянет, чистит, ездить, посмотришь, портить, чертить, нарядит.

1.  Выпишите только те глаголы, которые можно употребить с суффиксом -ся. Запишите их с суффиксом -ся.
        Запутаешь, развлекаешь, гонит, завянет, чистит, ездить, посмотришь, портить, чертить, нарядит.

2. Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся.
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

2. Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся.
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

2. Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся.
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

2. Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся.
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

2. Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся.
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

2. Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся.
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

2. Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся.
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

2. Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся.
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

3. Заменить фразеологические обороты возвратными глаголам.
        Не верить своим глазам,

        надуть губы,

        вешать нос,

        хлопать глазами,

        сидеть как на иголках.

3. Заменить фразеологические обороты возвратными глаголам.
        Не верить своим глазам,

        надуть губы,

        вешать нос,

        хлопать глазами,

        сидеть как на иголках

3. Заменить фразеологические обороты возвратными глаголам.
        Не верить своим глазам,

        надуть губы,

        вешать нос,

        хлопать глазами,

        сидеть как на иголках

3. Заменить фразеологические обороты возвратными глаголам.
        Не верить своим глазам,

        надуть губы,

        вешать нос,

        хлопать глазами,

        сидеть как на иголках

3. Заменить фразеологические обороты возвратными глаголам.
        Не верить своим глазам,

        надуть губы,

        вешать нос,

        хлопать глазами,

        сидеть как на иголках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с возвратной формой глагола

Урок русского языка в 4 классе по Образовательной системе "Школа 2100"...

Интегрированный урок по русскому языку и православной культуре:"Правописание глаголов возвратного значения в неопределенной форме и 3 лице. Доброе имя мое - в славе Отечества"

Цели урока: упражнять учащихся в правописании глаголов возвратного значения в неопределённой форме и 3 лице, составить алгоритм правописания глаголов с – тся, - ться, упражнять учащихся в выполнении р...

Урок русского языка в 4 кл. по теме "Возвратные глаголы" (Система Л.В. Занкова)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Возвратные глаголы" по системе Л.В. Занкова...

Проверочная работа по теме: "Правописание глаголов с возвратным значением"

Проверка знаний по теме "Правописание глаголов с возвратным значением"...

Урок-исследование по русскому языку в 4 классе Глаголы с возвратным значением

Тема урока: урок-исследование «Глаголы с возвратным значением»Урок является первым в данной теме. Урок-знакомство с возвратными глаголами.Цель: формировать умение правильно образовывать и ...