Главные вкладки

    Статья "Уроки обучения грамоте как средство формирования орфографической зоркости учащихся".
    статья по русскому языку (1 класс) на тему

    Иванова Татьяна Николаевна

    Статья из опыта работы на уроках обучения грамоте. Программа "Школа России".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_po_og_urok_og_kak_sredstvo.docx22.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Уроки обучения грамоте, как средство формирования орфографической зоркости

    (Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 282 Ивановой Татьяны Николаевны)

         Работая учителем начальных классов более тридцати лет, я сталкиваюсь с тем, что выпускники средней школы в сочинениях допускают ошибки в орфографии, пройденной в начальной школе. Все мы знаем, что основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь на самых ранних ступенях обучения у учащихся вырабатывается орфографическая зоркость.

         Анализируя ошибки в диктантах пятиклассников ( по проверке прочности знаний за начальную школу), я неоднократно убеждалась в том, что 20%-30% ошибок детей связаны с неправильным соотношением звука и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического слуха учащихся.

         К таким ошибкам относятся:

    - пропуск гласных и согласных букв;

    - перестановка букв и слогов в слове;

    - замена букв;

    - вставка букв;

    - неумение обозначить мягкость согласных на письме;

    - неумение пользоваться буквами, обозначающими два звука (я, е, ё, ю).

         Проверки показывают, что самыми стойкими являются фонетические ошибки. Эти ошибки являются следствием недостаточности звукового анализа и синтеза, и дифференциации звуков, то есть являются следствием слаборазвитого фонематического слуха.

         При правильной работе на уроках обучения грамоте можно свести количество таких ошибок до минимума. Поэтому очень важно в период ОГ на каждом уроке качественно проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов. Дети сами должны активно участвовать в «открытии» новых для себя знаний. Детей нужно научить слышать звуки, повторять их. Обязательно дети произносят слово, выделяют нужный звук; доказывают: твердый звук

                                                                - 2 -

    или мягкий и почему это так; звонкий или глухой звук и убеждаются в правильности своего ответа, положив руку на горло и произнеся звук, либо заткнуть уши и произнести звук.

        Особенно важно научить детей вычленять звуки из слова. Д.Б.Эльконин характеризовал действие выделения звука как интонационное выделение (протягивание) каждого звука в полном слове. Например, для анализа слова ЗИМА ребенок должен произнести его четыре раза:

    - ЗЗЗЗ има

    -з ИИИИ ма

    - зи ММММ а

    - зим АААА        

    Вычленяя звуки таким способом, ребенок произносит звук не в отрыве, а в слове, не искажая «звуковой портрет» слова. В своей работе я использую такую методику и считаю ее эффективной.

         Мною сделана подборка слов для фонетического анализа. В зависимости от цели урока, можно применять не полный звуковой анализ, а частичный:

    1. Назови 1-ый звук в слове
    2. Назови 1-ый и 2-ой звуки в слове
    3. Назови 1, 2, 3 звуки в слове (т.е. ступенчатый анализ)
    4. Назови последний звук в слове
    5. Назови одинаковый звук в словах.

    Продолжительность фонетических упражнений 4-5 минут, но    эффект от них большой. Ежедневная «фонетическая зарядка» дает возможность каждому ребенку развить фонематический слух и научиться дифференцировать звуки на слух. Даже не    зная буквы (значка), дети слышат звук и могут его назвать. Очень важно  на одном уроке для фонетических упражнений давать слова и с сонорными согласными, и с шумными звонкими и глухими согласными. Произносить слова учитель должен очень четко, дети должны повторить за учителем слово,  а потом назвать нужный звук. Если ребенок затрудняется, нужно повторить слово вместе с ним, выделить голосом нужный звук. Большое значение имеет правильное произнесение звука и наблюдение за звучанием и артикуляцией.

                                                              - 3 -

    Такая работа на уроке способствует развитию и совершенствованию фонематического слуха.

          Особые трудности у детей вызывает дифференциация шипящих и свистящих звуков; сонорных (р-л). Поэтому я включаю слова с этими звуками в каждый урок, с целью предупреждения ошибок на смешение звуков. При знакомстве с конкретным  новым звуком необходимо его сравнение с оппозиционным звуком по звучанию, артикуляции и способу обозначения на письме. Различение изучаемого звука можно производить:

    - среди других звуков, названных изолированно

    - в слогах

    - в словах

    - в предложениях

         Хочу сделать акцент на том, что в период ОГ дети часто допускают в словах ошибки типа: мяч/мьач, маяк/майак.

         Причем, при самопроверке не видят эти ошибки. Я пришла к выводу, что необходимо особенно серьезно работать над буквами Е, Ё, Ю, Я. Понимание и умение слышать звуковой состав слов, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я, обозначают  сочетание звуков [й]+ гласный, развивает фонематический слух детей, является необходимым условием полноценного  разграничения в сознании ребенка звуковой и буквенной формы слова.

         Современная «Азбука», электронное приложение к «Азбуке» дают учителю большие возможности качественно работать на уроках ОГ при условии правильного использования данного материала. При правильном построении уроков, при систематическом, грамотном звуко-буквенном анализе слов, учитель может помочь детям в коррекции фонематического слуха, а, следовательно, такие уроки помогут сократить фонетические ошибки до минимума.

     

                                              Литература

    1. «Русский язык в начальных классах»(«Теория и практика обучения») под редакцией М.С.Соловейчик, Москва «Просвещение», 1993г.

    2. «Правописание в начальных классах», М.Р.Львов, Москва, «Просвещение», 1990г.

                                                - 4 -

    3. «Чтение без принуждения», Е.А.Бугриенко, Г.А.Цукерман, Москва, 1993г.

    4.  «Чтение и письмо» В.И.Городилова, М.З.Кудрявцева, Санкт-Петербург, «Дельта» 1995г.

    5. «Фонетика – это интересно» И.И.Постникова, И.М.Подгаецкая, Москва, Просвещение, 1992г.

    6. «Логопедия» Лопухина, Санкт-Петербург, 1997г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на МО по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости"

    Доклад для выступления на методическом объединении учителей начальной школы по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости" содержит подробный ма...

    Обобщение опыта по теме: «Работа со словообразовательными моделями как средство формирования орфографической зоркости младших школьников»

    Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е...

    Формирование орфографической зоркости учащихся вторых классов

    Формирование орфографической зоркости учащихся вторых классов...

    Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

    Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

    «Формирование орфографической зоркости учащихся на примере написания словарных слов »

    Цель:- развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, мышление, коммуникативность при  работе в парах,-формировать каллиграфию, умения работать со словарями,-воспитывать трудолюбие....

    «Система работы над ошибками как средство выработки орфографической зоркости учащихся»

    Работа над ошибками – неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Особенно актуальной и эффективной она оказывается на уроках русского языка.  Я использую этот вид работы...