Урок на тему:"Спряжение глаголов".УМК"Начальная школа 21 века"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Бобина Марина Николаевна

Презентация и технологическая карта урока. 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.pptm280.1 КБ
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc97.5 КБ
Файл urok_russkogo_yazyka.docx34.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                                     Русский язык. 4 класс

                                      УМК «Начальная школа 21 века».

         

Оборудование:   мультимедийный проектор, экран,  презентация,

                            детские ноутбуки, рабочие тетради, учебники.

Технологическая карта урока.

Предмет, класс

Русский язык, 4 класс

Тема урока

Спряжение глагола,

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Ф.И.О. преподавателя

Бобина Марина Николаевна

Город

Нижний Новгород

Образовательное учреждение

МБОУ гимназия № 136

Актуальность использования средств ИКТ

Зрительное восприятие материала легче и разнообразит урок. Формируются навыки и умения информационно-поисковой деятельности.

Цель урока

Дать определение понятия спряжение глагола.

Задачи урока

предметные

межпредметные

личностные

Формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием, закрепить знания о глаголе, о виде глагола как его постоянном признаке.

 

 Развивать речь через обогащение словарного запаса, смысловое построение лексических единиц, развивать образное мышление.

Воспитывать интерес к пред мету русского языка, продолжать работу по формированию речевой деятельности. Способствовать развитию умения сотрудничать с учителем и сверстниками.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР на СD-ROM ,ресурсы сети Интернет)

Презентация в NOTEBOOK,

Универсальные (компьютер, проектор, экран,

 детские ноутбуки).

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Локальная сеть, проектор, экран,

детские ноутбуки.

Этап 1.

Цель

Организованное начало урока. Введение в тему урока. Повторение знаний о глаголе  Эмоциональный настрой детей на урок.

Длительность этапа

3 минуты

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрационный (Слайд 1)

Форма организации деятельности учащихся

фронтальная

Функции преподавателя на данном этапе

организаторская

Основные виды деятельности преподавателя

Подготовка к усвоению материала урока.

 Направляющая и контролирующая

Виды УУД, формируемые на данном этапе.

Личностные: настроить на работу, заинтересовать детей в начале урока.  Познавательные: актуализация опорных знаний.

Этап 2

                     Сообщение темы и цели урока

Цель

Развитие познавательной мотивации через постановку учебной задачи

Длительность этапа

3 минуты

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Поисковая деятельность – разгадывание ключевого слова в кроссворде.

Демонстрационный (слайд 4)

Форма организации деятельности учащихся

фронтальная

Функции преподавателя на данном этапе

контролирующая

Основные виды деятельности преподавателя

Контроль  за ответами учащихся, чтобы они при образовании неопределённой формы сохраняли вид глагола

Виды УУД, формируемые на данном этапе.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели урока.

Этап 3

Открытие правила

Цель

Развитие умения анализировать языковой материал и делать вывод.

Длительность этапа

6 минуты

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Поисковая деятельность через сравнительный анализ языкового материала.

Демонстрационный (слайд 7)

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная, контролирующая

Функции преподавателя на данном этапе

Создание ситуации успеха, помочь детям открыть правило

Основные виды деятельности преподавателя

Постановка проблемной ситуации

Промежуточный контроль

Сравнение «открытия» с оригиналом правила (слайд 8)

Виды УУД, формируемые на данном этапе.

Личностные: установить связь между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: установить причинно-следственные связи. Коммуникативные: уметь полно и точно выражать свои мысли, внимательно слушать и слышать оппонента.  

Этап 4

Работа с использованием нового открытия

Цель

Развитие мыслительных операций – анализа и синтеза, как компонентов учебных действий. Формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием

Длительность этапа

5 минуты

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрационный (слайд 9,10)

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная, работа в парах, индивидуальная у доски для самопроверки.

Функции преподавателя на данном этапе

Индивидуальная помощь учащимся. Развитие регулирующего компонента учебных действий с помощью средств обратной связи.

Основные виды деятельности преподавателя

Включение всех учащихся в учебную деятельность

Промежуточный контроль

Регулирующий

Виды УУД, формируемые на данном этапе.

Личностные: установить связь между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: контролировать способ действия и его результат с заданным эталоном. Познавательные: уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные:

Этап 5

Физкультминутка

Цель

Сохранение здоровья учащихся.

Длительность этапа

2 минута

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрационный (слайды 11 – 16)

Форма организации деятельности учащихся

Выполнение  проговариваемых упражнений

Функции преподавателя на данном этапе

Показ упражнений, помогающих сохранить и укрепить здоровье. Помочь осознать необходимость выполнения упражнений, как можно чаще.

Основные виды деятельности преподавателя

Демонстрационный, регулирующий.

Промежуточный контроль

Индивидуальный контроль за правильностью выполнения упражнений.

Виды УУД, формируемые на данном этапе.

Коммуникативные: контролировать, корректировать и оценивать свои действия.  

Этап 6

Первичное закрепление

Цель

Развитие познавательной мотивации через установление межпредметных связей с литературным чтением. Развитие речи, образного мышления.

Длительность этапа

13 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Показ слайдов 17, 18

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная.

Функции преподавателя на данном этапе

Помочь каждому ученику справиться с предложенными заданиями

Основные виды деятельности преподавателя

Демонстрационный, регулирующий

Промежуточный контроль

Словесный, индивидуальный.

Виды УУД, формируемые на данном этапе.

Регулятивные: уметь выбирать  способ действия и сравнивать  его результат с заданным эталоном. Познавательные: уметь осознанно строить логическую цепочку рассуждений, то есть доказывать свой выбор действий. Коммуникативные: контролировать и корректировать  действия одноклассников..

Этап 7

Самостоятельная работа учащихся.

Цель

Первичная проверка усвоенных знаний

Длительность этапа

10 минут.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Работа на компьютерах с файлом «Самостоятельная работа», переданная учителем  по локальной сети.

Форма организации деятельности учащихся

 Индивидуальная,

Функции преподавателя на данном этапе

Оказание помощи.

Основные виды деятельности преподавателя

Контроль, помощь, наблюдение.

Промежуточный контроль

Самопроверка с помощью средств обратной связи (Слайд 20).

Виды УУД, формируемые на данном этапе.

Личностные: уметь оценивать усвоенный материал. Регулятивные: осознать качество и уровень усвоения.. Коммуникативные: контролировать и корректировать  действия одноклассников.

Этап 8

Итог урока

Цель

Развитие самооценки, чувства удовлетворённости

от урока

Длительность этапа

3 минуты.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрационный (слайд 21)

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная

Функции преподавателя на данном этапе

Оказание помощи.

Основные виды деятельности преподавателя

Регулирующий.

Виды УУД, формируемые на данном этапе.

Личностные: уметь оценивать усвоенное содержание.

Итоговый контроль, подведение итогов

Подведение итогов (слайд 21).

Домашнее задание (слайд 22)



Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема урока: «Спряжение глагола»

                                    Ход урока

  1. Мотивационно-ориентировочный этап.

   Слайд 2.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ножки вместе,

Спинки ровно –

А к уроку всё готово?

      Д. – (хором) Да.

Настраиваю на работу, использую словесно-наглядный метод; создание атмосферы для активного включения в работу всех учащихся.

     

       а) Актуализация опорных знаний.

          - О какой части речи идёт речь?

         Слайд 3.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит.

Всё расскажет нам…

     Д. - Глагол.

         - Что вы знаете о глаголе?

     Д. – Глагол – это часть речи, которая обозначает                   действие предмета; отвечает на вопросы что делать?      что сделать? Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы изменяются по лицам и числам.

     

       - Тему урока вы узнаете, если правильно впишем слова в таблицу.

Слайд 4.

  1. Прошу
  2. Терплю          
  3. Соберу
  4. Пойму
  5. Бегу
  6. Тру
  7. Подниму
  8. Ловлю
  9. Берегу

       - В какой форме даны глаголы?

  Д. – Это глаголы1-ого лица, ед. ч.

       - Назовите глаголы совершенного вида.

  Д. – Соберу, пойму, подниму.

       - Назовите глаголы несовершенного вида.

  Д. – Прошу, бегу, тру, ловлю, берегу, терплю.

       - Вид глагола – Это постоянный или непостоянный     признак?  

  Д. - Вид глагола – это постоянный признак.

      - Изменится ли вид глагола при образовании начальной формы?

  Д. – Нет, не изменится.

      - При выполнении данного задания это нужно учесть.

   

       Дети называют получившиеся слова. На экране по  щелчку появляются эти слова.

       - В выделенном столбике прочитайте, как называется изменение глагола по лицам и числам.

   Д. - Спряжение.

   Слайд 5.  

       -  Какая же тема нашего урока?

     Д. - Спряжение глагола.

  Слайд 6.

        -  Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.

     б) Открытие правила.

       - Рассмотрите таблицу «Личные окончания глаголов».

    Слайд 7.

                                                  ед. ч.                              

                           1 лицо      я    пеку         лежу          

                           2 лицо    ты  печёшь    лежишь     

                           3 лицо      он  печёт      лежит                                                                                мн. ч

                           1 лицо   мы    печём       лежим

                           2 лицо    вы    печёте     лежите

                           3 лицо   они   пекут       лежат

       - Давайте сравним окончания глаголов в каждом лице. Что вы заметили?

  Д. – У глаголов одного лица окончания разные.

       - Хорошо если окончание ударное, тогда нет  сомнений в его написании. На какие 2 группы можно разделить глаголы в зависимости от личных окончаний?

  Д. – 1 группа – глаголы с окончаниями –ешь, -ет, -ем,        -ете, -ут.

          2 группа - глаголы с окончаниями –ишь, -ит, -им,        -ите, -ат.

      - Замечательное открытие вы сделали.

     Слайд 8.

  • Если у глагола личные окончания

-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют),

то это глаголы 1 спряжения.

  • Если у глагола личные окончания

-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят),

то это глаголы 2 спряжения.

      г) Работа с использованием нового правила.

      - А сейчас вы поучитесь применять это правило, выполнив следующее задание.

      Слайд 9.

 Запишите глаголы в два столбика:

  1. глаголы 1-го спряжения
  2. глаголы 2-го спряжения

 

      Ведём, говорят, смотрят, молчат, рассказываете, читаешь, несёте, крикнут, дарим, кормят, любим, уважают, слушаешь, изучим.  

      - Работать будем с комментированием.

       

      Дети комментируют: ведём – окончание  –ём, это глагол 1спряжения; и т. д.

      - Теперь я предлагаю поработать в парах   с упр. 2        на стр.106.  

    Слайд 10.

      - А кто хочет попробовать свои силы у доски?

      2 ученика по очереди работают за доской.

     - Проверим, как справились с этим заданием. Сравните вашу работу с работой учеников, которые работали у доски.

         

      Дети проверяют, находят и объясняют ошибки, если они есть.

 

Развитие познавательной мотивации через методический приём – загадка.

Развитие познавательной мотивации через постановку учебной задачи.

Закрепление умения образовывать неопределённую форму глагола с учётом его видовой принадлежности.

Развитие мотивационного компонента с помощью создания проблемной ситуации. Использую частично-поисковый метод:

а) постановка проблемы;

б) выдвижение гипотезы;

в) вывод.

Создание ситуации успеха через самостоятельно сделанное открытие.

Развитие мыслительных операций – анализа и синтеза, как компонентов учебных действий.

Развитие умения работать в парах.

Развитие регулирующего компонента учебных действий с помощью средств обратной связи.

  1. Физкультминутка.

  Слайд 11 – 16.

- А сейчас прервёмся ненадолго и отдохнём.

Использую здоровьесберегающие технологии. Сохраняю здоровье учащихся.

  1. Первичное закрепление.

- Вспомним, стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утёс». Кто может рассказать его?

Ученик читает стихотворение наизусть.

       Слайд 17.

М. Ю. Лермонтов. «Утёс»

Ночевала тучка золотая

На груди утёса – великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

- Какой приём использовал М. Ю. Лермонтов в этом произведении, говоря о тучке?                                     Д. - М. Ю. Лермонтов, говоря о тучке, использовал приём олицетворение.

- Что такое олицетворение?

Д. – Олицетворение – это перенос качеств живых существ на неживые предметы.

- Мы не случайно вспомнили об этом приёме, так как мы его будем использовать при выполнении  следующего задания.

       Слайд 18.

   К глаголам подбери существительные так, чтобы глаголы были употреблены в переносном значении.

(Девочка, зима) идёт.

(Звери, реки) спят.

(Щёки, костры) горят.

(Вьюга, собака) злится.

Задание выполняется устно.  Дети читают предложения, которые у них  получились.

- Какие предложения у вас получились - распространённые или нераспространённые? Почему?

Д. – Предложения получились нераспространённые, так как в них отсутствуют второстепенные члены предложения.

- Дополните предложения второстепенными членами и прочитайте их.

     Дети проговаривают свои варианты.

- Запишите понравившееся предложение. У глагола выделите окончание и определите спряжение.

- Какие предложения записали? Назовите глагол, его окончание и к какому спряжению относится.

- Молодцы! У вас получились замечательные предложения.

Развитие познавательной мотивации через установление межпредметных связей с литературным чтением.

Развитие речи, образного мышления, расширение словарного запаса.

  1. Самостоятельная  работа.

- А кто из вас лучше всех усвоил новую тему, покажет самостоятельная работа.

Слайд 19.

           - На компьютерах откройте файл «Самостоятельная работа»

                                       1 вариант

 Образуйте от данных глаголов глаголы 2 л. ед.ч. и 3л. мн.ч.  Определите спряжение.

Образец: говорить – говоришь, говорят (2спр.)

                                                                           

                       ползти -        

                       молчать -  

                       нести -  

                       кричать –

                       лечь –

                              2 вариант

          Образуй от данных глаголов глаголы 3 л. ед.ч. и                мн.ч.  Определи спряжение.

Образец:     говорить – говорит, говорят (2спр.)

ползти –      

молчать –        

нести –  

кричать –  

(Детям заранее был отправлен файл с «Самостоятельной работой»  по вариантам:        1в. – сильным учащимся,  2в. – слабым учащимся.)

Дети работают на компьютерах.

- Проверьте себя.

      Слайд 20.

              1вариант                                            2 вариант 

 - ползёшь, ползут(1спр.)           - ползёт, ползут(1спр.)

 - молчишь, молчат (2спр.)       - молчит, молчат (2спр.)     

 - несёшь, несут (1спр.)              - несёт, несут (1спр.)

- кричишь, кричат (2спр.)         - кричит, кричат (2спр.)

- ляжешь, лягут (1спр.)             

- Встаньте те ребята, у кого нет ошибок.

- Молодцы! Эти ученики получают оценку «5».

Первичная проверка усвоенных знаний

Дифференциация по степени сложности и по объёму

Развитие регулирующего компонента учебных действий с помощью средств обратной связи.

  1. Итог.

Слайд 21.

- Итак, подведём итог нашей работы.

- Над какой темой мы работали?

- Что нового узнали?

- Чему научились? Какое у вас настроение?

Развитие самооценки, чувства удовлетворённости от урока.

  1. Домашнее задание.

Слайд 22.

-Для закрепления полученных знаний, выполните

 упр.3, стр. 107, при  его выполнении

обратите внимание на информацию на стр. 106 .

                 Урок окончен.

Слайд 23.

Самостоятельная работа

1вариант

Образуйте от данных глаголов глаголы 2 л. ед.ч. и 3л. мн.ч.   Определите спряжение.

Образец:     говорить – говоришь, говорят (2спр.) 

ползти –      

молчать –        

нести –  

кричать –

лечь –  

Самостоятельная работа

2 вариант

Образуй от данных глаголов

глаголы 3 л. ед.ч. и мн.ч.

 Определи спряжение.

Образец:     говорить – говорит, говорят (2спр.) 

ползти –      

молчать –        

нести –  

кричать –