Правописание слов с буквосочетаниями (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, чт, щн,нч). Согласные звуки и буквы для их обозначения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ткаченко Наталья Васильевна

Урок по русскому языку УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_rus_okrt_16.10.13.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Тема: Правописание слов с буквосочетаниями (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, чт, щн,нч). Согласные звуки и буквы для их обозначения.

Цели деятель-
ности учителя

Создать условия для актуализации знаний учащихся о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки, о написании буквосочетаний с шипящими согласными звуками; совершенствовать умения правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные звуки в конце слова и перед согласными, ударный гласный звук после шипящих

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные(критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностямипонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы обучения

Фронтальная, парная, коллективная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Интернет-ресурс: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm

Оборудование

Доска, интерактивная доска, проектор (по возможности)


Окончание табл.

Наглядно-
демонстрационный материал

Запись элементов букв, звукобуквенного разбора слова «ключ», слов с непроверяемыми написаниями

Основные понятия и термины

Согласные звуки. Парные и непарные по глухости-звонкости, твердости-мягкости согласные звуки. Условное звуковое обозначение согласных звуков. Буквы, которые обозначают  мягкость (твердость) согласных звуков на письме. Буквосочетания ча–ща, чу–щу, жи–ши, чк, чн, нч, чт, щн. Слова с непроверяемым написанием. Звукобуквенный разбор слова. Правило обозначения парных по звонкости-глухости согласных звуков буквами

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Формируемые
умения (универсальные учебные действия)

Проме-
жуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Постановка
учебной
задачи

Формулирование учебных задач
по названию темы

– Откройте учебник на с. 65. Мы продолжаем
работу над разделом «Слово в языке и речи».

– Сегодня на уроке повторим и систематизируем знания о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки, написании буквосочетаний с шипящими согласными звуками; будем упражняться в правильном обозначении на письме парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласными, ударного гласного звука после шипящих

Внимательно слушают

Фрон-тальная

П – извлекают
необходимую информацию
из сведений учи-теля, учебника.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Минутка чисто-писания

Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начерта-
ниями букв, соединений

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
будем прописывать?

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

– Посмотрите и отметьте элементы, которые
получились у вас лучше остальных

Работа с предложением ИКТ (Бондарев Е)

– Заглавной
и строчной
букв
 Х, х.

Выполняют
задания

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П – владеют логическими действи-ями анализа, син-теза, сравнения.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

Написание элементов букв с соблюдением правил каллиграфии

III.Повторение
изученного мате-
риала.


Работа
по таблице
с целью актуализации знаний о со-гласных
звуках, условных звуковых обозначениях согласных звуков

– Я загадаю загадки, а вы напишите отгадки(чайник, часы, машина, лыжи) объясните орфограммы

Отвечают
на вопросы

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; представления

Знания
об изучен-ных со-гласных звуках
и буквах, обозначающих со-гласные звуки,
об условном обозначении


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Определение темы урока

Словарная работа ИКТ (Ниматов)

Ребу., ры.ка,яго.ка

- Какая же тема нашего урока?

Правописание слов с буквосочетаниями (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, чт, щн,нч). Согласные звуки и буквы для их обозначения.

Учебник: упр. 117-121,  памятка 1 «Как сделать звуко-буквенный разбор слова» (с. 143).

Физкультминутка(ИКТ)

Повторение алфавита ИКТ (Шатный)

информации,
различные способы поиска информации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

звуков


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа
по учебнику, с. 65, упр. 116

Работа над упражнением с целью актуализации знаний об особенностях шипящих

– Откройте в учебнике с. 66, найдите упр. 119. Прочитайте. Почему согласные звуки [ж], [ш],
[ч’], [щ’] назвали шипящими? Какие из них
только твердые, а какие – только мягкие?

Расскажите, что вы знаете о правописании
буквосочетаний:
жи–ши, ча–ща, чу–щу, чт, чн, чк, щн, нч.

Выполняют
задания.
Отвечают
на вопросы

Индиви-дуальная.

Фрон-тальная

П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с зада-

Знание особенностей шипящих со-гласных звуков.

Написание глас-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа в группах

согласных звуков,
написании гласных
после
шипящих

Карточки с заданиями

чами коммуникации, используют знаково-символи-ческие средства представления информации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

ных после шипящих


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа в рабочей тетради стр.40, упр. 95

используют знаково-символические средства представления информации,
различные способы поиска информации.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

Выполнение Выполнение


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Упражнения физкульт-
минутки

Физкультминутка
для глаз

Внимательно слушают.

Выполняют упражнения физкульт-
минутки

 Работа
в рабочей тетради,
с. 40,
упр. 96

Выполнение звукобуквенного разбора
слова

– Откройте рабочую тетрадь на с. 40, найдите упр. 96. Выполните звукобуквенный разбор слова «зяблик». При необходимости обращайтесь
к памятке в учебнике на с. 143.

После выполнения задания осуществляется
взаимопроверка

Выполняют
задания.

Осуществляют взаимопро-
верку

Индиви-дуальная.

Парная

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

Выполнение звукобуквенного разбора слова

 Работа
с правилом, с. 67

Воспроиз-
ведение
правила обозначения пар-

– Прочитайте правило в учебнике на с. 67. Ответьте на вопросы:

•  Какую согласную в корне надо проверять?

•  Как надо проверять?

Выполняют
задание,
отвечают
на вопросы

Индиви-дуальная.

Фрон-тальная

П – владеют логическими действиями, строят речевое высказывание, осуществля-

Умение
работать с учебной статьей. Знание


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

ных по
глухости-
звонкости согласных звуков
буквами

•  Какие способы подбора проверочного слова вам известны?

ют различные
способы поиска информации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

правила обозначения парных по глухости-звон-
кости
согласных звуков бук-
вами


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная
беседа

– Над какой темой работали на уроке?

– Что вы вспомнили о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки? Как правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова?
Что надо знать, чтобы правильно обозначить
буквой ударный гласный звук после шипящих?

– Что выполняли на уроке?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 39,
упр. 93 (письменное задание), учебник, с. 68, упр. 124
(по выбору)

Отвечают
на вопросы

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретениюновых знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Проблема. Как обозначается на письме твёрдый (мягкий) согласный звук?Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать речевой слух учащихся, умения наблюдать за произ...

Урок русского языка во 2 классе.Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Урок разработан по УМК "Школа России". Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»...

Тема урока: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения» 2 класс

Урок  закрепления изученного материала по русскому языку во 2 классе ("Школа России"), построенный с учетом ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"

Урок русского языка во втором классе автор УМК В. П. Канакина, В.Г. Горецкий...

Урок "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"

Изучение способов обозначения мягкости и твёрдости  согласных звуков на письме....