Закрепление склон.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

я

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skloneniya.rar1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация обучающихся
  3. Актуализация знаний, постановка темы и целей урока

Откройте ТПО, часть 1, стр. 64,упр. 66.

- Прочитайте стихотворение Д. Родари.

_- Какие буквы, в словах пропущены? Что это за орфограмма? Подберите проверочное слово, вставьте пропущенную букву.

Лю…ских – люди (парные согласные в корне слова.)

Г…л..вах – головы, головушка (безударная гласная в корне слова.)

Тр..ва – травы (безударная гласная в корне слова.)

Цв…точный – цвет (безударная гласная в корне слова.)

Мом…нтально – момент (безударная гласная в корне слова.)

Гру…ный – грусть (непроизносимая согласная в корне слова.)

- Найдите в тексте синонимы. (Грустный - печальный.)

- А теперь найдите слова противоположные по значению. (Добрый – жадный.)

- Какие ещё можно подобрать слова противоположные по значению слову “добрый”, “жадный”? (“Злой”, “щедрый”)

- В паре, слова одной и той же речи? (Да)

- Кто знает, как называются слова с противоположным значением? (Антонимы)

Тема нашего урока – “Антонимы”.

Определение - “антонимы” стр. 95, учебника “ Русский язык ”, часть 1, УМК “ Перспективная начальная школа”

- Для чего они нужны в нашей речи? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

  1. «Открытие» нового

- Начнём нашу работу с устного народного творчества – с пословиц. В них наиболее ярко видна роль антонимов.

Пословица – краткое, ритмически организованное, устойчиво в речи, образное изречение. Употребляется в “переносном” значение.

Страница 95 упр. 82.

Знай больше – говори меньше.

Маленькое дело лучше, чем большое безделье.

Не поев горького, не поймешь сладкого.

Ложь тяжела, да и правда не легче.

От радости старые молодеют, от печали молодые стареют.

- Прочитайте пословицы, как понимаете смысл?

- Выпишите пары слов, которые являются антонимами (Работа выполняется коллективно)

Больше – меньше

Маленькое – большое

Горького – сладкого

Ложь – правда

От радости – от печали

Старые – молодые

Молодеют – стареют

Вывод: что же такое антонимы?

  1. Физкультминутка (антонимы, синонимы)

широкий-           узкий

твёрдый-            мягкий

старый-              новый

скучный-             интересный

бесполезный-   ценный

неряшливый-     аккуратный

Вещун – предсказатель

Деликатный – вежливый

Завороженный – очарованный

Изысканный – красивый

Кавардак – беспорядок

Навязчивый – назойливый

Опрятный – аккуратный

Чародей – волшебник

  1. Самостоятельная работа

Упр. 83 стр. 96.

Никогда не знаешь, где найдешь, а где потеряешь.

Не вали с больной головы на здоровую.

Не узнав горя, не узнаешь радости.

Недруг поддерживает, а друг спорит.

Радость прямит, кручина крючит.

От доброго житья толстеют, от дурного худеют.

- Прочитай пословицы. Как ты понимаешь их смысл?

- Самостоятельно выпиши пары слов, которые являются антонимами. Записывай слова в начальной форме.

Найти-потерять

Больной – здоровый

Горе-радость

Недруг-друг

Поддерживать - спорить

Радость – кручина

Прямить – крючить

Добрый – дурной

Толстеть – худеть

Проверка с экрана.

  1. Итог урока.

-Подведём итог нашего урока на примере пословицы.

Упр. 85,стр.98.

Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.

- Объясни смысл пословиц.

- Попробуй произнести её быстро?

-Ничего ни замечаешь? (Это не только пословица, но и скороговорка)

-Почему? (Повторение звуков)

- Найди каждому слову из 1-ой части пословицы антоним из 2-ой части.

-Что же такое антонимы?

-Где и для чего они используются в нашей речи?

 -Как называется литературный приём, при котором используются антонимы? (Противопоставление.) 

Антонимы – это слова с противоположным значением, например: весёлый – грустный, чёрный – белый. Не все слова имеют антонимы. Их нет, например, у слов: стена, стол, ваза и многих других.Антонимы разнообразят нашу речь, делают наш язык ярким и выразительным. Антонимы  используются для того, чтобы подчеркнуть противоположность.

-Подводя итог нашего урока, ещё раз хочется  сказать, что русский язык один из самых красивых языков.  И такие слова как антонимы делают нашу речь разнообразной и обогащают её. (Ученица читает стихотворение)

Вот тараторка для ребят:Когда молчат , не говорят.Когда стоят на том же месте, Не совершают путешествий.Что далеко, не очень близко.Что высоко, не слишком низко.Нельзя приехать, не уехав, И грызть орех, коль нет орехов.Никто сидеть не может стоя, Лить из порожнего в пустое.Нельзя писать на белом- мелом,

И называть безделье делом.

  1. Домашнее задание:

стр.98,упр.86. “Русский язык” часть1, УМК “Перспективная начальная школа.”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"

Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...

Урок русского языка "Имена склоняются, а глаголы...?"

Конспект урока усского яыка УМК "Гармония" Прилагается призентция...

"И врагу никогда не добиться , чтобы склонилась твоя голова..."

Это праздник  посвящен 70- летию битвы под Москвой,...

"И врагу никогда не добиться , чтобы склонилась твоя голова..."

Это праздник  посвящен 70- летию битвы под Москвой,...

Учимся писать личные окончания глаголов. Имена склоняются, а глаголы…

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по программе М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Технология развития критического мышления учащихся....