Дидактический материал по русскому языку "Части речи".3 класс
материал по русскому языку (3 класс) по теме

Дидактический материал для самостоятельной работы по русскому языку "Части речи". 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon did_material.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Нефтекамск

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,

РУССКИЙ ЯЗЫК

на тему: Дидактический материал  

для самостоятельной работы учащихся

по русскому языку. Части речи. 3 класс.

                                   Составила : Муртазина З.Д.,

                                 учитель начальных классов

                                                 первой квалификационной категории

2014 год

Имя существительное.           

Фамилия имя учени__________________________

1.К данным словам подберите однокоренные существительные.

Образец. Помог-помощь.

Дрожал, плакал, мощный, ночной, лучистый, дикий, тихий, сухой, глухой, ржаной, молодой, роскошный, печеный, текучий.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Данные существительные поставьте в единственном числе. Укажите род.

Дочери, врачи, грачи, речи, плащи, вещи, печи, ночи, мыши,мелочи, лучи, кирпичи._________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Спишите слова. Укажите их склонение и род.

Образец. Мама. (1-е, ж.р). Мама,______ папа, _______отец, _____дочь, ______дочка,_______ сын,______ Саша, ______Петр, ______Петя,_____ лошадь, ________лошадка,________ ель,_____ елка, ______печь,_____ печка_______

4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Вставь проверочное слово Выделите суффиксы разносклоняемых существительных. Определите, каким членом предложения являются выделенные существительные.

Радос..ные(__________), шумливые, как пт..нцы(___________),ребятишки т..лпились(_________) вокруг л...шадей(___________), наперебой хв..тались(_________) за стремена, пр...сились(___________) в седло. 

5.Определите склонение.

Для выработк..., без бирк.., без братишк.., для вырубк..., для ветк.., на арбуз..., около травинки..., к сливе.., о гонк.., к равнин.., без картошк.., для вилк.., от отмел.., к пшениц...

Имя прилагательное.           

Фамилия имя учени__________________________

1.Подберите к данным прилагательным имена существительные всех родов.

Образец. Ранняя весна, раннее утро, ранний цветок.

Ранний, свежий, вкусный, интересный, холодный, добрый.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Замените выделенные существительные прилагательными, поставив их перед существительными. Подчеркните их окончания.

Образец. Волчье логово.

 Логово волка, берлога медведя, нора лисы, пение соловья, щебетание птиц.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Данные словосочетания замените прилагательными с суффиксами -чив-, -лив-.

Имеющий талант. Быстро понимающий. Заботящийся о других. Часто задумывающийся. Склонный к зависти.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Вставь окончания.

На богатырск...      коне, в последн...  электричк.., для рабоч.. лошадк.., для великолепн.. фильма, между майск... ночами.

Глагол           

Фамилия имя учени__________________________

1.Образуйте глаголы неопределенной формы от даных слов.

Образец. Свет-светить.

Свет, дар, трепет, лепет, крик, скрип, свист, плеск, пляска, друг.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Спишите сочетания слов, заменив глаголы противоположными по значению. Подчеркните приставки глаголов и предлоги.

Сошел с горы. Вышел из класса.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Напишите данные глаголы в неопределенной форме.

Щебечут, рубят, тащат, сыплют, колют, шепчут, строят.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Напишите, что делают лопатой, топором, пилой, плугом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Данные глаголы поставьте сначала в неопределенной форме, потом во 2-м и 3-м лице ед. числа. Ловлю, сыплю, строю, полю, сею, вею.

________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература:

1. А.М.Александров .Пособие для учителя. Дидактический материал по грамматике, правописанию и развитию речи.

 3 класс М., «просвещение»,1971г)

2.Сборник контрольных и проверочных работ для 1-х — 4-х классов.(система Л.В.Занкова). Составитель Р.Г.Чуракова. М 2001.

3.Практимум по русскому языку. 1-2 классы: методический комментарий. Варианты проверочных и контрольных работ.- Самара: издательство «Учебная литература» : Издательский дом 2Федоров», 2008.-.

4.В.С.Мавлетов. Русский язык. Учебное пособие для самостоятельного изучения русского языка. Уфа 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 1 класса

Данный материал можно использовать на уроках русского языка как списывание ,так и  письмо под диктовку....

Дидактический материал по русскому языку 2-4 класс

Материал для систематической работы на уроке русского языка по словообразованию...

Дидактический материал по русскому языку 1- 4 классы.

Пособие может быть использовано как для индивидуального обучения, так и коллективного. Материал подобран таким образом, что позволяет даже самым слабым учащимся с интересом работать на уроке, ос...

Дидактический материал по русскому языку для 4 класса.

Методическое пособие предназначено для учащихся начальной школы 4 класса. Задания помогут учителю осуществить проверку усвоения программного материала учащимися, закрепить знания. В пособи...

Дидактический материал по русскому языку в 1 классе

Используется при закреплении безударных гласных, правописании шипящих, имен собственных. Умение находить границы предложений....

Дидактический материал по русскому языку для 2 класса "Непроизносимый согласный в корне слова"

Дидактический материал по русскому языку для 2 класса "Непроизносимый согласный в корне слова"....

Дидактический материал по русскому языку в 1 классе.

Дидактический материал позволяет  повторить изученный материал за 1 класс....