Статья "Нравственное воспитание младших школьников на уроках окружающий мир"
статья по окружающему миру по теме

Брускова Дарья Вячеславовна

Статья Нравственное воспитание младших школьников на уроках «Окружающий мир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья82.14 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание младших школьников на уроках «Окружающий мир»

Актуальность исследования заключается в том, что обществу необходимо нравственное воспитание. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность.  К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»

Школа мало уделяет времени нравственному воспитанию младших школьников на уроках. Большое количество времени уделяется знаниям. В современном мире ребёнок окружён множеством сильных источников позитивного и негативного воздействия на его интеллект и чувства. Нравственное влияние – главная задача воспитания. Ребёнку важно знать принципы нравственности и последствия нарушения этих принципов для окружающих людей. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников является основной задачей современной образовательной системы, что подтверждается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

           Цель исследования  заключается в формировании нравственного

воспитания младших школьников на уроках «Окружающий мир».

 «Окружающий мир» – интегрированный предмет для младших школьников, который объединяет знания о природе, человеке и обществе. Этому предмету принадлежит особая роль в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней.

Основная цель предмета – формировать социальный опыт школьника, добиваться осознания им на элементарном уровне взаимоотношений в системе «человек – природа – общество», воспитывать правильное отношение к среде обитания и правильное поведение в ней.

Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.  

И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.  

           Таким образом, после окончания курса «Окружающий мир» современным национальным идеалом будет высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,  уважающий старших, ответственный, справедливый и  толерантный.

  В курсе «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС значительное место отведено развитию эстетических потребностей, нравственных качеств, ценностей, чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе. Достижению этой цели способствует как текстовый, так и иллюстративный материал. Иллюстрации и фотографии обращают внимание школьников на красоту природы, ее необычность, несхожесть с миром рукотворным («природа и рукотворный мир», 2 класс, 1 часть.

При изучении курса «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС формируются основы гражданской идентичности, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Этому способствуют темы и разделы, введенные в учебниках 1-4 классов: «Что такое Родина?», «Что мы знаем о Москве?» (1 класс), «Где мы живем?», «Россия на карте» (2 класс), «Золотое кольцо России» (3 класс), «Природа России» (4 класс). Иллюстративный ряд подобран с целью показать красоту природы, российских городов, архитектуры. Проекты, предусмотренные для формирования патриотизма, с каждым классом углубляются и усложняются, например, в 1 классе предлагается проект «Моя малая родина», в котором ребятам предлагается с помощью фотографий рассказать о своей малой родине. Во 2 классе этот проект углубляется («Города России») и школьники делают фоторепортаж уже о нескольких городах. В 3-4 классах ребятам на выбор предлагается выполнить несколько проектов о России.

  В курсе «Окружающий мир» первостепенное внимание уделяется семье. Формированию этой ценности помогает тема «Как живет семья?», проект «Моя семья» (1 класс), в котором школьники должны рассказать о составе своей семьи, увлечениях каждого члена семьи, о семейных традициях, «Наша семья», проект «Родословная» (2 класс).

 Таким образом, окружающий мир – это интегрированный предмет для младших школьников, который объединяет знания о человеке, природе и обществе. Изучение данного курса направлено на духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым.

 Для реализации цели исследования мной применялся комплекс научно-исследовательских методов. Одним из методов явилась опытно-практическая работа, проводимая в 2013 году в МБУ средней школе №31, где я работаю,  во 2"Б" классе в количестве 16 человек,  в ходе которой проводилась диагностика метопредметных и личностных результатов, их анкетирование с целью выявления уровня сформированности нравственных качеств.

В начале исследования на диагностическом этапе с целью изучения  уровня развития нравственных качеств у младших школьников на основе вышеперечисленных методик была произведена оценка достижения учащимися необходимого уровня воспитанности, а именно:

  • умение выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам
  • умение отделять оценку поступка от оценки самого человека
  • умение определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой)

Для изучения уровня  нравственного  воспитания учащихся начальных классов были определены и описаны уровни: низкий, средний, высокий 

Показатели сформированности нравственного воспитания младших школьников на уроках «Окружающий мир»

Таблица 1.

Уровень

Показатели

Высокий уровень

уважительно относится к старшим, одноклассникам, умеет слушать, ставить себя на место другого, сочувствовать, сопереживать, предлагать помощь. Характерна свобода и независимость в суждениях и поступках, достаточен интеллектуальный уровень, самоотдача, радость познания, чувство увлеченности, в полной мере владеет знаниями поведения, открыт для общения.

Средний уровень

в достаточной степени уважительно относится к окружающим, корректен в действиях, однако не всегда сдержан и тактичен, стеснителен, присутствует боязнь быть смешным в глазах одноклассников.

Низкий уровень

несдержан в действиях, бестактен, груб, мало общителен, доказывает свою правоту через агрессию либо пассивен в действиях, нуждается в дополнительных стимулах при выполнении заданий, участии в мероприятиях, плохо владеет правилами поведения в общественных местах, не берет инициативу на себя.

Детям был предложен тест Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А Вахрушев, А.В. Горячев «Диагностика метопредметных и личностных результатов начального  образования»  (письменный опрос – 3 вопросов). За каждый правильный ответ начислялся 1 балл, неправильный - 0 баллов.  

Таблица 1.      Результаты диагностики

Умение выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам

Уровни

 (2«Б» класс - 16 учащихся)

Кол-во

учащихся

%

низкий

0

0%

средний

10

62%

высокий

6

38%

Результаты проведенного тестирования наглядно представлены  в виде  диаграммы на рис. 1.

Рис.1 Уровень умения выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам

Умение отделять оценку поступка от оценки самого человека

Таблица 2.

Уровни

 (2«Б» класс - 16 учащихся)

Кол-во

учащихся

%

низкий

9

56%

средний

-

-

высокий

7

44%

Рис.2. Уровень умения отделять оценку поступка от оценки самого человека

Умение определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой)

Таблица 3

Уровни

 (2«Б» класс - 16 учащихся)

Кол-во

учащихся

%

низкий

0

0%

средний

13

81%

высокий

3

19%

Рис. 3. Уровень умения определять поступок как неоднозначный

Общие результаты проведенного тестирования представим в виде диаграммы на рис.4.

 Рис. 4. Уровень нравственного воспитания младших школьников

Анализ диаграмм показывает, что умение выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам находится на среднем уровне и составляет 62%.

Умение отделять оценку поступка от оценки самого человека находится на низком уровне и составляет 56%.

Умение определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой) находится на среднем уровне, что составляет 81%.

Анализ полученных результатов тестирования позволяет мне сделать следующий вывод: уровень нравственного воспитания у учащихся 2"Б" класса находится на  уровне выше среднего.

После проведения диагностики я провела анкетирование. Цель анкетирования выявить общий уровень  сформированности нравственных качеств у младших школьников и оценить действия ученика в данной ситуации.

Представим общий анализ в таблице 4.

№п/п

А

Б

В

Г

1

100%

0%

0%

-

2

0%

12%

12%

75%

3

6%

0%

75%

19%

4

44%

6%

50%

-

 Рис. 5. Уровень сформированности нравственных качеств младших школьников

Результат:  на первый вопрос все учащиеся ответили А – 100%. Это говорит о том, что все дети попытались бы помочь в ситуации, когда кто-то плачет.

На второй вопрос мнение некоторых ребят разделились: Б - 12% и В – 12%, но большинство ответили Г – 75% что свидетельствует о правильном выборе, т. е. ребята бы поделились своей игрой, если бы кто-то попросил поиграть тоже.

На третий вопрос большинство ответили В – 75% и это правильный выбор поступка, т. е. если бы кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру, ребята бы объяснили, что нет ничего страшного.

На четвертый вопрос мнения разделились почти поровну А – 44% и В - 50%. Это свидетельствует о том, что большинство учащихся в классе  предпочли доказать свою правоту, если одноклассник на него обиделся. 44% ребят ответили верно: подумали бы о чувствах товарища и что могли бы  сделать в этой ситуации.

Вывод: по результатам анкетирования и диагностики выяснили, что уровень сформированности нравственных качеств у младших школьников находится на уровне выше среднего.

Заключение

Уроки окружающего мира являются средством формирования нравственных качеств, которые порождают у ученика стремление действовать осознанно в различных жизненных  ситуациях.

 В ходе исследования была доказана гипотеза о том, что формирование нравственного воспитания младшего школьника будет эффективным на уроках «Окружающий мир» в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки окружающего мира (по УМК"Перспекивная начальная школа"

Данная статья укажет на те темы и разделы в предмете "окужающий мир" по УМК "Перспективная начальная школа", которые позволяют в наибольшей степени воспитать у младшего школьника духовно-нравственные ...

"Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира"

Опыт работы по данной теме обобщен и размещен в региональной базе данных ВИПКРО...

Экологическое образование и воспитание младших школьников на уроках окружающего мира.

Статья о роли  экологического воспитания младших школьников....

Нравственное воспитание младших школьников на уроке "Окружающий мир"

Тема: Нравственное воспитание младших школьников на уроке «Окружающий мир» Ø  Актуальность исследования заключается в том, что обществу необходимо нравственное воспитание....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Патриотическое воспитание школьников является одним из важнейших на- правлений в системе образования России, так как способствует формированию у детей чувства любви к  Родине, высокого патриотиче...

«Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира»

Проблема экологического воспитания не теряет своей актуальности в любой период, так как именно от уровня отношений человека к природе, от его знаний, готовности к экологической деятельности и от его п...

Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира в начальной школе

Несмотря на то, что экология как наука появилась почти 2 века назад, интересовались ею только учёные, и долгое время экологическому воспитанию не уделялось должного внимание, и люди не задумывались о ...