Изменение имен существительных в форме единственного числа по падежам. Типы склонения. (урок открытия нового знания)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Шумейко Марина Александровна

Планируемые результаты:

Предметные

 

·        Формируем знания о том, что в зависимости от рода и падежных окончаний имена существительные делятся на 3 типа склонения.

·         Формируем умение классифицировать имена существительные по склонениям.

 Личностные

·        Развиваем умения выражать свои эмоции.

·        Самоопределение в жизненных ценностях, личностная позиция (в частности,  положительное отношение к чтению, бережное отношение к книге).

·        Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Метапредметные

 

Регулятивные УУД

·        Развиваем умение работать по плану.

·        Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

·         Высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.

·        Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

·         Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Познавательные УУД

·        Развиваем умения извлекать информацию из схем, текстов.

·        Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

·        Осуществлять синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

·        Осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

·        Формируем умения относить предметы, слова к родовому (общему) понятию.

·        Строить логическую цепь рассуждений.

·        На основе анализа объектов делать выводы.

 

Коммуникативные УУД

·        Развиваем умение слушать и понимать других.

·        Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

·        Оформлять свои мысли в устной форме.

·        Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_3_kl_-_1.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 3 классе

Тема: Изменение  имен существительных в форме единственного числа по падежам. Типы склонения.

Тип урока: открытие нового знания

Цели учителя:  создание условий для формирования понятия  «типы склонения имен существительных в форме единственного числа».

Оборудование: АРМ  учителя; презентация; рабочие листы с заданиями; сигнальные карточки  «Нужна помощь учителя!»

Планируемые результаты:

Предметные 

  • Формируем знания о том, что в зависимости от рода и падежных окончаний имена существительные делятся на 3 типа склонения.
  •  Формируем умение классифицировать имена существительные по склонениям.

 Личностные

  • Развиваем умения выражать свои эмоции.
  • Самоопределение в жизненных ценностях, личностная позиция (в частности,  положительное отношение к чтению, бережное отношение к книге).
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • Развиваем умение работать по плану.
  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  •  Высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

  • Развиваем умения извлекать информацию из схем, текстов.
  • Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  • Осуществлять синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
  • Осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
  • Формируем умения относить предметы, слова к родовому (общему) понятию.
  • Строить логическую цепь рассуждений.
  • На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

  • Развиваем умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок

Регулятивные УУД

  • Развиваем умение работать по плану.
  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  •  Высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- Здравствуйте! Когда мы произносим это слово,  желаем здоровья. (слайд 1 -2)

- А первое правило здорового образа жизни, известное в восточных странах с древности – хорошее настроение. Скажите себе «У меня будет удачный день. Я хорошо справлюсь с трудностями, спокойно, уверенно». Улыбнитесь себе, друг другу. Приложи ладони к лицу. Передай ему тепло своих рук. Возьмите за руки своего соседа по парте.

- Думаю, что теперь мы легко преодолеем все трудности на пути к знаниям.

- А что называют «источником знаний»?

- Это книга. «Книга – источник знаний, мудрости. (слайд 3)

- Сегодня я начала разговор о книгах не случайно.

В марте ежегодно в нашей стране проходит Неделя детской  и юношеской книги.

Нет человека, который не знал бы сказок про курочку Рябу, про колобка, про братца Иванушку с сестрицей Алёнушкой, не читал бы рассказа "Четыре желания", не повторял бы лукавую прибаутку про лентяя Тита: "Тит, иди молотить".-"Брюхо болит".-"Тит, иди кисель есть".-"А где моя большая ложка?"
     Все эти и многие другие, так же хорошо известные всем сказки, рассказы и прибаутки одни сочинил, другие пересказал Константин Дмитриевич Ушинский.

Ровно 150 лет назад, в 1864 году вышла в свет книга для детей К.Д.Ушинского «Родное слово».  Это была учебная книга.

- Есть три понятия

 Давайте попробуем расположить слова от частного (более узкого) понятия через промежуточное к общему (широкому) понятию.

Проверка.

Прикладывают ладони к лицу, берут за руки соседа по парте.

Высказывают свои предположения.

Работают индивидуально по карточкам, располагают слова

«Родное слово» - учебник - книга

II.  Актуализация знаний  об имени существительном

Познавательные УУД

  • Развиваем умения извлекать информацию из схем, текстов.
  • Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  • Осуществлять синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
  • Осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
  • Формируем умения относить предметы, слова к родовому (общему) понятию.
  • Строить логическую цепь рассуждений.
  • На основе анализа объектов делать выводы.

1.  К.Д. Ушинский «Родное слово».  Откроем книгу.

(Слайд Оглавление)

-Эти  рассказы о  труде, знании, честности.

Появляется предложение на интерактивной доске.

Ска…ки  Уш…нского уч…т д…броте и смелости.

-Прочитайте предложение.

-Возьмите карточки. Вставьте в слова пропущенные орфограммы.

Проверка   на интерактивной доске.

-Выберите  нужную букву, перетащите ее, вставьте в слово.

Найдите в этом предложении имена существительные. Подпишите. Докажите, что это имена существительные.

2.- Повторим, что мы знаем об имени существительном.

1. Что обозначают имена существительные?

2. Какая форма имени существительного является начальной?

3. Какие постоянные признаки существительных вы можете назвать?

4. Какие непостоянные признаки существительных вам известны?

5. Что значит, изменить существительное по падежам?

3.

-Какое из этих  существительных может быть лишним?  Объясните почему?   

4.- Какого рода  оставшиеся существительные?

 - Определите их число?

- Определи  падеж существительных в предложении.

Читают предложение.

Выполняют задание.

1 учащийся на доске  выделяет существительные: Ушинский, рассказы, доброте, смелости.

- Конкретные предметы, лица, явления природы, качества и т.п.

-Форма единственного числа, отвечающая на вопрос кто? или что?

-Собственное-нарицательное, одушевленное –неодушевленное, род.

- Число, падеж.

-Изменить по падежам значит просклонять.

-Ушинский – имя собственное.

-Рассказы – мн. число

-Женского рода.

-Единственное число.

-Дательный падеж.

III.  Постановка проблемного вопроса. Фиксация затруднения

 - А чем отличаются эти существительные? Выделите окончания: доброте и смелости

 -Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?

-Можем ответить на этот вопрос? 

-Давайте сформулируем проблемный вопрос.

Высказывают свои предположения.

Фиксируют затруднение.

Пытаются сформулировать проблемный вопрос:

Почему род, падеж, число у существительных одинаковые, а окончания разные?

IV. Целеполагание

-Исходя из  этого, какую учебную цель вы можете поставить?

-Попробуем ответить на вопрос, по какой причине один и тот же падеж у разных существительных  бывает выражен в одних случаях одинаковыми окончаниями, а в других – разными. Проведём исследование.

-Узнать,  от чего зависит написание окончаний имен существительных.

VI. Совместное открытие новых знаний. Исследовательская работа

1. Работа в парах.

На  партах лежат  рабочие листы.  У каждой пары свое задание (капля, дядя, буква, папа, слово, писатель, солнце, поэт,  мысль, мудрость).

-  Просклоняйте  имена существительные, выделите  окончания.  

-Не забывайте устно подставлять слова-помощники. В трудных случаях правописания безударного окончания обращайтесь к учителю.

2. Работа в группах.

А теперь объединяемся в группы. Вспомните правила работы в группе. Не забудьте распределить обязанности.  Выберите координатора, кто из вас будет отвечать, кто будет выполнять записи.

План работы представлен в рабочих листах.  (Приложение 1)

Задание:

  1. Проанализируйте падежные окончания данных существительных.
  2. Сравните с падежными окончаниями в трёх столбиках таблицы.
  3. В каком столбике таблицы представлены однотипные (похожие) окончания для данного слова?
  4. Запишите слово в нужный столбик. Укажите род. Выделите окончание.

3. Проверка работы каждой группы.

-Давайте проверим  результаты групповой работы.

-Какие существительные у вас были?  Какого они рода? Какие окончания имеют? В какой столбик  вы отнесли их?

- Посмотрим, какие же слова склоняются одинаково?

- Назовите слова, которые  оказались в первом столбике.

-Назовите их существенные признаки?

-Они оказались в одном столбике, т.к. у них при склонении однотипные  окончания.

-Это существительные  1-ого типа  склонения.

- Какие слова оказались во  втором столбике?

Назовите их существенные признаки?

- У них при склонении  тоже однотипные  окончания.

-Это существительные 2-ого склонения.

- Какие слова оказались в третьем столбике?

-Как можно назвать эти существительные?

-Это существительные 3-ого склонения.

-Итак, склонение существительных определяют по роду и окончанию И.п. ед. ч., т.е по начальной форме.

 Это существенные признаки для определения типа склонения существительных.

-Посмотрите на слова  на доске. Какие из представленных слов можно отнести к понятию  «Родное слово»?

Выполняют задание на карточках, работая  в парах.

Выполняют задание, работая в группе.

Представители групп выходят к доске, берут карточки и распределяют по столбикам, подписывают род, выделяют окончания.

Называют род и окончания существительных, оказавшихся в каждом столбике.

Высказывают свои мнения.

Коммуникативные УУД

  • Развиваем умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

VI.  Применение новых знаний. Первичное закрепление во внешней речи.

1.-Вспомните, какой  вопрос возник в работе с предложением.

-Можем ли мы теперь ответить на этот вопрос?   

-Правильно. У существительных в одинаковых падежах могут быть разные окончания. Это зависит от типа склонения этих существительных.

- Как будем действовать, чтобы определить склонение существительных?  Определим последовательность шагов, т. е. алгоритм.

2 учащихся работают у доски, остальные в карточке.

Появляется алгоритм определения склонения.

1) Поставить существительное в начальную форму.

2) Определить род.

3) Найти окончание.

4) Определить тип склонения.

                                             

-Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему?

-Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного?

-Проблемный вопрос:

Почему у слов доброте и смелости разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые?

-Они разного склонения.

Алгоритм   определения склонения

     

  доброте                       смелости

нач. ф.- доброта                нач. ф - смелость

           

     род – ж. р.                         род – ж. р.

    оконч. – а                    оконч. - нулевое

  склонение – 1                     склонение - 3

- Не может, т.к. род существительного измениться не может.

- Значит, склонение – это постоянный признак существительного.

Личностные результаты

  • Развиваем умения выражать свои эмоции.
  • Самоопределение в жизненных ценностях, личностная позиция (в частности,  бережное отношение к книге).
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

VII. Тренинг с опорой на алгоритм

Игра «Книжная полка»

По классу развешены карточки с названием рассказов и сказок К. Ушинского «Ветер»,  «Осень», «Гадюка», «Бишка», «Слепая лошадь», «Лето», «Храбрая собака», «Ласточка», «Ручей», «Васька»,  «Дятел», «Хавронья», «Любопытство», «Дедушка», «Трусливый Ваня», «Паук», «Учёный медведь», «Хлеб».

-Найдите книги К.Ушинского, в названии которых есть существительные

1 скл. – девочки

2 скл. – мальчики

При работе пользуйтесь  алгоритмом представленным на доске или на листочках.

- Объясните свой выбор.

-Какие критерии мы должны учитывать? На что обратить внимание?

Дети, свободно передвигаясь по классу, находят карточки со словами нужного склонения.

-Род и окончание существительного в начальной форме.

VIII. Самостоятельная работа

Работа с  тренажёром  на ноутбуках.

Выполняют тестовые задания.

IX.  Итог урока. Рефлексия. Самооценка

- Что нового узнали на уроке?

- По каким признакам существительные распределены на три склонения?

- По окончанию какой падежной формы определяют склонение?

- Какую цель ставили на уроке?

- Кто считает, что достиг поставленной цели?

-На партах у вас есть смайлики. Оцените свою работу на уроке, выберите соответствующий смайлик и прикрепите его на лесенке успеха.

Проводят рефлексивную самооценку.

-Род и окончание  начальной формы существительного.

- По  форме именительного падежа.

-Узнать,  от чего зависит написание окончаний имен существительных.   

                                                             Хочу знать

                                   больше

                                  Хорошо, но

                                  могу лучше

        Пока испытываю

          трудности

Приложения

РАБОЧИЙ ЛИСТ ГРУППЫ

Задание:

  1. Проанализируйте падежные окончания  существительных.
  2. Сравните с падежными окончаниями в трёх столбиках таблицы.
  3. В каком столбике таблицы представлены однотипные (похожие) окончания для данного слова?
  4. Запишите слово в нужный столбик.
  5.  Укажите род.
  6. Выделите окончание.

Запишите существительные

в нужный столбик

И.п.

есть

кто? что?

 -а, -я

   -     , -о, -е

      -

Р. п.

нет

кого? чего?

-ы, -и

-а, -я

Д. п.

рад

кому? чему?

-у, -ю

В. п.

вижу

кого? что?

-у, -ю

-     , - , о, -е, -я

      -

Т. п.

любуюсь

кем? чем?

-ой, -ей

-ом, -ем

П. п.

говорю

о ком? о чём?

Алгоритм  определения склонения имен существительных

в форме единственного числа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Типы уроков.Урок открытия нового знания."

Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия....

Русский язык, 2 класс, урок открытия новых знаний по ФГОС "Типы текстов"

Урок русского языка "Типы текстов" разработан для 2-го класса. На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся. Урок построен с использованием компьютерных т...

Русский язык, 2 класс, презентация для интерактивной доски, урок открытия новых знаний по ФГОС "Типы текстов"

Данная презентация для интерактивной доски является наглядным материалом к уроку открытия нового знания по теме: "Типы текстов", 2 класс...

Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...

Урок русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа"

Урок русского языка для учащихся 3 класса по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа" составлен и разработам в соответствии с требо...

Тема урока: «Творительный падеж имени существительного» Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки для групповой работы, учебник.Деятельностная цель: исследовать пр...