рабочая программа 3 класс по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Алмаева Елена Евгеньевна

рабочая программа  3 класс по УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_fgos.docx82.05 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 178

        

                                                             Рабочая программа

    Наименование учебного предмета:   русский язык

    Класс :   3 б

   Уровень общего образования : базовый

    Учитель:  Алмаева Елена Евгеньевна

    Срок реализации программы, учебный год  :  2013- 2014 год

    Количество часов по учебному плану : всего  170 часов  в год;  в неделю  5 часов

    Планирование составлено на основе авторской  программы «Русский язык»

    В.С. Иванова, УМК «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  

    Н.Ф.  Виноградовой, 2012 год, рекомендовано Министерством образования

    и науки Российской Федерации

    Учебник: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова

    «Русский язык» , 3 класс, 2013 год, рекомендовано  Министерством образования  

    и науки Российской Федерации

    Рабочую программу составила      _____________________    Алмаева Е.Е.

                                                                                                            подпись                                          

2013  -2014   учебный год

г. Нижний Новгород

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
  • Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года ;
  • Учебного плана начального общего образования МБОУ СОШ № 178  г.Нижнего Новгорода на 2013-2014 учебный год;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 178 г. Нижнего Новгорода;
  • Авторской программы  «Русский язык» Иванова В.С. (УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой, Москва, издательство Вентана-Граф,  2012 год).    

     В авторскую программу изменения не внесены.

Объем программы: Программа в 3 классе рассчитана на 170 часов.( 5 часов в неделю)

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  • С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова Русский язык: 3 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. –М.: Вентана-Граф, 2013г.
  • Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  • Кузнецова М.И. Пишем грамотно Рабочая тетрадь №№ 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений, 3 класс. .- М.: Вентана-Граф, 2012г.
  • Романова В.Ю., Петленко Л.В. Оценка достижения планируемых результатов обучения. Русский язык. 2-4 класс – М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Романова В.Ю., Петленко Л.В., Тетрадь для контрольных  работ по русскому языку , Москва, изд-во Вентана-Граф, 2013 год

     Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Задачи:

  • формирование  у младших школьников  научного представления о системе и структуре родного языка;
  • развитие логического и абстрактного мышления, представления о родном (русском) языке как части окружающего мира;
  • формирование умений находить, вычленять и характеризовать языковые единицы изучаемого уровня;
  • формирование навыков самоконтроля;
  • формирование  умений  правильно отбирать и использовать языковые  средства исходя из условий речевой ситуации.

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:

  • грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
  • навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
  • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
  • научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.

Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:

  •  «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
  • «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».

Общая характеристика учебного курса.

  Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:

  • он является основным средством общения между людьми;
  • с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
  • язык является основным средством познания окружающего мира;
  • владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
  • использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.

   Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.

В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классы.

Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения и изучающих один из объектов той или иной содержательной линии.

Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют научно-исследовательскую (познавательную) цель- познакомить  учащихся начальной школы с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.

Уроки блока «Правописание» направлены на достижение социокультурной цели –сформировать у учащихся начальной школы  навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Уроки блока «Развитие речи» также реализуют социокультурную цель в аспекте  совершенствования  коммуникативных умений учащихся в условиях устного и письменного общения.

Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

Исходя, из уровня подготовки класса, считаю наиболее целесообразным следующее распределение часов по блокам:  

  • Блок «Как устроен наш язык»  (основы лингвистических знаний)  - 65 часов
  • Блок «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) – 54 часа
  • Блок «Развитие речи»  - 35 часов
  • Закрепление знаний, повторение пройденного, контрольные работы, диагностические работы – 16 часов
  • Тема «Повторение изученного во 2 классе» – (входит в состав всех  блоков, изучается в начале 1 четверти в течение 22 часов: уроки 1-22).

Место курса в учебном плане.

В 1-ом классе минимальное количество часов на изучения предмета «Русский язык» — 54, максимальное — 85. Расчет часов определяется учителем в зависимости от того, когда в конкретном классе закончилось изучение «Букваря». Так, например, при завершении букварного периода в конце 1-го полугодия курс русского языка начинается с первых уроков второго полугодия. В этом случае на изучение русского языка предусмотрено 85 часов. Если изучение «Букваря» завершается к концу третьей четверти, то на изучение русского языка отводится 54 часа.

Во 2-ом, 3-ем и 4-ом классах данной программой предусмотрено изучение предмета «Русский язык» не менее 5 часов в неделю (170 часов в год).

Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Русский язык».        Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Формы контроля. Для отслеживания уровня развития у учащихся знаний и умений применяются следующие виды контроля:

- стартовые и итоговые проверочные работы;

- тематические проверочные работы;

 - комплексная итоговая проверочная работа;

Контроль за уровнем достижений учащихся проводится в форме письменных работ (диктантов с грамматическим заданием, контрольных списываний, тестовых заданий, контрольных словарных диктантов).

Средства контроля (система контролирующих материалов для оценки освоения школьниками планируемого содержания):

Стартовая работа

1

Диктант с грамматическим заданием

5

Контрольное списывание

3

Контрольный словарный диктант

4

Тематические проверочные работы

2

Комплексные итоговые проверочные работы

1

                                                                Итого

16

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса «Русский язык»

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  • понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
  • умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • способность контролировать свои действия, проверять написанное.

II. Содержание курса русского языка в 3 классе

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)

Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3 ч).

Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу (4 ч).Повторение фонетики и состава слова. Повторение изученного во 2- 3 классе

(3 ч.)

Синтаксис (18 ч)

Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения.

Морфология (37ч)

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.

Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и  падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.

Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч)

Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.

Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).

«Развитие речи» (30 ч)

Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы. Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.

Резервные уроки (25 часов)


Содержание и результаты освоения программы по русскому языку в 3 классе (170 часов).

Раздел

Содержание учебного курса

Планируемый результат по содержанию учебного предмета.  Предметные умения

Научится

Получит возможность научиться

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)

Фонетика и графика (3 ч)

Повторение изученного в 1-ом и 2-ом классах на основе фонетического разбора слова

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

-парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;

-проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова

«Орфоэпия»

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

-определять в слове ударный/ безударный слог

-соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Состав слова (морфемика).(4 ч)

Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова по составу.

выделять, находить:

-в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;

-самостоятельно проводить по предложенному в учебнике алгоритму разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

Синтаксис (18 ч)

Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

-главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять, находить:

-грамматическую основу простого двусоставного предложения;

-в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать учебные и практические задачи:

-устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;

-находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

применять правила правописания:

-знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

-находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;  -самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

   -разбирать по членам простое двусоставное предложение;

Морфология (37 ч)

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имен существительных.

Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных.

Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

выделять, находить:

-собственные  имена существительные;

-личные местоимения 1, 2, 3-го лица;

решать учебные и практические задачи:

-определять род изменяемых имен существительных;

-устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;

-задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;

-определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;

-устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);

-склонять личные местоимения;

-различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;

                               

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч)

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1–2-ом классах.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

-приставки, оканчивающиеся на з, с;

-соединительные гласные о, е в сложных словах;

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой)[1];

-буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

-буквы и, ы после ц в различных частях слов;

-суффиксы имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк;

-мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

-безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

-безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;

-буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

-безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

-раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

-знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

применять правила правописания:

-приставки, оканчивающиеся на з, с;

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

-буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

-буквы и, ы после ц в различных частях слов;

-мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

-безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

-буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

-безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

-раздельное написание предлогов с

 личными местоимениями;

решать учебные и практические задачи:  

-безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов;

-использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

-подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

 -применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;

        -применять правило правописания суффиксов имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк; -применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;

-при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

«Развитие речи» (30 ч)

«Развитие речи» (30 ч)

Устная речь.Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

 Письменная речь Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2-ом классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.

Знакомство с жанром письма.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных cлов, устаревших слов и фразеологизмов.

Резервные уроки (25 ч)

Правописание (20 ч)

«Как устроен наш язык» (5 ч)


III. Требования к уровню подготовки обучающихся в 3 классе

Предметные результаты:

К концу обучения в третьем классе учащиеся должны:

Различать:

-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

- виды предложений по цели высказывания и интонации;

- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

- предложения с однородными членами;

Выделять, находить:

-грамматическую основу простого двусоставного предложения;

-в простом предложении однородные члены(как главные, так и второстепенные);

Решать практические задачи:

-проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;

-характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки)

-составлять план текста (при помощи учителя);

Применять правила правописания:

-падежных окончаний имен существительных;

-суффиксов имен существительных –онок- (-енок-),-ек-, -ик-, -ост(ь)-;

-падежных окончаний имен существительных;

- словарных слов, определенных программой;

-постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Курсивом обозначены темы для ознакомления. Материал этих тем не является обязательным для усвоения и не выносится в уровень требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

  • освоение личностного смысла учения, желания учиться, формирование интереса (мотивации) к учению;
  • воспринимать речь учителя (одноклассников); развитие этических чувств — стыда,  совести как регуляторов морального поведения; адекватное понимания причин успешности  или  неуспешности  учебной деятельности;
  • выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности;
  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться высказывать свои предположения; умение слушать и удерживать учебную задачу;
  • сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их; принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе;
  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • различать способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы;
  • определять круг своего незнания; отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;
  • планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах,  памятках);
  • сознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приемы выполнения зада-
  • ния в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи;
  • задавать  вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные высказывания.

IV. Программное и учебно – методическое оснащение

учебного плана.

Класс

Количество часов в неделю  согласно учебному  плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Компонент образовательного учреждения

   5 часов

С.В.Иванов,

М.И.Кузнецова,

А.О.Евдокимова

Русский язык.

Программа

«Начальная школа

XXІ века» Москва,

изд-во Вентана-Граф,

2011 год

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Соответствует

ФГОС (2009 г.)

Иванов С.В.,

Евдокимова А.О.

Кузнецова М.И.,

Петленко Л.В.,

Романова В.Ю.

Учебник: Русский язык,

1,2 части,

Москва,

изд-во Вентана-Граф,

2013 год

 

 Кузнецова М.И.

Рабочая тетрадь

“Пишем грамотно»

1,2 части,

Москва,

изд-во Вентана-Граф,

2012 год

Романова В.Ю.

Петленко Л.В.

Тетрадь для

контрольных

работ по русскому

языку 

Москва,изд-во

Вентана-Граф,

2013 год

Никифорова В.В.

КИМ по русскому языку

Москва, изд-во «ВАКО»,

2013 год

Иванов С.В.,

Евдокимова А.О.

Кузнецова М.И.,

Петленко Л.В.,

Романова В.Ю.

Учебник: Русский язык,

1,2 части, Москва,

изд-во Вентана-Граф,

2013 год

 

Кузнецова М.И.

Рабочая тетрадь “Пишем

 грамотно» 1,2 части,

Москва,

изд-во Вентана-Граф,

2012 год

Иванов С.В.,

Кузнецова М.И.,

Русский язык.

Комментарии к урокам.

Методическое пособие.

Москва,

 изд-во Вентана-Граф,

2011 год

Петленко Л.В.,

Романова В.Ю.

Русский язык.

Контрольные работы,

тексты, диктанты,

изложения.2-4 классы.

Методическое пособие.

Москва,

изд-во Вентана-Граф,

2012 год

Романова В.Ю.

Петленко Л.В.

Тетрадь для контрольных

работ по русскому языку 

Москва,

изд-во Вентана-Граф,

2013 год

Никифорова В.В.

КИМ по русскому языку

Москва, изд-во «ВАКО»,

2013 год

С.В.Иванов,

М.И.Кузнецова,

А.О.Евдокимова

Русский язык.

Программа

«Начальная школа

XXІ века» Москва,

изд-во Вентана-Граф,

2011 год

В.Ю.Романова,

Л.В. Петленко

Оценка достижения

планируемых результатов

обучения. Русский язык.

2-4 класс

Москва,

изд-во Вентана-Граф,

2012 год

Программно-

методический комплекс

«Страна  Лингвиния»,

ООО «Новый диск», 2009 г.

Н.Тимофеенко

Интерактивное учебное

пособие 3 класс, серия

«Наглядная школа», 2013 г.,

ООО «Экзамен», 1,2 части

В.А. Шукейло

Сборник проверочных и

контрольных работ по

русскому языку ,

1-4 классы, Москва,

изд-во Вентана-Граф,

2013 год

              V. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Основные средства обучения:

           Учебник «Русский язык. 3 класс» в 2 частях. Авторы Иванов С.В., Евдокимова А.О.,

            Кузнецова М.И., Петленко Л.В.,Романова В.Ю.

  1. Дидактические пособия:
  • Рабочая тетрадь «Пишем грамотно. 3 класс» в 2 частях. Авторы Кузнецова М.И.
  • Тетрадь для контрольных работ по русскому языку .3 класс. Романова В.Ю., Петленко Л.В
  • Контрольно-измерительные материалы по математике 3 класс.

    Автор: Никифорова В.В.

 

  1. Методические материалы для учителя:
  • Комментарии к урокам. Методическое пособие. Русский язык. Кузнецова М.И.,

Иванов С.В.,

  • Методическое пособие. Русский язык. Контрольные работы, тексты, диктанты, изложения.2-4 классы. Авторы: Петленко Л.В., Романова В.Ю.
  • Русский язык. Программа «Начальная школа XXІ века». Авторы: С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова
  • Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов обучения. 2-4 класс. Авторы: В.Ю.Романова, Л.В. Петленко

  1. Электронные образовательные ресурсы:
  • Интерактивное учебное пособие 3 класс, серия «Наглядная школа» (в двух частях)
  • Программно-методический комплекс «Страна  Лингвиния»
  • Электронное приложение по русскому языку 3 класс.

  1. Технические средства обучения.
  • Классная магнитная доска.
  • Компьютер.
  • Интерактивная доска.
  • Проектор.
  • Принтер.

VI. Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата проведения

Наименование раздела и темы

Примечание

По плану

Фактически

1.

Повторяем фонетику

2.

Правила  написания большой буквы

3.

Фонетический анализ слова

4.

Правила  переноса слов

5.

Повторяем: текст, его признаки и типы

6.

 Фонетический анализ слова

7.

 Правила обозначения гласных после шипящих

8.

 Состав слова

9.

Правописание  безударных гласных в корне слов

10.

Признаки  и типы текста

11.

Разбор слова по составу

12.

Контрольная работа №1 «Повторение орфограмм корня»

13.

Работа над ошибками. Повторяем изученные орфограммы

14.

Правописание  согласных в   корне

15.

Словообразование

16.

Правописание  непроизносимых согласных в корне слова

17.

 Текст и его заглавие

18.

 Разбор слова по составу и словообразование

19.

Вспоминаем правописание суффиксов

20.

Повторяем правописание приставок

21.

 Заглавие и начало текста

22.

 Предложение и его смысл. Слова в предложении

23.

Виды предложения по цели высказывания и интонации

24.

 Последовательность предложений в тексте

25.

 Деление текста на абзацы

26.

 Главные члены предложения

27.

Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков

28.

 Главные члены предложения

29.

Учимся писать приставки. Контрольный словарный диктант №1.

30.

Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з- и с-

31.

 Подлежащее

32.

 Сказуемое

33.

Правило  правописания согласных в   корне

34.

Сказуемое

35.

Учимся писать письма

36.

Второстепенные члены предложения

37.

Контрольная работа №2  «Простое предложение»

38.

Работа над ошибками

39.

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

40.

Учимся писать приставку с-

41.

Обстоятельство

42.

Учимся писать письма

43.

Определение

44.

Повторение и закрепление.

45.

Повторение и закрепление.

46.

Учимся писать слова с двумя     корнями.    

47

Определение.

48.

Запоминаем соединительные гласные О, Е.

49.

Учимся писать  письма.

50.

Дополнение.

51.

Учимся   писать буквы О, Ё после шипящих в корне слова.

52.

Дополнение.

53.

Учимся писать  письма.

54.

Однородные  члены  предложения.

   55.                                                                                

Учимся обозначать  звук Ы    после звука   Ц

56.

 Однородные  члены  предложения.

57.

Контрольная     работа №3  «Члены простого предложения»

58.

Работа над ошибками. Однородные члены предложения.

59.

Знаки препинания при однородных  членах предложения.

60.

 Учимся писать   письма

61.

 Однородные  члены  предложения.

62.

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами    

63.

Однородные  члены предложения.

64.

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

65.

Учимся писать письма

66.

 Повторяем фонетику и состав слова.

67.

Контрольное списывание № 1. Однородные члены предложения.

68.

 Работа над ошибками. Части    речи.

69.

Части    речи.

70.

 Самостоятельные    и служебные части    речи.

71

 Самостоятельные  и служебные  части    речи. Повторение.

72.

Контрольная работа № 4 «Правописание изученных орфограмм»

73.

 Работа над ошибками. Имя существительное.

74.

Имя  существительное

75.

 Имя   существительное  Повторение.

76.

Учимся писать  изложение.

77.

 Род имён существительных.

78.

Род имён существительных.

79.

 Учимся писать    изложение.

80.

 Имя существительное .Число      имен  существительных

81.

 Правописание     мягкого     знака после шипящих у    имен  существительных.

82.

 Правописание     мягкого     знака после шипящих  у  имен  существительных.

83.

 Число      имен  существительных

84.

Изменение  имен  существительных  по   числам

85.

Изменение  имен  существительных  по   числам.

86.

 Учимся писать  изложение.

87.

  Контрольное списывание № 2. Число      имен  существительных

88.

Работа над ошибками. Изменение  имен существительных  по падежам.

89.

 Падеж  имен существительных

90.

Падеж имен существительных

91.

 Слова   с  удвоенными  согласными  в корне   слова.

92.

Учимся писать   письма

93.

Падеж  имен существительных

94.

Контрольная работа №5 «Части речи. Род и число имён существительных»

95.

Работа над ошибками.  Учимся писать  суффикс –ок- в  именах существительных

96.

 Падеж  имен существительных

97.

 Учимся писать   суффиксы -ец- и –иц- и сочетания –ичк- и ечк-.

98.

 Учимся писать   суффиксы -ец- и –иц- и сочетания –ичк- и ечк-

99.

 Работа с текстом. Контрольный словарный диктант №2.

100.

 Склонение  имен  существительных

101.

Учимся писать сочетания -инк-, -енк-.

102.

 Склонение  имен  существительных

103.

Правописание  безударных  окончаний  имен существительных  1 склонения.

104.

Контрольная работа №6. Тестирование на тему «Род, число, падеж имён существительных»

105.

 Работа над ошибками. Работа с текстом.

106.

Склонение имен существительных

107.

 Правописание  безударных  окончаний  имен существительных 1 склонения.

108.

 Имена  существительные  одушевленные и  неодушевленные.

109.

Правописание  безударных  окончаний   имен  существительных  2 склонения.

110.

Учимся писать   изложение.

111.

 Имена  существительные  одушевленные и неодушевленные.

112.

Правописание  безударных окончаний   имен существительных  2 склонения.

113.

Имена существительные собственные   и  нарицательные.

114.

 Правописание  гласных   в окончаниях имен существительных после  шипящих  и   Ц.

115.

Правописание  гласных   в окончаниях имен существительных после шипящих  и   Ц.

116.

 Учимся писать изложение

117.

 Способы  образования имен  существительных.

118.

 Правописание   безударных окончаний   имен существительных 3 склонения.

119.

 Способы образования имен существительных.

120.

 Правописание   безударных  окончаний   имен существительных 3 склонения.

121.

Контрольная работа №7  «Правописание безударных окончаний имён существительных»  

122.

Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имён существительных.

123.

Повторяем  фонетику  и состав  слова.

124.

 Повторяем правописание безударных  окончаний   имен существительных 1, 2,  3  склонения.

125.

Имя прилагательное. Контрольный словарный диктант №3.

126.

Правописание  окончаний   имен  существительных  множественного  числа.

127.

 Работа  с деформированным текстом

128.

Имя прилагательное.

129.

Правописание  безударных  окончаний   имен  существительных.

130.

Имя прилагательное.

131.

 Правописание имен существительных на -ий, -ия,  -ие. Повторение  правил  правописания  безударных  окончаний   имен  существительных

132.

 Качественные имена  прилагательные.

133.

 Качественные  имена  прилагательные.

134.

 Изложение с элементами сочинения.

135.

Контрольное списывание № 3. Правописание окончаний имён прилагательных.

136.

Работа над ошибками. Правописание  окончаний  имен  прилагательных

137.

 Правописание  окончаний  имен  прилагательных

138.

 Краткая форма  качественных  прилагательных.

139.

Правописание  окончаний  имен прилагательных. Контрольный словарный диктант №4.

140.

Учимся писать  сочинение.

141.

Относительные  имена  прилагательные.

142.

Правописание  относительных  имен  прилагательных

143.

 Образование  относительных  имен  прилагательных

144.

Тематическая проверочная  работа № 1.Имя

прилагательное и его грамматические признаки.

145.

Работа над ошибками. Имя прилагательное.

146.

 Правописание  относительных  имен  прилагательных.

147.

 Учимся писать  сочинение.

148.

Правописание  относительных  имен  прилагательных.

149.

 Притяжательные  имена  прилагательные.

150.

Правописание  притяжательных  имен  прилагательных.

151.

Повторение. Имя прилагательное.

152.

 Повторяем фонетику и состав слова.

153.

Правописание   краткой  формы  имён  прилагательных.

154.

 Местоимение.

155.

 Личные  местоимения.

156.

 Тематическая проверочная работа №2.   Правописание изученных орфограмм.

157.

Работа над ошибками. Местоимение.

158.

Личные  местоимения.

159.

 Правописание  местоимений  с предлогами.

160.

 Как  изменяются  местоимения.

161.

Комплексная итоговая проверочная  работа №8

162.

 Работа над ошибками. Правописание  местоимений.

163.

Учимся писать изложение.

164.

 Как  изменяются  местоимения.

165.

 Изложение с элементами сочинения.

166.

 Повторение  пройденного.

167.

 Повторение. Имя существительное.

168.

 Повторение. Правописание имён существительных.

169-

170

Работаем  с текстом. Повторение. Правописание имён прилагательных.

                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           


[1]             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс по программе ПНШ по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку  для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана  на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует требов...

Разработка рабочей программы к урокам русского языка с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.

Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" для 2 класса....

Рабочая программа по курсу русский язык "Мой могучий русский язык"

Рабочая программа по курсу русский язык  "Мой могучий русский язык"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...