Урок русского языка во 2 классе по теме "Имя существительное" (программа "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Барановская Наталия Полиектовна

Знакомство с новым материалом - блоком при помощи наглядного пособия (цветок ромашки - у каждого ученика). Развитие самостоятельности суждений у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_2_klass.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема: Имя существительное.

Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное», его морфологических признаков, развитие речи и мышления, самостоятельности.

Ход урока.

I. Орг. момент. Рабочий настрой.

        Перед каждым учеником цветок ромашки с желтой сердцевиной.

Наша цель: собрать в тетради из отдельных лепестков этот чудесный полевой цветок – ромашку (в ходе урока карандашом на полях рисуют контур ромашки по мере узнавания учебного материала).

II. Изучение нового материала с закреплением.

        Итак, начнем с сердцевины цветка.

- Какую часть речи представляет собой ромашка?

- Что обозначает эта часть речи?

- На какие вопросы отвечает?

        Все это нам уже знакомо, поэтому нарисовать сердцевину цветка в тетради вам будет легко. Но нарисовать вы можете в том случае, если сумеете повторить про себя с закрытыми глазами все, что сейчас узнали (на полях рисуют кружок).

        Проверим, как вы усвоили эту часть урока. Я прочитаю слова из стихотворения, а вы должны найти и записать из него существительные. Кто найдет все, тому дается право прочитать первый лепесток.

                Маленькое солнце на моей ладошке.

                Белая ромашка на зеленой ножке.

1 лепесток. – Какие бывают имена существительные?

                - Как их следует различать?

        Закрепление лепестка в игре «Кто? что?» (Кто - красный светофор, что? – зеленый) огурец, учитель, девочка, горох, ученик, морковь, карандаш)

                -Что это за слова? (словарные)

                - Какие 2 группы? (школа, огород)

                - А какие 2 группы существительных различают? (одушевленные, неодушевленные)

Каждый напишет свои примеры. Мы справились с заданием. К кружочку подрисовываем один лепесток.

2 лепесток. – На какие 2 группы можно разделить имена существительные?

        Городов много, а Москва одна. Это её собственное имя. Назовите собственное имя нашего города (Воркута), река, на которой стоит столица нашей республики (Вычегда). У вас у каждого есть свое собственное имя, назовите.

        - Какие существительные вы называли? (собственные)

        - А какие называла я? (нарицательные)

Самостоятельная работа.

        Надо списать имя существительное нарицательное и дописать к ним подходящие имена существительные собственные:

        поселок,    девочка,     река,      собака

        Бим,         Советский,     Уса,       Варя           Свой пример.

С заданием справились. Можно пририсовать 2 лепесток.

3 лепесток. – Попробуйте восстановить опору:

                Имена существительные бывают мужского, …, и … рода, он (мой) … род, она (моя) … род, оно (моё) … род.

        Послушайте загадку, здесь 3 отгадки. К ним подставьте слова-помощники и попробуйте определить род:

                        Один льет, другой пьет, третий растет.

                (дождь – м.р., земля – ж.р., растение – ср.р.)

                Пририсовываем 3 лепесток.

4 лепесток.

        Правило легкое, потому сумеем справиться с заданием посложней. От существительного единственного числа надо образовать существительное множественного числа.

                ед.ч.                                мн.ч.

                медведь

                волк

                белка

                синица

- Какая пара существительных оказалась лишней? Почему? Если сами допишете одну пару существительных, можете пририсовать 4 лепесток.

5 лепесток.    Он для вас еще трудней.

                   Посмотрите таблицу.

                           Имя существительное

        м.р.                ж   ш   ч    щ                ж.р.

                                ед.ч.                        ь

И послушайте сказку.

        Жили - были три рода: мужской, женский и средний. Однажды средний род услышал спор. Спорили мужской род и женский. Они никак не могли поделить мягкий знак среди шипящих согласных букв: ж, ш, ч, щ. И тогда средний род предложил разрешить спор. Он сказал: «Мужчины – рыцари! Уступите мягкий знак женскому роду!» На этом спор мирно закончился. Рыцари уступили женскому роду мягкий знак. С тех пор в именах существительных женского рода в единственном числе после шипящих  ж, ш, ч, щ пишется ь, а в именах существительных мужского рода он отсутствует.

        Игра «Кто это? (закрепление правила)

В отгадках объясните, где нужно писать Ь. (рисунки)

  1. Маленький колючий зверек, живущий в лесах? (Еж)
  2. Грызун, живущий в поле и уничтожающий зерно? (Мышь)
  3. Птица, прилетающая весной первой? (Грач)
  4. Белый, душистый, весенний цветок? (Ландыш)
  5. Часть суток, наступающая вслед за вечером? (Ночь)

Рисуем 5 лепесток.

6 лепесток. Этот лепесток еще труднее.

                Посмотрим на него. Имена существительные бывают 3-х склонений. Какие же существительные к какому склонению относятся мы сейчас разберем.

                1 скл.                        2 скл.                        3 скл.

        м.р. и ж.р.                        м.р.и ср.р.                ж.р.

        -а, -я                                -о, -е                        ь

        Давайте вместе придумаем существительные 3-х склонений и запишем в три столбика.

        сестра                        день                        тетрадь

        дядя                                поле                        дочь

        земля                                окно                        ель

III. Итог урока.

        Посмотрите каждый на свой цветок.

- Какой лепесток вы запомнили?

- Кто, что нового узнал об имени существительном?

- Какой лепесток больше всего понравился?

        Это только одна сторона цветка. А с другой стороной мы познакомимся позднее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс. Что такое глагол? Школа России.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе.Учитель: Козлова Татьяна ВалерьевнаПредмет: русский языкКласс: 2Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 2 класс ...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Местоимение. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении; знакомство с его значением и употреблением в речи.Планируемые результаты:Предметные:знать: определение местоимения; примеры местоим...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Местоимение. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения определять лицо, число и род (для 3-го лица единственного числа) местоимений; употребление местоимения в речи.Планируемые результаты:Предметные:знать: дл...

Конспект урока русского языка 3 класс, «Личные местоимения», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Личные местоимения»Цели деятельности учителя: закрепление понятия о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями. Пл...

Конспект урока русского языка 3 класс, «Времена глаголов», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Времена глаголов»Цели деятельности учителя: закрепление понятия о глаголах, о роли глаголов  в речи; ознакомление с временами глаголов....