Урок по русскому языку по теме «Значение слов в русском языке»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок по русскому языку по теме «Значение слов в русском языке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_4_1.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок по русскому языку по теме «Значение слов в русском языке»;

4 класс «г», УМК «Школа России»

                                                                       

                                                                             

Старый Оскол  2013

Тема: Значение слов в русском  языке. Фразеология

Цель урока: формирование понятия о значимости значения слов в речи.

Задачи урока:

1. Развитие познавательного интереса к лексике родного языка, обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами русского языка.

2. Формирование умения строить речевое высказывание с использованием в нем фразеологизмов.

3. Воспитание любви к родному языку.

 

Оборудование: учебники, рабочие тетради, тетради на печатной основе, листы с тестом и справочным материалом по теме урока, карточки тематических слов.

 

Ход урока.

 

  1. Организационный момент

- Урок русского языка.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык», - писал Константин Паустовский. И он прав, и мы не раз уже убедились в этом, работая по разделу «Слово – главный работник в нашей речи».

 

- Как вы понимаете, о каком богатстве говорит автор? Как понимаете значение слова «богатый» в данном высказывании? (Чем богат русский язык? В чем его богатство?)

  • Язык богат многообразием слов. Все в окружающем мире мы называем словами, ярко и точно слова отражают назначение, характеристику, качества предмета, действия или явления.

- Но мало знать как называются предметы, … Что еще важно знать о слове?

- Значение слова.

2Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Это доказывает и домашнее задание.

ТПО: № 571

- Откройте упражнение. В чем заключалась ваша работа? (узнать значение слова)

- Какое открытие вы сделали, работая с информацией упражнения? (слово каприз имеет 2 значения)

- А теперь попробуйте сделать вывод согласно модели:

Каприс/с/     каприз/с/

Обобщение:

- Почему так важно знать значение слова? В чем оно помогает?

(помогает правильно строить высказывания; формулировать мысли; решать орфографические задачи – писать грамотно; понимать друг друга)

Задачи урока:

  1. решать орфографические задачи
  2. грамотно выражать мысли (конструировать предложения)

 

3. Объявление темы, постановка задач урока.

- Можете ли вы с уверенностью, твердо сказать, что обладаете достаточным глубоким знанием о значении слов нашего языка? Достаточно ли той информации о словах, которую вы получили. И можно перейти к новому разделу?

Тогда скажите, над чем следует поработать еще, чему еще есть желание поучиться, о чем узнать?

 

- Итак, сегодня мы снова посвятим свою работу значению слова, при этом решая уже поставленные вами ранее задачи.

(открывается тема урока на доске)

        Значение слова. / Фразеология./

 

4. Самостоятельная работа в тетрадях.

- Запишите число, классная работа.

а) - Наш друг Джон размышлял о написании слова «синица» и у него возникли затруднения.

- Запишите и вы это слово. Письменно расскажите все об этом слове, т.е. выполните разбор слова как части речи. 

                          (1 ученик работает у доски)

- Обсудите в парах: в чем мог испытывать затруднения Джон? Затем обсудим работу вместе.   

                          Проверка индивидуальной работы ученика:   

- Представь свою работу классу.

- В чем мог испытывать затруднение мальчик иностранец?

 (в какой части слова опасное место, орфограмма)

(безударная гласная в корне, непроверяемая ударением)

б) Самооценка.

- Оцени свою работу.

в)- Как же следовало поступить Джону, если гласная в корне непроверяемая?

- В нашем орфографическом словаре нет такого слова.

- Попробуйте объяснить с точки зрения значения слова, почему птицу так назвали?

- Теперь посмотрите на рисунок, верна ли ваша версия? Справедливо ваше предположение?(синица – потому что синяя?)

(рисунок)

- А вот правы были в своем предположении или нет, узнать нам поможет

текст упр. № 572.

- Познакомьтесь с его содержанием.

-О чем вы узнали? (синица издает звуки «си – си – си»)

- Обсудите в группах, какой совет вы дадите Джону теперь?

- Что же помогло справиться с орфографической задачей?

(история значения слова)

- Для решения этой орфографической задачи помогает история значения слова. Здесь мы воспользовались именно этим способом.

- Теперь зарубите себе на носу, как пишется это слово.

 

5. Открытие нового знания.

а)

- Вот интересно, а вы поняли, что я сейчас сказала? Как вы понимаете смысл произнесенной мною фразы? Объясните.

- В русском языке таких выражений много.

- И наверное, вы уже догадались, о чем будет наш дальнейший разговор.

- О чем?

                               Ознакомление с языковым термином.

- Такие выражения изучает наука (открывается вторая часть записи в теме урока на доске)  фразеология. А сами выражения называются фразеологическими.

И в своей речи мы часто их используем. Порой, не замечая этого, но прекрасно понимая друг друга.

- Попробуем в этом убедиться.

Физ – ка:

- Но сначала отдохнем.

Засучите рукава,

Поработать вам пора.

Бить баклуши очень стыдно,

Да и в лужу сесть обидно.

- Надеюсь, вы уже заметили в содержании стишка интересные выражения? Какие?

- С одним из них вы встретитесь, выполняя задание в группе.

б) Работа в группах.

 

- Сейчас каждая группа получит карточку, с записанным на ней выражением, фразой. Обсудите в группе, поразмышляйте, и дайте объяснение смысла предложенной фразе.

    Держать язык за зубами. (молчать)

    Кашу не сваришь. (нельзя договориться)

    Засучив рукава. (старательно, не жалея сил)

    Спустя рукава. (небрежно, кое – как)

    Прийти к шапочному разбору. (опоздать)

    Бить баклуши. (ничего не делать)

в) Проверка работы групп.

- Кто справился и нашел объяснение предложенному выражению?

(выступление групп)

-У кого затруднения? Прочтите фразу. Кто сможет дать объяснение?

- А теперь проверьте себя. В ТПО, № 575 есть справочное бюро, обратитесь к нему за помощью.

(или в книге – словаре)

- Толкование слов, истории о происхождении многих интересных фразеологических оборотов можно узнать в книге «Почему мы так говорим». Это фразеологический словарь.

 

6. - Чью работу вы могли бы сейчас отметить?

7. – А теперь поупражняемся.

 (сценка: Попрошу Аллу продемонстрировать одну реплику. Сейчас Настя выступит в роли учителя. Ванюхина читает с выражением.)

 

- Вы поняли, о чем говорит учительница, о чем предупреждает?

(Если не поняли, тогда № 573 прочтите текст и ответьте, о чем просит учитель)

8. Самостоятельная работа

 

В учебнике № 574 - Прочтите задание. Выполните письменно.

1 ученик у доски: запись  

 

- Какое выражение в конструкции предложения будет фразеологическим оборотом, какие слова?

 

Самооценка.

 

9. Попробуем использовать,теперь уже знакомые вам выражения, в конструкциях предложений готового текста.    

- Я буду читать рассказ, а вы мне поможете его дополнить подходящими по смыслу выражениями.

« Ребята решили разбить под окном дома клумбу. Копать стали по очереди. Первым за лопату взялся Колька. Как оказалось, копать он не умел.

- Ну – ка, отойди! – сказал Тарас. – С тобой…(каши не сваришь).

Настала очередь Саньки. Ребята ушли за водой. А когда вернулись, увидели глыбы земли.

- Вот так вскопал! – воскликнул Борька.

- А что?! – обиделся Санька.

- Да, ничего. Ты и не старался ни капельки, и работал ….(спустя рукава).»

 

4. - Что заметили в отношении оборотов? В контексте разных предложений они изменялись или оставались прежними? 

(обороты на доске)

- На странице 26, тетради на печатной основе,  в нижней рамочке об этом есть сообщение. Прочтите его.

- Фразеологические обороты, фразеологизмы, используются в конструкции предложения целиком, целой фразой.

(модель)     

 

- Теперь это зарубите себе на носу.

- Поняли сейчас, о чем я попросила вас? (запомнить)

- Какое отношение имеет нос к запоминанию?

 

8. Домашнее задание.

- История происхождения этого выражения представлена в упражнении № 577.

С ней вы познакомитесь самостоятельно. Это и будет вашим домашним заданием.

 

9. Итог урока.

- Что нового вы открыли для себя на нашем уроке?

- Почему мы используем фразеологизмы в своей речи?

- Какой вывод о значении слова по итогу нашей работы сделаем?

(Важно знать значение слов; стремиться узнать о словах больше, чтобы речь была грамотной, чтобы ты и тебя понимали.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 1 классе по теме "Многозначность слов. Что такое язык?"

Технологическая карта урока открытия нового знания в 1 классе по теме Многозначность слов. Что такое язык? Целью данного урока является расширение и обогащение речевого словаря обучающихся за счёт вкл...

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"...

Конспект урока по русскому языку на тему «Значение слова и его написание» 2 класс. Гармония

Конспект урока по русскому языку на тему «Значение слова и его написание» 2 класс. Гармония...

Контрольная работа по русскому языку по теме " Значение слова.Синонимы.Антонимы" 2 класс

Контрольная работа  по русскому языку по теме " Значение слова.Синонимы.Антонимы" 2 класс.Состоит из 7 заданий....

Технологическая карта по русскому языку на тему "Значение и употребление глаголов в речи. Распознание глаголов среди однокоренных слов и форм слов." 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: формирование умений находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение ...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...