Этапы словарно - орфографической работы.
методическая разработка по русскому языку по теме

Власенко Светлана Александровна

Одним из важных этапов урока русского языка в начальной школе является словарно - орфографическая работа. И нужно так проводить эту работу, чтобы учащимся было интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_slovarno.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы словарно –орфографической работы.

   Одним из важных этапов урока русского языка в начальных классов является словарно- орфографическая работа. Традиционно в ней выделяются следующие составные части: представление нового слова из «Словаря»;освоение его орфографии; подбор однокоренных слов и составление предложений с этим словом. В силу недостаточной разработанности вопроса словарной работы, работа проводится часто формально,однообразно, неинтересно.

     В последнее время большое внимание уделяется самостоятельности учащихся.И в работе со словарными словами этот вид деятельности должен не только присутствовать, но и развиваться.

     Учащиеся должны самостоятельно определять словарное слово и сами формулировать тему словарно – орфографической работы, что формирует заинтересованное отношение учащихся к предстоящей деятельности; использование нетрадиционных приемов повысить эффективность словарной работы, активность.Упражнения  и задания должны составляться таким образом, чтобы они обеспечивали одновременное развитие важнейших интеллектуальных качеств ребенка : внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность и т.д.

1 этап работы: Знакомство с новым словом.

Преобладающими являются приемы определения слова с помощью загадки, нахождение в контексте или сообщения учителем.

  1. Карточки с буквами и цифрами – поставить карточки в порядке возрастания ( убывания ) или по порядку.
  2. Карточки – пазлы. Сложный вариант: буквы с обратной стороны.
  3. «Окошки» или «Домики». Снаружи рисунок ( на какую букву начинается или заканчивается слово ), внутри буква.
  4. «Геометрические фигуры». На каждой фигуре буква. Задание: посмотрите на фигуры в течении 1 минуты, запомнить буквы и составить слово.
  5.  Карточки – ребусы.
  6.  Отгадать слова :моркофель, апельмон, каранал.

2 этап работы: Закрепление.

На уроке необязательно писать слово «Словарь» , со словарными словами можно работать на протяжении всего урока,работая с ними так же, как и с другими словами. И при этом учащиеся должны обязательно отметить это слово и несколько раз проговорить.

  1. Работа в чистописании ( набор букв пишут в чистописании, а потом составить из них словарное слово).
  2. Дается набор букв : п ф б к т х е ш с р ч ё щ з ц а

Выписать буквы, кроме глухих согласных звуков, должно получится слово.

  1. Из данных слов выписать слова, где в корне пропущена безударная гласная «а»:

Выд_вить, охр_нять, б_лезнь, кр_ситель, зн_чение, умн_жать, аб_жур, сл_мался, л_скает.

Соединить первые буквы выписанных слов и должно получится слово.

  1. Записать предложение.Задание : угадай слово

1 буква – с нее начинается подлежащее

2 буква – безударная гласная в корне слова

3 буква – суффикс в слове… и т.д.

3 этап работы :Домашнее задание.

  1. Записать слова на определенную тему.
  2.  Выписать части речи ( глаголы, наречия ).
  3. Выписать слова  оканчивающиеся на «Й».
  4. Составить рассказ на определенную тему.
  5. Выписать слова состоящие из 3х слогов – 2ой слог ударный.
  6. Составить кроссворд, ребус.
  7. Придумать новые слова из двух слов (моркофель).
  8. Сочинить сказку, стихотворение.

Словарных слов очень много, но в начальной школе дается мало. Все слова лучше распределить по темам ( одна тема примерно на неделю). Тему можно зашифровать : «Как можно назвать одним словом?» или «Вспомните слова на тему…». Каждое словарное слово нужно проработать : Что обозначает? Откуда заимствовано? Подбор синонимов, антонимов. На последнем уроке недели – проверка под диктовку. Перед словарным диктантом урок должен быть целиком словарным словам.По мере изучения словарных слов можно составить столбики слов по количеству букв.


     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарно- орфографическая работа

В данной работе показала, как можно разнообразить словарную работу, используя ассоциативные образы....

Словарно-орфографическая работа.

Краткое описание различных видов словарной работы....

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Данная методическая разработка содержит в себе комплекс упражнений и диктантов, направленных на формирование навыка орфографической зоркости. Изложенный подход к урокам русского языка помогает «вылеч...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

Словарно-орфографическая работа в младших классах

Методика проведения словарно-орфографической работы...

новый подход к словарно-орфографической работе

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от ...

Обобщение опыта работы "Система словарно-орфографической работы"

Эта папка содержит много практического материала по развитию у обучающихся орфографической зоркости...