Конспект урока по русскому языку "Однородные члены предложения".4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Ларина Ольга Николаевна

Урок закрепления новых знаний.

  • ОБОБЩИТЬ  признаки однородных членов предложения;развивать умение распознавать однородные члены предложения, связанные с помощью союзов и бессоюзной связью.
  • формировать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей);
  • делать выводы о значимости данной темы в русском языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass_odnorodnye.docx21.08 КБ
Файл odnorodnye.pptx73.66 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс ТЕМА «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБОБЩЕНИЕ»

Цели урока: 

  • ОБОБЩИТЬ  признаки однородных членов предложения;
  • развивать умение распознавать однородные члены предложения, связанные с помощью союзов и бессоюзной связью;
  • конструировать предложения с однородными главными членами предложения;
  • обогащать словарный запас учащихся посредством введения новых слов;
  • формировать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей);
  • делать выводы о значимости данной темы в русском языке;
  • работать над выработкой орфографической зоркости.

Тип урока: урок закрепления новых знаний.

Оборудование урока: 

  • презентация
  • схемы предложений с однородными членами с союзами и без союзов;
  • карточки для дифференцированного индивидуального задания;
  • учебник «Русский язык» 4 класс. Авторы – Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина,М., «Астрель», 2011.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

– приготовление к работе;

2. Орфографическая работа - тетрадь

а) Записать словосочетания, определить спряжение, лицо, число глаголов:

Любуешься лесом, слышишь шум листвы, трепетные берёзки, краснеют на веточке, осенние листья, гуляем в городском парке, подул резкий  ветер, пролетит осторожная стрекоза, зелёное  пастбище, слушаешь интересный рассказ.

3. Физкультурная минутка (релаксация зрения).

– Повернуться к окошку, посмотреть на дальний объект – 1, 2, 3.
– Перевести взгляд на цветок на окне – 1, 2, 3.
– Закрыть глаза – 1, 2, 3, 4, 5;  открыть.

Стихотворение о теме урока (читает ученик)

Слова есть в русской речи,
Не очень-то внешне похожие,
Но, полномочия на них 
Поровну возложены.
И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставить знаки мы.

Шагают вереницею они за словом главным,
Оно ими командует и за собой их тянет.

Наверное, вы поняли,
Слова те благородные


Все называют в языке,
Конечно,
однородными.

ТЕМА УРОКА______________________

Я предлагаю  определиться  с   задачами урока : Что нужно знать по теме урока?

Что надо знать: 1) Признаки однородных членов предложения.

Что надо уметь:

2) Уметь находить в тексте однородные члены предложения.
3) Уметь правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.
4) Уметь употреблять в речи однородные члены предложения.

III. Систематизация знаний.

– Приступаем к решению задач урока.

Задача 1. Назвать признаки однородных членов предложения.

– Расскажите ,  что вы знаете о признаках однородных членов предложения.(5 пунктов:

  • Отвечают на один и тот же вопрос,
  • Являются одним членом предложения
  • Относятся к одному и тому же члену предложения
  • Обычно выражены одной и той же частью речи
  • Произносятся с интонацией перечисления.

Задача 2. Уметь находить в тексте однородные члены предложения.

С. 53 упр. 248

Задача 3.Уметь правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.

КАРТОЧКА

ФИЗМИНУТКА

Задача 4. Уметь употреблять в речи однородные члены предложения.

  1. Серебристый, белый снег пушистым ковром устилает землю, сверкает, блестит, искрится, переливается.

2. В воздухе кружатся  и падают снежинки.

3. Белка на зиму запасла орехи, грибы.

IV. Итог урока.

Давайте подведём итог:

Что мы знаем и что мы умеем.

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ

Не являются однородными членами предложения: 

1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т.д.

Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились; Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад (Куприн).

Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения;

2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так: верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать;

3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.;

4) устойчивые сочетания с двойными союзами, между которыми запятая не ставится (!):

ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк и др.

Знаки препинания при однородных членах

А) Бессоюзная связь – запятая между однородными членами ставится.

О, О, О

Например: Потекла со страшной быстротой густая, пёстрая, странная жизнь (М. Горький).

Б) Одиночные соединительные союзы (и, да=и) или разделительные союзы (или, либо) – запятая между однородными членами не ставится.

О и О; О или О

Например: Он плакал и топал ногами (М. Горький); Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка (Л. Толстой).Примечание. Союзы и, да, да и могут иметь присоединительное значение (значение «и притом»). Эти союзы вводят не однородные, а присоединительные члены предложения. В этом случае запятая перед союзом ставится. Ср.: Люди посмеивались над ним, и справедливо (Панова). – Люди посмеивались над ним, и притом справедливо; Что тут прикажешь делать скульптору, да ещё плохому (Тургенев). – Что тут прикажешь делать скульптору, и притом плохому.

В) Повторяющиеся соединительные союзы (и... и; ни... ни) и повторяющиеся разделительные союзы (или... или; либо... либо; то... то; не то... не то) – запятая между однородными членами ставится.

и О, и О; ни О, ни О; то О, то О

Например: Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба; Но Василий Львович или не расслышал её слов, или не придал им настоящего значения (Куприн).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 ) Назвать признаки однородных членов предложения. Отвечают на один и тот же вопрос Являются одним членом предложения Относятся к одному и тому же члену предложения Произносятся с интонацией перечисления Обычно выражены одной и той же частью речи

Слайд 2

Задание по выбору: Придумайте предложения К выделенным словам в предложении добавьте однородные члены. Б елый снег пушистым ковром устилает землю. 2. В воздухе кружатся снежинки . 3. Белка на зиму запасла орехи. Придумайте предложения по схемам на одну определённую тему. , , и , , а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения"

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения" к учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. 4 класс....

Конспект и презентация к уроку по теме: "Главные члены предложения" 2 класс программа ПЕРСПЕКТИВА

В конспекте предлагается ход урока русского языка по теме "Главные члены предложения" (2 класс программа Перспектива).  К конспекту уроку- ПРОЕКТА  предложена презентация. Разработка урока с...

Конспект урока на тему"Второстепенные члены предложения. Определение" (УМК"ПНШ"3 класс)

Цель деятельности учителя: -Формировать понятие об определении как о второстепенном члене предложения;-Находить и выделять в предложении;-Научить правильно задавать вопросы к определению.Планиру...

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения", 4 класс

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения", 4 класс...

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения" 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Тема урока: Однородные члены предложения.Тип урока: закрепление изученного материалаЦель:  создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний об однородных членах предлож...

Конспект урока по русскому языку «Восстановление предложений» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять текст и предложения из деформированных предложений; умение устанавливать последовательность предложений, выделять части и правильно записывать...