Урок повторения в 4 классе с использованием регионального компонента по теме: «Синонимы. Устаревшие слова в литературном языке». УМК «Начальная школа»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Гулакова Нина Федоровна

Урок повторения  в 4 классе  с использованием  регионального компонента  по теме:  «Синонимы.  Устаревшие слова в литературном языке».  УМК  «Начальная школа»

Показана индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Планируемые результаты: в ходе урока учащиеся получат знания о синонимах, об устаревших словах в литературном языке, узнают об использовании синонимов в  текстах и их роли в устной и письменной речи; научатся распознавать синонимы в тексте, подбирать синонимы к словам, объяснять свою точку зрения, делать выводы.

Применено оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Синонимы», раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок повторения  в 4 классе  с использованием  регионального компонента  по теме:

«Синонимы.  Устаревшие слова в литературном языке».

Учитель МБОУ  СОШ №6  Гулакова Н.Ф.

Задачи:

Знать понятие «синоним», уметь подбирать синонимы к предложенным словам, находить синонимы в тексте.

Цели:

Обучающие: вспомнить понятие «синонимы», сформировать умение подбирать синонимы к словам, использовать синонимы в устной и письменной речи.

Развивающие: развивать умения находить синонимы в тексте, в пословицах, в поговорках.

Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития, способствовать более прочному усвоению  изученного материала, точному употреблению слов в речи.

Воспитывающие: Воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: повторение изученного материала.

Технология: урок-диалог с элементами урока-практикума.

Формы работы: Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Планируемые результаты: в ходе урока учащиеся получат знания о синонимах, об устаревших словах в литературном языке, узнают об использовании синонимов в  текстах и их роли в устной и письменной речи; научатся распознавать синонимы в тексте, подбирать синонимы к словам, объяснять свою точку зрения, делать выводы.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Синонимы», раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Приветствие гостей. Запись в тетради числа, классной работы.

  1. Введение в тему.

- Вы помните, какие слова называются  синонимами?- спросила Евдокия  Васильевна.

-А вы, ребята, помните? (Слайд №1)

(Синонимы - это слова одной части речи, которые имеют одинаковое или близкое значение, но звучат и пишутся по-разному.)

- Приведите примеры.

(Дети приводят свои примеры синонимов)

-Так какова же тема нашего урока?

(Дети называют тему урока). (Слайд №2)

- Найдите тему урока в учебнике.

III. Целеполагание.

-  Зная тему урока, как вы думаете, какие цели  поставить перед  собою?

(Вспомнить, что называют синонимами. Уметь находить синонимы в тексте, в предложении. Уметь подбирать синонимы к словам.)

IV. Формирование умений и навыков.

1.Упражнение 12 стр.18 (учебник)

-Откройте учебник на стр.18, найдите упражнение12,познакомьтесь с заданием.

(Сравни слова в парах.  Можно ли  их назвать синонимами?)

(Тьма – мрак, ветер – ураган, гнев – бешенство)

- Определите, чем различаются их значения. Какое из слов в каждой паре называет более сильное проявление чего-либо: темноты, ненастья, чувства?

(Ученик выходит к доске, записывает пару слов, объясняет их значение, отвечает на вопросы упражнения). (Слайд №3, 4, 5)

- Итак: мы доказали, что синонимы – это … (дети говорят правило).

2. Упражнение 13 стр.19 (учебник)

- В каждой паре слов найдите то слово, которое сейчас употребляется редко, считается устаревшим. Подчеркните его.

Врач – лекарь, глаза – очи, кудесник – волшебник, хлебороб – крестьянин, комната – светелка,  приказ – повеление, благодарствую – спасибо, ошибка – оплошность, угощать – потчевать, санки – салазки.

- Проверка выполнения задания.  (Поменяйтесь тетрадями, проверьте задание, используя запись на доске).

Лекарь

Очи

Кудесник

Крестьянин

Светелка

Повеление

Благодарствую

Оплошность

Потчевать

Салазки

- Значения каких слов вам были непонятны? (Приложение №1).

- Можно ли считать слова в парах синонимами? Почему?

(ответы детей)

3. Физминутка для глаз с использованием офтальмотренажера.

V. Проверка усвоения материала.

1. Самостоятельная работа по вариантам. Упражнение 14 стр.19 (учебник).

- Сравни значения слов образующих пары синонимов. Запиши эти пары в два столбика:

В-1. Синонимы, обозначающие абсолютно одно и то же.

В-2. Синонимы, в значениях которых есть небольшая разница.

- Попробуй объяснить, чем именно различаются значения таких синонимов.

 Алфавит – азбука, мерзнуть – коченеть, грустить – горевать, врач – доктор, дорогой – драгоценный, любить – обожать, везде – всюду.

(к доске вызываются два ученика для выполнения задания).

В-1. Азбука - алфавит, врач – доктор, везде – всюду.

В-2. Мерзнуть – коченеть, грустить – горевать, дорогой – драгоценный, любить – обожать.

(второе слово в каждой паре этой группы называет более сильное проявление названного).

- Можно ли считать слова в парах синонимами? Почему?

- Проиллюстрируйте вывод на стр.20 учебника примерами из упражнений 12-14.        (Слайд №6).

Синонимы могут различаться:

  1. По значению (например, одно из слов может называть более сильное, а другое – менее сильное проявление чего-либо);
  2. По времени бытования (одно из слов может быть современным, а другое – устаревшим, вышедшим из употребления).

2. Работа в паре. Упражнение 9 стр. 12-13 тетрадь для самостоятельной работы №2.

- В каждой группе пословиц найди слова синонимы. Запиши их парами, поставив в начальную форму. В каждой паре подчеркни синим карандашом то слово, которое считается устаревшим.

1) Много баить не подобает.

    Говорить умею, да не смею.

2) Кто ругается, у того лошадь спотыкается.

     Много бранился, а добра не добился.

3) Отвяжись плохая жизнь, привяжись хорошая.

     Худое дело везде поспело.

4) Кто что знает, тем и хлеб добывает.

    Дедушка и не ведает, где внучок обедает.

5) Худ Матвей – не умеет потчевать гостей.

     Умел в гости звать, умей и угощать.

Проверка выполненного задания. (Слайд №7-11).

VI. Обобщение изученного материала.

  1. Какие слова называются синонимами? Для чего нужны синонимы? Какую роль они играют в нашей речи?

(синонимы делают нашу речь более выразительной, яркой, разнообразной, красивой, помогают избежать повтора одного и того же слова.)

  1. Работа в группе (по рядам).

(дети делятся на три группы. Каждая группа получает конверты со словами.)

- Подберите к данным словам синонимы. (Слайд №12-14).

- По каким критериям подбирали слова?

(слова одной части речи; звучат и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение).

VII. Итог урока.

- Какие цели урока мы ставили сегодня?

(знать, что называют синонимами, уметь подбирать синонимы к словам, находить синонимы в тексте).

- Мы выполнили эти цели?

- Что нового узнали сегодня? (Слайд №15,16).

(что есть устаревшие слова, которые не употребляются в современной речи).

VIII. Рефлексия.

1. (на столах у учащихся лежат карточки со словами: чистоплотный, опрятный, аккуратно). (Слайд №17).

- Какое из данных слов не является синонимом к слову аккуратный? Вычеркните его. Объясните свой выбор. (Слайд №18).

2. Наш урок подходит к концу. На какой ступеньке знаний вы сейчас находитесь?

(Дети в дневниках цветом обозначают свои достижения: хочу знать больше – зелёным, хорошо, но могу лучше – синим, пока испытываю трудности – желтым).

IX. Домашнее задание.

- Написать пять пар синонимов. Составить с одной парой предложение. По желанию выполнить первую часть задания к упражнению 9 стр. 12-13 в тетради для самостоятельной работе №2. (Слайд №19).


Приложение №1

(значение слов в толковом словаре  русского языка С.И. Ожегова)

Лекарь – то же что и врач, тот, кто лечит.

Волшебник – колдун, чародей. Человек, очаровывающий других.

Кудесник – тоже, что и волшебник.

Крестьянин – сельский житель, занимающийся возделыванием сельхозкультур и возведением сельскохозяйственных животных, как основной работой.

Хлебороб – крестьянин, выращивающий хлеб, земледелец.

Светелка – небольшая комната, обычно в верхней части жилья.

Комната – отдельное помещение для жилья в квартире, в гостинице, в общежитии, а также отдельное служебное помещение.

Приказ – официальное указание, подлежащее неукоснительному исполнению.

Повеление – то же что и приказ.

Салазки – маленькие деревянные ручные санки.

Санки – небольшие ручные сани (детские).

Оплошность – ошибка, ошибочный поступок, промах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

Роль метода проектов на уроках иностранного языка в начальных классах средней школы

Эта работа посвящена использованию методики проектов в обучении английскому языку учащихся начальных классов....

Технология игрового обучения как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка в начальной и средней школе

Материал представляет опыт работы по формированию коммуникативных компетенций на уроках  английского языка в начальной и средней школе....

Организация работы по развитию речи на уроках русского языка в начальной и средней школе с учётом принципа преемственности и перспективности

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в са...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».

Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне   слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельност...