Урок "Омонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Сальникова Светлана Анатольевна

Урок по программе внеурочной деятельности "Секреты речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc42.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_omonimy_3_klass_.ppt1.91 МБ

Предварительный просмотр:

ХОД УРОКА

1.  Организационный момент

- Послушайте стихотворение А.Шибаева.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету...

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

- Для чего нужны слова?

2. Повторение

– Сегодня мы продолжим работу по изучению «Секретов речи». Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, шутим, поем.

Язык богат словами, их много, они запоминаются постепенно.

Вы, вероятно, уже знаете и используете в своей речи несколько тысяч слов, и каждый день ваш словарный запас пополняется двумя-тремя, а то и пятью-шестью новыми словами.

Из наших занятий вы узнали, что бывают слова: синонимы, антонимы, фразеологические обороты.

-Давайте вспомним, какие слова называются синонимами?

- Близкие по значению.

-Замените фразеологические обороты синонимами.

1. В час по чайной ложке – медленно.

2. Рукой подать – близко.

3. Повесить нос – грустить.

4. Раз, два и обчелся – мало.

5. Куры не клюют – много.

6. Кожа да кости – худой.

– Зачем нужны синонимы в русском языке?

- Чтобы речь была красивой, не было повторов.

-  Какие слова называются антонимами?

- Противоположные по своему значению.

– Прочитайте пословицы и назовите слова-антонимы.

День да ночь – сутки прочь.

Слушай больше, а говори меньше.

Кто много говорит, тот мало делает.

-Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы, фразеологические обороты?

- Чтобы речь была красивой, выразительной.

3. Изучение нового материала

А теперь я предлагаю отгадать загадки. Отгадки запишите на листе, они нам пригодятся.

Огурец

Молоко

Колос

Перрон

Малина

Метро

Выполните задания, подчеркните буквы и выпишите слово отдельно на листе.

О чем мы сегодня будем говорить? (Об омонимах)

-Что такое омонимы?

Я.Козловский написал:

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

4. Объяснение нового материала.

- Вам, ребята, встречались с близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения. В греческом языке это слово имеет значение "одинаковое имя".

Но ведь близнецы только внешне похожи, а характеры, привычки могут быть совершенно разными. Вот и сегодня  мы посмотрим на омонимы с разных сторон. И узнаем много интересного о них.

5. Первичная проверка понимания нового материала

Потеряла Алёнушка ключ.

На опушке искала — не видно.

Вдруг журчащий увидела ключ,

Да не этот ей нужен, как видно.

- Расскажите теперь, а какие  значения есть у слова "ключ". (ответы учащихся).

- Во- первых, это ключ, который подходит к замку, т.е орудие для запирания и отпирания замка'( картинка). А есть и другое слово "ключ"- источник, родник (картинка), то есть ключ, который бьёт из земли.

Если Вы спросите: что общего в этих ключах? Вам ответят: ничего, кроме названия.

А наши предки видели здесь сходство. Они считали, что родник открывает землю, как ключ открывает дверь, и даёт выйти воде наружу.

- Назовите омонимы в стихотворении Козловского. ( ключ- ключ)

ВЫВОД: Одинаково звучат и пишутся. (Карточка)

…..Придумайте предложения со словом «кран»

- Омонимы могут возникнуть и из иностранных слов. Что такое "кран"? (ответы учащихся). Кран, который открывает воду, пришёл к нам из голландского языка. А кран огромный башенный, который строит дома,- из немецкого.

2. Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы.

На грядке рос зелёный лу…(г,к) Мы с ребятами пошли на лу…(г,к)

Объясните свой выбор.

Назовите омонимы

ВЫВОД: Одинаково звучат, пишутся по-разному.

3. Внимательно прочитайте предложения.

Вдали был виден красивый замок. Мы не смогли открыть замок.

-Назовите слова омонимы. Почему вы их по разному произносите?

Объясните.

ВЫВОД: Одинаково пишутся, звучат по-разному

ОБЩИЙ ВЫВОД:

- Омонимы можно разделить на три группы. Они приведены в таблице.

1. Одинаково звучат и пишутся.

2. Одинаково звучат, пишутся по-разному.

3. Одинаково пишутся, звучат по-разному.

6. Закрепление

Вы должны найти в тексте омонимы и распределить их в три колонки, название каждой группы вам подскажет таблица.

1. Уж наступал вечер. Уж питается лягушками. (В 1-ю колонку.)

2. 3ацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики. (В 3-ю колонку.)

3. Сложный код. Пушистый кот. (Во 2-ю колонку.)

6.  Обобщение и систематизация знаний

- С какими новыми словами вы познакомились? (С омонимами)

- Какие слова называются омонимами? (ТАБЛИЦА)

ДОПОЛНИТЕЛЬНО…7. С помощью омонимов возникают шутки, прибаутки, игра слов. У каждого из вас на столе лежит текст стихотворений-шуток. Найдите в стихотворении омонимы, объясните их значения. Карточка

1. Собирала Маргаритка

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргаритка

Маргаритки во дворе.

2. Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка.

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя сережка.

3. На виду честного люда

Трусит с горки ехать Люда.

А у Сани, а у Сани

С горки сами мчатся сани.

4. Молоко покрыла пеночка,

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,

Подпевает ей овсянка.   (Я. Козловский)

- Отгадайте загадки:

1.Какие кошки мышей не ловят? (Кошки электромонтёра)

2.  В бою рубят, а после боя развлекают. (шашки)

3. Оружие, камни- самоцветы, фрукты. Одно название- разные предметы. (гранаты)

4.  Всех с дороги прочь гоню, коль разбегусь. А на крыше я торчу, не шелохнусь. Лёд на речке режу вдоль и поперёк. А на дне морском я махонький...Кто? (конёк).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: