Открытый урок по русскому языку в 1 классе по теме "Большая буква в названиях стран, городов, деревень,рек."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок-исследование. Дети самостоятельно работают по атласу, добывают знания, делают выводы.К уроку подготовлена презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_1_klasse_.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Открытый урок теме: Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек. (с презентацией)

Учитель МБУ СОШ №70 г.Тольятти Самарской области Шутова Мария Сергеевна

Класс 1 А

УМК « Планета Знаний»

Ход урока

  • Цель урока: Познакомить с написанием названий стран, городов, деревень, рек с большой буквы.

  • Задачи:

 Показать, что в названиях стран, городов, деревень, рек пишется большая буква.

 Учить записывать названия стран, городов, деревень, рек с большой буквы.

 Формировать умения различать имена нарицательные и имена собственные без называния термина

 Называть слова, которые имеют два значения.

 Обогащать активный словарь учащихся.

 Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.

 Организовать пространство поиска, диалога, творчества.

 Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками.

 Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества.

  • Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с печатным источником; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений.

Формирование логических УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
Воспитательные:

Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

  • Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища.
    Планируемые результаты:

            Предметные: ученик научится распознавать имена собственные и нарицательные, правильно записывать имена собственные,        словарные слова.

            Метапредметные: ученик, умеющий организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации по    алгоритму, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.

Личностные:   

 ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом.

   

  • Оборудование: авторская презентация, интерактивная доска, на уроке используются цифровые образовательные ресурсы. Академия младшего школьника,  кластеры, карточки, атласы для работы в парах.

  • Метод обучения: исследование, словесный, практический, работа в парах, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления: кластер,.

  • Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

  • Форма урока: путешествие по географической карте.

Структура урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I Организационный момент.  

  • Долгожданный дан звонок,

            Начинается урок.

  • Работа с интерактивной доской.

Давайте с вами вспомним правила поведения на уроке.( «Академия мл. шк-ка» Секретные материалы 17-Правила поведения на уроке.)

Произносит слова, даёт детям знак садиться.

Открывает задание. Контролирует его выполнение.

Садятся по знаку учителя.

4 ученика по очереди работают у доски, остальные контролируют.

Минутка чистописания.

МммЛллМммЛ Слайд 2

Орёл Лена Владимир

  • Проследите закономерность и продолжите первую строчку. Что общего и чем отличается написание этих букв?
  • О чём расскажут вам слова второй строчки? Запишите их, подчеркните соответствующим цветом: I вариант-мягкие согласные, II вариант -твёрдые согласные.

Даёт задание, следит за посадкой .

Предлагает обменяться тетрадями и проверить задание по слайду.

Дети определяют закономерность прописывают первую строчку.

Дети отмечают, что все слова второй строчки пишутся с большой буквы, 2 слова обозначают имена, а одно название города. Возможно дети назовут другие значения слов.

III.Постановка проблемы 

Сегодня мы совершим путешествие по карте. Мы отправимся в исследовательскую экспедицию. Как вы думаете, что мы будем искать на карте? Верно, мы будем искать слова, которые пишутся с большой буквы.

Ставит проблему перед классом

Какие ещё слова пишутся с большой буквы.

IV..Исследовательская деятельность

Работа с картой ( Карта на доске и на партах) Слайд 4

  • - Как называется наша страна? Спишите текст из упражнения 3.В названии страны  подчеркните опасные места.

Найдите на карте названия других стран. Запишите 2-3 названия. С какой буквы надо писать? (Работа в парах)

  • Словарная работа. Слайд 4.

Назовите столицу России. Где здесь опасное место? У вас на партах карточки с этим словом. Изобразите букву О, так, чтобы она вам запомнилась.(Работа в парах)

Слайд 5.

Как называют девочку, которая живёт в Москве? (москвичка). Как называется проспект в нашем городе, названный в честь столицы нашей Родины? (Московский).

Прочитайте эти слова очень внимательно. Подумайте, что их объединяет. Как называются такие слова? Назовите корень. Как пишется корень во всех этих словах?(
одинаково)

  • Спишите, вставив недостающее слово в упражнении 4.
  • Найдите названия городов на карте. Как они пишутся? (Работа в парах)
  • Найдите на карте, что ещё, кроме стран и городов, пишутся с большой буквы.(моря, океаны, реки).Как их можно назвать одним словом?(Водоёмы) . Почему?


Даёт задание, контролирует выполнение.

Отвечают на вопрос, самостоятельно выполняют упр.

Записывают слова, выделяют корень, орфограмму в корне

Все слова записывают в тетрадь.

Физминутка.(1 мин.)

 Слайд 6.

На болоте две подружки,    (прыжки на месте, стоя)

Две зелёные лягушки        (присев, прыгают)

Утром рано умывались,           (далее по тексту)

Полотенцем растирались.

Ножками топали

Руками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет,

Всем друзьям – физкульт – привет!      (машут руками)

Делают упражнения.

Слайд 7.

  • Можем ли мы на этой карте найти свой родной город? А теперь посмотрите на карту нашего края. Как он называется?
  • Как называется наш родной город?
    Что бы вы рассказали о своем родном городе? 
  • Запись предложения с комментированием.
  • Мы живём в городе Тольятти.
     Запишите названия любых 5 городов нашей области..
    В состав нашего края входят еще и села, поселки. Запишите любые 5 названий сел Самарской области.

Как вы написали эти слова? Сделаем вывод.

Контролирует выполнение задания.

Дети работают в парах, записывают слова. Делают вывод: названия городов и сёл пишутся с большой буквы.

Игра «Найди пару». 

А теперь работа в парах. На каждой парте лежит таблица, в левой  и правой колонке которой записаны слова. Ваша задача – найти пару к словам из первой колонки и соединить их.

Самара

Индийский

Япония

Волга

Чёрное

река

море

страна

океан

город

  • -Проверка по слайду. Слайд 8.

Поднимите руку, чья пара выполнила это задание без ошибок? Молодцы.

.

Контролирует выполнение задания.

Работают в парах.

Проверяют по слайду.

Подведение итогов.

Составление кластера «Большая буква»

  • Чтение отрывка стихотворения Измайлова учеником.

    Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия, пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо.

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк.

В букве большой уважения знак.

Слайд 9.

Слайд 10.

  • Помни:

пишутся всегда

 С большой буквы города,

 Реки, страны и моря…

 И фамилия твоя!

 страна  Россия

 город  Тольятти

 река  Лена

 Чёрное  море.

Предлагает прослушать стихотворение Измайлова и заполнить кластер.

Организует наблюдение. Осуществляет проверку по слайду.

Ученик читает стихотворение.

 Дети выполняют задание

VI.Рефлексия деятельности.

Вот и закончилось наше путешествие .Слайд 11.

  • Что нового узнали сегодня на уроке?
  • Что было особенно интересным? Расскажите дома об этом своим родителям.
  • Какое у вас настроение после урока?  Поднимите смайлики.
  • Спасибо за урок. Работали хорошо. Я вами довольна.
  • А теперь вывесим на доску, какие вы составили

Даёт оценку деятельности учащихся.

Оценивают свои эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 1 класс Тема «Прописная буква в начале предложения»

Открытый урок, который я проводила в 1 классе, по русскому языку, программа "Школа России"...

Большая буква в названиях стран, городов, деревень.

Правописание большой буквы в названиях стран, городов , деревень...

Раздел « Слово», третий урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек

Урок русского языка в 1 классе  «Слово-имя собственное. Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек» использовать  по программе « Школа России» для открытия детьми ...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе "Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек"

Презентация подготовлена к открытому уроку  по русскому языку в 1 классе по УМК "Планета Знаний"....

Открытый урок по русскому языку 1 класс «Письменная, заглавная буква В».

Открытый урок по обучению грамоте на районном семинаре для заместителей директоров по УВР, педагогов ОУ. "Реализация ФГОС ОВЗ для детей с задержкой психического здоровья."...

Урок по теме "Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек»

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе. Программа "Планета Знаний"...