«Второстепенные члены предложения»
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

«Второстепенные члены предложения»

Цели урока: 

Создание условий для формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций

Планируемые результаты обучения

Предметные: Знать

  • понятие второстепенные члены;
  • понятие распространенное и нераспространенное предложение;

Метапредметные: Уметь

  • организовывать учебное сотрудничество;
  • самостоятельно определять цели своего обучения;
  • работать с различными источниками информации;
  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Личностные:Развивать

  • познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение второстепенных членов предложения;
  • коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстникам;
  • элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности.

Учебно-материальное обеспечение:

  • интерактивная доска, мультимедийный комплекс
  • презентация к уроку
  • раздаточный материал
  • словари, энциклопедии

Структура урока:

  1. Организационный момент (1мин.)
  2. Формулирование темы урока (1 мин.)
  3. Целеполагание (2 мин.)
  4. Изучение нового материала:
  • Постановка проблемной ситуации (5 мин.)
  • Решение проблемы через исследовательскую работу (10 мин.)
  1. Физкультминутка (1 мин.)
  • Выступление учащихся по результатам  работы (10 мин.)
  • Обсуждение результатов работы (4 мин.)
  1. Подведение итогов урока (3 мин.)
  2. Рефлексия (2 мин.)
  3. Постановка домашнего задания (1 мин.) 

На уроке  были использованы технологии:

  • Проблемного обучения
  • Информационно-коммуникационная
  • Исследовательская деятельность
  • Здоровьесберегающая

Формы работы

  • фронтальная работа
  • групповая работа
  • индивидуальная работа

Методы обучения

  • словесный
  • дедуктивный
  • наглядный
  • практический
  • аналитический

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит большая и интересная работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успехов.

Девиз урока:

"Здравствуй, великий,

 Здравствуй, могучий,

 Здравствуй, любимый,

 Русский язык!"

Гостем нашего урока сегодня будет Петя Ошибкин, который вместе с нами будет открывать тайны русского языка.

II. Минутка чистописания.

1. Учитель: Красиво писать -

Ученики: красоту творить.

2. Учитель. Вот и мы начнем урок с красивого письма.

Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа.

(Помним правила посадки)

Петя Ошибкин тоже учится красиво писать. Посмотрите, как он выполнил задание на минутке чистописания. Все ли написано правильно? Какие соединения написаны неверно? Какие орфограммы встретились в предложении?

Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

Запишите правильно соединения букв:

тя ля ря ом ол оя

(Помним о посадке, соблюдаем наклон, высоту и ширину букв) - Что нужно помнить, когда будем прописывать. (о наклоне и высоте букв)

- Пропишите буквосочетания.

III. Словарная работа. Работа в группах.

Сегодня на уроке вы будете исследователями. А вот что будет предметом нашего исследования, вы узнаете, выполнив словарную работу. Работаем в группах. Выберите координатора, который будет читать задания. Та группа, которая справится с заданием поднимает руки вверх.

Учащиеся разгадывают кроссворд.

1/    Электронное устройство с клавиатурой и мышкой.

2/     Утренний прием пищи.

3/    Лиственное дерево с гладким белым стволом.

4/    Указание местожительства.

5/    Помещение для хранения книг.

6/    Главный город страны.

7/   Все растения польет,Мусор с пола уберет,Следит за порядком, Раздает тетрадки.

8/   Последний день недели.

9/  Лесная ягода с маленькими сладкими плодами.

10/   Работа художника.

11/   Растение, имеющее ствол.

Проверим вашу работу посмотрите на экран: у кого так поднимите руки. ЗДОРОВО!

- Так что же мы будем исследовать? (Предложение)

- Что такое предложение? (Предложение – это законченная мысль. В предложении слова связанные по смыслу.) Какие Бывают предложения по цели высказ-я (повеств. Вопрос. Побуд»просьба, приказ, пожелание) Повествовательные, вопросительные и побудительные (м б не восклицательным) предложения могут произноситься с особой интонацией — повышением тона. Такие предложения называются восклицательными. 

1. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы совершим  интереснуое путешествие по осеннему лесу, в ходе которого будем выделять главные члены, правильно составлять предложения и наблюдать за красотой родной природы. Поприветствуем осенний лес.

2. Физминутка

Здравствуй, лес -

 Дремучий лесПолный сказок и чудес!Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою?

 Кто в глуши твоей таится?Что за зверь?Какая птица? Все открой, не утаи. Ты же видишь -Мы свои.

3. Подготовительная работа к изучению второстепенных членов предложения.

  • У Пети есть друг Джек. Он живёт в Африке. Джек написал ему письмо.

   Здравствуй, Саша! 

     Я слышал, что в России период начала октября называют «Золотая осень». Что такое золотая осень? Напиши мне, пожалуйста. 

  Твой друг Джек 

Петя дал следующий ответ.

   Здравствуй, Джек! 

      Наступила осень. Птицы улетают. Моросит  дождь. Листья падают. Цветы высохли. Трава пожелтела.  Вода потемнела. 

  Твой друг Саша. 

  •    Прочитав  письмо Саши, Джек нарисовал рисунок и назвал его «Золотая осень».
  • Можно ли утверждать, что Джек изобразил золотую осень?
  • Почему Джеку не удалось изобразить осень?  
  • Что вы можете сказать о данных предложениях? (каждое предложение имеет подлежащее и сказуемое,т.е. состоит из грам основы)

Что нужно сделать. Чтобы предложения содержали более полную информацию?(дополнить, пояснить, уточнить)

Давайте поможем Пете восстановить рассказ, сделать его красочнее и интереснее. Что для этого нужно сделать? (дополнить)      

Напиши письмо Джеку от своего имени, используя письмо Пети. Сейчас я предлагаю вам побыть редакторами. Давайте вспомним, а кто это? Редактор – это тот, кто занимается редактированием. Он корректирует, исправляет ошибки.

Дополните предложения, используя слова для справок, отвечая на вопросы от главных членов.

(золотая,  на юг,  последние, в реке, с берёз  ) композиции п чайковский октябрь

                                                                      Здравствуй, Джек! 

     Наступила осень (какая?) ____________. Цветы высохли. Птицы улетают (куда?)_____________.  Листья  (какие?)  ______ ___облетают (откуда?)__________. Трава пожелтела.  Хрустальная  вода (где?)_______________потемнела. 

                                                                                                                                      Твой друг ____ __________. 

Кто готов, руку на локоток

Представим себе все, что увидел Петя.

5. Поэтическая минутка.

Осень воспевали многие писатели и поэты. Собирая богатства народного языка, они рисовали чудесные картины родной природы. Послушайте, как писал об осени великий русский поэт А.С. Пушкин.

"Унылая пора, очей очарованье!

 Приятна мне твоя прощальная краса,

 Люблю я пышное природы увяданье,

 В багрец и золото одетые леса".

(На экране появляются картины осенней природы)

А.С.Пушкин писал, что осень - унылая, но очаровательная пора.

Почему унылая? Почему очаровательная?

А кто из вас любит это время года и за что?

  • 7. Физминутка для глаз 1. Прослушивание музыкального произведения П.И.Чайковский» Октябрь».
  • Музыка какая? (Тихая, спокойная, задумчивая) Что вы представили себе?

Осень, листопад, ветер наклоняет деревья и др. варианты. Эта пьеса называется «Октябрь». Написал ее П.И.Чайковский. Весь цикл пьес называется « Времена года».

Продолжая путешествие по осеннему лесу, понаблюдаем за плавными движениями листочков.

  • Прочитайте, что у вас получилось. Подчеркните в тексте главные члены предложения.
  •  А как можно назвать другие члены в предложении?
  •   Они стоят на первом месте, или на втором?
  • (Они стоят на втором месте. Они вторые.

 Второстепенные члены предложения.)

  • какую роль в предложении выполняют второстепенные члены? Зачем они нам нужны? Второстепенные члены уточняют главные, делают текст лучше, красивее  
  • (Они распространяют главные члены предложения, уточняют)
  • А как ещё можно распространить предложение?
  • Можно было составить такое предложение: Последние листья облетают с русских берёз.
  • Найдите слово, к которому можно задать вопрос от другого второстепенного члена.
  • С берёз (каких?) русских

Мы с вами установили связь между  главными и второстепенными членами.

  • Найти грамматическую основу предложения (найти подлежащее и сказуемое)
  • Найти слова, к которым можно задать вопрос от подлежащего
  • Найти слова, к которым можно задать вопрос от сказуемого
  • Найти второстепенные члены, к  которым можно задать вопрос от других второстепенных членов.
  • - На какие группы разделите предложения? (распространённые и нераспространённые предложения)
  • Вывод: Второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

Проверка вывода по учебнику

Работа по учебнику с. 68, у.1

Проверка

Прочитать предложение, назвать главные члены.

Кто выполнил задание безошибочно?

Подберите схему, соответствующую предложению

«Птицы улетают в тёплые края».

Исследуйте предложение
«Дождь моросил утром ». 
Внесите результаты исследования в  таблицу.

VI. Итог урока.

Предложения с второстепенными членами называют распространёнными. В отличие от них предложения, которые состоят только из главных членов, называют нераспространёнными.

  • Задание 1(З) Назовите признаки распространённого и нераспространённого предложения.
  • Самоанализ 
  • I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:
  • Мне важно правильно использовать в речи второстепенные члены предложения , потому что…… 
  • 2. Чтобы точно описать предметы и явления, их признаки и действия нужно ………….   
  • Самооценка 
  • II. Задание на самооценку. Закончите предложения:
  • Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) составленным мною письмом  Джеку 

Домашнее задание
по выбору:
1.стр.85 упр.3
2. написать мини письмо
Рефлексия.

 (Дети украшают дерево И в завершение нашей экскурсии украсим дерево осенними листочками. Если урок понравился, вы научились находить главные члены предложения, возьмите желтый листок, а если не понравился, вам было трудно на уроке - зеленый.

Вот теперь мы видим, что наступила настоящая золотая осень.

Работа в парах.

- Следующее задание, работа в группах по карточкам с деформированным текстом.

Составить распространенное предложение.

1) в, Березы, уборе, стоят, золотом.

(Березы стоят в золотом уборе)

2) Солнце, за, Низкое, скрылось, деревьями.

(Низкое солнце скрылось за деревьями)

1/    Электронное устройство с клавиатурой и мышкой.

2/     Утренний прием пищи.

3/    Лиственное дерево с гладким белым стволом.

4/    Указание местожительства.

5/    Помещение для хранения книг.

6/    Главный город страны.

7/   Все растения польет,Мусор с пола уберет,Следит за порядком, Раздает тетрадки.

8/   Последний день недели.

9/  Лесная ягода с маленькими сладкими плодами.

10/   Работа художника.

11/   Растение, имеющее ствол.

1/    Электронное устройство с клавиатурой и мышкой.

2/     Утренний прием пищи.

3/    Лиственное дерево с гладким белым стволом.

4/    Указание местожительства.

5/    Помещение для хранения книг.

6/    Главный город страны.

7/   Все растения польет,Мусор с пола уберет,Следит за порядком, Раздает тетрадки.

8/   Последний день недели.

9/  Лесная ягода с маленькими сладкими плодами.

10/   Работа художника.

11/   Растение, имеющее ствол.

Дополните предложения, используя слова для справок, отвечая на вопросы от главных членов.

(золотая,  на юг,  последние, в озёрах, с берёз  )

                                                                      Здравствуй, Джек! 

     Наступила осень (какая?) ____________. Цветы высохли. Птицы улетают (куда?)_____________.  Листья  (какие?)  ______ ___облетают (откуда?)__________. Трава пожелтела. Вода (где?)_______________потемнела. 

                                                                                                                                      Твой друг ____ __________. 

Дополните предложения, используя слова для справок, отвечая на вопросы от главных членов.

(золотая,  на юг,  последние, в озёрах, с берёз  )

                                                                      Здравствуй, Джек! 

     Наступила осень (какая?) ____________. Цветы высохли. Птицы улетают (куда?)_____________.  Листья  (какие?)  ______ ___облетают (откуда?)__________. Трава пожелтела. Вода (где?)_______________потемнела. 

                                                                                                                                      Твой друг ____ __________. 

Дополните предложения, используя слова для справок, отвечая на вопросы от главных членов.

(золотая,  на юг,  последние, в озёрах, с берёз  )

                                                                      Здравствуй, Джек! 

     Наступила осень (какая?) ____________. Цветы высохли. Птицы улетают (куда?)_____________.  Листья  (какие?)  ______ ___облетают (откуда?)__________. Трава пожелтела. Вода (где?)_______________потемнела. 

                                                                                                                                      Твой друг ____ __________. 

Дополните предложения, используя слова для справок, отвечая на вопросы от главных членов.

(золотая,  на юг,  последние, в озёрах, с берёз  )

                                                                      Здравствуй, Джек! 

     Наступила осень (какая?) ____________. Цветы высохли. Птицы улетают (куда?)_____________.  Листья  (какие?)  ______ ___облетают (откуда?)__________. Трава пожелтела. Вода (где?)_______________потемнела. 

                                                                                                                                      Твой друг ____ __________. 

        

Исследуйте предложение             «Дождь моросил утром ». 
Внесите результаты исследования в  таблицу.

Слово

Роль в предложении

Отвечает на вопросы

Член предложения

Графическое

обозначение

дождь 

называет то, о чём говорится в предложении 

Что?

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

____________

Исследуйте предложение             «Дождь моросил утром ». 
Внесите результаты исследования в  таблицу.

Слово

Роль в предложении

Отвечает на вопросы

Член предложения

Графическое

обозначение

дождь 

называет то, о чём говорится в предложении 

Что?

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

____________

Исследуйте предложение             «Дождь моросил утром ». 
Внесите результаты исследования в  таблицу.

Слово

Роль в предложении

Отвечает на вопросы

Член предложения

Графическое

обозначение

дождь 

называет то, о чём говорится в предложении 

Что?

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

____________

У вас на партах карточки. Нужно спасать текст, вместо пропусков вставить слова из подсказок. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Осень.

Пришла _____. По небу плывет большая ___________. Часто льет ___________ дождь. Дует сильный __________. Ребята ждут ___________ снега. Скоро наступит ______________.

Подсказки: туча, осень, проливной, ветер, пушистого, зима.

VI. Подведение итога урока.

Вот мы и добрались до последнего этапа. Сейчас вы будете вытягивать листочки с вопросами и вам необходимо ответить на вопросы.

(9-й слайд) 

Что является главным средством выражения мысли? (предложение)

Назовите виды предложений по цели высказывания. (повествовательные, побудительные, вопросительные)

Что является грамматической основой предложения. (подлежащее и сказуемое)

Назовите второстепенные члены предложения (обстоятельство, определение дополнение)

Предложение состоит из слов и … (словосочетаний)

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется (нераспространенным).

Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется … (распространенным).

Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов)

- Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)

- Какие предложения называются распространенными? Нераспространенными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»."

Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки...

Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения

Учебный предметРусский языкКласс4Дата19.10.2017УМК«Перспектива»Тема урокаГлавные члены предложения. Второстепенные члены предложенияТипЗакрепление изученного материалаЦель урокаА) предметн...

Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложений по членам.

Дата: 18.09.2018                                                    ...

Проверочная работа для 4 класса "Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения"

Проверочная работа по русскому языку на повторение падежей имени существительного и закрепление темы «Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения» в 4 классеЦе...

Интересные задания на тему: "Предложение. Виды предложения. Главные и второстепенные члены предложения" (2 класс)

В работе использованы материалы цифрового образовательного ресурса для школ ЯКлассhttps://www.yaklass.ru/...