Разработка открытого урока на тему " Имя существительное. Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кучерявых Оксана Анатольевна
Цели урока: обобщить и систематизировать имеющиеся знания об имени существительном, закрепить умение применять теоретические знания при выполнении практических заданий; развивать устную и письменную речь учащихся, расширять их лексический кругозор; воспитывать интерес к предмету, навыки самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Имя существительное (обобщение)»

Цели урока: обобщить и систематизировать имеющиеся знания об имени

существительном, закрепить умение применять теоретические знания при выполнении практических заданий;

развивать устную и письменную речь учащихся, расширять их лексический кругозор;

воспитывать интерес к предмету, навыки самоконтроля.

Оборудование: карточки с названием падежей; карточки с падежными вопросами;

перфокарты; презентация

Содержание и ход урока.

I. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок, у нас на уроке гости. Порадуем их своей работой. Открыли тетради, записали число, классная работа. А также на уроке мы будем говорить о красоте зимней природы. А вы любите зиму? А чем она вам нравится?

 Чистописание:

-Какая буква победила?

Варе (ж/ш) ки,  з (и/е) ма,  лё (д/т), лы (жы/жи), моро (з/с), сне (г/к),

ша (б/п) ка, шар (в/ф), сугро(б/п), сн (е/и) (ж/ш)ки.

- Девочки записывают существительные ж.р., а мальчики – м.р.

Скажите ребята, что их объединяет.(Отвечают на вопросы что? обозначают предмет, все слова объединены одной лексической теме « Зима»)

-Как вы думаете, какая тема у нас сегодня на уроке?

Молодцы! Запишите тему урока: «Имя существительное (обобщение)»

-А что мы с вами делаем на обобщающих уроках?

Я предлагаю вам поработать по следующим карточкам и как можно лучше вспомнить всё об имени существительном.

Карточка №1 Вставить пропущенные (недостающие слова) 

1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.

2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.

3. Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с большой  буквы и бывают ________________ и пишутся с маленькой   буквы.

4. Имена существительные бывают _____________________рода, ________________ рода

и __________________________ рода.

5. Имена существительные изменяются по ________________ , по ___________________

6. Существительные бывают трёх типов __________________.

- Вот какой у нас получился красивый домик.

Есть на речке на Чернильной

 Город сказочный, не пыльный.

 С незапамятных времен

 Существительным зовется он.

 В этом городе живет

 Удивительный народ.

 Он трудом своим полезен,

 Он бывает, строг и весел,

 Обозначит вмиг предмет,

 Что живой он или нет.

 Отвечает на вопрос

 Кто? и Что? нам здесь принес?

 Изменяется по числам, падежам,

 Помогает этим самым мне и Вам!

II. Упражнения по определению падежей.

– Что такое склонение?

– Сколько падежей в русском языке? /В русском языке 6 падежей/

– Какая скороговорка помогает запомнить названия и последовательность падежей?

Иван рубил дрова, Василиса топила печь.

Иван родил детёнка, велел тащить пелёнки

1. Вспомним названия падежей и вопросы.

/Два ученика работают у доски./

1 ученик – выставляет карточки с названием падежей;

2 ученик – выставляет карточки с вопросами

Именительный        Кто? Что?

Родительный                    Кого? Чего?

Дательный                    Кому? Чему?

Винительный                    Кого? Что?

Творительный        Кем? Чем?

Предложный                    О ком? О чём?

2. Дети рассказывают стихи:

Воскликнул Именительный:

- Мой именинник тот,

 Который изумительно

 Науку познает!

- Того, - сказал, Родительный,

Я отрицаю, кто

 Не может без родителей

 Надеть свое пальто.

- Тому, - ответил Дательный,

 Плохое имя дам,

 Кто не любил старательно

 Уроки делать сам.

- Того, - сказал Винительный, -

Я буду обвинять,

 Кто книжку вразумительно

 Не может прочитать.

С тем, - заявил Творительный, -

 Я только лишь в ладу,

 Кто очень уважительно

 Относиться к труду.

О том, - сказал Предложный, -

 Я предложу рассказ,

 Кто в жизни делать может

 Полезное для нас.

3. Игра “Какой падеж?”

В каком падеже стоит подлежащее? (И.п.)

Какой падеж без предлога не употребляются? (П.п.)

Падеж “работяга” (Т.п.)

Предлоги к и по пишутся с существительными в (Д.п.)

Вспомогательное слово “вижу, винить” (В.п.)

Какой падеж никогда не имеет при себе предлога? (И.п.)

Вспомогательное слово “нет” (Р.п.)

4. Работа с перфокартами.

Задание: Определите падеж выделенных существительных, поставьте “+” в нужном столбике.

1. В зоопарке мы видели волка.

2. На снегу виднелись следы зайца.

3. Тепло зайцу косолапому в его шубке.

4. Дятел застучал клювом по осинке.

5. Тучи ползли по небу мохнатым зверем.

6. Ландыш любит лесную глушь.         

          И.п.        Р.п.        Д.п.        В.п.        Т.п.        П.п.

1.                                   +                  

2.                 +                                    

3.                                                     +

4.                          +                          

5.                                            +        

6.        +                                            

Взаимопроверка в парах.

5.Блиц–опрос “Говори правильно!”

Задание: Поставить имена существительные в родительный падеж.

лоб – (лба)        лёд – (льда)

рот – (рта)        мох – (мха)

пень – (пня)        рожь – (ржи)

III. Три типа склонения имен существительных.

- Сколько типов склонения существует в русском языке?

– Какие существительные относятся к 1, 2 и 3 склонениям?

1. Прочитать записанные имена существительные.

Мышка, олень, дочка, степь, печка, поле, ночка, морковка.

Задание: Выписать только имена существительные 1 склонения и образовать от них однокоренные существительные 3 склонения

мышка – мышь

 дочка – дочь

 печка – печь

 ночка – ночь

 морковка – морковь

VI Окончания имён существительных

На доске карточки:

- Е

- И

– Что можно сказать об этих окончаниях?

Окончание – Е пишется у существительных первого склонения в дательном и предложном падежах и у существительных второго склонения в предложном падеже.

Окончание – И пишется у существительных первого склонения в родительном падеже и у существительных третьего склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

- Е        1 склонение        Д.п., П.п.

               2 склонение        П.п.

- И        1 склонение        Р.п.

              3 склонение        Р.п., Д.п., П.п.

1. Работа в тетрадях по рядам

Задание: просклоняйте существительные, выделите окончания.

1 ряд – погода

 2 ряд – медведь

 3 ряд – тетрадь

/три ученика работают у доски/

Проверка: самопроверка.

2. Составить из слов предложение.

Сверкающий, опушке, снег, на, леса, лежит

На опушке леса лежит сверкающий снег.

Задание:

- Найдите существительное с безударным падежным окончанием.

3.  Самостоятельная работа.

Задание. Списать текст, вставьте безударные окончания, объясните свой выбор.

В пол..  гудит вьюга. На  речк.. и озер.. от  мороза трещит лёд.  Букашки спрятались  от стуж..  под  корой деревьев.

в поле – П.п. 2 скл.

 на речке - П.п. 1 скл.

 на озёре – П.п. 2 скл.

 от стужи – Р.п. 1 скл.

Проверка – самопроверка.

А) Разберите второе предложение по членам предложения.

Б) Морфологический разбор (на) речке.

- Дети вспоминают морфологические признаки существительного

2.Блиц – опрос “Говори правильно!”

Заменить существительные единственного числа существительными множественного числа.

учитель        учителя

директор        директора

сторож        сторожа

инженер        инженеры

шофёр                    шофёры

Блиц – опрос “Говори правильно!”

Образовать родительный падеж множественного числа.

Учителя          учителей

туфли              туфель

места                мест

килограммы    килограммов

апельсины       апельсинов

яблоки             яблок

VI. Обобщающий контроль.

Тест.

1. Найдите имя существительное.

 а) яркая; б) добрый; в) читает; г) школьник; д) бежит.

2. Найдите имя существительное в единственном числе.

 а) блокноты; б) книга; в) журналы; г) газеты; д) тетради.

3. Найдите имя существительное в дательном падеже.

 а) лисой; б) лисы; в) лиса; г) лисе; д) лису.

4. Найдите имя существительное в творительном падеже.

а) ученика; б) ученику; в) учеником; г) об ученике; д) ученик.

5. Определи падеж существительного в предложении: Широко раскинулась наша страна.

 а) именительный; б) родительный; в) дательный; г) винительный; д) творительный.

6. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

а) Кого? Что? б) Кому? Чему? в) Кто? Что? г) Кем? Чем? д) О ком? О чём?

7. В каком падеже существительное не употребляется без предлога?

а) дательный; б) винительный; в) родительный; г) предложный; д) именительный.

8. В каком падеже существительное является в предложении подлежащим?

а) предложный; б) дательный; в) родительный; г) винительный; д) именительный.

9. Какие предлоги употребляется с существительными в родительном падеже?

а) о, об, на; б) над, под, перед; в) по, к; г) от, до, из;  д) за, про.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс.

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс. Программа «Школа России», русский язык - Рамзаева Т. Г. Тип урока: комбинированный. Метод обучения: проблемный....

Русский язык 4 класс. Разработка открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"

Русский язык в  4 классе. Учебник Т.Рамзаевой. Конспект открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"...

Открытый урок на тему «Имена существительные, которые отвечают на вопрос кого?»

Тема урока: «Имена существительные, которые отвечают на вопрос кого?»Предметная область: русский языкКласс: 3 классАвтор УМК: Русский язык 3 класс Г.М.Селиверстова,Ф.Т.МанзановаТип урока: урок усвоени...

Открытый урок по теме «Части речи. Обобщение» 2 класс

Данный урок представлен по программе "Перспектива"...

Открытый урок по теме "Имя существительное как часть речи"

Данный урок проводится в 3 четверти 2 класса, по программе "Школа России" Используются разные виды работы и ЭОР....