Перенос слова
план-конспект урока по русскому языку на тему

урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka._perenos_slova.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Перенос слов по слогам.

Цель урока: знакомство учащихся с правилами переноса слов по слогам.

Планируемые результаты обучения:

Обучающиеся должны знать:

- правило написания большой буквы в начале предложения, в именах и фамилиях;

- правило и  алгоритм переноса слов с одной строки на другую.

Обучающиеся должны уметь:

- работать в паре и в группе по предложенному учителем плану;

- с помощью учителя определять цель деятельности на уроке;

- использовать знако – символические средства при оформлении правил переноса;

- составлять под руководством учителя алгоритм звуко – буквенного анализа слов.

Основные понятия: слог, мягкие и твердые звуки, однокоренные слова, ударение.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы: учебник русского языка автор Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной ( Образовательная система « Школа 2100» ), демонстрационная таблица, карточки для работы в паре, тетрадь с печатной основой, стр. 9.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Целеполагание и мотивация

Личностные УУД

( осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку).

Регулятивные УУД

( самоорганизация и организация своего рабочего места).

- Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра.

Слайд 1

- Я желаю тебе добра, ты желаешь мене добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно, я тебе помогу.

Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.

Чистописание

Познавательные УУД

( актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций)

Личностные УУД

( осознание своих эмоций, интереса к изучению языка)

Регулятивные УУД

( учатся работать по предложенному учителем плану)

  1. Рисование

« бордюра», состоящего из домиков

- Откройте тетрадь на стр. 9. Рассмотрите рисунок. ( В тетради рисунок с изображением цапли.)

Куда спешит цапля? Интересно, кто ее там ждет?

Нарисуем домики на строчке.

( Учитель показывает последовательность на доске.)

  1. Самостоятельное

прописывание букв и сочетаний

- Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова.

Есть в русском языке эти заглавные буквы?

Какой одинаковый элемент есть в написании этих букв?

Напишите ее по образцу.

  1. Чтение слов, их запись

Самостоятельное выполнение заданий с написанными словами:

- Подчеркните слово, состоящее из одного слога.

- Обведите в зеленый овал то слово, в котором букв больше, чем звуков.

- Обведите в синий овал слово, в котором звуков и букв поровну.

- Запишите слова, диктуя их по слогам.

Какую роль играют в словах буквы «ь» и «ъ»? Подчеркните их в словах.

 

Дети рассматривают рисунок.

Затем дети рисуют самостоятельно.

Мягкий знак, твердый знак, буква «ы».

 

Нет.

Буква «ь».

Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу.

Пишут слова с буквами «ь» и «ъ», проговаривая по слогам.

Актуализация знаний и фиксирование затруднения

Познавательные УУД

( осознание учащимися компонентов учебной деятельности и мотивов собственных действий)

Познавательные УУД

(актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний)

На доске карточки слов с пропущенными буквами:

Су…… ота, с…бака, кла…., гру….а, то….а, ма….а.

- Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права?

- Почему ты считаешь, что я права (не права)?

- Какое задание можно выполнить со словами?

- Давайте выполним задание: найти лишнее слово. Какое слово здесь лишнее?

Учитель подводит детей  к тому, что лишнее слово – собака, т.к. не содержит удвоенную согласную.

(Возможны и другие варианты.)

Уберём лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя орфограммы.

Учитель или один из учащихся пишет на доске, причем слово масса не помещается на строке целиком.

Учащиеся читают самостоятельно.

Учащиеся делают выбор.

Обоснование детьми своего выбора.

Варианты детей:

списать, подчеркнуть орфограммы; разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.

Предположения детей.

Записывают в тетради слова с комментированием.

Выявление места и причины затруднения

Познавательные УУД

(активизация мыслительной деятельности через проблемное задание)

Регулятивные УУД

(определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя)

Коммуникативные УУД

(оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений)

- О каком сказочном герое эти слова?

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный.

Но любил папаша сына,

Что за странный…

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?

Слайд 2

- Кто еще из героев помещен на этом слайде? Из какой они сказки? Над каким вопросом задумался Буратино?

- Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?

- Как вы думаете: переносить слово нужно по правилам или так, как захочет пишущий? Что бы вы предложили?

Сообщение темы урока

- Какова цель нашего урока?

Сформулируйте тему нашего урока.

- Сегодня вы узнаете правила переноса, потренируйтесь в переносе слов.

Попробуйте каждый для себя определиться по таким направлениям: хочу знать и хочу научиться

(выражения на доске)

- Что значит перенести?

-Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово.

Какие у вас идеи?

Учитель фиксирует варианты переноса на доске.

- Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова.

- Задание было одно?

- Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем?

- Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть.

Буратино.

Мы перенесем это слово.

Обсуждаются различные варианты, выдвинутые детьми, выбирается оптимальный вариант.

Дети предлагают варианты.

Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.

Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово.

Дети предъявляют результат своего труда.

Варианты переноса могут быть разные:

ма –сса, масс – са,

масс – а...

Да.

Как переносить слова; правила переноса слов.

Построение проекта выхода из затруднения

Познавательные УУД

( ориентирование в условных обозначениях)

Регулятивные УУД

( осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале)

Коммуникативные УУД

(участие в работе группы, распределение роли, общение друг с другом)

Познавательные УУД

( сравнение слов по нескольким основаниям; нахождение закономерностей; самостоятельное продолжение их по установленному правилу)

Познавательные УУД

( умение с большой долей самостоятельности работать с моделями)

- Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль?

- Каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.

Такое же правило предлагает и Мальвина и Буратино.

А план работы такой

( Слайд 3).

  1. Прочитать слова.
  2. Обратить внимание на выделенные буквы.
  3. Посмотреть, где стоит знак переноса.
  4. Сформулировать правило переноса слов.

- Что должно получиться у каждой группы в результате работы?

Сколько правил у нас получится?

Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.

- Слушаем результаты работы групп. 1 группа, прочитайте слова хором, обращая внимание на перенос.

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

Все согласны с выводом группы?

Учитель фиксирует на доске модель ( Слайд 4):

- О чем говорит эта схема?

- Слушаем вторую группу.

- Прочитаем слова хором

( Слайд 5),

- Обращая внимание на перенос.

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

- Все согласны с выводом группы?

Учитель фиксирует на доске модель (Слайд 6):

…С – С…

- Слушаем третью группу.

- Прочитаем слова хором

( Слайд 7), обращая внимание на перенос.

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

- Все согласны с выводом группы?

Учитель фиксирует на доске:

…ъ - .., …ь-…, …й- ….

Слушаем четвёртую группу.

- Прочитаем слова хором

( Слайд 8), обращая внимание на перенос.

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

-Вы согласны с выводом группы?

Фиксируем модель:

 У - …!

- Что случилось, почему буква плачет?

У :….!

- Почему изменилось настроение у буквы?

Аналогично прорабатывается последнее правило ( Слайд 9): 1 слог не переносим.

…        … !

- А почему нельзя переносить?

- Сколько правил мы открыли? Проговорим их еще раз, пользуясь схемами моделями.

- Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?

- Помогите Буратино составить алгоритм: как вы будете действовать, если надо перенести слово.

Учитель фиксирует на доске

(Слайд10):

  1. Читаем слово.
  2. Делим на слоги.
  3. Вспоминаем, какое правило подходит.
  4. Записываем.

- Почему выделены слова « вспоминаем», « правило»?

Следить, чтобы каждый выражал своё мнение, и работать по плану.

Правило переноса слов.

Сколько групп, столько и правил.

Дети работают в группах и формулируют правило.

Все читают слова:

КА-ран-даш, то- пор, мо-роз.

Выделены буквы гласных, а

знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам.

Слова переносятся по слогам!

Показ задания.

Все читают хором слова:

Кас-са, тон-на.

Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если есть две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.

Показ задания.

Все читают хором слова: конь-ки, зай-ка, подъ-езд.

Выделены буквы ъ, ь, й. Знак переноса стоит после них, значит, их нельзя отрывать от предыдущего слога.

Показ задания.

Все читают хором слова: обед, еще, края.

Выделены слоги о-, е-, -я. Знак переноса не стоит, значит, одну букву переносить нельзя.

Не хочет стоять одна!

Слово тоже протянуло ей руку, теперь она не одна.

Читают слова: сон, ток, лук, страх.

Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет.

Слова переносятся только по слогам!

Проговаривают все правила, используя схемы- модели.

Сравнивают с учебником ( стр. 21), делают вывод: мы открыли больше правил.

Должны перенести их правильно.

Физкультминутка

Личностные УУД

( умение применять правила охраны своего здоровья)

Звучит песня Буратино

(Слайд 11):

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Выполняют под музыку физические упражнения.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Регулятивные УУД

( проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности)

Познавательные УУД

(умение следовать образцу и правилу)

Познавательные УУД

( выведение общего для целого ряда слов на основе выделения существенной связи)

- Вернемся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение?

Слайд12

- Расскажите Буратино, как же мы перенесём слово масса, которое не вошло в строку?

Слайд 13

Из предложенных Мальвиной слов: осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён выписать:

Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса ( но – ты); девочкам – слова, которые нельзя переносить.

Выяснение понимания задания

- Есть ли у вас совпадения?

( Взаимопроверка. Проверить вслух. Самопроверка.)

Возвращаются к заданию, которое вызвало затруднение. Не могли перенести слово масса.

Применяют алгоритм и объясняют перенос.

Дети читают слова и выполняют задание.

Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм. Применяют правила, объясняют перенос.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 ( понимание смысла задания;  Познавательные УУД

возможность применить первоначальные способы поиска информации)

Коммуникативные УУД

(осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания)

Проверка усвоения материала по уровням

- Дети, ваша задача – выбрать то задание, которое вам больше всего понравилось, и  выполнить его.

1 уровень. Запиши слова по образцу, поделив их для переноса:

Стриж- стри-жи, еж - …., барсук - …, волк - …. .

2 уровень. Запиши слова с противоположным значением, разделив их для переноса: жара - …, сухой - …, быстрый -…..

( Холод, мокрый, медленный)

3 уровень. Как зовут этих животных в сказках? Запиши, разделив для переноса: лиса ( рыжая, кумушка, плутовка)

Медведь( михайло, косолапый); волк ( серый, волчище); заяц ( косой, хвастунишка)

При проверке обращаем внимание на правильность, в случае спорной ситуации находим истину. Особое внимание к слову «медленный», предлагаем детям просмотреть все варианты и сделать вывод о переносе слов с удвоенной согласной.

Учащиеся выбирают понравившееся задание.

После выполнения проверяют работу по эталону.

Включение в систему знаний и повторений

Личностные УУД

( формирование личного( эмоционального) отношения к содержанию пословицы)

Познавательные УУД

( использование простейших приёмов анализа различных видов текстов, умение устанавливать аналогии)

Упражнение 19 стр. 19.

- Прочитайте задание. Как вы понимаете смысл данной пословицы?

Птица рада весне, а младенец – матери.

-Спишите предложение, подчеркните буквы гласных звуков, поставьте ударение.

- Разделите слова на слоги.

Образец записи:

Пти- ца ра- да вес- не и т.д.

Людям дорога теплота отношений.

Дети записывают предложение, обозначают буквы гласных, называют их, ставят ударение.

Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог)

Личностные УУД

( оценивание разного вида деятельности на уроке)

Регулятивные УУД

( формирование умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей)

- Какое открытие мы сегодня сделали?

- Для чего нам понадобятся эти правила?

- Прочитайте на зеленой полосе в тетради слова и расскажите о правилах переноса слов.

- Найдите трехсложное слово, разделите его для переноса. Запишите его на зеленой полосе.

- Что на сегодняшнем уроке показалось вам самым интересным?

- Закончите предложения:

Я сегодня узнал…..

Я научился….

Мне было…..

Слайд 13

- Буратино говорит вам всем спасибо за помощь.

Выучили правило переноса слов.

На данном этапе фиксируется новое содержание , изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...

Развитие умения переносить слова. (й при переносе).

Данная разработка урока русского языка по теме : Развитие умения переносить слова (й при переносе) поможет учителю начальных классов в проведении урока....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. "Перенос слов. Правила переноса".

Целью урока является знакомство с правилами переноса слоа с одной строки на другую. Развитие логического мышления учащихся, обогащение словарного запаса. Умение выражать свои мысли в грамматически пра...

Перенос слов. Правила переноса слов. 1 класс

Цель: познакомить с правилами переноса слов....

Презентация "Перенос слов. Правила переноса" русский язык, 2 класс

Презентация по русскому языку. Тема "Перенос слов. Правила переноса" 2 класс, УМК "Школа России"...