Различение типов склонений имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сорокина Елена Евгеньевна

Урок по русскому языку в третьем классе. УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_3_klasse.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Издательство «Академкнига/Учебник»

                                                          МОУ МЦ « Раменский дом учителя»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                     Проектная работа

                            Разработка урока  русского языка в 3 классе  

по теме «Различение типов склонений имён существительных»      

                           

                 УМК « Перспективная начальная школа»

                      учителя начальных классов   Новосельской ООШ

                         Раменского района Московской области

                              Сорокиной Елены Евгеньевны              

                                                         Раменское

                                                           2014 год

Тип урока:  Применение, обобщение и систематизация предметных ЗУНов, УУД.

Тема: « Различение типов склонений имён существительных».

Задачи урока:

        Образовательные:

1. Добиться понимания того, какие существительные относятся к 1, 2, 3—му типу склонений.

2. Продолжить формировать у детей представление о правильном использовании опорных слов для правописания безударных падежных окончаний и применять знания на практике.

3. Вспомнить, что такое устойчивые выражения, синонимы и омонимы. Продолжить знакомить с устойчивыми выражениями.

4. Продолжить формировать у детей называть правильно орфограмму и находить проверочное слово.

Развивающие:

1 . Продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации.

2.   Пролжать работу по развитию у учащихся коммуникативных умений и навыков ( работа в группах,  парах)

3. Развитие умения анализировать , обобщать, делать самостоятельно выводы.

4. Развитие речи учащихся, орфографической зоркости,обогащение словарного запаса,

            Воспитательные:

  1. Воспитание познавательного интереса, расширение кругозора учащихся.
  2. Воспитывать умение слушать одноклассников и учителя, принимать другую точку зрения.
  3. Продолжить работу по воспитанию у детей интереса и любви к родному языку.

 Методы и приёмы организации деятельности учащихся: работа в парах, группах, самостоятельная работа.

Учебно — методическое обеспечение:

Учебник М. Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, Т. А. Байковой « Русский язык» 3 класс ( часть 1), учебник М. Л. Каленчук, О. В. Малаховской, Н. А. Чураковой « Русский язык» 3 класс ( 2 часть), тетрадь для самостоятельной работы № 1, карточки с разноуровневыми заданиями.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

                     Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Организаци-

онный момент

Организовать рабочее место учащихся.

Контроль организации рабочих мест учащихся

Проверка готовности рабочих мест

Мобилизация волевых усилий

Актуализация знаний учащихся.

Создание ситуации успеха.

 

- Сядьте так, будто аршин проглотили.Надеюсь, что сегодня на уроке вы не попадёте впросак, не будете работать спустя рукава, чувствовать себя будете, как рыба  в воде, А жизнь на уроке будет бить ключом.

Поясняют высказывание учителя, вспоминают, что такое устойчивые ( фразеологичес-кие обороты), зачем люди используют их в речи.

Положительное отношение к обучению.

Мобилизация волевых усилий

Знать, что такое устойчивые выражения и уметь их объяснить.

Этап целеполагания.

 Работа с учебником, с оглавлением.

Формулирование и осознание учащимися основной цели урока.

Выявить имеющиеся у учащихся знания по теме . Продолжать формировать умение учащихся ориентироваться на страницах учебника.

Выявить знания учащихся о типах склонений.

Формировать навык работы с несколькими источниками информации.

- Сформулируйте тему урока, пользуясь содержанием учебника.

- Какие задачи мы поставим на урок?

- Какие знания нам будут необходимы на  уроке?

Открывают содержание и формулируют тему и задачи урока.

Какие существительные относятся к 1, 2, 3 типу склонения.

Приводят свои примеры.

Смыслообразование и готовность к обучению.

Ориентироваться в своей системе знаний.

Работать с оглавлением учебника, быстро ориентироваться на страницах учебника.

Применение и закрепление знаний в условиях выполнения упражнений.

1) Работа с учебником, словарём

Выявить имеющиеся у учащихся знания по теме . Продолжать формировать умение учащихся ориентироваться на страницах учебника.

Вспомнить, что такое синонимы, омонимы.

Познакомить с новым устойчивым выражением.

Формировать навык работы с несколькими источниками информации.

– Откройте упр. № 148. Прочитайте.

- Найдите синоним к слову сказка. Напомните, какие слова называются синонимами.

- Найдите устойчивое выражение.

- Найдите в Толковом словаре слово «дух».

- Какое значение соответствует значению слова в стихотворении?

-Что нужно сделать в № 148?

- Что для этого нужно знать?

Оказывает помощь тем, кому она требуется.

Читают стихотворение « Японский календарь».

Вспоминают, что такое синонимы и находят их в тексте: сказка — поверье.

Дети находят «во весь дух» и объясняют его значение.

Находят в Толковом словаре слово «дух», оно написано два раза, значит это омоним.

Распределить слова по склонениям.

Дети работают самостоятельно.

Проверка в парах.

Осуществление контроля процесса и результатов деятельности.

Составлять план решения задачи и действовать по ранее составленному алгоритму.

Работа в парах. Слушать мнение другого, аргументировать своё. Контроль и самооценка.

Подводить под понятие ( формулировать правило).

Донести свою точку зрения и обосновать её, приводя аргументы.

Использование нескольких источников информации.

Сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Применять ранее полученные знания для преобразования их и применения на практике.

Динамическая пауза.

 Расслабить мышцы лёгкими физическими нагрузками, не забывая о теме урока.

- Я буду называт существительные. Если 1 скл. - прыжок и хлопок, если 2 скл. - поворот туловища, 3скл. - присесть. Слова: руль, словарь, тюль, печка, печь, тетрадка, тетрадь, король, корень.

Встают с места и выполняют заданные учителем движения.

Удерживать задачу до конца.

Выполнять простейшие инструкции.

Применение и закрепление знаний в условиях выполнения упражнений.

Применять знания о типах склонения и опорных словах на практике.

- Откройте упр. № 144.

- Какие знания потребуются, чтобы выполнить задание?

- В группах по алгоритму вставьте пропущенные окончания и определите падеж.

Учитель контролирует работу групп и оказывает помощь.

Читают задание к № 144.

Дети вспоминают опорные слова и алгоритм выбора буквы в безударных падежных окончаниях ( 1.Поставить слово в нач. форму. 2.Определить тип склонения.

3. Подставить нужное опорное слово. 4. Определить окончание и падеж)

Работают в группах.

Списывают текст

Ориентироваться в своей системе знаний, предполагать, какая информация нужна.

Нравственно-эстетические нормы поведения при работе в группах.

Поиск средств осуществления задач учебной деятельности, удерживать учебную задачу до конца.

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Использовать различныеспособы поиска информации в соответствии с учебным задачами.

Понимание и преобразование информации.

Самостоятельная работа.Учебник №146.

Самостоятельно применять алгоритм выбора буквы в безударном падежном окончании сущ — го.

- Найдите № 146. Прочитайте задания.Какие вопросы?

Контролирует работу учащихся, оказывает помощь.

Читают задания  и задают вопросы, если что-то не понятно.

Инициативное сотрудничество ( если возникла необходимость, сосед по парте помогает)

Выполнять инструкции, оформленные в письменном виде.

Осуществлять контроль и самоконтроль.

Понимание и преобразование информации.

Рефлексия.

Проверка усвоения темы урока.

Контроль и оценка своей деятельности.

- По какой теме мыработали на уроке?

- Какие задачи были поставлены?

Какие задания вам показались наиболее интересными?

- Какие задания показались трудными?

- Каких знаний не хватило?

- Давайте вернёмся к началу урока.( на доске фразеологизмы, с которых начался урок)

- Ну а я только диву давалась.

Дети называют тему и задачи урока.

Дети называют различные задания, которые были на разных этапах урока, вспоминая тем самым то, что было изучено на уроке.

- Мы сегодня не попали впросак, не работали спустя рукава, чувствовали себя, как рыба в воде, жизнь на уроке била ключом.

Умение критично и аргументированно оценивать свою работу и работу одноклассников.

Удовлетворение познавательных интересов.

Домашнее задание.

Выбрать задание по своему уровню сложности.

- Осталось получить только домашнее задание. Оно будет разного уровня трудности.

1 -ый уровень — У. Упр. № 147.

2-ой уровень- карточка № 1.

3-ий уровень — карточка №2

Спасибо за урок!

Дети выбирают домашнее задание по уровню сложности.

Развитие самостоятельности и умени ебрать на себя ответственность.

Удовлетворение познавательных интересов.

                        Приложение.

                        Карточка № 1.

        Прочитайте текст.

        Лес стоял в тишине. Низкие облака ползли над самой землёй. Они почти цеплялись за верхушки елей. В воздухе кружилась живая сетка из мелких снежинок.  ( По Д. Мамину — Сибиряку)

  1. Озаглавь текст.
  2. Замени глаголы синонимами.
  3. Определи склонение и падежи у существительных в ед. числе.

                        Карточка № 2.

        Используя данные существительные , составь текст « Зимние забавы».

Зима, ребята, каток, коньки, горка, сугроб, лыжи , снеговик.

  1. Запиши текст в тетради.
  2. Определи склонение и падежи у существительных в ед. числе.

Тип урока:  Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков.

Класс: 3

Учитель: Сорокина Елена Евгеньевна

Тема: « Существительные первого склонения»

Задачи урока:

        Образовательные:

1. Добиться понимания того, какие существительные относятся к 1—му типу склонений.

2. Продолжить формировать у детей представление  о склонении.

3. Продолжить знакомить с устойчивыми выражениями.

4. Продолжить формировать у детей называть правильно орфограмму и находить проверочное слово.

Развивающие:

1 . Продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации.

2.   Пролжать работу по развитию у учащихся коммуникативных умений и навыков ( работа в группах,  парах)

3. Развитие умения анализировать , обобщать, делать самостоятельно выводы.

4. Развитие речи учащихся, орфографической зоркости,обогащение словарного запаса,

            Воспитательные:

  1. Воспитание познавательного интереса, расширение кругозора учащихся.
  2. Воспитывать умение слушать одноклассников и учителя, принимать другую точку зрения.
  3. Продолжить работу по воспитанию у детей интереса и любви к родному языку.

 Методы и приёмы организации деятельности учащихся: работа в парах, группах, самостоятельная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме"Определение типа склонения имён существительных" 4 класс

Данная презентация по теме "Определение типа склонения имён существительных" может быть использована на уроках русского языка по любой программе для 3-4 класса.  Подобран развивающий в данной обл...

Урок русского языка в 3 классе "Закрепление о типах склонения имён существительных"

Урок русского языка в 3 классе "Закрепление о типах склонения имён существительных" Цели: 1. Совершенствовать умение определять тип склонения у существительных в начальной форме и в косвенных пад...

Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"

Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"...

"Закрепление о типах склонения имён существительных"

Тема.  "Закрепление знаний о типах склонения имен существительных".Цели. Совершенствовать умение определять тип склонения у имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах...

Методическая разработка КВН по русскому языку на тему "Три типа склонения имён существительных".

КВН Проводится в 4 классах.  Цели :1.            Обобщить знания о склонении имён существительных.2....