Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Парилова Елена Валерьевна

Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка

Учитель: Парилова Елена Валерьевна

Тема: Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа

Цели:

  1. Совершенствовать умение различать лицо глаголов, число глаголов, умение писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа
  2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память
  3. Воспитывать умение работать в коллективе

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Мотивация к учебной деятельности

- Мы продолжаем работать над глаголами

- Сегодня на урок будет много интересных заданий

  1. Этап актуализации знаний

- Тему нашего урока мы должны узнать, выполнив следующие задания

  • Запись числа. Восемнадцатое апреля

Классная работа

  • Минутка каллиграфии

- Запишите сочетания букв

гу при ля сёшь ешь не ешь ти шо ид

(гуляешь, принесёшь, идёшь, тишь)

- Что вы можете сказать о данных словах? (Во всех словах в конце пишется Ь)

  1. Этап разрыва

- Какое слово лишнее? (тишь)

- Почему так считаете? (Тишь – имя существительное, остальные слова являются глаголами)

- На какие вопросы отвечают глаголы? (Что делаешь? Что сделаешь?)

- Что обозначает глагол? (действие предмета)

- Скажите, в слове «тишь» почему пишем в конце Ь знак? (Потому что у существительных женского рода на конце после шипящих пишется Ь)

  1. Этап целеполагания

- Какого лица и числа эти глаголы? (2 лицо, единственное число)

- Докажите. (К данным глаголам можно подставить местоимение «ты»)

- Что пишется в конце данных глаголов? (Ь)

- Какое правило мы знаем? (Мягкий знак в личных окончаниях глаголов пишется в конце после шипящих 2 лица единственного числа)

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем занятии? (О написании Ь в окончаниях глаголов  2 лица единственного числа)

- Да, сегодня мы будем выполнять упражнения в написании Ь знака в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа

- У меня вопрос к вам. Как начинается ваше утро?

- Запишите предложение

- Утром ты встаёшь, делаешь зарядку, умываешь лицо, завтракаешь и идёшь в школу.

- Найдите главные члены предложения, подчеркните

- У глаголов определите лицо, число. Найдите и выделите орфограммы.

- Простое или сложное предложение? (Это простое предложение с однородными членами, обозначенными запятыми)

  1. Этап конкретизации способа действия

- Однажды мой ученик получил задание записать глаголы во 2 лице в единственном числе.

Он хорошо усвоил, что глаголы 2-го лица единственного числа оканчиваются на мягкий знак.

Вот какие слова он записал:

(на экране):

Постучишь

Промолчишь

Зашьешь

Тишь

Помощь

Снять

Глотать

- Правильно ли он записал? (нет)

- Какие слова лишние?

- Какие слова не являются глаголами? (тишь, помощь)

- Почему? (Имена существительные)

- Почему слова «снять» и «глотать» не подходят?

- Это же глаголы? И тоже на конце Ь? (Это глаголы неопределённой формы)

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы? (Что делать? Что сделать? и т.д.)

- Какую мы сегодня орфограмму повторяем? (На конце глаголов 2 лица единственного числа пишется Ь знак)

- Запишите глаголы 2 лица единственного числа (постучишь, промолчишь, зашьёшь)

- В каком слове есть ещё одна орфограмма? (зашьёшь: разделительный мягкий знак пишется после согласных, перед гласными е, ё, и, ю, я)

  1. Этап закрепления

Физ. минутка

Игра «Будь внимателен»

- Если называю глагол 2 лица единственного числа – хлопнуть в ладоши, если нет – не хлопать (идёшь, шумишь, поёшь, плывёшь лежит, цветёт, растёшь, кричит, говоришь, читает)

  1. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой

Планирование работы

Первый ученик диктует предложение.

Второй ученик выписывает глаголы 2 лица единственного числа, выделяет орфограмму.

Первый ученик после окончания каждое слово проверяет, проговаривая правило.

Второй ученик оценивает написание слов (правильность, каллиграфия).

Затем меняются ролями (задание усложняется).

Второй ученик диктует глаголы 3 лица единственного числа.

Первый ученик записывает эти слова во втором лице единственного числа, объясняет вслух.

Второй ученик проверяет, оценивает.

1 задание. Каждое воскресенье ты спешишь на школьный стадион и играешь с товарищами в футбол.

Задания: - выписать глаголы 2 лица единственного числа

- выделить орфограммы

2 задание. Записать глаголы во втором лице единственного лица.

Ведёт, лизнёт, играет, желает

(ведёшь, лизнёшь, играешь, желаешь)

Задание: запишите

Прочитайте записанные пары слов. Постарайтесь их запомнить. Через 1-2 минуты словосочетания закрываю.

Написать по памяти первые слова сочетаний. Подчеркните орфограммы.

На доске: желаеш.. удачи

Диктуеш.. текст

Поймаеш.. муху

Встречаеш.. маму

Меняеш.. книгу

Ужинаеш.. дома

Моеш.. окно

- Сколько слов написали?

- Как написали?

  1. Самооценка оценивания

- Оцениваем сами себя (память)

  1. Рефлексия

Этап подведения итога урока

Этап оценивания

- А теперь минутка раздумий

- Что мы сегодня делали?

- Какие задания вам понравились больше всего?

- Какие задания вам показались самыми трудными?

- Выберите фразу, которая для вас подходит, и рядом поставьте плюсик.

Текст: Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!

  1. Домашнее задание

Упражнение …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"

Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа."

Урок русского языка направлен на формирование самостоятельной поисковой деятельности, умение работать в парах....

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

Конспект урока русского языка "Правописание мягкого знака в конце слова"

Урок русского языка по системе Л.В.Занкова для 2 класса  в свете ФГОС....

Конспект урока русского языка "Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тема: «Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода»  Цели деятельности учителя расширение умений в правописании Ь знака на конце имен существительны...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Склонение личных местоимений 3 лица единственного и множественного числа".

Презентация к уроку "Склонение личных местоимений 3 лица единственного и множественного числа". На уроке ведётся подготовка к выполнению заданий ВПР....