Части речи. Обобщение.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цели урока:
1) Закрепить знания учащихся о частях речи.
2) Работать над активизацией словаря учащихся.
3) Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь.
4) Способствовать развитию доброжелательного отношения к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе по программе «Школа России»
Тема: « Обобщение знаний о частях речи»
Цели урока:
- Закрепить знания учащихся о частях речи.
- Работать над активизацией словаря учащихся.
- Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь.
- Способствовать развитию доброжелательного отношения к окружающему миру.
Тип урока: урок обобщения изученного материала.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
- Картонные часы со стрелками
- Презентация к уроку
- Таблицы с заданием
- Учебник «Русский язык 2 часть» Т. Г. Рамзаева
- Лист самооценки
План урока
Орг. момент: Здравствуйте, ребята, начнём урок русского языка с девиза: (слайд № 1 «Урок русского языка»)
Мы тайны языка познаем!
Мы все загадки разгадаем!
И будем грамотно писать!
Над каждым словом рассуждать…
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, я задумала слово, а отгадать его вам поможет звук.
( Слайд № 2 Звук- тиканье часов)
Учитель: Правильно, ребята, это часы. Что такое часы? (ответы детей)
А где мы сможем посмотреть точное определение этого слова?
(в толковом словаре) Посмотрите на экран и прочитайте определение.
(слайд № 3 Определение слова часы)
Часы - прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших чем одни сутки.
Учитель: Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: « Что делают часы?»
(ответы детей - идут, тикают, измеряют время..)
Учитель: Какая часть речи нам помогла охарактеризовать действие часов?
(глагол)
Учитель: Посмотрите, на часы, которые были изготовлены в разное время мастерами.
( Слайд № 4 Виды часов )
Учитель: Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: « Какие часы?»
( старинные, красивые, механические, электронные, солнечные и т.д.)
Учитель: Какая часть речи нам помогла охарактеризовать часы?
( имя прилагательное)
Учитель: Ребята, а кто знает, как называются главные часы страны?
И где находятся эти часы?
( Часы на Спасской башне - Куранты)
Учитель: Молодцы, посмотрите на экран, полюбуйтесь на эти величественные часы, по ним вся страна сверяет время!
(Слайд № 5 Куранты)
Учитель показывает ребятам картонные детские часы.
Учитель: Посмотрите, ребята, у меня тоже есть часы, может ли по ним сверять время вся страна? (нет) Почему?
(Рассуждения детей)
Учитель: Правильно, потому что в моих часах нет механизма. А из чего состоят часы? Давайте посмотрим на экран и ответим на этот вопрос.
(Слайд № 6 часовой механизм)
( Ответы детей- пружинки, колёсики, стрелки …)
Учитель: Какая часть речи помогла вам ответить на мой вопрос?
( Существительное)
Учитель: Все детали в часовом механизме очень важны! А как вы считаете, ребята, можно ли сравнить русский язык с часовым механизмом? Почему?
( Часовой механизм состоит из деталей, а русский язык из разных частей речи. И каждая часть речи, как и деталь в часовом механизме очень важна и играет свою роль.)
Учитель: Как вы думаете, ребята, какая тема нашего урока?
(Части речи)
Учитель: А какую цель мы себе поставим?
( Закрепить знания о частях речи)
(Слайд № 7 Тема и цель урока)
Учитель: Мы с вами уже вспоминали сегодня такие части речи, как существительное, прилагательное и глагол. Какие ещё части речи вы знаете?
(Местоимение, наречие, предлог, союз, частица)
Учитель: На какие две группы можно разделить все части речи? Чем отличаются эти группы друг от друга?
(Самостоятельные и служебные. Самостоятельные -могут быть членами предложения, а служебные -служат для связи слов в предложении.)
Учитель: Сейчас мы подробнее вспомним о самостоятельных частях речи, поделитесь на три группы. Каждая из групп получит план , по которому нужно будет подготовить небольшой доклад о части речи, которая вам достанется.
(Вспоминаем правила работы в группе. Командиры команд из представленных трёх карточек тянут часть речи , учитель раздаёт план и группы начинают работать)
Карточки: Существительное, прилагательное, глагол.
План ответа
- Дать определение части речи
- Признаки начальной формы
- Постоянные признаки
- Непостоянные признаки
- Синтаксическая роль
(Выслушивается доклад каждой группы, проверяется правильность и полнота ответа)
Учитель: Молодцы, вы хорошо потрудились, а сейчас посмотрите на экран , там изображена схема предложения, я предлагаю вам составить по этой схеме предложение о часах.
(Дети проговаривают варианты предложений)
Учитель: Запишите предложение, найдите грамматическую основу и обозначьте части речи. Обратите внимание, что основа в этом предложении может быть не одна, какой знак перед союзом нужно будет тогда поставить?
( Схема : Существительное глагол прилагательное существительное союз местоимение наречие глагол)
(Слайд №8)
( Пример предложения: Папа завёл старинные часы, и они громко затикали)
Физкультминутка
Учитель: Посмотрите на экран. К какой части речи относиться каждое слово?
(Слайд № 9)
пружинка часовщик тикает
часовой в медленно
его но не
( Ученики, проговаривают каждое слово, определяют к какой части речи оно относиться и какие орфограммы есть в этом слове)
Учитель: Есть на экране одно слово, некоторые из вас отнесли это слово разным частям речи.
( Дети: Это слово – часовой, оно может быть и прилагательным и существительным)( приводят примеры предложений).
Учитель: Давайте уточним значение этих слов в словаре. Посмотрите на экран.
(слайд № 10. Статья из толкового словаря)
Часовой Мастер — профессия, ранее ремесленническая специализация. Мастер по изготовлению и ремонту настенных, наручных, карманных и прочих часов. Также «часовщиками» (разг.) называют людей, профессионально занимающихся часами, работающих в сфере часового бизнеса (производителей часов, часовых дизайнеров, т.д.)
Часово́й (от часы) — вооружённый караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста.
Учитель: Молодцы, ребята, вы очень внимательные, а сейчас мы проверим, всё ли вы помните о частях речи, откройте учебник на странице 155, там вы увидите таблицу, точно такая же таблица лежит у вас на партах. Заполните её и сдайте.
(Дети заполняют и сдают таблицы)
Учитель: Ребята, время в нашей жизни играет большую роль, а знаете ли вы пословицы о времени?
(Ответы детей)
Учитель: Прочитайте пословицы на экране.
(Слайд 11 Пословицы)
(Чтение и обсуждение пословиц)
Учитель: Из каких частей речи составлены пословицы? Вспомните, ребята, с чем мы сравнивали русский язык в начале урока? Какая тема была , цель? Добились ли мы поставленной цели?
( Дети: Мы сравнивали русский язык с часовым механизмом, как и часовой механизм, русский язык состоит из частей, каждая из которых играет свою роль и очень важна.)
(Слайд 12. Тема и цель урока)
Учитель: Ребята, на столах у вас лежат листы самоанализа, по которым вы сможете оценить свою работу на уроке.
(Дети оцениваю свою работу и сдают.)
Учитель: Ребята, посмотрите на экран и прочитайте домашнее задание.
( Слайд 13. Домашнее задание)
(Домашнее задание: Написать сказку о частях речи или составить кроссворд на тему: «Части речи»)
(Слайд 14 Спасибо за урок!)
Часть речи | Существительное | Прилагательное | Глагол | Наречие |
Изменяемая | ||||
Неизменяемая | ||||
Называет | ||||
Предмет | ||||
Действие предмета | ||||
Состояние предмета | ||||
Признак предмета | ||||
Место действия | ||||
Время действия | ||||
Образ действия | ||||
Имеет формы | ||||
род | ||||
склонение | ||||
спряжение | ||||
лицо | ||||
число | ||||
Изменяется по: | ||||
числам | ||||
падежам | ||||
родам | ||||
лицам |
Приложения
Лист самоанализа
Да | Не совсем | нет | |
Мне было легко и интересно работать на уроке | |||
Я хорошо ориентируюсь в теме «Части речи» | |||
Я могу объяснить эту тему своему однокласснику | |||
Я отлично поработал на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Части речи(обобщение)
Рассказ о частях речи(обобщение) для 3 класса...

Части речи. Обобщение 3 класс
Урок по учебнику Т.Г.Рамзаевой "Русский язык 3 класс". Урок-обощения с игровыми моментами. Можно использовать при повторении материала в начале 4 класса.Цель: систематизировать имеющиеся у детей ...

Части речи (обобщение)
Урок русского языка по теме "Части речи". Можно использовать в 3 или в 4 классе...
Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.
Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....
Урок русского языка 2 класс. Тема:"Части речи. Обобщение."
Данный урок имеет интегрированную направленность. Тема по русскому языку переплетается с темой по ознакомлению с окружающим миром "Жизнь диких животных"....

Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"
Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...