Части речи. Обобщение.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Бочкарева Евгения Александровна

Цели урока:   

1)    Закрепить знания учащихся о частях речи.

2)    Работать над активизацией словаря учащихся.

3)    Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь.

4)    Способствовать развитию доброжелательного отношения к окружающему миру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_._chasti_rechi.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по программе «Школа России»

Тема: « Обобщение знаний о частях речи»

Цели урока:   

  1. Закрепить знания учащихся о частях речи.
  2. Работать над активизацией словаря учащихся.
  3. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь.
  4. Способствовать развитию доброжелательного отношения к окружающему миру.

Тип урока:  урок обобщения изученного материала.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
  • Картонные часы со стрелками
  • Презентация к уроку
  • Таблицы с заданием
  • Учебник «Русский язык 2 часть»  Т. Г. Рамзаева
  • Лист самооценки        

План урока

Орг. момент:  Здравствуйте, ребята, начнём урок русского языка с девиза: (слайд № 1 «Урок русского языка»)

Мы тайны языка познаем!

Мы все загадки разгадаем!

И будем грамотно писать!

Над каждым словом рассуждать…

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, я задумала слово, а отгадать его вам поможет звук.        

( Слайд № 2 Звук- тиканье часов)

Учитель:  Правильно, ребята, это часы. Что такое часы?   (ответы детей)

А где мы сможем посмотреть точное определение этого слова?

(в толковом словаре)  Посмотрите на экран и прочитайте определение.

   (слайд № 3 Определение слова часы)

Часы - прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших чем одни сутки.

Учитель: Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: « Что делают  часы?»

(ответы детей - идут, тикают, измеряют время..)

Учитель:  Какая часть речи нам помогла охарактеризовать действие часов?

(глагол)

Учитель:  Посмотрите, на часы, которые были изготовлены в разное время мастерами.

( Слайд  № 4 Виды часов )

Учитель: Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: « Какие часы?»

( старинные, красивые, механические, электронные, солнечные и т.д.)

Учитель:  Какая часть речи нам помогла охарактеризовать часы?

( имя прилагательное)

Учитель:  Ребята, а кто знает, как называются  главные часы страны?

 И где находятся эти часы?

( Часы на Спасской башне - Куранты)

Учитель:  Молодцы, посмотрите на экран, полюбуйтесь на эти величественные часы, по ним вся страна сверяет время!

(Слайд №  5 Куранты)

Учитель показывает ребятам картонные детские часы.

Учитель:  Посмотрите, ребята, у меня тоже есть часы, может ли по ним сверять время вся страна? (нет)  Почему?

(Рассуждения детей)

Учитель: Правильно, потому что в моих часах нет механизма. А из чего состоят часы? Давайте посмотрим на экран и ответим на этот вопрос.

(Слайд № 6 часовой механизм)

( Ответы детей- пружинки, колёсики, стрелки …)

Учитель: Какая часть речи помогла вам ответить на мой вопрос?

( Существительное)

Учитель:  Все детали в часовом механизме очень важны!  А как вы считаете, ребята, можно ли сравнить русский язык с часовым механизмом? Почему?

( Часовой механизм состоит из деталей, а русский язык из разных частей речи. И каждая часть речи,  как и деталь в часовом механизме очень важна и играет свою роль.)

Учитель: Как вы думаете, ребята,  какая тема нашего урока?

(Части речи)   

Учитель: А какую цель мы себе поставим?

( Закрепить знания о частях речи)  

(Слайд № 7 Тема и цель урока)          

  Учитель:  Мы с вами уже вспоминали сегодня такие части речи, как существительное, прилагательное и глагол.  Какие ещё части речи вы знаете?

(Местоимение, наречие, предлог, союз, частица)

Учитель:  На какие две группы можно разделить все части речи? Чем отличаются эти группы друг от друга?

(Самостоятельные и служебные. Самостоятельные  -могут быть членами предложения, а служебные -служат для связи слов в предложении.)

Учитель: Сейчас мы подробнее вспомним о самостоятельных частях речи, поделитесь на три группы. Каждая из групп получит план , по которому нужно будет подготовить небольшой доклад о части речи, которая вам достанется.

(Вспоминаем правила работы в группе.  Командиры команд из представленных трёх карточек тянут часть речи , учитель раздаёт план и группы начинают работать)

Карточки: Существительное, прилагательное, глагол.

План ответа

  1. Дать  определение  части речи
  2. Признаки начальной формы
  3. Постоянные признаки
  4. Непостоянные признаки
  5. Синтаксическая роль

(Выслушивается доклад каждой группы, проверяется правильность и полнота ответа)

Учитель:  Молодцы, вы хорошо потрудились, а сейчас посмотрите на экран , там изображена схема предложения, я предлагаю вам составить по этой схеме предложение о часах.

(Дети проговаривают варианты предложений)

Учитель:  Запишите предложение, найдите грамматическую основу и обозначьте части речи. Обратите внимание, что основа в этом предложении может быть не одна, какой знак перед союзом нужно будет тогда поставить?

( Схема :   Существительное  глагол  прилагательное существительное союз местоимение наречие глагол)

(Слайд №8)

( Пример предложения: Папа завёл старинные часы, и они громко затикали)

Физкультминутка

Учитель:  Посмотрите на экран. К какой части речи относиться каждое слово?

(Слайд № 9)

пружинка            часовщик       тикает

часовой                в                     медленно

его                      но                     не

( Ученики, проговаривают каждое слово, определяют к какой части речи оно относиться и какие орфограммы есть в этом слове)

Учитель: Есть на экране одно слово, некоторые из вас отнесли  это слово разным частям речи.

( Дети:  Это слово – часовой, оно может быть и прилагательным и существительным)( приводят примеры предложений).

Учитель: Давайте уточним значение этих слов в словаре. Посмотрите на экран.

(слайд № 10.  Статья из толкового словаря)

Часовой Мастер — профессия, ранее ремесленническая специализация. Мастер по изготовлению и ремонту настенных, наручных, карманных и прочих часов. Также «часовщиками» (разг.) называют людей, профессионально занимающихся часами, работающих в сфере часового бизнеса (производителей часов, часовых дизайнеров, т.д.)

Часово́й (от часы) — вооружённый караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста.

Учитель:  Молодцы, ребята, вы очень внимательные, а сейчас мы проверим, всё ли вы помните о частях речи, откройте учебник на странице 155, там вы увидите таблицу, точно такая же таблица лежит у вас на партах. Заполните её  и сдайте.

(Дети заполняют и сдают таблицы)

Учитель: Ребята, время в нашей жизни играет большую роль, а знаете ли вы пословицы о времени?

(Ответы детей)

Учитель: Прочитайте пословицы на экране.

(Слайд 11 Пословицы)

(Чтение и обсуждение пословиц)

Учитель: Из каких частей речи составлены пословицы? Вспомните, ребята, с чем мы сравнивали русский язык в начале урока? Какая тема была , цель? Добились ли мы поставленной цели?

( Дети:  Мы сравнивали русский язык с часовым механизмом, как и часовой механизм,  русский язык состоит из частей, каждая из которых играет свою роль и очень важна.)

(Слайд 12.   Тема и цель урока)

Учитель:  Ребята, на столах у вас лежат листы самоанализа, по которым вы сможете оценить свою работу на уроке.

(Дети оцениваю свою работу и сдают.)

Учитель:  Ребята, посмотрите на экран и прочитайте домашнее задание.

( Слайд 13. Домашнее задание)

(Домашнее задание: Написать сказку о частях речи или составить кроссворд на тему: «Части речи»)

(Слайд 14 Спасибо за урок!)

                                                                                                                                                 

Часть речи

Существительное

Прилагательное

Глагол

Наречие

Изменяемая

Неизменяемая

Называет

Предмет

Действие предмета

Состояние предмета

Признак предмета

Место действия

Время действия

Образ действия

Имеет формы

род

склонение

спряжение

лицо

число

Изменяется по:

числам

падежам

родам

лицам

Приложения

Лист самоанализа

Да

Не совсем

нет

Мне было легко и интересно работать на уроке

Я хорошо ориентируюсь в теме «Части речи»

Я могу объяснить эту тему своему однокласснику

Я отлично поработал на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Части речи(обобщение)

Рассказ   о частях  речи(обобщение) для 3 класса...

Урок русского языка "Части речи. Обобщение."

Урок русского языка во 2 классе по теме "Части речи"...

Части речи. Обобщение 3 класс

Урок по учебнику Т.Г.Рамзаевой "Русский язык 3 класс". Урок-обощения с игровыми моментами. Можно использовать при повторении материала в начале 4 класса.Цель: систематизировать имеющиеся у детей ...

Части речи (обобщение)

Урок русского языка по теме "Части речи". Можно использовать в 3 или в 4 классе...

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

Урок русского языка 2 класс. Тема:"Части речи. Обобщение."

Данный урок имеет интегрированную направленность. Тема по русскому языку переплетается с темой по ознакомлению с окружающим миром "Жизнь диких животных"....

Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"

Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...