Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Обобщение знаний о глаголе".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Козлова Галина Анатольевна

В процессе урока  учащиеся работают в паре и в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 4-м классе по теме "Обобщение знаний о        глаголе"

Цели урока:

обобщить и систематизировать знания о правописании личных окончаний глаголов;

систематизировать знание о глаголе, как части речи;

развивать связную речь, орфографическую зоркость;

развивать умение анализировать, сопоставлять, находить главное, делать выводы, умение выполнять самооценку и самоконтроль;

воспитывать любовь к своему краю, бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийная установка для просмотров слайдов

Ход урока

1. Организационный момент

2.ЧИСТОПИСАНИЕ (на доске)

- А сейчас внимание на доску.

ем ешь ете ет ут ют

им ишь ите ит ат ят

•        Что это за соединения?(окончания)

•        Как называются эти окончания? (Личные)

•        Почему? (Глаголы изменяются по лицам.)

•        В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (когда глагол 1 спр. )

•        А второй? ( когда глагол 2 спр)

Девочки записывают окончания 1 спряжения, а мальчики – 2 спряжения.

Прочитайте фразеологизм.  Не ударить в грязь лицом.

•        – Как понимаете его значение? (Сделать всё наилучшим образом.)

Запишите этот фразеологизм.

•        – Применим это выражение к сегодняшнему уроку и постараемся не ударить в грязь лицом.

3-Актуализация знаний.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, поработаем в парах, отвечая на вопросы и заполняя кроссворд.

(слайд №1)

1. Часть речи, которая не изменяется по родам.

2. Часть речи, которой командует имя существительное.

3. Часть речи, которая употребляется во избежание повторов в рядом стоящих предложениях.

4. Часть речи, которую можно “упорядочить”.

5Ччасть речи, которая не изменяется по падежам.

(слайд №2)

4 Сообщение темы урока

- Что общего у всех ответов кроссворда? - Это всё части речи.

- А какие это части речи? - Это самостоятельные части речи.

- А теперь скажите, о чём мы будем сегодня говорить? - О глаголе.

- Верно. Мы должны повторить всё, что знаем о глаголе.        

5. Выделение целей урока.

- Попробуйте сформулировать цели урока. На какие вопросы мы должны дать ответы, чтобы обобщить имеющиеся знания о глаголе?

(слайд №3)

 (На доске вывешиваются цели-вопросы)

- Мы должны ответить на вопросы:

1. Что это?

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Какую роль играет в речи?

5. Как изменяется?

6). Словарно – орфографическая работа

- Внимательно послушайте загадки, отгадки записывайте в тетрадь через запятую.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

(слайд № 4)

Окраской сероватая,

Повадкой вороватая

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она? (ворона)

(слайд № 5)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (медведь)

(слайд № 6)

Скачет завирушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка. (лягушка)

(слайд № 7)

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы. (рябина)

(слайд № 8)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (черемуха)

(слайд № 9)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (береза)

(слайд № 10)

- Проверьте правильность написания слов.

(слайд № 11)

-Кто написал без ошибок? Молодцы!

-Какое сейчас время года? ( весна)

- Почему мы записали именно эти слова?

- С этими животными, птицами, растениями весной происходят изменения.

- Какие изменения?

- Ранней весной синицы начинают подыскивать место для своего будущего гнезда.

- Вороны весной прилетают в родные края.

- С наступлением тепла медвежата вместе с медведицей покидают берлогу.

- Медведь тоже с наступлением тепла покидает берлогу.

- Рябина, черемуха, береза – цветут.

7. -  Апрель называют «Апрель – березень»? Кто знает, почему?

- В апреле березы наполняются соком. С 11 апреля «слушали березу», собирали березовый сок и отпаивали им больных – очищали кровь.

- Записать предложение.

Распустилась светолюбивая березка. Показались зеленые листочки и желтые сережки.

- Разберите 2 предложение по членам предложения.

8. Разминка для глаз (слайд № 12-15)

9. Работа с пословицами

- Прочитайте пословицы. (слайд № 16-17)

Увидел грача – весну… (встречай).

Апрель батюшка в поле … (зовет).

Апрель землю … (красит), воду … (подбирает), цветы … (раскрывает).

>Была бы апрельская водица, а зелень …(народится).

- Слова какой части речи вы вставили? Почему?

- Определите время глагола.

- Как определить время глагола?

- Время глагола определяется по вопросам.

Н. в. что делает?

П. в. что делал? что сделал?

Б. в. что будет делать? что сделает?

- Спишите.

10. Работа над текстом

- Прочитайте текст.(слайд 18)

Апрель

Апрель слово латинское от глагола «аперире» - открывать. По славянски цветень – месяц, в который все зацветает.

По – весеннему поют синицы, славит весну чижик. А крошечный королек еще выше задирает задорный хвостик, выскочит откуда – то на кучу хвороста и зальется. Летят птицы. И везде на голос птичьих стай откликается голос воды: по снегу и под снегом шумит апрель – водолей.

- Выпишите глаголы. Определите время и спряжение.

- Как определить спряжение?

- Если личное окончание глаголов ударное, то спряжение определяется по окончанию – е – 1 спряжение, - и – 2 спряжение.

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяются по неопределенной форме. Глаголы, которые оканчиваются в неопределенной форме на ить, относятся ко 2 спряжению.

Большинство глаголов на – ать, - ять, - еть, - оть, - уть – 1 спряжение.

Спряжение можно определить поставив глагол в 3 лицо множественного числа.(слайд 19)

Открывать – н. ф., 1 спр.

Зацветает – н. в., 1 спр.

Поют – н.в., 1 спр.

Славит – н. в., 2 спр.

Задирает – н. в., 1 спр.

Выскочит – б. в., 2 спр.

Зальется – б. в., 1 спр.

Летят – н. в., 2 спр.

Откликается – н. в., 1 спр.

Шумит – н. в., 2 спр.

- Проверьте.

11. Физминутка

Игра « Кто что делает?»

-А сейчас мы немного поиграем.

-Бросаю мяч ученику и называю животное, а он отвечает  что оно делает.

Лягушка… , белка… , бабочка… , пчела… , грач… , медведь… , петух… , комар…, волк…. (квакает, прыгает, летает…)

12- Составить предложения из слов. Озаглавить. Записать текст.

 Найдите в тексте глаголы. Определите у них все морфологические признаки, которые мы изучали.

1. Ранняя, наступает, весна.

2.Лучи, на, солнце, льет, землю, теплые.

3.Появились, весенние, цветы, первые.

4. Люди, их, в букеты, собирают, большие.

5.Сохранять, необходимо, первые, и, оберегать, цветы.

6. Прекрасны, в,  время,  они, , любое, года.

7. Друзья, цветы, наши.

13. Итог урока

- О какой части речи мы сегодня говорили?

- Как изменяются глаголы?

- А еще о чем мы с вами говорили?

- О изменениях весной.

Природа оживает. Сейчас на деревьях пока нет листьев, но скоро на них появятся первые листочки.

- У вас на столах лежат листочки зелёного цвета . Напишите на этих листочках глаголы на тему «Весна. Жизнь. Пробуждение».

- Назовите глаголы, которые вы написали.( приклеить листочки на дерево)

- Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось.

14 Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Поговорим о начальной форме глагола"

Познакомить учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам. Развивать навыки выделять глаголы неопределённой формы, образовывать от временных фо...

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"."Изменение глаголо настоящего и будущего времени по лицам и числам"

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний».Учитель: Котова Мария АлексеевнаТема: «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»I.Орг.моментПрозвенел у нас звонок,Начинается...

Конспект урока по русскому языку (4 класс). Тема: Способы определения спряжения глагола. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: развитие умений в определении спряжения глаголов по не­определённой форме; правильной постановки вопроса к глаголам; напи­сание безударных личных окончаний глаголов....