Выделение гласных и согласных букв и звуков
план-конспект урока по русскому языку на тему

Ярославцева Галина Ивановна

Задачи: повторить понятия «звук», «буква»; закрепить умения учащихся называть отличия между гласными и согласными звуками, выделять гласные и согласные звуки в словах; развивать фонематический слух, навыки грамотного, каллиграфического письма; воспитывать положительную мотивацию, трудолюбие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 1
 ГЛАСНЫУ И СОГЛАСНЫЕ
ЗВУКИ И БУКВЫ

Задачи: повторить понятия «звук», «буква»; закрепить умения учащихся называть отличия между гласными и согласными звуками, выделять гласные и согласные звуки в словах; развивать фонематический слух, навыки грамотного, каллиграфического письма; воспитывать положительную мотивацию, трудолюбие.

Оборудование: предметные картинки; таблица-опора; звуковые символы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Игра «Кто быстрее?».

Описание. Дети образуют две команды. Каждый получает по букве: девочки – гласные, мальчики – согласные.

Задание. Каждой команде как можно быстрее составить из своих букв слово и выстроиться соответственно в ряд. Выигрывает та команда, которая построилась быстрее и правильно составила слово.

При желании детей игра повторяется снова с теми, кто не играл, а потом с двумя выигравшими командами.

II. Минутка чистописания.

•  Работа с изографом.

– Какие буквы увидели?

– Напишите каждую букву отдельно.

III. Сообщение темы урока.

– Запишите каждую третью букву:

ДЛАЖРЕШНОВЧЮФЗИ

– Запишите каждую вторую букву:

АРИНОКЫПЕЖ

– В каком домике живут буквы, записанные на первой строчке? А на второй?

– Определите тему урока.

– С сегодняшнего дня у нас будут уроки повторения изученного. Сегодня мы с вами повторим всё то, что вы знаете о гласных и согласных звуках и буквах. Проверим, как вы запомнили этот материал.

IV. Повторение изученного о звуках и буквах.

1. Ответы на вопросы.

– Какие бывают звуки? (Гласные и согласные.)

– Назовите гласные. Сколько их? Почему их называют гласными?

– Назовите согласные. Почему их называют согласными?

– На какие группы делятся согласные звуки? (Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.)

– Звуки мы … (произносим и слышим).

– Буквы … (пишем и читаем).

2. Выделение гласных и согласных букв в словах.

– Рассмотрите картинки.

Учитель демонстрирует предметные картинки.

– Запишите названия предметов, изображённых на картинках.

– Подчеркните в словах гласные буквы красным карандашом, согласные – синим.

V. Тренировочные упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв в словах.

– Назовите эти буквы:

э, е, с, ё, з, х

– Какие звуки они обозначают?

– Запишите каждую букву два раза.

– В чём разница между звуком и буквой?

 Физкультминутка

Игра на внимание.

Учитель произносит согласные и гласные звуки.

– Если услышите гласный звук – вы хлопаете в ладоши.

– Если согласный – вы приседаете.

VI. Самостоятельная работа.

Работа по карточкам.

Карточка 1

•  Прочитай слова.

Лиса, река.

•  Запиши их.

•  Подчеркни красным карандашом гласные буквы, синим – согласные.

Карточка 2

•  Прочитай предложения.

У лисы нора. У совы гнездо.

•  Сколько предложений записано?

•  Спиши предложения.

•  Подчеркни в словах гласные красным карандашом, согласные – синим.

VII. Итог урока.

– Назовите гласные звуки.

– Почему они называются гласными?

– Назовите согласные звуки. Почему они называются согласными?

– Что я сейчас произнесла: [а], [р], [о]? (Звуки.)

– Запиши на доске буквы.

– Чем отличается звук от буквы?

– Оцените свою работу на уроке.

– Спасибо всем. Урок окончен.


Урок 2
 ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ
ЗВУКИ И БУКВЫ

Задачи: повторить понятия «звук», «буква»; закрепить умения учащихся называть отличия между гласными и согласными звуками, выделять гласные и согласные звуки в словах; развивать фонематический слух, навыки грамотного, каллиграфического письма; воспитывать положительную мотивацию, трудолюбие.

Оборудование: предметные картинки; таблица-опора; звуковые символы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Игра «Кто быстрее?».

Описание. Дети образуют две команды. Каждый получает по букве: девочки – гласные, мальчики – согласные.

Задание. Каждой команде как можно быстрее составить из своих букв слово и выстроиться соответственно в ряд. Выигрывает та команда, которая построилась быстрее и правильно составила слово.

При желании детей игра повторяется снова с теми, кто не играл, а потом с двумя выигравшими командами.

II. Минутка чистописания.

•  Работа с изографом.


– Какие буквы увидели?

– Напишите каждую букву отдельно.

III. Сообщение темы урока.

– Запишите каждую третью букву:

ДЛИЖРЁШНУВЧЯФЗА

– Запишите каждую вторую букву:

АТИСОМЫРЕЩ

– В каком домике живут буквы, записанные на первой строчке? А на второй?

– Определите тему урока.

– С сегодняшнего дня у нас  урок повторения изученного. Сегодня мы с вами повторим всё то, что вы знаете о гласных и согласных звуках и буквах. Проверим, как вы запомнили этот материал.

IV. Повторение изученного о звуках и буквах.

1. Ответы на вопросы.

– Какие бывают звуки? (Гласные и согласные.)

– Назовите гласные. Сколько их? Почему их называют гласными?

– Назовите согласные. Почему их называют согласными?

– На какие группы делятся согласные звуки? (Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.)

– Звуки мы … (произносим и слышим).

– Буквы … (пишем и читаем).

2. Выделение гласных и согласных букв в словах.

– Рассмотрите картинки.

Учитель демонстрирует предметные картинки.

– Запишите названия предметов, изображённых на картинках.

– Подчеркните в словах гласные буквы красным карандашом, согласные – синим.

V. Тренировочные упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв в словах.

– Придумайте слова, в названиях которых есть звуки: [т], [ж], [х], [р].

– Запишите слова в тетрадь. Подчеркните гласные красным карандашом, согласные – синим.

Работа над предложением.

•  Составить и записать предложение с данным учителем словом.

•  Подчеркнуть в словах гласные буквы.

 Физкультминутка

Игра на внимание.

Учитель произносит согласные и гласные звуки.

– Если услышите гласный звук – вы хлопаете в ладоши.

– Если согласный – вы приседаете.

VI. Самостоятельная работа.

Работа по карточкам.

Карточка 1

•  Прочитай слова.

 Маша, сом.

•  Запиши их.

•  Подчеркни красным карандашом гласные буквы, синим – согласные.

•  Составь и запиши предложение со словом МАША.

Карточка 2

•  Задание «Поднимись в гору». Прочитай все слова.

•  Запиши слова в тетрадь.

•  Подчеркни в словах гласные красным карандашом, согласные – синим.

•  Составь и запиши предложение со словом КОТ.

VII. Итог урока.

– Назовите гласные звуки.

– Почему они называются гласными?

– Назовите согласные звуки. Почему они называются согласными?

– Оцените свою работу на уроке.

– Спасибо всем. Урок окончен.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс "Согласная буква Н звуки н ,н* открытый урок

Конспект  урока  по программе " Школа 2100"Цель:познакомить с  согласным  звуком «н» «н*»  буквой «н»- уточнить  термины , связанные  с понятием согласный  звук...

Гласные и согласные буквы - таблица

Данное наглядное пособие для уроков обучения грамоте, русского языка. Пригодится для звуко-буквенного разбора. ...

Парные согласные буквы и звуки

Презентация по русскому языку по УМК Планета знаний...

Тема: Правописание гласных и согласных букв в приставках

Цель:1)      развитие умения писать приставки всегда  одинаково независимо от произношения, писать слитно, осознанно употреблять  слова с приставками;2)...

Индивидуальные карточки по русскому языку на тему: гласные и согласные буквы.

Индивидуальные карточки по русскому языку на тему: гласные и согласные буквы....

Фонетика. Гласные и согласные. Буквы и звуки. Звукообразование

Найди слово, которое фонетически (по звукам) отличается от других словВорота, малыш, ласты, сирень, широта, макЖивотные, багаж, воробей, актер, листок.Сделай фонетический разбор следующих словбиблиоте...