«Слог. Деление слов на слоги. Культура общения».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Гаврилова Наталия Анатольевна

Урок в начальной школе по теме: «Слог. Деление слов на слоги. Культура общения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_slog.delenie_slov_na_slogi_.doc497 КБ

Предварительный просмотр:

Гаврилова Наталия Анатольевна,

учитель начальных классов,

МАОУ СОШ №1 города Тамбова

План – конспект урока

Номинация

Урок  в начальной школе

Тема  урока

 

«Слог. Деление слов на слоги. Культура общения».

Предмет

Русский язык

Класс

1

Учебник

Русский язык: Учебник для 1 класса, Н.В.Нечаева.2014г.  (Система Л.В.Занкова)

Автор урока

Гаврилова Наталия Анатольевна,

 учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

Образовательное

 учреждение

МАОУ СОШ №1 города Тамбова


Тема урока

«Слог. Деление слов на слоги. Культура общения»

Тип урока

Открытие нового знания (ОНЗ).

Цель

Содействовать формированию   представлений о слоге как части слова

Предметные задачи

Создать условия для развития у учащихся умения:

- Осознавать взаимозависимость количества слогов от количества гласных. Осознавать  смыслоразличительную роль звуков речи в слове.

-Устанавливать связь звуковой структуры слова и его значения.

- Дифференцировать звуки языка: гласные, согласные.

-Применять правила переноса слов, знать случаи невозможности его применения. Сравнивать

деление слов на слоги и для переноса.

Метапредметные

  задачи:

Создать условия для развития у учащихся умения:

-сохранять мотивацию к учебе,  самоопределение, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке;

-принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия на уровне ретрооценки, вносить коррективы в действия;

-осуществлять поиск нужной информации в учебнике, структурирование знаний для построения речевого высказывания в устной форме. Осуществлять анализ, проводить сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям;

-принимать участие в работе парами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению,  развитие монологической речи, способности строить речевое высказывание с опорой на модель.

Методы

формы работы

Методы:  проблемно- диалогический  метод, наглядный метод, работа в парах.

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование

Проектор, компьютер, интерактивная доска Clasus.

Презентация  1 для интерактивной доски выполнена в программе Flow!Woks!

Презентация 2 для просмотра выполнена в программе Microsoft Office Power Point


Этапы

урока

Название используемых ЭОР

Содержание учебного

материала

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Скриншоты слайдов

с пояснениями

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности

 Цель: 

проверка готовности обучающихся, их настроя на работу учащихся

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Проверим готовность к уроку.

-Какой сегодня день, месяц?  (17 марта)

-Март, утро года. Первый весенний месяц, в народе его называют капельником, солнечником, протальником.

17 марта по народному календарю праздник - Герасим грачевник. Увидал грача – весну встречай. В этот день пекли печенье в виде птиц.

-К сожалению, весна в этом году запаздывает, а чтобы она быстрее наступила, давайте ей поможем.

- Посмотрите, какая веточка у нас сегодня появилась в классе. Сделаем так, что бы она  расцвела.

-А, что для этого нужно делать на уроке русского языка?

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, включает в деловой ритм. Эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Слайд 1

Слайд 2

Личностные:

Мотивация к учебной деятельности и самоопределение

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель:

 быстрое включение в работу

- Прочитай буквы и запиши их правильно и красиво.

    г л о с

-Что можете сказать об этих буквах? Какая из них лишняя? Почему?

-Как ты отличаешь буквы гласных и буквы согласных звуков?

-Составьте из этих букв слово.

( Слог)

Выполните  звукобуквенный разбор  этого слова.

-Молодцы. Один листок на веточке уже распустился.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Различают сходные по начертанию буквы, классифицируют их по соединениям со следующей буквой. Делят на группы.

Характеризуют звуки речи. Составление звукобуквенного анализа слов посредством знаково-символичного моделирования.

Слайд 3

                                                                                          Учащиеся с помощью маркера перетаскивают буквы, составляя нужное слово.

А затем, используя на интерактивной доске  модели звуков, перетаскивают    их, проводя звукобуквенный разбор.        

                                                               

Познавательные: выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать свой выбор;

логические – анализ объектов с целью выявления признаков,

Регулятивные:

анализ звуков речи

3.Постановка задач урока

Цель: 

подведение к формулированию темы и постановке задач урока.

- Глядя на слово слог, попробуйте определить тему  сегодняшнего урока.

- Какую задачу перед собой поставим?

Организует формулирование темы урока учащимися и постановку задач урока

Формулируют тему урока и определяют задачи.

Слайд 4

Регулятивные:

целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и  неизвестно;

4.Составление плана для достижения учебной задачи

Цель: 

поиск оптимального решения учебной задачи.

-Составим план нашего урока.

Что же вы хотите узнать о слоге?

1. Что такое слог?

2.Как определить, сколько слогов в слове?

3. Для чего нужно делить слова на слоги?

Организует работу по составлению плана для достижения учебной задачи

Составляют план достижения цели и определяют средства, аргументируют свои высказывания, делают выводы.

Слайд 5

Регулятивные:

Планирование – составление плана действий (с помощью учителя);

5. Реализация плана.

Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.

ЭОР№1 « Какую роль играют гласные»

-Выполним первый пункт нашего плана. Узнаем, что такое слог.

1.-Посмотрите на записи, что видите перед собой?  (Слоги)

-Почему так решили? Какое сочетание букв нельзя назвать слогом? Почему?

-Какие задания можете составить?

-Запиши получившиеся слова. (Ворона, сорока)

-Что можете сказать об этих словах?

-Почему эти слова словарные?

-Куда можно посмотреть, чтобы правильно написать эти слова?

2. Учебник упр.35 стр. 19

-Прочитай предложение. Что интересного заметили? Как ты ответишь на вопросы?

   В  в.ш.х  кр..х   ж.в.т   в.р.н., в.р.бь., с.р.к.? Чт.       т. .  н.х зн..шь?

-Перепиши его по правилам русского языка. Проверь по « Справочнику правописания».

-В первом предложении раздели слова на слоги. Подчеркни буквы гласных. Сравни количество гласных звуков и слогов.

-Работа в паре. Найди и запиши для одноклассников 1 предложение, пропуская буквы гласных.

-Обменяйся работами.

-Теперь обменяйся тетрадями для самопроверки.

-Посмотрите на слайд ЭОР и ответь на вопрос Как делятся слова на слоги?

-Мы узнали, что такое слог?

Организует исследовательскую деятельность детей.

Организует работу в парах.

Контролирует выполнение работы.

Записывают словарные слова, предложения.

Называют опасные сочетания звуков, орфограммы,

делят на слоги.

Слайд 6

Учащиеся перетаскивают слоги, соединяя их в слова.                                                    

Слайд 7

Слайд 8

На интерактивной доске демонстрируется тетрадь с печатной основой.                                                                        

Учащиеся маркером вписывают нужные буквы в тетрадь.

Слайд 9

Познавательные:

осуществлять анализ, проводить сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям;

Регулятивные:

Самоконтроль и самооценка - сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,

знаково-символическое моделирование;

сохранение учебной задачи урока на каждом этапе.

Физминутка

Организует двигательную физминутку

Дети выполняют движения под музыку

5. Реализация плана.

(продолжение)

-Выполним второй пункт нашего плана.

-Как ты определяешь слоги в словах?

- Посмотрите, как это делают ребята в упр. 31 стр.18

-Девочки запишите слова, которые дети кричат в лесу, а мальчики - как болельщики на стадионе. Разделите их для переноса.

- Сравни с делением на слоги. Сделай вывод.

Проверь написанное.

 -Мы узнали, как делить слово на слоги?

Организует исследовательскую деятельность детей.

Контролирует выполнение работы.

Записывают слова, делят их на слоги и для переноса.

Называют опасные сочетания звуков, орфограммы.

Слайд 10

Слайд 11

Познавательные:

Ориентация в учебнике, чтение учебных текстов. Их полноценное понимание и воспроизведение, выполнение действий и сравнение с эталоном.

Регулятивные: Действие по намеченному плану, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе.

Физминутка

«Скалочка»

- Карандаш я покачу,

 Вправо – влево – как хочу.

Организует физминутку для кистей рук

Дети выполняют движения

6. Первичное закрепление

Цель: освоение

новых способов действий

ЭОР№2 «Определение количества слогов в слове»

-Проверим, как вы умеете делить слова на слоги.

Рассмотри еще один слайд с ЭОР и выполни задание.

-Рассмотри рисунки, определи количество гласных  и количество слогов в слове.

Результаты занеси в таблицу и в тетрадь.

-Проверь.

--Посмотрите, еще один листочек появился на нашей веточке.

-Почему нужно уметь делить слова на слоги?

-А для чего нужно переносить слова с одной строки на другую?

 -Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно делить слова на слоги и переносить слова?

Составь схему.

Гласные звуки – слоги – перенос слов

Устанавливает осознанность восприятия.

Организует самостоятельную работу с ЭОР. Наблюдает за работой, оказывает помощь

Анализируют, сравнивают.

Воспроизводят информацию.

Слайд 12

Слайд 13

Учащиеся с помощью маркера составляют схему, перетаскивая слова.

Регулятивные:

Прогнозирование деятельности на следующий урок.

Предметные:

Подведение под новое понятие уже известного.

7. Рефлексия деятельности

Цель: Соотнесение поставленных задач  с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

-Какие задачи мы поставили перед собой в начале урока?

-Удалось нам их реализовать?

-Есть ли над чем еще работать?

-Какие задания вам понравились?

Посмотрите, какая у нас веточка расцвела в классе? Я думаю, что благодаря нашей хорошей работе  на уроке весна скоро наступит.

-Откройте еженедельник и оцените свою деятельность на уроке.

-Все молодцы!

Похлопайте себе и пожмите друг другу руки.

Всем спасибо за урок.

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Оценивают результаты своей деятельности на уроке

Слайд 14

Регулятивные:

Оценка своих достижений, осознание трудностей

Личностные:

Учебно-познавательный мотив изучения русского языка.  Ориентация на понимание причин успеха в учебе, проявление интереса к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нечаева Н.В.  Методические рекомендации к курсу «Русский язык. 1 класс». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014.  

2.Нечаева Н.В. Русский язык. – Учебник для  1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014.  

ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ

  1. http://www.otpugivateli.ru/files/pages/page_10096/seraya%20vorona%202.jpg  фото вороны
  1. http://www.stihi.ru/pics/2012/07/18/3370.jpg   фото воробей
  2. http://www.zoogeo365.ru/images/public/20110203/soroka_big.jpg  фото сорока
  3. http://img.tut.by/n/01/9/1803grachwebtitul.jpg  фото грачи
  4. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/71/362/71362747_3.jpg фото март

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Какую роль играют гласные» (N 193476) 

Моноформатный, Практический

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a30c0-0a01-0180-0054-6169a3c2352b/%5BNS-RUS_1-09%5D_%5BMA_070%5D.swf             

2

«Определение количества слогов в слове» (N 193477)

Моноформатный, Практический

Текст/Текст с иллюстрациями

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a30c8-0a01-0180-0063-99ae325090a0/%5BNS-RUS_1-09%5D_%5BIA_071%5D.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слово и слог. Деление слов на слоги.

Урок русского языка в 1 классе (ФГОС) Выделены формируемые УУД....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слово и слог. Деление слова на слоги»

Объяснение нового материала на тему: "Слов и слог. Деление слова на слоги". Сформировать  понятие у  учащихся правила деления на слоги и деления слова для переноса....

Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Конспект урока по русскому языку        Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...

Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...

Урок русского языка в 1 классе по теме "Слово и слог. Деление слов на слоги"

УМК "Школа России", учебник В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого 1 класс....

Слово и слог. Деление слов на слоги

ЦЕЛЬ: выработать навык деления слов на слоги. Материал и оборудование к уроку: для учителя: интерактивное упражнение, карточки. для детей: учебник 1 класс, часть 2, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. ...