урок русского языка "Развитие умения распознавать в словах суффиксы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Рользинг Ольга Валентиновна

Мастер - класс для коллег по русскому языку. Коллеги выполняли роль учеников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели: 

  • Развивать умение находить суффиксы в словах.
  • Обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативные навыки, творческие способности на уроке.
  • Прививать интерес к русскому языку; расширять кругозор, воспитывать чувство культуры и интеллектуального труда. Мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация.

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, таблицы со значением суффиксов.

1. Орг. момент.

Улыбнёмся друг другу, коллеги.

Всем, всем добрый день!

Вы вернитесь на мгновенье в детство

Вспомните свой школьный день!

Представьте себе, что вы ученики 3 класса и присутствуете на нескольких этапах урока русского языка.

       2.  Введение в тему.

-Догадайтесь, о какой части слова у нас сегодня пойдёт разговор. Она может рассказать о себе следующими словами:

«В слове я стою справа от корня, с моей помощью совершаются превращения, придаю словам различные смысловые оттенки. В слове нас может несколько.» (суффикс)

-Тема нашего урока:

Слайд 1. Развитие умения распознавать в словах суффиксы.
Итак, мы сегодня будем развивать умение распознавать в словах суффиксы.

-Мы легко узнаём своих друзей среди других людей, потому что долго дружим с ними, знаем все их привычки, достоинства и даже недостатки. Поэтому, чтобы так же легко нам было распознавать суффикс в словах, мы должны поближе с ним познакомиться и побольше о нём узнать.

-Давайте выясним, что нам уже известно о суффиксе? (Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова.)

3. Работа по теме урока.

Ну а теперь продолжим наше знакомство с нашим новым другом.

Слайд 2. Прочитайте текст.

   Жил на свете паук. Это был не взрослый паук, а ещё паучонок. Шёл он по лесной дороге, а навстречу ему муравей.

- Ой, какой паучище!

  И спрятался за листочек.

  Вдруг бежит мышь.

- Посмотрите, какой паучок!

   Грустно стало паучку. Почему его не боятся?

   А тут дрозд летит. Клюнул он паучка и прокричал: «Какой вкусный паучишко!»

-Найдите в этом тексте однокоренные слова. Запишите их.

Слайд 3. Паук, паучонок, паучище, паучок, паучишко.

- Какой корень во всех этих словах? (паук-, пауч-). Что происходит в корне? (чередование согласных).

- Назовите суффикс в слове паучонок  (-онок). Какое смысловое значение придаёт этот суффикс слову? (название детёнышей)  Составим классификационную таблицу  значений  суффиксов. Записываем на листочках.

Слайд 4. Названия детёнышей животных – онок,- ёнок.

-Сейчас мы увидим, как трудятся наши суффиксы, чтобы образовать названия животных.

Слайды 5-12. Записываем пары слов, выделяем суффиксы.

--Давайте проанализируем когда пишется   -онок, когда   -ёнок?  Подчеркните согласную перед о и перед   ё . Сделайте вывод.

Слайд 13. Вывод. (после мягких согласных, кроме ч -  -ёнок, после твёрдых согласных и ч  -  -онок)

- Незнайке  очень понравилось образовывать названия детёнышей. Вот, что у него получилось.

Слайд 14.Лошадь – лошадёнок, корова – коровёнок.

- По – моему, всё правильно. Суффиксы верно поставил, выделил правильно. А вы как думаете? (лошадь – жеребёнок, корова-  телёнок)

Возвращаемся  к  слайду 3.(Слайд 15)

-Назовите суффикс в слове паучище (-ищ), какое значение придаёт суффикс  -ищ слову? (увеличительное) Записываем.

Слайд 16. Названия детёнышей животных – онок,- ёнок.

                 Увеличительное значение – ищ.

- Назовите суффикс в слове паучок (-ок), какое значение он придаёт слову? (уменьшительное). Записываем.

Слайд 16. Названия детёнышей животных – онок,- ёнок.

                 Увеличительное значение – ищ.

                Уменьшительное значение  -ок.

- Назовите суффикс в слове паучишко (-ишк), какое значение он придаёт слову?(пренебрежительное) Записываем.

Слайд 16. Названия детёнышей животных – онок,- ёнок.

                 Увеличивающе значение – ищ.

                Уменьшительное значение  -ок.

                Пренебрежительное  -ишк.

-Давайте выясним, нужны ли нам суффиксы в словах, может можно обойтись и без них?

Слайд 17. Вернёмся к нашему тексту про паучишку и прочитаем его, заменив все однокоренные слова словом паук. Интересный получился текст? Для чего же нужны суффиксы в словах? (Помогают ярче выразить эмоции, точнее передать смысл высказывания)

-А сейчас мы предложим нашим суффиксам потрудиться вместе с нами,  потому что в совместной работе мы ещё лучше узнаём своих друзей.

Слайд 18. Прочитайте известную загадку

                 Без рук, без топора

                 Построена изба. (гнездо)

- Запишите эту загадку.

- А сейчас мы с вами произнесём волшебные слова и превратимся в волшебников. Попробуем совершить волшебные преобразования слов при помощи наших суффиксов. Некоторые слова у нас получатся действительно волшебными, потому что в русском языке такие слова не употребляют.

Слайд 19. Заклинание: -онок,-ёнок, -ушк,

                                        -оват, -еват, -щик,

                                        -ёныш, -тель,  -ач,  -ник!

- При помощи суффиксов учащиеся, сидящие на 1 ряду изменят загадку так, чтобы это было гнездо для маленькой птички, учащиеся со 2 ряда – для огромной птицы,  а учащиеся с 3 ряда – выскажут своё пренебрежительное отношение к гнезду. (Дети записывают свои загадки и выделяют суффиксы)

Слайд 20.

  Проверка.   1 ряд: Какие у вас есть варианты?

 - Согласны ли вы с таким вариантом? Почему? (пренебрежительное значение)

                 Без рук, без топорёнка       Без рук без топорёночка

                 Построена избёнка.            Построена избёночка.

- Какие суффиксы придали словам новое значение? (-ёнк, -онк) Добавим эти суффиксы в свою классификационную таблицу.

-Суффикс  -ёночк  - уменьшительно – ласкательное значение придаёт словам.

Теперь это уже не гнездо, а гнёздышко. Какой суффикс нам помог?

(-ышк).Записываем. Какое значение он придал слову? (уменьшительно - ласкательное) Дописываем (Уменьшительно - ласкательное – ышк).

Слайд 21. А известно ли вам, что самое маленькое гнёздышко  карликового колибри  примерно в 2 раза меньше скорлупы грецкого ореха. Гнездо колибри-пчелки  меньше по диаметру, но глубже. По размеру оно не более наперстка.

Слайд 22.

 А в России самая маленькая птичка – королёк. Гнездо королька весом всего 20 г, сделанное из паутины и заизолированное пухом, так надежно хранит тепло, что мама может оставлять в нем яйца на целых полтора часа. Во время дождя гнездо впитывает 60 г воды, оставаясь при этом абсолютно сухим внутри. Когда птенцы подрастают, гнездо растягивается в соответствии с их размерами.

Проверка 2 ряда:   Слайд 23.    Какие есть варианты?        

              Без  ручищ, без топорища

              Построена избища. (гнездище)

-Какой суффикс вам помог? И наше гнёздышко превратилось в огромное гнездище.

Слайд 24. А известно ли вам, что самые необычные и большие гнезда – инкубаторы строят австралийские глазчатые курицы. Гнездо высотой более четырех метров и шириной около десяти метров петух строит целый год. Самка в сооружении гнезда никакого участия не принимает.

Слайд 25.

Из привычных гнезд самое большое сооружает белоголовый орлан. Гнезда этих птиц доходят до трех метров в ширину и в высоту до шести метров, вес гнезда тоже не маленький – две – три тонны. Самка и самец строят гнездо вместе, используя большие ветки и соединяя их травой.

Проверка 3 ряда: Слайд 26. Какие есть варианты?

                 Без рук, без топоришка

                 Построена избишка. (гнездишко)

-Какой суффикс помог вам высказать своё отношение к гнезду? И оно сразу превратилось в гнездишко.

Слайд 27. А известно ли вам, что самые хрупкие гнезда строят хохлатые стрижи. Фактически, гнездо – это крохотная пластиночка из слюны и пара кусочков коры. "Гнездо" выдерживает вес одного-единственного крохотного яичка, а родители сидят рядом на ветке.

-В русском языке много суффиксов и все они имею различную смысловую окраску. Сейчас вы самостоятельно попробуете разобраться в их значениях и дополнить нашу таблицу.

Слайд 28. Из данных слов выпишите суффиксы по их смысловой окраске:

Мячик, доченька, книжечка, булавочка, лапонька, огонёк.

 Слайд 29. Проверяем (классификационная таблица)

-Незнайка тоже изучал суффиксы. Вот как он выделил знакомые суффиксы в словах.

Слайд 30. Незнайка объяснил свой выбор так: Если в слове встречается знакомое сочетание букв, из которых состоит суффикс – это и есть суффикс.

-Согласны ли вы с Незнайкой? Объясняем каждое слово.

   Петушок, молоко, носик, дикий, щека, кусочек.

-Как же нужно действовать, чтобы не допустить ошибку при  выделении суффикса?

Слайд 31. Составляем алгоритм.

 1. Изменяем слово и находим окончание.

2.  Подбираем однокоренные слова и выделяем корень.

3.  Часть слова между корнем и окончанием –это суффикс.

На следующем уроке мы продолжим  знакомство с нашим новым другом.

А дома вы проведёте исследовательскую работу, выясните какие ещё бывают суффиксы в словах и какую смысловую окраску они несут. Для этого, работая по алгоритму можно воспользоваться книгой для чтения, а можно образовывать однокоренные слова от любых слов. Все исследования запишите в свою таблицу.

Слайд 32.

Итог: я сегодня вспомнил

           я сегодня узнал

           я сегодня научился          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения находить в словах суффиксы

Цель: развитие умение образовывать новые слова, понимание их значения. Обогащение словарного запаса детей с помощью словообразования, обучение правильному сочетанию слов в словосочетаниях....

урок русского языка по теме "Состав слова. Суффикс".

В папке содержится разработка урока с указанными слайдами к презентации. А также рабочие материалы....

Развитие умения находить в словах суффикс.

На уроке  используется групповая работа, работа в парах. Учащиеся делают вывод о том, что с помощью суффиксов образуются новые слова....

урок русского языка "Развитие умения распознавать в словах суффиксы"

Мастер - класс для коллег по русскому языку. Коллеги выполняли роль учеников....

презентация к уроку русского языка "Умение распознавать в словах суффиксы"

Презентация к уроку русского языка "Умение распознавать в словах суффиксы"...

Урок русского языка во 2 классе "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса" (УМК "Школа 2100")

Технологическая карта урока основанного на технологии деятельностного метода обучения....

Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...