Урок русского языка в 3 классе с детьми с ЗПР
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Маженова Дина Дисембаевна

Урок русского языка в классе с детьми с ЗПР на тему "Роль имени прилагательного в предложении". Урок построен с учетом индивидуальных особенностей детей и их дефектов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_s_detmi_s_zpr.docx38.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе с ЗПР  на тему: Роль имени прилагательного в предложении»

Цель: Формирование понятия имени существительного как грамматической категории.

 Задачи:

Образовательная

1. Познакомить учащихся с синтаксической ролью имени прилагательного в предложении.

2) Способствовать развитию аналитического мышления, самооценки.

Воспитательная 

  1. Воспитывать интерес к изучению русского языка.
  2. Воспитание дружбы и взаимопомощи в классном коллективе.

Коррекционно-развивающая

Развивать речь, мышление, память.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Форма урока: стандартный

Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс», карточки с заданиями,   м\м доска, муз. средства, таблицы для кластера, индивидуальные опорные схемы.

1.Организационный момент

 - Повернитесь друг к другу и пожелайте хорошей работы на уроке.

 Уточнение числа, месяца, времени года. Запись числа.

2. Целевая установка

 - Сегодня на уроке мы выясним, какую роль играет имя прилагательное в предложении. Каждому раздаю листы самооценки, в которых вы будете оценивать себя за каждый этап урока.

                    Индивидуальная карта поурочного самоконтроля

Дата

Чистописание

Словарная работа

Знание правил

Работа с учебником

Работа на карточках

Оценка за урок

3. Минута чистописания

 - Отгадайте загадку. Что это?

                                      Кто поляны красит белым

                                      И на стенах пишет мелом,

                                      Шьет пуховые витрины,

                                      разукрасил все витрины?   (зима)

 - Пропишем буквы, из которых состоит слово «зима».

4. Словарная работа

 - Назовите словарные слова, связанные с зимней темой. Записываем в тетрадь.

Мороз, иней, метель, рождество, север, коньки.

Дети читают слова, делят на слоги, ставят знак ударения, называют безударную гласную.

 - Устно подберите к каждому слову подходящее по смыслу прилагательное. (крепкий, синий, снежная, православное, крайний, быстрые)

5. Работа над темой

а) Систематизация знаний об имени прилагательном

- Что мы знаем об именах прилагательных? (составляем кластер на доске)

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

СВЯЗАНО С ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

МУЖСКОЙ РОД - КАКОЙ?

ЖЕНСКИЙ РОД – КАКАЯ?

СРЕДНИЙ РОД – КАКОЕ?

КАКИЕ?

СКЛОНЯЮТСЯ

ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – (ЗАКРЫТО)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

б) Синтаксическая роль имени прилагательного

На экране м\м доски зимний пейзаж.

 - Расскажите, какая зима была в этом году? Вам помогут вопросы, на которые вы будете отвечать:

1) Когда выпал снег? Какой?

2) В каком месяце стояли морозы? Какие?

3) Какой зимний день тебе больше всего запомнился и почему?

Записываем предложения в тетрадь и на доске.

В декабре выпал  пушистый снег.

 - Выполним синтаксический разбор. Подчеркните главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).

 - Найдите имя прилагательное в предложении (пушистый).

 - К какому слову оно относится? (снег)

 - Что определяет имя прилагательное? (имя существительное)

Имена прилагательные в предложении

чаще всего являются второстепенным

членом предложения – определением,

и подчеркиваются волнистой линией.

 - Записываем в тетради второе предложение. Разбираем по членам предложения.

В январе стояли крепкие морозы.

 - Повторяем правило еще раз. На третий вопрос отвечаем устно.

 - Назовите имена прилагательные, которые вы использовали в предложении.

 - Для чего нужны имена прилагательные?

 - Что они определяют, какую часть речи?

 - Чем они являются в предложении?

в) Завершение опорной схемы

 - Ребята, давайте завершим опорную схему имени прилагательного. Возьмите на партах карточку со словом «определение» и доклейте в схему.

На доске в кластере открываем закрытое слово: определение. Еще раз проговариваем правило.

6. Физминутка

      На экране м\м доски под музыку сменяются картинки с зимними видами спорта. Дети под музыку имитируют движения спортсменов.

7. Работа с учебником.

а)Чтение правила в учебнике с.171.

 - Какая часть речи в предложении бывает определением?

 - на какой вопрос отвечают определения?

 - Что обозначает имя прилагательное?

б) Выполнение упражнения №552. Чтение текста из учебника.

 - Чем отличаются эти два текста?

 - Какой вам больше понравился и почему?

 - Что так украшает предложения?

 - Для чего нужны предложения в речи?

 - Какую роль они играют в предложении?

 - От какой части речи зависят?

Запишите эти предложения и подчеркните определения.

7. Применение нового правила

а) Работа в парах на карточках.

Карточка 1

Спишите. Определите род, число и падеж имен прилагательных.

 Подчеркните определение.

Спит на льдине целый  день  толстый маленький тюлень.

Зимнее солнце тускло греет.

Карточка 2

Замените выделенные слова именами прилагательными.

Подчеркните определение.

Каникулы зимой, прогулки на лыжах, вечера в январе, метели из снега.

Карточка 3

Придумайте  и запишите 3 предложения с именами прилагательными на тему «Зима». Подчеркните определение.

б) Мини – тест (на м\м доске)

Выберите верное утверждение:

  1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
  2. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

В предложении имена прилагательные чаще всего бывают:

  1. Дополнением
  2. Определением

Имена прилагательные в предложении чаще всего бывают второстепенным членом предложения определением и подчеркиваются…

  1. Одной чертой
  2. Пунктиром
  3. Волнистой линией
  4. Двумя чертами

8. Домашнее задание

9. Подведение итога урока.

 Выставление  оценок в индивидуальной карте поурочного самоконтроля.

 - Что нового вы узнали на уроке?

 - Какие задания вам понравились?

 - Какие задания у вас вызывали трудность?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...