Изложение "Алёшина яблоня" на основе прогнозирования текста (4 класс). Прилагается подробный конспект проведения изложения с использованием презентации.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Прилагается подробный конспект проведения урока изложения с использованием презентации. Подробнее с методикой проведения изложения на основе прогнозирования текста можно познакомиться в журнале "Начальная школа" №2, 2004 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Урок  изложения на основе прогнознозирования текста

                                    по произведению В. Бочарникова « Алёшина яблоня».

Класс :  4.

Тип урока:  урок развития речи.

Тема урока :  изложение по произведению « Алёшина яблоня».

Цели  урока :  обучать учащихся написанию изложения на основе прогнозирования текста; развивать умения прогнозировать содержание текста по его заголовку;  формировать коммуникативно – речевые умения, направленные на восприятие и воспроизведение речевого высказывания :  умения прогнозировать тему и основную мысль, жанр и структуру текста, языковые особенности, предупреждение некоторых речевых ошибок.

Оборудование:  презентация, мультимедиапроектор; сигнальные карточки (зелёные, красные),

листы самооценки.

                                                                Ход урока :

I.  Организационный момент.

 Проверка  готовности учащихся  к уроку.

- Покажите сигнальной карточкой свою готовность к уроку.

 Мотивация к учебной деятельности.

- «Мы» – так же важно, как и « я»,

Если  вы добьётесь цели,

Добьюсь цели и я! (Слайд № 1)

II. Подготовка учащихся к изучению новой темы . Актуализация опорных знаний учащихся.

 Постановка проблемного вопроса .

- Какие типы текстов вы знаете? ( Повествование, описание, рассуждение)

(Слайд № 2)

-  Чем тип текста повествования отличается от других типов текста?

-  Перечислите основные признаки типов текста.

III.  Введение в тему.

Работа над заголовком текста.

- Отгадайте загадку: « Стоит королева,

                                          Белое платье надела.

                                          Удивляет народ

                                         И весь огород ». Яблоня (Слайды  № 3, № 4)

- О чём может быть текст, по которому будем писать изложение?

- Теперь прочитайте заголовок текста:  « Алёшина яблоня» (Слайд № 5)

- О чём будет текст? (Слайд № 6). Высказывания учащихся.

IV.  Подготовка к изложению.

1. Работа со вступлением.

- Проверим ваши предположения… Перед самой войной посадил Алёша яблоню.

- Что узнали из предложения?

- А что могло быть дальше с Алёшей?

- Что могло произойти на фронте?

(По ходу работы по слайду № 7 проводится лексическая работа)

- Послушайте дальше… С фронта он не вернулся. Погиб в боях за город Будапешт.(Слайд № 8)

- Какова судьба Алёши?

- Что могло произойти с яблоней?

-  Предлагаю послушать часть текста… А яблоня жила. Каждый год на ней созревали  вкусные сладкие плоды. Мать Алёши -  Марфа щедро угощала всех яблоками.

- Что узнали о жизни яблони?

2. Озаглавливание вступительной части.

- Как можно озаглавить вступление?( Работа в парах.  После обсуждения заслушиваются варианты заголовков для вступления.   Посадил Алёша яблоню. Щедрая  яблоня.)

              3. Осмысление основной части.

- Какие у вас есть предположения о том, что стало с яблоней дальше?

- С каких слов может быть начата основная часть?

- Слушайте далее… Но выдалась лютая зима. Морозы сожгли яблоню.

- Что значит « лютая» зима?

- Как сказать иначе « Морозы сожгли яблоню?»

- Как вы думаете, что теперь будет с яблоней? Как поступит Марфа?

Читаю…  Долго не решалась Марфа срубить сухое дерево.

- Почему Марфа долго не решалась срубить яблоню?

- О чём говорит слово « долго» ?

- Узнаем, что было дальше… Однажды весной она попросила соседа спилить яблоню. Он спилил, но на том же месте посадил новую.

4. Создание проблемной ситуации.

- Смогла ли Марфа срубить яблоню? Почему?

- Как бы поступили вы в этой ситуации?

- Почему сосед посадил новую яблоню?

- Как можно озаглавить основную часть?

(Работа в парах. После обсуждения заслушиваются варианты заголовков для основной части.   Марфа принимает решение. Новая яблонька.)

5.  Работа с заключительной частью. Постановка проблемного вопроса.

- Как бы вы закончили этот текст?( Высказывания учащихся)

- Вот как заканчивает этот текст автор… Как была обрадована Марфа, когда увидела молодую яблоньку!

- Почему так радовалась Марфа молодой яблоньке?

- Как можно озаглавить заключительную часть?   ( Новая  яблонька.  Радость  Марфы.)

6. Определение темы, основной мысли текста.

- Придумайте  два названия этому рассказу. Одно пусть соответствует теме, а другое выражает основную мысль. ( Работа в парах. Тема отражена в заголовке « Алёшина яблоня». Основная мысль: даже дерево может быть дорого.. « Память о сыне»)

7. Коллективное составление плана ( на основе заголовков к вступлению, основной части, заключения) . Один из учеников записывает план на доске. Сверка по слайду № 9.

V. Первичное целостное чтение текста с остановками.

1. Целостное восприятие текста.

Чтение текста учителем.

Ученики читают текст самостоятельно.( Слайд № 10.)

2.  Составление таблицы – прогноза. Выделение орфограмм. (Слайды  № 11, 12)

              Кто? Что?

Какое? Какая? Какие? Как?

Что сделал? Что делала? Что делали? Что сделали?

            яблоня

                 жила

            дерево

             сухое

            яблонька

            молодая

            плоды

      вкусные сладкие

             созревали

            зима

             лютая

           морозы

             сожгли

           Марфа

           щедро

           долго

           угощала

          не решалась

         попросила спилить

         была обрадована

            сосед

           спилил

           посадил

VI.  Работа над оформлением текста .

- Сколько частей в тексте?

- Как будете оформлять каждую  новую часть?

VII.  Орфографическая подготовка. Предлагается выполнить работу « Лови ошибку!»

Учитель читает слово орфоэпически правильно, учащиеся называют проверочное слово.(Слайд № 13)

VIII.  Написание текста изложения.

(Учитель оказывает помощь учащимся, которые подняли красный сигнал – нужна помощь)

IX.  Самопроверка, самоконтроль.

 Самопроверка учащимися написанного текста.

(Работа по листам самооценки с критериями)

      У меня получилось :

                        Да

                       Нет

соблюдать структуру текста

(3 части с красной строкой)

написать аккуратно

сверить орфограммы по таблице -прогнозу

 

XI.  Рефлексия.

Составление синквейна. Дифференцированная работа. Учащиеся выбирают одно или два слова для составления синквейна. (Слайд № 14.)

  1. Изложение
  2. Яблоня

Пример:      1. Изложение.

                      2 .Сжатое, интересное.

                      3.   Думать, передать, написать.

                      4.   В добрых руках работа спорится.

                      5. Творчество.

Пример:      1. Яблоня.

                      2. Молодая, цветущая.

                      3. Растёт, созревает, засохнет.

                      4. Пусть растёт большая – пребольшая,

                          Пусть идёт и вширь , и в высоту

                          И дорогу нашу украшая,

                          Каждый год купается в цвету…

                        5. Аромат. ( Слайд № 15)

XI.  Домашнее задание.

- Нарисовать яблоню. (Слайд №16)

арф

? Почему?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изложение Мотивация к учебной деятельности. «Мы» так же важно, как и « я», Если вы добьётесь цели, Добьюсь цели и я!

Слайд 2

Типы текстов 1. Повествование. 2. Описание. 3. Рассуждение.

Слайд 3

Отгадайте загадку. Стоит королева, Белое платье надела. Удивляет народ И весь огород.

Слайд 4

Яблоня- фруктовое дерево семейства розоцветных с шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами. (Словарь Ожегова)

Слайд 5

О чём будет наш рассказ? Яблоня

Слайд 6

-Прочитайте теперь название текста… «Алёшина яблоня.» О чём будет текст?

Слайд 7

Лексические упражнения Как понимаете выражение: «Перед самой войной?» Объясните значение слова «фронт». Что обозначает слово Будапешт ? Как понимаете выражение: «А яблоня жила?» Замените слова выдалась лютая близкими по значению словами. Разъясните выражения: «Морозы сожгли яблоньку», «Долго не решалась».

Слайд 8

Будапешт- столица Венгрии и самый крупный город этой страны. Название образовано от слияния двух городов: Буда и Пешт .

Слайд 9

План 1.Посадил Алёша яблоню. 2. Лютая зима. 3.Новая яблонька.

Слайд 10

Алёшина яблоня . Перед самой войной посадил Алёша яблоню. С фронта он не вернулся. Погиб в боях за город Будапешт. А яблоня жила. Каждый год на ней созревали вкусные сладкие плоды. Мать Алёши – Марфа щедро угощала всех яблоками. Но выдалась лютая зима. Морозы сожгли яблоньку. Долго не решалась Марфа срубить сухое дерево. Однажды весной попросила соседа спилить яблоню. Он спилил, но на том же месте посадил новую. Как была обрадована Марфа, когда увидела молодую яблоньку!

Слайд 11

Таблица-прогноз Кто? Что? Какая? Какое? Как? Что сделал? Что делала?... Алёша посадил не вернулся яблоня дерево сухое жила яблонька молодая плоды вкусные сладкие созревали морозы сожгли Марфа щедро долго угощала не решалась попросила спилить была обрадована

Слайд 12

Таблица-прогноз Кто? Что? Какая? Какое? Как? Что сделал? сосед спилил посадил

Слайд 13

Орфографическая подготовка «Лови ошибку!» в о йной - войны пос а дил - сад п о гиб-приставка –по в б о ях - бой созр е вали - зреет пл о ды-плод сла д кие - сладость дер е во - деревья в е сной - вёсны сп и лить- пилит

Слайд 14

Синквейн 1. Изложение 2.Яблоня

Слайд 16

Домашнее задание Нарисовать яблоню.