Компетентностно-ориентированные задания, как средство развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку (3 класс)

Ключевая идея данной работы в возможности систематизации и обобщения комплексного подхода учителя по целенаправленному развитию орфографической зоркости и предупреждению ошибок на уроках русского языка в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» № 43»

Компетентностно-ориентированные задания, как средство развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

                                                              Ахметзянова Нурия Искандаровна

                                                    учитель начальных классов

г. Нижневартовск, 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4

Основная часть………………………………………………………………5-9

Заключение…………………………………………………………………...10-11

Список использованных источников……………………………………….12

Приложение 1………………………………………………………………...13-20


«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание»

 Н.С. Рождественский

Единственный путь, ведущий к знаниям, - деятельность.

                                                                                                 Б. Шоу

Введение

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать.

Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учетом этих закономерностей.

         В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа. Уже в начале первого класса я начинаю работу по обучению учащихся решению орфографических задач, при решении которых, у детей вырабатываю умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер. И находить путь решения орфографической задачи. Такие умения называются орфографической зоркостью. Они являются важнейшим, базовым умением.

Актуальность выбранной темы.
Орфографическая грамотность – один из критериев социальной полноценности личности. Освоение грамотного письма в начальной школе необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе, для жизни и общения в дальнейшем, для получения профессии.
Как и многих учителей начальных классов меня волнует проблема: безграмотного письма учащихся; неумение "видеть” орфограммы.

  • Как помочь учащимся писать грамотно?
  • Как развивать орфографическую зоркость?
  • Как добиться грамотного письма у учащихся?

Перед учителем встает проблема поиска новых подходов к обучению детей орфографии.

Актуальность поднимаемых вопросов в первую очередь определяется особенностями новых федеральных государственных образовательных стандартов, потому, что сейчас основная задача, стоящая перед школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания. Главное – научить применять эти знания на практике.

Цель моей работы – показать эффективность применения КОЗ, как один из инструментов, обеспечивающих  комплексное внедрение компетентностного подхода на уроках русского языка для повышения грамотности и развития орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.

В основу работы положена гипотеза: если на уроках русского языка использовать компетентностно-ориентированные задания, можно повысить орфографическую грамотность учащихся.


Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы потребовалось решить следующее:


Задачи:

  • Провести теоретический анализ литературы по данной теме;
  • Рассмотреть понятие компетентностного подхода в научной и научно-методической литературе, выявить его роль в процессе обучения русскому языку учащихся начальной школы.
  • Разработать методические рекомендации по использованию компетентностно-ориентированных заданий, для формирования орфографической зоркости у учащихся и применять на уроках русского языка.


1.Основная часть

Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию ключевых компетентностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий на уроках географии. Одним из плодотворных направлений модернизации образования является технология компетентностно-ориентированных заданий.

В методической литературе сформулированы ключевые компетенции образования. Это — руководство к действию для каждого учителя. На своих уроках я работаю над формированием ключевых видов компетенций.

Что же такое компетенция? В переводе с латинского -  это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Понятно, что знания и опыт накапливаются и формируются постепенно, совершенствуясь от урока к уроку. Ученик первого класса менее компетентен, чем ученик четвертого класса. Но их объединяет обладание определенной компетенцией, которая включает личностное отношение ученика к предмету деятельности. И здесь мы уже говорим о компетентности ученика и его личных качествах, а также о минимальном опыте деятельности в определенной сфере.

Сегодня нашим ученикам для построения успешной карьеры необходимо обладать большим объемом знаний и умений. Не менее важно творчество в работе, креативное мышление, умение мыслить нестандартно. Ключевые компетенции являются составляющей частью личности ученика, его внутреннего мира, а также развивают его способности, в результате чего у него появляются возможности решать в повседневной жизни проблемы.

Выстраивая вектор своих педагогических действий, я помогаю детям освоить знания, приобрести навыки учебно-познавательной деятельности, научиться применять знания в конкретной ситуации и достигать положительных результатов. Эти три составляющие и есть основа понятия «компетентность», которая состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Компетентностное обучение является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и при этом сама становится предметом усвоения.

        Свою педагогическую работу по формированию ключевых компетентностей  обучающихся я могу представить следующей схемой: 

  1. Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль: наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний.
  2. Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей.

Это:

  • создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели; включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;
  • развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
  • организация групповой работы;
  1. В-третьих, развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности.

        При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика.

        Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации я отдаю предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка. Я использую 5 правил:

  • Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
  • Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.
  • Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
  • Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
  • Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.

        Технология формирования ключевых компетентностей учащихся предполагает использование компетентностно-ориентированных заданий в системе. Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) - одна из новых форм работы на уроке.Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» обучающихся в решение «жизненной» задачи.
Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку можно использовать:

  • при изучении программного материала без предварительного объяснения на основе актуализации ранее полученных знаний и самостоятельного исследования;
  • при изучении темы через укрупненные дидактические единицы или концентрированное объяснение нового материала с последующим расширением границ содержания за счет дополнительных сведений, полученных из различных источников самостоятельно.

Существует следующая структура самого компетентностно-ориентированного задания:

  • - стимул,
  • -задачная формулировка,
  • источник информации,
  • бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ),
  • инструмент проверки.

        Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося.

Стимул компетентностно-ориентированного задания погружает обучающегося в контекст задания  и мотивирует учащегося на добросовестную работу. Задачная формулировка точно и максимально просто описывает ту деятельность, которую обучающийся должен выполнить для получения результата; она не может допускать различных толкований. Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности обучающегося по выполнению данного задания. Бланк для выполнения задания -это форма, которая задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Инструмент проверки должен определять количество баллов за каждый этап деятельности; общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности. В качестве инструмента проверки может использоваться: ключ, модельный ответ, аналитическая шкала, бланк наблюдения за деятельностью. Самооценка стимулирует процесс осмысления и формулирования вывода, учащиеся подробно выясняют основания своих знаний и действий,понимают причины неудач и намечают пути их устранения.

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке позволяют учителю решить одновременно несколько задач:

  • оценить уровень развития предметных знаний и умений;
  • оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.);
  • оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимых для достижения поставленной цели в задании;
  • формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.

Работая над орфографией, я ставлю перед собой следующие задачи: выработать умение определять часть речи, знать ее грамматико-орфографические особенности, проводить морфемный анализ слова для правильного определения вида орфограммы, определять лексическое значение слова для более полного представления о нем, о его структуре.

Первоочередная задачаучителя - научить выделять опознавательные признаки орфограммы и осмысленно применять это на практике с помощью вопросов: что? где? почему?

Например, когда изучается тема «Безударные гласные в корне» предполагается изучение трех видов орфограмм: гласные, проверяемые ударением,  непроверяемые гласные и чередующиеся гласные.

Данная тема изучается традиционно: объяснение учителя, закрепление изученного материала, практическая отработка навыков. Можно изучать эту тему несколько по-другому: использовать КОЗ, как способ для мотивации деятельности учащихся, что позволит учителю проверить степень сформированности языковых компетенций и обеспечитьпонимание основных принципов русской орфографии и процессов развития языка.

На уроках по изучению (или повторению, обобщению) безударных гласных в корне  компетентностно - ориентированные задания могут быть направлены на отработку следующих умений: определять   причины различия  безударных гласных; применять  разные способы проверки проверяемых гласных; находить среди предложенных правильно подобранные проверочные слова; составлять алгоритм проверки гласных и обосновывать свой ответ; уметь классифицировать корни с безударной гласной; анализировать языковой материал и систематизировать его.

Приступая к выполнению задания, ученик должен внимательно прочитать задачную формулировку, изучить бланк для заполнения. В процессе работы учащийся должен продемонстрировать следующие умения:

-классифицировать корни с безударной гласной (корни с гласной, проверяемой ударением; корни с непроверяемой гласной; корни с чередующейся гласной);

-выбирать гласную (с помощью подбора проверочного слова, нужного правила или орфографического словаря);

-аргументировать свой выбор

Если учитель не владеет навыками составления компетентностно -  ориентированных заданий, он может воспользоваться упражнениями учебника, составив по их текстам задания, учитывая необходимость организации деятельности детей в непривычной для них ситуации.

В ходе работы по данной системе установлено, что у учащихся намечается значительный рост познавательной активности на уроках и дома, их знания и в особенности умения стали более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. Если при традиционном подходе уровень обученности учащихся по отдельным темам составлял от48 до 52% , то при реализации компетентностного подхода показатели выросли от 52 до 63%, качество знаний поднялось до 68%.

Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

В результате отработки таких заданий у учащихся  повысился интерес к участию в различных  конкурсах и мероприятиях.

Мои ученики являются участниками и победителями конкурсов различного уровня, занимают призовые  места в олимпиадах  и конкурсах.

Прежде чем разработать и внедрить в урок компетентностные задания  изучила методику по теме «КОЗ». Сделала для себя вывод о том, что данные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме, по овладению им основных лингвистических компетенций.

Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся.

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Задания в подобном формате можно использовать при составлении как диагностических и контрольных заданий, использовать в виде раздаточного дидактического материала или показать через проектор на уроках изучения или закрепления данной темы для групповой или индивидуальной работы.


Заключение

Анализ требований ФГОС НОО и  учебно - методической литературы  по русскому языку позволил сделать вывод о высоких требованиях, предъявляемых к развитию орфографической зоркости на уроках русского языка.

 Проблема повышения орфографической грамотности учащихся всегда волновала учителей, родителей. Не менее актуальной она остается и в наши дни, так как, несмотря на огромные усилия педагогов, грамотность письменной речи остается в целом весьма низкой. Об этом говорят многочисленные ошибки в письменных работах школьников. Конечно же, не в том, чтобы работу над орфографией рассматривать как приоритетное направление в системе обучения русскому языку и отводить ей ведущее место в учебном процессе. Выход, как мы полагаем, следует искать в совершенствовании методики обучения правописанию в широком понимании, т. е. не только в использовании более эффективных приемов работы, но прежде всего в укреплении той базы, на которой строится эта работа.  

          Поскольку умение быстро обнаруживать орфограммы считается базовым орфографическим умением, без которого невозможна удовлетворительная орфографическая грамотность, в начальной школе нужна научно разработанная система специальных упражнений, развивающих орфографическую зоркость у младших школьников.

          Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы, ставить орфографические задачи рассматривается на всем протяжении начального обучения.  Все вышесказанное позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Орфографическая зоркость является составной частью и необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка.

2. Умение обнаруживать орфограммы и определять их тип формируется на основе понятия орфограммы и всех групп ее опознавательных признаков.

3. Признание фонематического принципа в качестве ведущего для русской орфографии обеспечивает усвоение учащимися опознавательных признаков орфограмм на основе сопоставления звуков сильной и слабой позиции, орфограммы с составом слова, части речи и члена предложения.

Использование компетентностно-ориентированных заданий в образовательной практике активизирует учебную деятельность, изменяя характер работы обучающего и обучающегося: позицию и характер деятельности учителя как консультанта и тьютора; работу обучающихся по решению проблем, формированию и развитию компетенций

        Использование компетентностно - ориентированных заданий

позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, развивают способности и помогают решать в повседневной жизни проблемы, меняется характер взаимоотношений между учеником и учителем.

        Таким образом, проанализировав научную и научно-методическую литературу по данной теме, приняв участие в семинаре «Компетентностно-ориентированный урок», были рассмотрены теоретические основы реализации компетентностного подхода, основные принципы и классификации ключевых компетентностей, особенности и требования к компетентностно-ориентированным заданиям.


Список использованных источников

  1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образования[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.bestreferat.ru/referat-78164.html.
  2. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать Компетентностный подход  на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2007. -132 с.
  3. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО// Интернет–журнал «Эйдос».—2002. — 23 апреля. — http://www.eidos.ru/journal/2002/0423–1.htm

Новая образовательная инициатива «Наша новая школа

  1. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок. Ростов н/Д: Учитель,2007 -208с.

Приложение 1

1.КОЗ «классического типа» по русскому языку, по теме: «Парные и непарные согласные звуки по звонкости - глухости» для 2-го класса

Компетенция учебно-познавательная компетенция

Стимул: выполнить задание нестандартного вида

Задачная формулировка: Запиши пары слов, изменяя первый согласный звук на парный по звонкости-глухости.

Источник информации: у каждого обучающегося карточка с заданием

Бланк выполнения задания: раздаточные карточки

Инструмент проверки: карточка с правильными ответами

Карточка 1.

Запиши пары слов, изменяя первый согласный звук на парный по звонкости

-глухости.

Придумай свой пример пары.

Гол -...

Голос -....

Пила -....

Шил -.....

Вата -.....

Карточка 2 (самопроверка).

Гол-кол

Голос-колос

Пила-била

Шил-жил

Вата-фата

Самоанализ КОЗ

КОЗ включается на этапе закрепления и углубления знаний по теме.

КОЗ направлено на формирование учебно-познавательной компетентности. При решении данного вида заданий ребёнок получает новый для него позитивный опыт общения, рефлексии. Происходит формирование умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. У ребят есть дополнительное задание –

придумать подобную пару, что позволяет проявить фантазию, нестандартность мышления.

2.КОЗ «классического типа» по русскому языку, по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова» для 2-го класса

Компетенция: информационная.

Стимул: Чтобы писать грамотно, не допускать ошибки.

Задачная формулировка: посмотри, как написал слова Буратино найди и

исправь ошибки (формирование информационной компетентности, аспект –

извлечение и обработка вторичной информации, уровень-второй)

Источник информации: правило «Правописание безударных гласных в корне слова» (в учебнике)

Бланк выполнения задания:

Лисной, насить, визать, кармить, лисица, вада, травинка, птинцы, витвистый, зелёный, лества, бельчонок, марской.

Инструмент проверки:

Модельный ответ с подсчётом баллов (3-бальная система):

найдено 6-8 ошибок -5 баллов;

найдено 3-5 -4 балла;

найдено менее 2 -1 балл;

Максимальный балл: 5 баллов

3.КОЗ «классического типа» по русскому языку по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» для 3го класса

Компетенция: учебно-познавательная

Аспект: переработка, использование информации для решения учебных задач

Стимул: Незнайка принес для вас конверт, в котором лежат картинки.

Каждая картинка подписана. Ребята, давайте поможем Незнайке разобраться, правильно ли написаны слова.

Задачная формулировка:

разбить слова на две группы по признаку: имена существительные с мягким знаком на конце после шипящего и имена существительные без мягкого знака на конце после шипящего. Дополнить каждый столбик таблицы одним своим примером.

Бланк выполнения заданий:

Рожь,нож, врач, дочь, вещь, мышь, ковш.

Инструмент проверки: модельный ответ и критерии оценки выполненного задания.

Модельный ответ:

Женский род после шипящих

Мужской род после шипящих

мышь

врач

дочь

нож

рожь

ковш

вещь

Критерии оценки выполненного задания:

1.Правильное распределение слов по группам - 7 баллов (по 1 баллу за каждое слово).

2.Определен род каждой группы слов - 2 балла.

3.За правильное нахождение (подчеркивание) новой орфограммы - 7 баллов (по 1 баллу за каждое слово)

4.Каждый столбик таблицы дополнен одним своим примером4 балла (по 2 балла за каждый пример).

Максимальное количество баллов- 20 баллов.

неудовлетворительно - до 10 баллов;

удовлетворительно - от 10 до 14 баллов;

хорошо - от 15 до 19 баллов;

отлично -20 баллов.

Самоанализ КОЗ

КОЗ включается на этапе открытия нового материала. КОЗ направлено на оценку учебно-познавательной компетентности.

В процессе решения учебной задачи у учеников возникает проблемная ситуация. Проверка её решения осуществляется по модельному ответу. Результат работы оценивается на основании критериев оценки выполненных заданий.

4. КОЗ «классического типа» по русскому языку, по теме: «Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне слова, проверяемые ударением» для 2-го класса

Компетенция: Информационная.

Аспект: Обработка информации для решения учебных задач.

Стимул: Из деревни Простоквашино родителям дяди Фёдора пришло письмо:

«Дядя Фёдор обижал всю деревню. Никто книгу про Буратино ему не дал».

На следующее утро родители дяди Фёдора приехали в Простоквашино

очень сердитые и хотели наказать сына.

Задачная формулировка 1:

Что подумали родители дяди Фёдора? Выбери в таблице правильный ответ

Источник:

А-Родители подумали, что дядя Фёдор бегал по деревне, всю её обежал, а

написал обижал.

Б -Родители подумали, что дядя Фёдор всех обидел (от слов обидеть –обижу), потому что ему никто не дал книгу про Буратино

Задачная формулировка 2:

- Что хотел написать Матроскин?

Выбери в таблице правильный ответ.

Источник:

В-Матроскин хотел написать, что дядя Фёдор всех обидел (от слов обидеть –обижу), потому что ему никто не дал книгу про Буратино

Г- Матроскин хотел написать, что дядя Фёдор бегал по деревне, всю её обежал, а написал обижал, всех обидел. Матроскин перепутал корни: беж (из слова бежать, перебежка) и корень обиж–обид (из слов обидеть –обижу)

Инструмент проверки:

Максимальное количество баллов: 2 балла.

Верные ответы: Б, Г –2 балла.

Правильный ответ –1 балл.

Другой вариант ответа –0 баллов.

Самоанализ КОЗ

Контекст включения КОЗ в урок. КОЗ включается на этапе введения в тему

(целеполагания). КОЗ направлено на оценку информационной компетенции.

В процессе решения учебной задачи ученик определяет цель и тему урока. Проводит параллель с ранее изученным материалом, называет правило, на

которое опирался при объяснении своего выбора.

Ученик выбирает правильный ответ.

Результат работы оценивается на основании критериев оценки выполненного задания.

5. КОЗ «классического типа» по русскому языку, по теме: «Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц» для 3-го класса

Компетенция: учебно-познавательная.

Аспект: первичная обработка информации.

Стимул: Ученики знают, что обозначение звука [о]после шипящих и ц –это

орфограмма, и умеют правильно писать слова с этой орфограммой в корне. Сегодня они будут учиться обозначать звук [о]после шипящих и ц в окончаниях имён существительных.

Понаблюдай:

свечой –тучей

карандашом –душем

ужом –пейзажем

борцом –пальцем

плащом –товарищем

огурцом –зайцем

Какой вывод ты можешь сформулировать?

Задачная формулировка:

Примени свой вывод на практике. Распредели слова в таблицу:

кирпич.м, сердц.м, лапш.й, пшениц.й, учениц.й, овц.й, певиц.й, умниц.ё, крыш.й, нож.м, плющ.м, кольц.м, конц.м.

Источник информации:

Рубрика «Тайны языка».

В окончаниях имён существительных после шипящих и Ц под ударением

пишется буква О, а без ударения в этих же окончаниях пишется буква Е.

Бланк выполнения задания:

Слова с ударным окончанием

Слова с безударным окончанием

Инструмент проверки:

Слова с ударным окончанием

Слова с безударным окончанием

кирпичом

сердцем

лапшой

пшеницей

овцой

ученицей

ножом

певицей

плющом

умницей

кольцом

крышей

концом

Критерий оценки выполненного задания:

Без ошибок –5 баллов;

1-2 ошибки –4 балла;

3-4 ошибки –3 балла;

5 ошибок –0 баллов.

Самоанализ КОЗ

КОЗ проводится на этапе мотивации и формирования новых знаний.

КОЗ направлено на оценку учебно-познавательной компетенции.

Аспект: переработка, использование информации для решения учебных задач.

В процессе решения учебной задачи, учащиеся самостоятельно формулируют правило «Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц», находят способ действия для выполнения поставленной задачи, применяют найденный способ на практике, выполняют самопроверку, самооценивание.

6.Тип: классическое КОЗ

Компетенция: информационная, учебно-познавательная

Аспект:переработка, использование информации для решения учебных задач.

Стимул: Серёжа готовится к контрольной работе по теме «Склонение имён существительных». Мальчик не уверен, что сможет справиться с работой хорошо, так как несколько уроков пропустил по болезни. Помоги Серёже подготовиться к контрольной работе.

Задачная формулировка: разбить существительные на три группы по типу склонения. Дополнить каждый столбик таблицы одним своим примером. Выполнить задание по определению типа склонения. Составить в конце урока для Серёжи памятку- опору.

Источник информации:

  1. Русский язык. Учебник для 3 класса.
  2. Опорная таблица «Типы склонения имён существительных»

Алгоритм:

  1. Определи род
  2. Определи окончание
  3. Определи склонение

Бланк для выполнения задания

СЛОВА:

Ложка, семья, дождь, стол, книга, площадь, сугроб, бревно, метель, ночь, папа, рожь

I склонение

II склонение

III склонение

Выполните упражнение на определение склонения.

– Устраните в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте.

(Слова записаны на доске).

Весна  река  стекло  стрела

Стена сверло  озеро  гнездо

Дверь  ночь  лагерь мышь

Инструмент проверки:

 (модельный ответ и критерии оценки выполненного задания)

I склонение

II склонение

III склонение

Ложка

дождь

площадь

семья

стол

метель

книга

сугроб

ночь

папа

бревно

рожь

Определены правильно типы склонения– по 1 баллу  за слово ( 12 баллов)

Неверно определены типы склонения  - 0 баллов

Правильно подобраны слова в каждый столбик – по 1 баллу за слово (3 балла)

Неправильно подобраны слова  – 0 баллов

Правильно выполнено задание на определение склонения, ответ обоснован – по 2 балла за каждый обоснованный ответ ( 6 баллов)

Ответ не обоснован – 1 балл за слово

Максимально е количество баллов – 21 балл

  • неудовлетворительно до 10 баллов;
  • удовлетворительно от  10 до 15 баллов;
  • хорошо от 16 до 20 баллов;
  • отлично –21 балл.

На данном уроке учитываются уровни таксономии Блума

Тема урока

Уровень

Пример постановки цели

Предмет:

русский язык

Тема: «Склонение имён существительных»

Знание

Ученики в конце урока могут сформулировать, что такое склонение

Понимание

Ученики в конце урока могут объяснить, как определить склонение по совокупности признаков

Применение

Ученики в конце урока могут привести примеры существительных разных типов склонения

Анализ

Ученики в конце урока могут выделять существительные разных типов среди других

Оценка

Ученики в конце урока выполнят тестовую работу с самопроверкой

Творчество

Ученики в конце урока составляют опорную схему( памятку), которая может помочь Серёже

Самоанализ

Предмет: русский язык.

Класс: 3. Тема урока: « Склонение имён существительных»

Контекст включения КОЗ в урок:

КОЗ проводится на этапе изучения и систематизации знаний о типах склонения имён существительных

КОЗ направлено на оценку информационной и учебно-познавательной компетенций.

Аспекты: информационная компетенция – поиск информации

учебно-познавательная компетенция – самоконтроль, самооценка



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа» № 43»

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

                                                             

                                                               Ахметзянова Нурия Искандаровна

                                                    учитель начальных классов

     

г. Нижневартовск, 2018

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-4

Основная часть……………………………………………………………… 5-9

Заключение…………………………………………………………………...10

Список использованных источников……………………………………….11

Приложение 1………………………………………………………………...12


Введение

«Сделать серьёзное занятие занимательным – вот задача первоначального обучения»

    К. Д. Ушинский

        Главная цель для учителя при конструировании интересного урока - это поиск и использование разнообразных эффективных методических приёмов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Достижение данной цели возможно, если на уроках применять методические приёмы ТРИЗ технологии, которые активизируют познавательную и творческую деятельность учащихся.

        Как построить работу, чтобы поддержать познавательный интерес и повысить познавательную активность учащихся?

        Опыт моей работы показал, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических действий на уроке и во внеурочной деятельности. На своих уроках использую приемы, позволяющие активизировать познавательную активность учащихся.

        Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету,  а также развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Сама организация такого урока и внеурочной деятельности подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений. Развитие творческих способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.      В начальных классах только начинает формироваться способ учебной работы. Поэтому необходима непрерывная чёткая линия, направленная на развитие творческого потенциала личности младшего школьника.

Актуальность выбранной темы.

                Перед учителем встает проблема поиска новых подходов к обучению детей. Активизация познавательной и творческой  деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием ТРИЗ технологии считаю актуальной в наши дни, так как традиционная система обучения направлена на механическое запоминание и воспроизведение материала, а развитие творческих способностей учащихся затруднено. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Включение же ТРИЗ технологии в урок повышает интерес к предмету, активизирует участие детей в получении приобретаемых знаний, формирует у обучающихся умения  управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.            Актуальность поднимаемых вопросов в первую очередь определяется особенностями новых федеральных государственных образовательных стандартов, потому, что сейчас основная задача, стоящая перед школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания. Главное – научить применять эти знания на практике.

Цель моей работы – показать эффективность применения ТРИЗ, как один из инструментов, обеспечивающих  комплексное внедрение компетентностного подхода на уроках русского языка для повышения грамотности у учащихся на уроках русского языка.

        В основу работы положена гипотеза: если на уроках русского языка использовать ТРИЗ, можно повысить познавательную способность  учащихся.


        Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы потребовалось решить следующее:


Задачи:

  • Провести теоретический анализ литературы по данной теме;
  • Рассмотреть тему в научной и научно-методической литературе, выявить роль в процессе обучения русскому языку учащихся начальной школы.
  • Разработать методические рекомендации и применять на уроках русского языка.

1.Основная часть

        Эффективность образовательного процесса для детей может быть значительно повышена путем применения решения творческих задач. Автором теории решения изобретательских задач (система ТРИЗ) является Генрих Саулович Альтшуллер. Он считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности.

Основу концептуального положения данной теории составляет гипотеза: творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей. Акцент в ТРИЗ делается именно на изучение развития техники, а не на «озарение» («инсайт») изобретателя при решении сложных задач. Идеи, лежащие в основе ТРИЗ следующие:

Теория - это катализатор творческого решения проблем;

  • Знания - это инструмент, основа творческой интуиции;
  • Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все);
  • Творчеству можно учиться;
  • Включение в обучение основных и доступных школьникам типов проблем.

Применение ТРИЗ в учебном процессе становится в настоящее время все более актуальным, из-за постоянно растущего, по мере развития и глобализации современного  общества, количества и сложности новых проблем.

Осуществление этического, нравственного и эстетического воспитания,  формирование базовых, ключевых и предметных компетенций на уроках русской литературы – главное содержательное ядро педагогической деятельности учителя русского языка и литературы. Методики обучения ТРИЗ располагают инструментом подбора игр, заданий и упражнений для занятий по развитию качеств, творческой личности учащихся.

Главная цель ТРИЗ в школе состоит в целенаправленном развитии творческого системного мышления, направленного на преобразование действительности. 

В основе ТРИЗ педагогики лежат:

1) методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);

2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);

3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Технология ТРИЗ – это эффективный метод личностно-ориентированного обучения, повышающий уровень самостоятельности учащихся, их творческой активности, а так же является средством, способствующим существенной дифференциации и индивидуализации процесса обучения.

Дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения. В ходе работы учащиеся также обучаются осознавать свои различные психические состояния и учатся ими управлять. Основные идеи технологий состоят в том, чтобы создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идеи, и ее развития, как в индивидуальной, так и в групповой работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы.

        Внедрение ТРИЗ в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи:

1. Воспитательные:

  • – формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;
  • – развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

2. Образовательные:

  • – повышение уровня общей образованности учащихся;
  • – формирование положительного отношения детей к учебному процессу;
  • – умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
  • – целенаправленное развитие системно - диалектического мышления.

3. Развивающие:

  • – развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
  • – развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);
  • – развитие пространственного мышления;
  • – развитие речи;
  • – умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
  • – развитие творческого воображения.

Ведущей идеей ТРИЗ является: сохраняя основную форму урока,  используя приёмы ТРИЗ, придать учебному занятию  оригинальность, нестандартность, повышая этим интерес детей к процессу обучения.

Преимущества ТРИЗ:

1.  Доступность и посильность.

2.  Использование в любой системе обучения.

3. Инструмент для развития системного творческого мышления, фантазии, воображения.

4.  Использование изученных алгоритмов в последующей работе, в иных жизненных ситуациях.

        В начальной школе используются элементы ТРИЗ, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся. В начальной школе, работающей по ТРИЗ успешно используются  следующие приемы: «Составление загадок», «Да - нетка», «Создай паспорт»,

«Морфологический ящик - копилка», «Системный лифт», «Раскадровка»,

«Мои друзья», «Оживление» и другие.

Методический прием «Составление загадок»

        Придумывание и  отгадывание загадок развивает и воспитывает учащихся, формирует детскую индивидуальность, развивает у них творческое воображение, речь, пополняет словарный запас, знакомит с окружающим миром,  способствует активизации познавательной деятельности учащихся, оживляет урок.

        Составление загадок никогда не надоедает детям: им нравится раскрывать тайны, загадывать секреты.

Методический прием «Да - нетка»

        Задача:

- задать вопрос, который отсекает половину всех остальных вопросов;

- угадать объект, который задуман.

Правила:

- загадывать можно часть речи, часть слова, лексическое значение слова, цифру, число, литературного героя, название растения, то есть любой объект с любого предмета;

- можно отвечать фразами: «Да», «Нет», «Нет информации», «Не имеет значения».

Методический прием «Морфологический ящик - копилка»

        Приём используется  для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, понятий.

Методический прием «Системный лифт»

        Приём используется  для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта.

Методический прием «Создай паспорт»

        Приём используется для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями, создание характеристик частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов.

Методический прием «Оживление»

        Приём предполагает выступление учащихся в роли какого-либо грамматического понятия.

        Например, на уроке русского языка учащийся может рассказать о себе, как о какой-нибудь части речи.

Методический прием «Мои друзья»

        Приём предполагает повторение грамматических категорий, состава слова, деления на слоги, правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных

        Дидактические игры также используются как методы теории решения изобретательских задач. Например: сюжетно-ролевая игра «Интервью с писателем» (журналист берёт интервью у писателя, творчество которого изучается на уроке) или дидактическая игра «Машина времени», которая учит детей фантазировать, познакомит с приёмами универсализации. Учитель предлагает перенестись с помощью машины времени в будущее или прошлое, в жаркую страну или на север, пофантазировать на тему сюжета или персонажей изучаемого произведения, используя методы прогнозирования и проектирования будущего.

        Чтобы развить творческий потенциал младших школьников, надо научить его решать проблемы по предметам средствами ТРИЗ. Для этого нужно соблюдать требования к процессу обучения ТРИЗ детей младшего возраста и учитывать проблемы, возникающие на этом пути. В основе требований лежит принцип наглядности обучения. Чтобы овладеть методом, необходимо воспринять, осознать его как целое. Это означает, что следует отдельно, особо, а не «по ходу дела» учить основным инструментам ТРИЗ. Творческие учебные задачи можно найти в любом учебнике, надо только внимательно читать. Кроме этого я стараюсь умело применять наглядные пособия.

Большая проблема в начальных классах - развитие речи. Надо иметь в виду, что учить чему-то серьезному ребенка с неразвитой речью - занятие мало серьезное. Значит, нам эту задачу с помощью ТРИЗ и решать. На уроках я широко использую ответ «по шаблону», когда начало предложения в той или иной форме задано учителем, а дети его продолжают.

Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

В результате отработки таких заданий у учащихся  повысился интерес к участию в различных  конкурсах и мероприятиях. Мои ученики являются участниками и победителями конкурсов различного уровня, занимают призовые  места в олимпиадах  и конкурсах.

Сделала для себя вывод о том, что данные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме, по овладению им основных лингвистических компетенций.

Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся. У учащихся развивается мотивация, интерес к предмету. Дети сами открывают какие-то истины, лучше их запоминают и лучше могут их использовать в разных ситуациях. У детей развиваются умения и желания сотрудничать при выполнении коллективной творческой деятельности. Идет становление позитивной, адекватной Я - концепции, формируется ответственность.

        Использование ТРИЗ делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания. 

        Приёмы ТРИЗ помогают пробудить интерес детей к деятельности на учебном занятии, так как  дают возможность рассуждать, анализировать, творить, самостоятельно добывать знания.

     

 Заключение

Таким образом, теория решения изобретательских задач - это успешно применяемая, дающая высокие результаты технология мышления.

На мой взгляд, использование данной технологии  даёт:

детям:

1) знание приёмов и методов ТРИЗ, помогающих находить варианты решения проблемы;

2) это регулярная тренировка творческого мышления;

3) в процессе решения творческих задач  вырабатывается та самая компетентность (способность применять знания в реальных ситуациях), которую востребовало общество как результат образования.

учителю:

1) знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем;

2) развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления;

3) воспитывает готовность к восприятию нового;

4) дает возможность добиваться глубокого понимания изучаемых понятий, процессов, явлений, успешно обучать методам исследовательской работы;

5) обеспечивает профессиональный рост.

Работа по данной технологии в начальной школе показывает, что обучать основам ТРИЗ детей этого возраста можно. Дети  быстро усваивают приемы, успешно решают задачи, а позже, воодушевленные успехом, осваивают более сложные для них другие инструменты.

        Использование ТРИЗ делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника и углубляет их предметные знания. На уроках с использованием приёмов ТРИЗ даже самые замкнутые учащиеся с удовольствием включаются в работу.

        Таким образом, проанализировав,  научную и научно-методическую литературу по данной теме, приняв участие в вебинаре «Теория решения изобретательских задач, как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся», я сделала вывод, что использование приёмов методики ТРИЗ существенно  повышает познавательную активность учащихся в изучении  содержания учебного материала, позволяет разнообразить учебную деятельность, помогает вовлечь  в процесс познания всех учащихся. Исходя из важности данной темы, целесообразно использовать методы ТРИЗ технологии в учебной и внеурочной деятельности.

Список использованных источников

  1. Комарчева Л.Д. Как проводил обучение Г.С. Альтшуллер. www.altshuller.ru
  2. Лукашева Т.В. Уроки познания с элементами ТРИЗ в начальной школе. www.trizminsk.ru
  3. Платонова Л.А. Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе. – Начальная школа плюс до и после. - 2006. № 11
  4. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные

технологии. – 2000. – № 5


Приложение 1

.

1.Даны словарные слова: пенал, береза, собака, карандаш,  корова, пятно, свечка, очки, машина, кот.

Распишем методы  ТРИЗ-технологии для каждого слова.

  1. пенал: метод «Системный  лифт». Правила  построения «лифта»: «спускаясь» на этаж вниз, мы всякий раз  оставляем только часть объекта,  а остальное отбрасываем. И наоборот: «поднимаясь» этажом выше, как бы присоединяем новые части – до получения нового целого.

             

В начале задания:                                Конечный результат:

ПРЕДМЕТ В РЮКЗАКЕ

ПРЕДМЕТ В ПЕНАЛЕ

РУЧ . КА

РУЧ . КА

КОРПУС

ПАСТА

        

  1. Береза:. Загадывается объект, предлагаем детям отгадать его с помощью вопросов и ответов «да» и «нет».

Учитель: - Это дерево.

Ученик: - Это вечнозелёное дерево?

Учитель: - Нет.

Ученик: - Это лиственное дерево?

Учитель: - Да.

Ученик: -У этого дерева есть сережки?

Учитель: - Да.

Дети называют слово «береза».

  1. СОБАКА, КАРАНДАШ, КОРОВА, ПЯТНО, СВЕЧКА, ОЧКИ, МАШИНА, КОТ

  • СОБАКА, ПЕНАЛ, КОРОВА: приём «Соседи».  Соседи в ТРИЗ – это объекты, окружающие наш объект в заданном месте. «Соседа» можно разгадывать по признакам, как и любой обычный объект.

СОСЕДИ ОБЪЕКТА

ДВОР

БУДКА

ОШЕЙНИК

ОТВЕТ:

СОСЕДИ ОБЪЕКТА

ТОЧИЛКА

ТЕТРАДЬ

ЛИНЕЙКА

ОТВЕТ:

СОСЕДИ ОБЪЕКТА

ЛУГ

ТРАВА

ТЕЛЕНОК

ОТВЕТ:

ОЧКИ: приём «Составление загадок»

Эти загадки отличаются тем, что указывают, на что похожа каждая часть. Загадка про очки. Первый столбик в таблице убираем (например, стираем резинкой), получаем: "2 медузы на двух крючках, одна буква "В".

Названия частей

Сколько?

На что похожи?

Дужки

2

Рыболовные крючки

Стекла

2

Медузы

Оправа

1

Буква "В"

  • МАШИНА: Приём «Составление загадок» (Разобранные предметы). Загадываем предмет, указывая составные части и их количество:4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина, 1 багажник — получится автомобиль (не спутайте с мотоциклом — там нет кабины). Опора для составления загадок выглядит так:

Количество частей

Названия частей

4

колесо

1

мотор

1

руль

1

кабина

1

багажник

 4.Элементы ТРИЗ можно использовать на уроке по теме «Состав слова»

1.Также, как и у кустов,                            Лес, лесок, лесной, лесник.

Корень слова есть у слов.                      Цвет, цветок, цветной, цветник.

Будь внимателен к словам,                    Летчик, самолёт, полет.

Отыщи в них корень сам:                      Ледяной, ледовый, лёд.

2.Где слова родные, однокоренные ?

Белка, беленький, белить,                         Лист, лиса, лисёнок,

Водяной, вода, водить,                              Лось, лоскут, лосёнок.

3.Поймай родственное слово. (Дети хлопают в ладоши, если слово родственное исходному).

4.Составь «тройку» разных частей речи. (Соревнуются, кто за 5 мин. больше подберёт родственных слов).

5. Кто у кого ? (Записать названия детёнышей, указать корень).