Доклад русский язык 1-4 класс
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Бутылина Нина Александровна

Описание творческих заданий, заданий повышенной трудности в сочетании с групповой деятельностью с целью интеллектуального и творческого развития учащихся на уроках русского языка в начальной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_russkiy_yazyk_1-4_klass.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие технологии

Материалы из опыта
работы по теме:
"Интеллектуальное и творческое
развитие учащихся на уроках русского
языка в начальной школе "

              Учитель Бутылина Н. А.

МОУСОШ №5

г. Курчатов

2005год


ПЛАН

  1. Развитие интеллектуально-творческих, духовнонравственных сил - веление времени.
  2. Речь - главный канал интеллекта.
  3. Творить - значит мыслить.
  1. Развитие творческой активности при решении СТЗ и комплексных упражнений.
  2. Задания повышенной трудности в сочетании с групповой деятельностью.
  3. «Проблема планки» и индивидуализация обучения.
  4. Виды творческих заданий и развитие чувств.
  5. Игра - эффективное средство развития интеллекта и смелости мысли.
  6. Творчество учителя - необходимое условие творчества детей.

VI Система и результат.

ТВОРИТЬ-ЗНАЧИТ

мыслить

У каждого времени свой путь к познанию. У нашего- личностный, творческий. Детям жить в 21 веке, в этой так называемой альтернативной цивилизации, главным богатством которой станут интеллектуальные, духовно-нравственные, творческие силы. Сегодня мы не имеем права загружать детей бесполезными знаниями и ежеурочно требовать отчета о выученном, пытаясь вырастить «энциклопедистов». Ученик сегодня должен быть не столько эрудированным, сколько гибким, умеющим оперировать знаниями в новых условиях, т.е. в условиях непривычной формулировки задания, применяя знания адекватно конкретной ситуации.

В своей педагогической практике я всегда стремилась привить вкус к интеллектуальному труду, к творчеству, помня о том, что высокоразвитый интеллект - явление необыкновенно красивое, особенно, если этот ум - творческий.

Уроки русского языка в начальной школе обладают богатыми возможностями для творческого обогащения, это настоящий полигон для результативных тренировок в развитии главного канала интеллекта - речи. Сама человек в достаточной мере коммуникабельный, я стараюсь на всех уроках организовать пространство для всеобщей коммуникации. Отправная точка модели любого урока - «ученик - ученик- учитель». Я приучаю детей слушать, что говорит товарищ. Если дети согласны с отвечающими, предлагаю дополнить, не повторяясь.

«-Если можете, возразите. Если согласны, развивайте мысль,» - говорю я детям.

Конечно же, высказываю свою точку зрения. В моем классе дети знают, что ценность любой точки зрения, не в ее истинности, а в ее доказательности. Поэтому дети не боятся рассуждать, спрашивать, оценивать свои работы и работы своих одноклассников, любят отвечать у доски.

Никогда не спешу с утверждением наиболее правильного ответа. Высказываются, кто хочет сказать.

Считаю, что благоприятный психологический климат в классе - необходимое условие не только для решения многочисленных обучающих задач, но и для того, чтобы каждый ребенок мог творить себя как личность. А это не проще, чем написать сочинение.

Руководствуясь с известными словами Л.Н.Толстого о том, что «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями собственной мысли, а не памятью», практически никогда не даю детям готовых знаний. Мои ученики находятся в непрерывном творческом поиске, ежедневно отправляясь на поезде Знаний то в научную экспедицию, то в увлекательное путешествие, то на творческую конференцию, выступая в роли конструкторов и изобретателей, научных сотрудников и миротворцев, пытаясь самостоятельно узнать что-то новое, сделать очередное открытие, решая на уроках русского языка субъективно-творческие задачи (СТЗ), т.е. такие задачи, которые в глобальном смысле не являются творческими, но для ученика субъективно таковыми являются. Так, решая СТЗ, изобретаем правило употребления точки в конце предложения, правила правописания. Например: «Как на письме обозначить имена людей, названия городов, чтобы отличить от простых слов: шарик и Шарик, орел и Орел, щучья чешуя и озеро Щучье». В результате поисковой деятельности изобретаем правило употребления мягкого знака для обозначения существительных женского рода с шипящими на конце.

Делаю это так. На наборном полотне выставляю рисунки с изображением предметов:

ерш,        печь,

мышь,        рожь,

грач,        стриж,

тушь,        мяч

Прошу назвать их и определить, чем похожи все существительные. Далее предлагаю разбить существительные на две группы. Дети предлагают разные варианты группировки, в том числе - по родам.

- Как же показать отличие существительного женского рода с шипящим на конце от существительного мужского рода?

Предложений немало. Фиксирую внимание детей на неожиданных поворотах мысли, благодарю за глубокие нестандартные мысли. В результате совместной деятельности «изобретаем» правило, а затем мои ученики легко отвечают на заключительный вопрос обобщающего характера.

-Какого рода существительные могут быть на этих карточках —►        |ч] чь

Дети объясняют, как узнали, приводят свои примеры, читают новые слова, записанные на обратной стороне карточек.

Поезд Знаний летит быстро, совместный творческий поиск продолжается.

Вот мы изучаем безударные гласные в корне. Даю детям слова:

идти,        плести,

нести,        мести,

увести,        грести.

Прошу найти не менее пяти сходств в предложенных словах, ставлю заслуженную пятерку, потому, что это комплексное задание предполагает не только хорошие знания многих грамматических категорий, но и немалое интеллектуальное  напряжение.

Учу детей смотреть и видеть, наблюдать, сравнивать и обобщать. Анализ вроде бы непримечательных фактов - задача увлекательная, поиск неожиданного решения всегда заразителен, тем более, если инструментом развития гибкого ума является групповая деятельность в сочетании с заданием повышенной трудности. Так, работая над темой «Сложные слова» разбиваю класс на пять творческих групп, каждой из которых предстоит выполнить предложенное задание.

«Из двух слов, одно из которых помещено в левой колонке, а второе - в правой составьте одно. Сколько всего новых слов получится?

а)        приз, вино, сад, пол, след, пар, плен,

б)        овод, род, опыт, град, оса, ум, ус.

- Какие из них стали сложными словами?

Развивать смелость мысли, умение лаконично их излагать, повышать эффективность обучения помогает игра, игровые ситуации, без которых не обходится практически не один урок. В игровую форму облекаю также насыщенные орфографическим и грамматическим материалом задания. Так появилась игра «Следопыты», которую провожу в парах.

На доске записываю несколько столбиков слов с пропущенными орфограммами.

- Предлагаю определить, на какое правило все слова.

- Чем похожи слова в каждом столбике?

(сказать кратко)

- Выписать из каждого столбика лишнее слово.

Перед проверкой этого достаточно трудного задания предлагаю выбрать слово ( из записанных на карточке) , которое можно дописать в каждый столбик

        Хочу особо подчеркнуть, что групповые формы работы также веление времени. Считаю, что сегодня важно научить жить вместе. Ведь известно, что в современном обществе усиливается взаимозависимость, которая приводит к осуществлению совместных творческих проектов, мирному и разумному решению конфликтов.

Учу детей не отворачиваться от упражнений, которые кажутся слишком сложными. В психологии это называется «проблемой планки».

Учу детей ставить планку хотя бы чуть-чуть выше. Вместе с тем, с целью индивидуализации обучения предлагаю самим выбрать уровень трудности и объем задания. Предлагая творческую работу, говорю детям: «Вы уже читали рассказы Пришвина. Они написаны прекрасным языком. Слова у него цветут, сверкают. Они то шелестят как травы, то бормочут, как родники, то насвистывают, как птицы, то звенят, как первый лед. Составьте и напишите по выбору одно или несколько предложений, в которых можно сравнить (выставляю карточки):

  • море с огромным зеркалом;
  • росу с маленькими алмазами;
  • хорошую песню с солнцем;
  • дорогу с длинной лентой.

Или при выполнении заданий на группировку предлагаю

детям одну из разновидностей инструкции (РИ).

Первая РИ предлагает:

Прочитать. Распределить существительные в две группы и записать их отдельно:

язь, сельдь, линь, тарань, окунь

форель, карась, кефаль, голавль, стерлядь.

Вторая РИ предлагает распределить в две группы по родам. Третья РИ предлагает записать в одну группу существительные мужского рода, в другую - женского рода.

После самостоятельного выполнения задания провожу коллективное обсуждение, на котором выявляется, что группировка возможна разными способами. Это открывает простор мысли детей.

Творческой активности, развитию речи и интеллекта способствуют задания на поиск закономерностей в ряду слов, три из которых связаны между собой по какому-либо признаку, а четвертая отличается.


            Например:

  • гнездо, муравейнику курятник, берлога

(при изучении склонения существительных)

  • бледный, синеватый, тусклый, скудный (при изучении имен прилагательных)
  • видеть, слышать, отведать, нюхать (н.ф. глагола, спряжение).

Часто использую задания на сравнение, рекомендованные А.В.Поляковой, автором учебника для второго класса. Задания включают элементы проблемности и являются хорошим материалом для детских исследований.

Всегда помню о том, что творчество детей рождается творчеством учителя. Поэтому мне немало приходится изобретать, чтобы увлечь ребят, шагая в ногу со временем. Так в нашем классе появился видеотелефон, с помощью которого провожу самые разнообразные творческие работы, обобщения.

Неисчерпаемые запасы творчества кроются в лексике русского языка, в исследовании образования слов, анализа оттенков их значений. При изучении темы «Род имен прилагательных» (второй класс) определяем значение слова свежий по текстам:

Вкусно пахнет свежим хлебом

(только что испеченным)

К утру подул свежий ветер

(холодный)

Подай мне свежую газету (новую)


В другом случае, работая с синонимами при изучении глаголов П.вр. прошу детей к слову упасть подобрать смешные синонимы, не смешные, страшные. Дети предлагают:

  • шлепнулся, брякнулся, чебурахнулся, растянулся, полетел вверх тормашками;
  • он повалился, свалился, полетел;
  • рухнул, сорвался с лестницы, разбился...

Чтобы выявить тонкие различия синонимов, вводим их в текст, т.е. используем метод языкового эксперимента, который является лучшим способом проверки знания смешиваемых слов; например: вдох и вздох, зло и злобный, обсудим и осудим.

Для развития у детей доказательности использую такой пример:

  • показываю, например, карточку, за которой написаны слова:

месп$, мёстеч «В мест^ыД

  • Называю лишнее слово (место)

- Спрашиваю, по которому признаку я его выделила

     

         - Прошу на индивидуальных досках изобразить схему этого слова, подобрать слова с тем же составом.

Шествие по стране Знаний продолжается. Дети увлеченно изучают крылатые и образные слова, пословицы поговорки, отгадывают буквенно-цифровые ребусы.

        Ведут поиск аналогий, одновременно повторяя правила правописания.

Например:

1) широкий - узкий

а) вежливость

грубость - ?

    б) хамство

    в) трамвай

2) ружье - стрелять

            а) вкусный

пирог- ?

            б) печь

в) печка,

составляют слова по заданной конструкции

— — — ель,

о — ь

мечтатель

соль

родитель

боль

писатель

моль

держатель

толь

водитель

роль

Стали традиционно творческими минутка чистописания, физкультминутка.

Например.

Даю детям задание.

  • Букву для минутки чистописания вы определите

самостоятельно. С ее помощью образуются все слова на данной схеме. Для этого ее надо поставить между буквой к и буквами на концах стрелок.

  • Какая это буква?

- Какие слова с ее помощью можно образовать?

-Сегодня будем писать букву О. С ее помощью мы образовали слова:

кот, ком, колу кон, кок, код.

-Значение каких слов вам непонятно ?

-Определите порядок написания букв в данном ряду.

Оощ Оош Ооч Оо...

-Напишите начатый ряд букв до конца строки, соблюдая указанную последовательность и ориентируясь на алфавит.

На минутке чистописания учащиеся совершенствуют свой графический навык, развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность.

Очень нравятся моим ученикам проведение в нашем классе необычных физкульт-минуток-парадов. В этот момент у учащихся продолжается активная деятельность, фокусируется внимание, наблюдательность, зрительная память.

Так при изучении темы «Мягкий знак на конце слов» в награду детям за работу на уроке я предложила интересные загадки.

1. Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает.

2.Белый камень
в воде тает.

-Постарайтесь запомнить все слова, в которых надо писать мягкий знак.


Эти слова мы пригласим на парад.

      Читает сначала один ученик слова так, как они написаны,         затем все вместе.

-Встаньте, пожалуйста!

-Сейчас зазвучит музыка, мы будем не только маршировать, как на параде, но и постараемся запомнить, как пишутся эти слова.

Звучит музыка. (Марш. Песня о Москве. Сл. и музыка О.Газманова.)

Дети маршируют и одновременно фотографируют глазками слова.

После проверки ни один из учеников не допустил ошибок в написании данных слов.

В «Гимнастику для ума» превратили и словарно-орфографическую работу, а изучение нового материала -это настоящий праздник интеллекта.

Считаю также, что детей надо постоянно удивлять. Не удивишь- не научишь.

Практически на каждом уроке стремлюсь создать эффект удивления, который помогает поддерживать у моих почемучек» неиссякаемый познавательный интерес, жажду познания.

Так, изучая тему «Мягкий знак на конце слова» спрашиваю у детей.

  • Как вы думаете, есть ли в русском языке слова, в которых мягкий знак стоит в середине. (Слова сыплются как из рога изобилия.).

- И еще один весьма интересный вопрос возник у меня,- говорю детям, когда я готовилась к сегодняшней научной экспедиции.

Есть ли в русском языке слова, в которых мягкий знак стоит в середине и в конце слова одновременно?

-Я пока нашла только два слова.

Сельдь, пельмень.

  • Показываю карточки.

Полученная на уроке информация стала новой отправной точкой дальнейшего поиска и новых детских открытий.

Продолжая урок, говорю детям, что люблю наблюдать, как их лица озаряет радость маленьких открытий. Я радуюсь и стараюсь придумать для них новые интересные задания,

Предлагаю детям рассказать, что они любят делать, дополнив одно из предложений по выбору нужными словами и записать их в тетрадь.

Я люблю — в —.

Я люблю —

                                                    Я люблю — с —.

                                                   Я люблю — на —.

На хит-параде представленных конструкций самый высокий рейтинг популярности был у предложения «Я люблю ходить в школу.»

Постскриптум к 1У части.

«Мысль уместить в сто слов не мудрено. Сто мыслей в слово умести одно». (Тадж).