Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме:
    Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже" по программе "Школа России" по ФГОС автор учебника: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

    Открытый урок по  русскому языку  в 4 классе на тему:

                                                                                                                               «Правописание   окончаний  имен существительных   в  дательном   падеже»

     

    составлен  в соответствии с  рабочей программой УМК «Школа России» (1- 4классы),Москва «Просвещение» 2011 г.

    Авторы: Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский   язык: Учебник: 4 класс: в 2 ч.: Ч.1

    Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский   язык: Учебник: 4 класс: в 2 ч.: Ч.1

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.doc137 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ Богородская СОШ

    Открытый урок по  русскому языку  в 4 классе на тему:

                                     «Правописание   окончаний  имен существительных   в  дательном   падеже»

    составлен  в соответствии с  рабочей программой УМК «Школа России» (1- 4классы),Москва «Просвещение» 2011 г.

    Авторы: Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский   язык: Учебник: 4 класс: в 2 ч.: Ч.1

    Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский   язык: Учебник: 4 класс: в 2 ч.: Ч.1

                                                                                                                                             Провела: Киотова Н.В.,

                                                                                                                                               учитель начальных классов

                                  Тема: «Правописание   окончаний  имен существительных   в  дательном   падеже»

          Тип урока: изучение нового материала.

    Задачи: 

    • развивать умения  выделять признаки  существительных  в  дательном падеже;
    • формулировать  умения  использовать имена существительные в форме дательного  падежа;
    • учить  объяснять написание безударных  окончаний;

    Планируемые   результаты.

                       Предметные

    • называть признаки  имен  существительных   в дательном  падеже;
    • выбирать  способы  проверки  безударных  окончаний имен   существительных  в дательном  падеже;
    •  объяснять написание  безударных окончаний имен существительных в дательном падеже;
    • сопоставлять формы  имен существительных, имеющих  окончания –е, -и

    Метапредметные

    • понимать и сохранять в памяти   учебную   задачу урока;
    • планировать деятельность в соответствии с поставленной  задачей;
    • работать с  табличной формой представления информации;
    • активно сотрудничать в группах и в парах;
    • находить  способы выхода из конфликтных ситуаций;

    Личностные

    • осознавать       значимость межличностных  отношений, умение  сохранять дружественные  отношения с  окружающими;

    Ресурсы  урока: учебник (часть № 1),  рабочая  тетрадь ( часть № 1), электронное приложение, рабочая  программа.

    Характеристика  деятельности  учащихся:

    • устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания определять способ его проверки;
    • анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова;
    • сопоставлять   формы  имен существительных, имеющих окончания –е, -и;
    • обосновывать написание безударного падежного окончания;
    • контролировать  правильность записи  в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и  исправлять ошибки;

                                                                       План  урока с  хронометражем.

    Этап урока.

    I.

    Мотивация познавательной деятельности.

           5 мин.

    II.

     Актуализация  необходимых знаний.

       6 мин.

    Минутка  чистописания.

    Работа  в  группах.

    III.

    Физкультминутка.

    2 мин.

    IV.

    Организация познавательной  деятельности.

    20 мин.

    Самостоятельная работа.

    Работа по учебнику.

    Упр.209

    Работа   в парах.

    Коллективная   работа.

    Упр.210.

    V.

     Подведение итогов.

    Диагностика достижения планируемых  результатов.

    5 мин

    VI .

    Рефлексия.

    5 мин.

    VII.

    Домашнее задание.

    2 мин.

                                                                                       Ход  урока.

    Этап  урока

    Содержание  деятельности  урока

    Содержание деятельности  учащихся

    Формирование УУД

    I. Мотивация познавательной деятельности.

    II. Актуализация  необходимых знаний.

    1.Минутка  чистописания.

    Упр.208.

    2.Работа  в  группах.

    - Здравствуйте, ребята! Сегодня  у нас открытый урок  русского языка, который  мы начнем  с  предложения.

    Запись предложения   на доске.

    На  ветвях молодой рябины  дружно  кормятся  вкусными ягодами  снегири.

    - Разберите  предложение по членам  предложения и определите  какое это предложение?

    - Ребята, найдите   имена  существительные в предложении и  определите  падеж.

     Ребята, разберите слово  рябины, как часть речи (произведите морфологический  разбор).

    - Молодцы!

    - Ребята, сейчас откройте   учебники на с.113, прочитайте тему  урока и попробуйте заполнить таблицу, которая  записана у вас на карточках.

    Знаю

    Не знаю

    Хочу узнать

    Источник

    информации

    - Ребята, давайте на  основе  данных таблицы попробуем  сформулировать  задачу    сегодняшнего  урока.

    - Над  чем  сегодня  будем   работать на уроке русского   языка?

    - Ребята, сейчас  откроем  тетради, запишем   число, классная   работа  и перейдем к  минутке  чистописания.

    _Запишите  буквосочетания,  записанные на доске.

    - Спишите слова, вставьте пропущенные буквы и  над словами укажите  часть  речи.

    Организует  деятельность  учащихся  по заданию к упр. 208 в учебнике – составить сообщение об именах существительных в дательном падеже по таблице.

    - Ребята, обратите внимание на  упр. 208 на с. 113, прочитайте задание.

    - Я предлагаю вам  составить сообщение об именах существительных в  дательном падеже по таблице в группах.

    - Ребята, обратите внимание на экран.

    - Давайте, проверим себя, правильно ли вы составили сообщения об именах существительных в дательном  падеже по таблице.

    (работа с электронным приложением).

    Учитель задает проблемный  вопрос:

    - Ребята, скажите, а как проверить написание безударного окончания имен существительных в дательном падеже?

    - Давайте  приведем  примеры:

    (Запишите в тетради)

    Дал (кому?)  приятелю (2 скл)

    Дал (кому?) кораблю. ( 2 скл).

    - Разбирают  предложение  совместно с учителем по  членам  предложения.

    Это предложение  простое, т.к в нем одна  основа.

    Отвечают на вопросы и определяют падеж имен существительных.

    На ветвях ( чего?) рябины – сущ, отвечает на вопрос   чего?, н.ф -  рябина, нариц, неодуш, ж.р, 1 скл, Р.п, ед.ч, втор. чл.

    Находят  в  учебнике с.113 и читают  название темы  урока.

    Заполняют графы  таблицы. Обсуждают  с одноклассниками.

    Определяют   учебную  задачу – уточнить признаки, по которым можно   определить дательный падеж имен существительных, учиться  писать безударные  окончания имен существительных в дательном падеже.

    lglglglg

    д..рев..я

    д..ждливый

    друж..т

    Составляют  сообщение.

    Ищут информацию в учебнике.

    Предоставляют  информацию.

    Имена существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому? чему? где?  куда?  Имеют предлоги к, по.

    А также окончания

    1-е скл: е

    2 – е скл: - у, -ю

    3 – е скл: -и

    Роль в предложении: второстепенный  член предложения.

    Ударные и безударные окончания пишутся  одинаково: рад (кому? чему?) сестре, дедушке, кольцу, другу, кораблю, приятелю, любви, помощи.

    Отвечают на вопрос  учителя.

    1. вспомнить окончание имени существительного данного типа склонения в дательном падеже;
    2. подобрать  имя существительное этого же склонения с ударным окончанием в  дательном падеже;

    Личностные УУД

    Самоопределение

    (мотивация  учения)

    Положительное  отношение к изучению русского языка, понимание  его богатства.

    Познавательные УУД

    (Логические)

     синтез целого из частей.

    Коммуникативные УУД

    (Планирование)

     умение строить свое высказывание по плану.

    Регулятивные УУД

    (Целеполагание)

    Умение слушать   в соответствии с   целевой  установкой. Принимать и сохранять

    учебную цель и задачу.

    Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного  задания.

    Регулятивные УУД

    (Целеполагание)

    (постановка учебной задачи на основе соотношения того, что  уже известно и усвоения учащимися, и того, что  еще неизвестно).

    Познавательные УУД

    (Общеучебные)

    умение соотносить определение и схему, пользоваться информацией, представленной в них, в практической деятельности.

    Коммуникативные УУД

    (Постановка вопросов)

     умение работать  в группе

    Коммуникативные УУД

    (Планирование)

    умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем.

    III. Физкультминутка

    - А  сейчас давайте тихонько встанем из- за парт и немножко разомнемся.

    Буратино потянулся,

    Раз нагнулся ,

    Два нагнулся,

    Руки в стороны развел,

    Только ключик не нашел,

    Чтобы ключик нам достать,

    Надо на носочки встать.

    Выполняют физические  упражнения.

    IV. Организация познавательной  деятельности.

    3.Самостоятельная работа.

    (Задание  в рабочей   тетради).

    Работа по учебнику.

    Упр.209

    4.Работа   в парах.

    5.Коллективная   работа.

    Упр.210.

    Создает  условия для наблюдения за написанием окончаний имен существительных в дательном падеже по заданию   к упр. 144 в рабочей  тетради.

    Задание в рабочей тетради:

    Прочитайте   отрывок  из стихотворения В.Орлова   «Живая   азбука».

    Нас  в  любое время года учит  мудрая  природа.

    Птицы учат пению. Паучок  терпению.

    Пчелы  в поле и в саду обучают нас  труду. И к тому же в их труде все по справедливости.

    Отражение   в    воде учит нас правдивости

    Учит  снег нас   чистоте

    Солнце  учит доброте….

    • Объясните, как   вы  поняли стихотворение.
    • Найдите  имена существительные в дательном падеже.
    • Укажи над ними  склонение и выделите окончание.

    - Ребята,  давайте  так какие же окончания  имеют имена существительные в дательном падеже в  1 – ом, 2-ом и 3 –ем  склонении?

    - Для  того, чтобы закрепить правило, давайте выполним задание, которое дается  в электронном приложении.

    Организует деятельность учащихся по заданию к упр. 209  в учебнике. Предлагает объяснить написание окончаний имен существительных в дательном падеже, подготовиться к письму по памяти.

    - Ребята, посмотрите на упр. 209 с.114. Прочитайте задание.

    -Сейчас мы с вами будем работать в парах.

    - Прочитайте предложение.

    Упражнение 209.

    К добру и миру тянется   мудрец.

    К войне и распрям тянется  глупец.

    - Ребята, обсудите, справедливы ли эти слова. О чем они нас   заставляют нас задуматься ?

    - Запишите по памяти.

    - Укажите имена существительные в форме дательного падежа единственного числа. Выделите их окончания.

    - Ребята, обратите внимание, что у имен существительных в дательном падеже окончания разные. Почему?

    - Ребята, посмотрите на упр. 210. Прочитайте задание.

    Пословица к (слово) молвится. По (капля) – дождь, по (росинка) – роса. По (речь) узнают человека.  (Дело) – время, (потеха)  - час.  Поступай всегда по (совесть). Отвага – (сила) подруга.  Цыплят по (осень) считают.  К всякой (вещь) относись бережно.

    - Ребята, подумайте и скажите, одинаковые ли окончания буду у имен существительных данных в скобках.

    Нет, т.к имена существительные относятся к разным склонениям.

    • Объясните, одинаковые ли окончания будут у имен существительных, данных в скобках, в форме дательного падежа.
    • Запишите, ставя имена существительные из скобок в форму дательного падежа. Укажите склонение, выделите окончание.

    Читают задание. Объясняют смысл стихотворения. Находят  существительные в дательном  падеже. Выделяют  склонение и окончание. Делают вывод о том, что какие  окончания могут быть  у данных имен существительных в 1-ом, 2-ом, 3- ем склонении.

    Нас  в  любое время года учит  мудрая  природа.

    Птицы учат пению. Паучок  терпению.

    Пчелы  в поле и в саду обучают нас  труду. И к тому же в их труде все по справедливости.

    Отражение   в    воде учит нас правдивости

    Учит  снег нас   чистоте

    Солнце  учит доброте….

    Пению – 2 скл.

    Терпению – 2 скл.

    Труду – 2 скл.

    Правдивости – 3  скл.

    Чистоте – 1 скл.

    Доброте – 1 скл.

    1 скл – е

    2 скл – у, ю

    3 скл – и

    Только добром  можно добиться всего хорошего для себя и других.

    Записывают высказывание.

    К добру и миру тянется   мудрец.

    К войне и распрям тянется  глупец.

    Вывод: в дательном падеже в имена существительные имеют разные окончания: в 1 – ом склонении е, во 2 –ом склонении – у,ю,  в 3 склонении – и.

    Читают задание.

    Предполагают, что у имен существительных в форме дательного падежа будут разные окончания, так как они относятся к разным  склонениям. По окончаниям проверяют свое предложение – называют выделенные окончания, обобщают, какие окончания пишутся у имен существительных в дательном падеже.

    Записывают пословицы, раскрывают скобки.

    Пословица к слову молвится.

    По капле - дождь, по росинке –

    роса. По речи узнают человека. Делу – время, потехе – час. Поступай всегда по совести. Цыплят по осени считают. К всякой   вещи относись  бережно.

    Познавательные УУД

    (Общеучебные)

    умение соотносить определение и схему, пользоваться информацией, представленной в них, в практической деятельности.

    Познавательные УУД

    (Логические)

     умение анализировать текст, делать выводы на основе анализа.

    Коммуникативные УУД

     умение работать в паре

    Познавательные УУД

    умение соотносить определение и схему, пользоваться информацией, представленной в них, в практической деятельности.

    Регулятивные УУД:

    (контроль)

    Умение проводить контроль по форме сличения.

    Познавательные УУД

    (Логические)

    умение доказывать свое мнение на основе усвоенных знаний.

    Познавательное  УУД

    (синтез)

    синтез –достраивание текста с восполнением недостающих компонентов.

    Коммуникативные УУД

    (Планирование)

     умение строить свое высказывание по образцу / по плану.

    Познавательные УУД

    (Общеучебные)

    умение самостоятельно формулировать выводы.

    V. Подведение итогов.

    6.Диагностика достижения планируемых  результатов.

    VI .Рефлексия.

    Записать  слова в дательном падеже, используя предлоги. Указать склонение и выделить окончания.

    Лестница, береза, встреча, , озеро, солнце, клен, сирень, тень.

    Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает оценить их работу на уроке, обратившись к таблице, заполненной в начале урока.

    - Понравилась ли вам работа на уроке?

    - Как вы считаете, достигли ли вы цели?

    Оцените себя.

     По лестнице, к березе, к встрече,  к озеру, к солнцу, к клену, к сирени, к тени.

    Обращаются к таблице. Составляют сообщение: что знали по теме урока, чего не знали, но хотели узнать, чему научились, с какими источниками информации работали.

    Познавательные УУД

    умение соотносить определение и схему, пользоваться информацией, представленной в них, в практической деятельности.

    Аргументировать свою точку зрения. Извлекать информацию из различных источников. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

    VII. Домашнее задание.

    - Ребята,  обратите внимание на упр.211 на с. 114, которое вы будете выполнять дома.

    Прочитайте задание.

    • Составьте словосочетания, состоящие из глагола и  имени существительного с  предлогом или без предлога в форме дательного падежа.

    Выполняйте по образцу, который дан в учебнике.

    Регулятивные УУД

    (Планирование)

    (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана  и последовательности действий)



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г

    Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составлена на 175 часов в год ( 5 часов в неделю, 35 учебных недель) с указанием ст...

    Тематическое планирование по русскому языку (Канакина В.П., Горецкий В.Г.) 3класс

    Тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе по учебнику Канакиной В.Н., Горецкого В.Г. " Школа России"...

    Русский язык 3 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. Сочинение «Серая шейка»

    Русский язык 3 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. Сочинение «Серая шейка»....

    КТП русский язык 4 кл Канакиной В.П., Горецкого В.Г.

    КТП русский язык 4 кл Канакиной В.П., Горецкого В.Г. к УМК "Школа России"...

    "Картинная галерея". Электронное пособие к учебнику «Русский язык» Канакиной В.П., Горецкого В.Г.

    В пособии собраны репродукции картин, по которым ведется работа во 2-4 классах на уроках русского языка....

    Рабочая программа по русскому языку для 2 класса общеобразовательной школы, Канакина В.П, Горецкий В.Г. (М.: Просвещение, 2012 г.)

    Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на ос...