Методическая разработка раздела учебной программы Раздел «Части речи. Имя существительное»
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему

Бунтова Анна Владимировна

Раздел программы по грамматике и правописанию, посвященный изучению частей речи в начальных классах, самый боль­шой: специально этому разделу в программах 2 – 4 классов отводится 212 час, т. е. почти половина всех часов, отводимых на грамматику и правописание в этих классах, не считая количества часов, которые в учебниках приходятся на повторение в начале и конце учебного года. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка раздела учебной программы 2 класс Раздел «Части речи. Имя существительное» Учитель начальных классов Бунтова Анна Владимировна

Слайд 2

Язык – духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка, средство становления всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения, средство познания окружающего мира и самого себя. Совершенно очевидно, какую огромную роль могут сыграть в развитии и укреплении всех видов умственной и речевой деятельности правильно поставленные занятия по языку. К. Б. Бархин, Е.С. Истрина Пояснительная записка

Слайд 3

Раздел программы по грамматике и правописанию, посвященный изучению частей речи в начальных классах, самый боль­шой: специально этому разделу в программах 2 – 4 классов отводится 212 час, т. е. почти половина всех часов, отводимых на грамматику и правописание в этих классах, не считая количества часов, которые в учебниках приходятся на повторение в начале и конце учебного года.

Слайд 4

Имя существительное — очень важная часть речи. Если из языка убрать все имена сущест­вительные, то нам станет не о чем разговаривать. Почему? Имена существительные — это те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. Такие слова отвечают на вопрос кто? или что?. Части речи — это основные, самые общие раз­ряды слов, в которых соединяются лексические и грамматические значения. Без изучения частей речи детям трудно разобраться и в правописании слов. Многочисленные и разнообразные окончания слов, которые меняются в процессе речи, подчиняются определенным правилам, опирающимся на понятия частей речи и их грамматические формы.

Слайд 5

Обучающие: 1. Ознакомление с обобщенным лексическим значением имени существительного. 2 .Ознакомление с грамматическим значением имени существительного . 3.Формирование понятия «имя существительное» Развивающие : 1. Развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? что?. 2. Развитие умения работать в группе и индивидуально. 3. Развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности). 4. Обогащение словарного запаса учащихся. Воспитательные: 1. Воспитание учебно-познавательного интереса к русскому языку 2. Приобщение к культурному наследию русского народа. 3. Формирование коммуникативных качеств и умения оценивать себя 1. Изучить современные педагогические технологии и применять их на своих уроках 2. Особое внимание уделить информационным технологиям, т. к. в школе имеются для этого возможности. 3. Постепенно создавать свою дидактическую копилку. Цели и задачи раздела Цели для себя: Цели для учащихся:

Слайд 6

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала в соответствии с возрастными особенностями. Восприятие Внимание Память Мышление

Слайд 7

Для того чтобы содержание курса грамматики и правописания было доступно учащимся младшего школьного возраста, чтобы знания по языку были более содержательными и осмысленными, а умения и навыки были прочными, программа русского языка для начальных классов построена концентрически, ступенчато. Понятие об имени существительном речи как о лексико-грамматическом разряде слов усваивается не сразу, а постепенно: В I классе дети учатся к полнозначным словам ставить вопросы (кто? что?). Во II классе детям вводится дается понятие об имени существительном, причем сообщаются соответствующие грамматические термины, указываются их значения и некоторые формальные признаки (род, число). В III-IV классе они знакомятся со склонениями и основными правилами правописания имен существительных.

Слайд 8

Изучив во 2 классе раздел «Части речи. Имя существительное» учащиеся должны знать: Ожидаемые результаты освоения раздела программы - лексическое значение слова (название предмета, явления природы) - грамматическое значение, грамматические категории, характеризующие слово ( род, число) Применяя полученные знания, учащиеся должны уметь: - различать лексико-грамматические признаки имени существительного; - различать существительные мужского, женского, среднего рода; - употреблять прописную букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; - использовать приобретенные навыки, знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни для выделения имени существительного по двум признакам – значению и вопросу; - приобрести коммуникативные навыки; - учиться обобщать, доказывать и обосновывать свои ответы;

Слайд 9

Научить всему детей невозможно. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся С изменением задач изменяется и характер преподавания дисциплин. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем — «Чем учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.

Слайд 10

Образовательные технологии игровые технологии; информационно-коммуникационные технологии; технологии проблемного обучения; здоровьесберегающие технологии; технологии личностно-ориентированного подхода; рефлексивные технологии.

Слайд 11

Первая, простейшая функция — облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и пр. Применение игровых технологий Вторая функция — «театрализация» учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей. Артистические приемы используются в ролевых диалогах и полилогах, в чтении по ролям Третья функция — соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству, от простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к литературному творчеству, к соревнованию в качестве и глубине познаний Названные три функции игры представляют собой ступени от игры-забавы к игре — увлечению познанием. Это высшая ступень — от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ».

Слайд 12

Использование информационно-коммуникационной технологии (ИКТ) позволяет проводить уроки: На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация). Обеспечивает наглядность. Привлекает большое количество дидактического материала. Повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза. Обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания). Применение информационных технологий

Слайд 13

ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: Повышает качество знаний Продвигает ребёнка в общем развитии Помогает преодолеть трудности Вносит радость в жизнь ребёнка Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития Создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе

Слайд 14

Рефлексия в учебной деятельности — это осознанное получение новых знаний, когда ученик: Применение приемов рефлексивных технологий 1) анализирует и актуализирует имеющиеся знания и умения; 2) пополняет их, вдумчиво выполняя задание; Приемы, выработанные рефлексивными технологиями обучения, могут быть использованы в обучении младших школьников. Это сделает учебный процесс более осмысленным для ребенка и приблизит его к реальной жизни. 3) критически оценивает сделанное; 4) проверяет и анализирует результат своей деятельности. Кажется, что для начальной школы ме­тоды и приемы рефлексивных технологий слишком сложны и трудоемки. Опыт показывает, что это не так. Именно начальная школа может научить ребенка азам критического мышления, т.е. умению оценить, осмыслить.

Слайд 15

Методы обучения наглядные методы Объяснительно - иллюстративный метод работа с учебником репродуктивный метод методы проблемного обучения.

Слайд 16

Формы организации учебной деятельности учащихся Фронтальная Индивидуальная Групповая

Слайд 17

Поурочное планирование по разделу «Части речи. Имя существительное» (в рамках календарно-тематического планирования) № Название раздела Кол-во часов Кол-во часов отведенных на уроки чистописания 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Предложение Звуки и буквы Части речи. Имя существительное Части речи. Глагол Части речи. Имя прилагательное Предлог Корень слова. Однокоренные слова Связь слов в предложении Повторение 9 52 11 7 9 6 22 11 8 2 13 3 2 3 2 5 3 2

Слайд 18

Результаты освоения раздела учебной программы Быть грамотным – значит свободно владеть богатствами родного языка в устной и письменной речи. Богатства эти поистине неисчерпаемы. Чтобы ими овладеть, необходимо получить определенные знания в области русского языка.

Слайд 19

Спасибо за внимание!